Раздел 3. влияние романтических тенденций на стилистические особенности композитора.

Опора на лиричность, вокальность высказывания как-то естественно притягивают к себе программность, романтические тенденции музыки. Некоторые связи с романтизмом и неоромантизмом прослеживаются в программных тенденциях. Многие произведения композитора воспринимаются как выраженное средствами музыки повествование. Даже самое беглое ознакомление с перечнем произведений композитора, убеждаемся в явном преобладании программных жанров. Почти все хоровые сочинения имеют названия, более или менее ясно раскрывающие образный замысел, но программность обнаруживается и в самой музыке композитора, в определенном способе воплощения действительности.

С романтизмом автора сближает и большое внимание к народному творчеству. В этом прослеживаются традиции основоположников национальных школ – Грига, Дворжака и, в особенности, русских композиторов «Могучей кучки».

Нашли отражение в творчестве Л.Дычко и некоторые течения современной музыки. Те произведения, которые передают впечатления от внешнего мира или раскрывают нюансы психологических состояний отличаются тонкой импрессионистической гармонией. В частности, автор использует неопределенное, таинственное звучание квартовых аккордов, холодный блеск целотонной гармонии, интервальный и аккордовый параллелизм. В этой импрессионистической звуковой живописи кое-где можно почувствовать воздействие гармонии Дебюсси.

В связи с характерной програмностью, некоторой романтической направленности можно отметить еще одну склонность Л.Дычко к определенной теме, которая присутствует «образным лейтмотивом» почти во всех произведениях композитора и многократно, многообразно переосмысляется: человек и природа, в аспекте «человек – часть природы». Есть в этом единении что-то от языческого мировосприятия. Вот почему органичны все произведения Л.Дычко, связанные с «внешними» или «внутренними» образами природы: природа как живое существо, природа и человеческий труд, смена времен года – эти темы постоянно присутствуют в творчестве композитора и раскрываются с разнообразнейших неожиданных аспектов, но всегда с вдохновенной лирической романтичностью.

ВЫВОДЫ

Леся Васильевна Дычко стала знаковой фигурой в музыкальном искусстве Украины второй половины ХХ века. Главные достижения композитора связаны, прежде всего, с жанрами хоровой музыки.

Формулируя черты стиля композитора, следует отметить основные кланы, на которых зиждется все творчество композитора:

- национальное своеобразие, тесные и многогранные связи с украинским фольклором;

- связь с изобразительным искусством, которая способствует возникновению у композитора новых идей, стремлению к «слухозрительному» ассоциированию;

- ярко выраженная лирическая природа высказывания.

В творчестве композитора зримо проступают связи с древнейшими образцами украинской музыки: старинными пластами календарно-обрядовых, лирико-эпических жанров и трансформацией аутентичных фольклорных основ. Фольклорный материал получает по истине индивидуальное прочтение и авторское переосмысление. Опираясь на образцы народно-песенного творчества и используя новые достижения современной композиторской техники, Леся Дычко создала свой неповторимый стиль, где проявились яркие черты украинской национальной ментальности. Эксперименты с расширением функций хора привели к интересным находкам в жанре, в частности, таким, как "стереофоническое" пространственное звучание, элементы театрализации.
Ряд индивидуальных особенностей ладогармонического языка Леси Дычко обусловлен влиянием именно народной хоровой культуры, отсюда, - характер и приемы звуковедения, оригинальное построение горизонтали и вертикали.

Таким образом, хоровое творчество Л.В.Дычко является важной, но характерной составляющей современного взгляда на тысячелетнюю традицию. Синтез народнопесенного начала и современной композиторской техники письма является основополагающим в хоровом наследии композитора. Рассмотренные стилистические приемы находят свое органичное претворение и у более молодых украинских композиторов-последователей Леси Васильевны. К таковым, например, можем отнести хоровые произведения одесского композитора Олега Полевого, днепропетровского композитора Валентины Мартынюк, киевских композиторов Анны Гаврилец, Александра Яковчука и других.

Использованная литература:

1.Андрос Н. Деякі питання взаємозв‘язку професійного хорового мистецтва і народної пісні в українській радянській музиці / Н.Андрос // Українське музикознавство. – К. : Музична Україна, 1969. – Вип. 5. – С. 134-142.

2.Горюхина Н.А. Основные черты украинской хоровой классической музыки и их развитие в хоровом творчестве советских украинских композиторов: Дис. канд. искусствоведения. - К., 1956. - 343 с.

3.Гулеско I.I. Нацiональний хоровий стиль: Навчальний посiбник. - Харкiв: ХДIК, 1994. - 108с.

4.История украинской музыки: Учеб. пособие / Сост. и ред. А.Я.Шреер-Ткаченко. – М. : Музыка, 1981. – 271 с.

5.Конькова Г.В. Особенности преломления фольклора в творчестве украинских композиторов 60-70х годов / Г.В. Конькова // Музыкальное искусство социалистического общества: проблемы духовного обогащения личности. Материалы республиканской научной конференции. – К. : Наукова думка, 1982. – С. 70-72.

6.Корелюк Н. Корифеї української хорової культури ХХ ст. / Н.Корелюк. – К. : Музична Україна, 1994. – 288 с.

7.Лащенко А.П. Хоровая культура: аспекты изучения и развития. - К. : Музична Україна, 1989. - 136с.

8.Ляшенко И.О. О традициях в современной украинской музыке / И.О.Ляшенко // Музыкальный современник. – Вып. 1. – М. : Советский композитор, 1973. – С. 344

9.Луговенко В., Ніколаєва Н. Українська хорова література / В.Луговенко, Н.Ніколаєва. – К. : Музична Україна, 1985. – 62 с.

10.Мазель Л., Цукерман В. Анализ музыкальных призведений. Элементы музики и методика анализа малих форм / Л.Мазель, В.Цукерман. – М. : Музыка, 1967. – 365 с.

11.Пархоменко Л. Жанрові різновиди хорових творів (спроба систематизації та класифікації) / Л.Пархоменко // Проблеми української радянької музики. – К. : Музична Україна, 1969. – Вип.2. – С.50-112.

12.Письменна О. Хорова музика Лесі Дичко. Навчальний посібник для вищих навчальних закладів культури і мистецтв ІІІ-ІV рівнів акредитації / О.Письменна. – Львів : НАУКОВЕ ТОВАРИСТВО ім. ШЕВЧЕНКА, 2010. – 203 с.

13.Сучасні композитори України : довідник сучасних композиторів України / керівник проекту К.Цепколенко, ред.-упорядники О.Перепелиця, Ю.Семенов. – Одеса : Асоціація Нова Музика, 2002. – Вип.1 – 112 с.

14.Чайка О.В. Національна характерність як семантична властивість виконавської інтерпретації: автореф. дис. на здобуття наукового ступеня канд. мистецтвознавства / О.В. Чайка. – Одеса : ОДМА ім. А.В.Нежданової, 2007. – 20 с.

Наши рекомендации