Способность видеть, слышать, чувствовать.
Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительнымобразам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие всупермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогатьбананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Выудивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откуситькусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую издома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье. В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новыеосязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-томеньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам иливеществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу,если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытыватьотвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышеннуютактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те илииные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, иликапните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобрететподобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении кразным поверхностям. Разнообразие -- важный элемент при восприятии мира через прикосновения.Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравитсяшлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру илигладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательнонадевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первыешаги. В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения ипредставляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значитспрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда выперепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать еготам, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашейрукой и уверенно направляется к новому тайнику. Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Еслималышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастсяпоставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чемэто у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзязасунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большиекоробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это можетпревратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускатьмаленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять кластьобратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малышбудет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени. В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастаетпотребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающимилюдьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состояниион находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он илибеспокоится. Двух-трехмесяч-ному младенцу удавалось подавать лишь отдельныеусловные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности дляобщения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее,чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часторечевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые илибабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка сгордостью рассказывает о своем внуке или внучке. "Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой вбассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, ачерез мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу,смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротниксвоего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о".Она говорила мне, что хочет опять в бассейн". "Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинаетговорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду,„дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня.А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту,где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит„ммм". Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов.Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторыепродукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб илипеченье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенокрадостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что емухорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова,включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенокпытается жестами изображать то, о чем в ней говорится. Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится сновыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особымэнтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает своехорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя вобщении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремитсябыть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается застолом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенкапосадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громкимкриком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легкоисполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом.Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместепесню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять"машиной. Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрастенекоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малышпостоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей.Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себесилы преодолеть страх перед разлукой с родителями. В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни умалыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затемпоявляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдругначинает снова что-то требовать, и их сон прерывается. Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или даваяпитье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель.Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход изположения -- остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласковопоглаживая и напевая колыбельную песню.
Понимаем своего ребенка
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
Поездка в автомобиле Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу,как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечьмалыша во время путешествия. Возьмите ребенка в магазин за покупками Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычнотакие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что онвидит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов.Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можетепостепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться. Новые друзья Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводитьновых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомомучеловеку, если тот подарит ему игрушку. Поход в ресторан Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. Ксожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подаютвзрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик ипосадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками иедой для малыша.Зак. No 245
193 Игры с другими детьми Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него естьстаршие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает заих играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведутсебя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некотороевремя познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и дажеобменяются игрушками.Время игр
Покормите куклу Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попроситеего покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается,он поймет, о чем вы говорите. Дочки-матери Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесыватьей волосы. Юмор Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Онначинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное.Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки.Видите, как смеется ваш малыш? За окном Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенкак окну и расскажите ему о том, что там видно. Новые открытия Чувство ритма Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой поперевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных. Через тоннель Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенокбудет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля. Наденьте куклу на руку Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться. Игрушка с ленточкой Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашегоребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянииот малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попроситеего дагь вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обеигрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки. Заводная игрушка Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте емумашинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш можетрегулировать ее движение. Развитие координации "Гимнастическое бревно" Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску),размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малышнаходится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должендобраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то играбудет еще интереснее. Клейкая бумага Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее покраям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге.Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их. Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша.Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест. Помогите малышу спуститься с лестницы Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, какнужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенкубезопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, чтолестница будет постоянно закрыта.) Стул вместо ходунков Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкийстульчик, передвигать его по комнате. Пусть малыш, покатает коляску Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькуюколяску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учитсяподдерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляскастала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.) Босиком по полу Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, емупонравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походитбосиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве. Принятие решений Печенье в коробочке Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или впластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажитемалышу как ее снять и достать печенье. Игра в мяч Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, ипусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик,стараясь поддерживать ритм. Заверните игрушки Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенокразвернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой. Холодные предметы Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьтенесколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том,какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить ихв холодильник. Сшейте для ребенка сумку Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи.Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их. Как обуть туфли Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать. Домашние животные Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделатьсейчас, пока малыш еще недоста-ОО
точно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К томувремени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и вслучае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромноеудовольствие от игры с четвероногим другом. Сидящие игрушки Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положитеигрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячееположение.Повседневные дела
Время кормления Сыпучие продукты Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовойчашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливаниемводы. Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно ихпересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков настол, малыш с удовольствием их попробует. Рисунок из муки Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебныерисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводитепо муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямыелинии. Крекеры Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, илипусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытываетчувство ответственности. Самообслуживание Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он самотложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо емузахочется попробовать. Чашка и ложка Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость.Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. Вэту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большегоинтереса положите в воду кусочки льда. Время купания Утиный суп Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различныесосуды, малыш знакомится с по- нятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите вванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку ипоймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развитькоординацию движений рук и глазомер. Чистая ванночка Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать постенкам кружки и проводить линии вверх и вниз. Зачерпни и вылови Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпыватьситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитиюкоординации движений. Зубная щетка Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы. Переодевание Игра с наклейками Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу,позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствиемприкреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда егопереодеть. Одежда для мишки Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте еенашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во времяпереодевания. Клейкая лента Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания,попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будетприклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду. Время отдыха Картинки, которые умеют пищать Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Покавы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можнокупить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последниеновинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своейсамодельной книге.) Одежка на молнии Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, какмолния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пустьребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки. Игра с перчатками Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количествопроблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на рукуперчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу. Песня в автомобиле Петь хорошо знакомые песни -- отличное занятие во время поездки намашине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте емукакую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.* Двенадцать месяцев *
Мир ребенка
Часто самая любимая фотография в семейном альбоме это изображающаяребенка в первый день его рождения, когда он обеими руками залезает впраздничный торт. В своем стремлении к исследованиям ребенок с головойокунается в неизведанное. С момента рождения ваш малыш активно изучаетокружающий его мир. В первые месяцы жизни познание мира ограничивалось тем,что он смотрел вокруг, прислушивался к звукам и знакомился с новымиощущениями. В возрасте от трех до шести месяцев его исследованияпростираются на расстояние вытянутой руки, которой он пытается потрогать ипощупать все, включая и лица родителей. Начиная с шести месяцев, ребенокучится ползать, садиться и вставать на ноги, что дает ему возможность ещебольше расширить свои познания об окружающем мире. Когда ваш ребенок вступает во второй год жизни, вы обнаруживаете, чтоон стал по-новому относиться к своему окружению; теперь он не толькоисследует его, но и пытается экспериментировать. Малыш увлеченно вытряхиваетсодержимое маминой сумочки, стремясь найти способы, как это сделать быстрееи эффективнее. Сначала он вынимает предметы по одному, затем запускает всумочку обе руки и выгребает ее содержимое. Наконец он встает, держа сумочкув руках, переворачивает ее и наблюдает за тем, как все, что там ещеосталось, вываливается на пол. Также меняется его поведение по отношению кокружающим людям. Ребенок постепенно начинает понимать, что может оказыватьна них влияние, и активно использует это. Несколько месяцев назад он могзатеять игру с незнакомым человеком, предлагая ему взять игрушку, а затемзабирая ее обратно. Теперь мы видим, что во время игры малыш начинаетозорничать. Он неожиданно протягивает гостю печенье. Как только тотсобирается откусить кусочек, малыш отдергивает'руку и смеется. Желаниеребенка подразнить гостя очевидно. Малыш начинает подражать взрослым, что указывает на его способностьанализировать их поведение. Теперь он повторяет не только ваши действия, нои манеру поведения. Ребенок вытирает свой столик после обеда и подражаетвзрослому, рассеянно постукивающему пальцами или теребящему мочку уха.Особенно ему нравится гримасничать -- сердито хмуриться или морщить нос. Внимательное наблюдение за годовалым ребенком дает повод думать, чтоего поведению свойственна игра воображения. Она носит в основном чертыподражания и позволяет нам узнать, как это происходит. Мама, чувствуя себявиноватой, уронив куклу на пол, поднимает ее и жалеет. Спустя некотороевремя мы видим, как малыш крепко обнимает и целует куклу. Мама с шумомкатает игрушечную машинку по краю ванной, и на следующий вечер ребенокделает то же самое. Способность малыша восстанавливать в памяти знакомыесцены и события свидетельствует о развитии его интеллекта. В будущем выможете в значительной стсчк'пм способствовать этому развитию.Двигательные навыки