Эмоционольная травма дочери, присущая ее отношениям с отцом 2 страница
Бессознательное отчаяние нарушает связь человека с Самостью, однако об этом не подозревает. Согласно Кьеркегору, такой человек ведет гедонистическую жизнь, растворяется в чувственном ощущении текущего момента и не ощущает себя причастным к тому, что оказывается выше влечений его Эго. Таково состояние человека, склонного к эстетизму и донжуанству. В данном случае речь идет о таком виде бытия, при котором люди не имеют сознательного представления о своем отчаянии, хотя, как отмечает Кьеркегор, навязчивое стремление к нескончаемому чувственному наслаждению, к которому периодически примешиваются характерные всплески черной меланхолии и тревоги, свидетельствует о том, что дело обстоит не так уж хорошо.
Если человек позволяет темным силам скуки и тревоги завладеть своим сознанием, он начинает осознавать свое отчаяние и разобщенность с Самостью, и у него появляется ощущение, что он слишком слаб для выбора Самости - выбора, который потребует признания своей силы, чтобы принимать решения. В данном случае человек отчаивается вследствие своей слабости, не позволяющей ему посвятить себя чему-то более высокому, чем влечения Эго. На мой взгляд, многие пуэллы мучительно страдают, испытывая отчаяние из-за слабости: они хотят быть мужественными и принимать на себя риск, связанный с реальной жизнью и ответственностью, но вместе с тем боятся и не могут совершить этот решительный шаг.
Но если человек еще глубже осознает причину своей слабости, то к нему приходит осознание того, что эта извиняющая его слабость является лишь способом избежать признания своей силы. То, что человек изначально принимал за слабость, теперь рассматривается как неповиновение, то есть отказ от исполнения долга! Для Кьеркегора отчаяние неповиновения является высшей степенью осознания - осознания того, что человек обладает достаточной силой, чтобы выбрать Самость или, как выражается Кьеркегор, совершить качественное изменение веры, требующее признания неподвластного и трансцендентного. Однако он делает свой выбор, отказываясь от изменения, упрямо не повинуясь силам, лежащим за пределами разума и человеческой смертности! В отчаянии неповиновения он отвергает возмож-
38
Глава 1
Эмоциональная травма дочери, присущая ее отношениям с отцом
ность изменений и возможность бессмертия. Отказ от одного вместе с тем означает отказ и от другого. На мой взгляд, отчаяние слабости - это аспект «вечной девушки». А отчаяние неповиновения мне представляется аспектом «амазонки в панцире». И вместе с тем в глубине они представляют собой одно и то же -два полюса расщепленной Самости.
Женщинам, подпадающим под архетипический паттерн пу-эллы, подавленной отчаянием из-за слабости и уязвимости, нужно осознать свою силу и избавиться от идентификации с жертвой. Женщинам, с характерным для «амазонки в панцире» стремлением к порядку, нужно увидеть, что это стремление становится ложной силой, и осознать, насколько важно быть открытой для всего неизвестного и не поддающегося контролю. Согласно Кьеркегору, решимость и трансформация приходят именно тогда, когда удается преодолеть все стадии отчаяния благодаря качественному изменению веры. Благодаря такому изменению человек признает одновременно и свою силу, и свою слабость, переплетение в человеческом бытии конечного и бесконечного, а также осознает, что нить человеческой жизни может быть протянута между противоположностями, а не должна идентифицироваться с абсолютом.
С точки зрения терапии огромную помощь в понимании ситуации, складывающейся в жизни многих людей, я нашла в работах психиатра Карла Густава Юнга. Юнг считал, что жизнь любого человека является настоящей мистерией. Однако индивидуальное развитие человека, начиная от ранних детских переживаний в родительской семье, под влиянием культуры и особенностей темперамента происходит однобоко, так что внешне проявляется одна часть его личности, а другая, конфликтная часть остается скрытой. При этом подавленная сторона, добиваясь своего признания, часто внедряется в признаваемую сознанием часть личности, тем самым воздействуя на поведение человека и нарушая его отношения с другими. По мнению Юнга, задача личностного роста заключается в том, чтобы научиться видеть ценность обеих сторон личности и попытаться их интегрировать так, чтобы они могли действовать вместе на пользу человеку. Я считаю, что с терапевтической точки зрения это очень важно для женщины, имеющей эмоциональную травму и оказывающейся в состоянии внутреннего конфликта между двумя паттернами: «вечной девушки» и «амазонки в панцире». Каждая линия пове-
дения может что-то позаимствовать у другой, а их интеграция лежит в основе развития.
И если женщина имеет эмоциональную травму вследствие нарушения отношений с отцом, у нее есть возможность работать над собой, чтобы исцелить себя. Все мы несем на себе след психологического воздействия своих родителей, однако мы не обречены оставаться навсегда лишь продуктами их воздействия. Согласно Юнгу, психике присущ природный исцеляющий процесс, направленный на достижение равновесия и целостности. Кроме того, в психике существуют природные паттерны поведения, которые мы называем архетипами и которые вполне могут служить нам внутренними моделями, даже если внешние модели отсутствуют или нас не удовлетворяют. Так, например, внутри женщины существует весь потенциал архетипа отца, и этот потенциал может быть реализован, если женщина захочет пойти на риск и вступить в контакт с бессознательным. Следовательно, даже при том, что родной отец или культурно-историческая фигура изначально может сформировать в нашем сознании образ женщины и образ возможной деятельности во внешнем мире, у нас внутри присутствуют позитивные и творческие аспекты архетипа отца, которые могут компенсировать многие негативные влияния разных событий, происходящих в реальной жизни. У каждой из нас есть внутренний потенциал, чтобы установить лучшую связь с отцовским началом. В образах сновидений часто раскрываются ранее неизвестные черты образа отца, которые мы можем ощутить в своих переживаниях, чтобы достичь большей целостности и зрелости. Иллюстрацией этому утверждению может служить следующий клинический случай.
Одна женщина, которая проходила у меня терапию, выросла под властью авторитарного ригидного отца, который не признавал ценность фемининности. Воспитывая дочь, он ставил во главу угла упорную работу и дисциплину, а также мужские виды деятельности. Не допускалось никакой слабости и уязвимости. Поэтому она впитала в себя эти ценности и всегда крайне деловито планировала и свою жизнь. Она не позволяла себе расслабиться или проявить какую-то слабость. Но эта часть ее личности оказалась эмоционально отчужденной от других людей и от внутреннего центра ее личности. Она начала терапию вскоре после того, как у нее развилось кожное заболевание, которое становилось все более и более заметным для окружающих. Говоря на символическом
\ \
40
Глава 1
Эмоциональная травма дочери, присущая ее отношениям с отцом 41
языке, ее уязвимость как бы хотела своего признания. Она больше не могла это скрывать, ибо болезнь распространилась на части тела, которые видели окружающие. В самом начале терапии она увидела сон, в котором она зависла на крыше небоскреба, пребывая в крайне затруднительном положении. Оттуда ей открылся широкий вид на город, она могла видеть движение транспорта по улицам, но при этом не могла спуститься вниз и заниматься каким-то делом. Наконец, один смельчак вскарабкался на небоскреб и помог ей спуститься на землю, а затем она по траве бегала босиком и играла с ним. Это сновидение показало ту сторону маскулинности, которая отсутствовала в ее развитии, ибо ее лишил внимания жесткий и строгий отец. Ей нужно было сформировать связь с инстинктивным внутренним мужчиной, который бы мог с ней играть.
Ей также приснился сон, который показал, какое влияние оказывал на нее отец. В этом сне она захотела показать отцу свое кожное заболевание, однако он отказался на него смотреть. Он отказался допускать, что она хоть в чем-то уязвима, и она бессознательно переняла у него эту установку по отношению к себе. Это повлияло не только на ее эмоциональную жизнь, но и на творческие способности. Хотя у нее был и немалый артистизм, и творческий потенциал, она занялась изучением точных наук, да так и не смогла закончить обучение. Это выглядело так, будто она шла отцовским путем, а не своим собственным. В процессе анализа она постепенно начала признавать свою ранимость и разрешила себе играть. Образ мужчины из ее первого сновидения фактически стал образом, побудившим ее принять эти части своей личности. В реальной жизни она вскоре встретила душевного эмоционального мужчину и, влюбившись, открыла ему уязвимую часть своей личности. Она снова пошла учиться, но на этот раз тому, что ей нравилось. Вскоре после этого образ отца в ее сновидениях изменился. В одном из них ей сказали, что ее отец умер. Затем она услышала колокольный звон, который звал ее на другой берег реки. Она стала переходить реку по мосту, но мост оказался недостроенным, поэтому она спрыгнула в воду, чтобы добраться до другого берега. Смерть ее отца символически означала конец его ригидной власти над ней, и теперь она услышала голос, зовущий ее на другую сторону реки, к совершенно новой части ее личности. Для нее это означало влиться в поток жизни и своих чувств. Как только у нее это получилось, об-
раз отца в ее сновидениях снова изменился: принятие ее отцом существенно возросло. В одном сновидении она потеряла что-то из вещей, принадлежащих ему, и вместо того чтобы ее обвинить, он ее простил. В другом сновидении отец был творческой личностью - рок-музыкантом, и она им гордилась. Получалось так, словно ее сновидения переходили в бытие; и в сновидениях, и в реальности - в каждой области по-своему происходили сдвиги, которые способствовали ее вступлению в жизнь, протекающую в совершенно иной размерности. Благодаря последовательному развитию самопознания и установлению связи со сновидениями в процессе терапии у нее появилась возможность соединиться с игривой, непосредственной, чувственной частью своей личности, а также высвободить свою фемининность и творческие способности. Когда она ощутила энергию компенсации, исходящую из отцовского архетипа, началось ее выздоровление от старой эмоциональной травмы, полученной в отношениях со строгим, ригидным и эмоционально отчужденным отцом.
42
Глава 1
Глава 2
Жертвоприношение дочери
Твой дух высок, царевна-голубица, Но злы они - богиня и судьба.
Еврипид
Эмоциональная травма, связанная с отцовско-дочерними отношениями, является характерной чертой нашей культуры и в какой-то мере - психологической особенностью современных мужчин и женщин. Зачастую считается, что женщины стоят ниже в своем развитии, чем мужчины. Мужчин часто осуждают, если они проявляют фемининные качества. Эмоциональную травму, связанную с отцовско-дочерними отношениями, характеризует нарушение связи между маскулинным и фемининным началом15. Нарушение этой связи затрагивает не только отдельных людей и их партнеров по общению, но и целые группы людей и даже общество в целом. От него страдают и мужчины, и женщины. И тех и других заводит в тупик проблема собственной идентичности и роли в межличностных отношениях.
История эмоциональной травмы между отцом и дочерью уходит корнями в глубокую древность, что мы можем, например, ясно видеть в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Здесь показано, как царь Агамемнон принимает решение принести дочь в жертву, как он опечален и травмирован, будучи вынужден так поступить16. В трагедии также раскрывается характерное для патриархального общества ограничение во взглядах на феминин-ность. Ифигения - старшая и любимая дочь Агамемнона. И при
15 Более подробное обсуждение этого вопроса см.: Ulanov, The Feminine.
16 Действие трагедии относится к тому времени, когда обычай приносить
человеческие жертвы был давно утрачен, и то, что отец приносит в жертву дочь,
даже по тем меркам считалось ужасной жестокостью. - Примеч. ред.
этом, как известно из сюжета, родной отец приносит в жертву самого дорогого человека. Как же это случилось? Как смог отец совершить подобное жертвоприношение?
Главный герой трагедии Агамемнон пребывает в глубоком отчаянии, он близок к безумию, ибо решает возложить на алтарь дочь свою Ифигению. Эллины развязали войну против Трои из-за того, что троянский царевич Парис обольстил и похитил у них прекраснейшую из женщин - Елену, жену спартанского царя Менелая - брата микенского царя Агамемнона. Но когда греческое войско собралось в Авлиде, на греческом берегу, обращенном к Трое, готовое на всех парусах отправиться в сражение, на( море стоял полный штиль: боги не давали ахейцам попутного ветра. Обезумевшие от бездействия воины возроптали, и власть Агамемнона сильно пошатнулась. Опасаясь, что войско выйдет из повиновения, Агамемнон отправился к оракулу, который сказал ему, что тот должен пожертвовать первородной дочерью во славу Эллады. Жертвой надлежало умилостивить богиню Артемиду, чтобы она попутным ветром вздула паруса ахейских кораблей. В отчаянии Агамемнон решил послушаться оракула и послал за Ифигенией, в письме сообщив, что выдает ее замуж за Ахилла. Однако это мнимое замужество было лишь предлогом, чтобы доставить Ифигению в Авлид, где ее должны были принести в жертву. Впоследствии Агамемнон осознал свое безумие, но было уже поздно.
В гневе Агамемнон набросился на Менелая со словами, что красота Елены затмила его разум и что теперь он готов потерять и разум, и честь. Менелай обвинил Агамемнона в том, что тот согласился принести Ифигению в жертву, лишь бы любой ценой удержать власть. В разгар жаркой ссоры братьев явилась Ифигения, и тогда Агамемнон ощутил свое полное бессилие перед неумолимостью судьбы. Даже Менелай, почувствовав внезапную жалость к племяннице, осознал, что был неправ, и стал просить Агамемнона не приносить дочь в жертву, но Агамемнон уже принял решение довести дело до конца. Он боялся, что из-за его отказа угодить богине, которая укротила ветер, разъяренные воины взбунтуются и падет жертвой не только Ифигения, но и он сам. Поэтому царь Агамемнон, движимый страхом, в своем стремлении сохранить власть ради славы Эллады, счел себя обязанным отдать на заклание родную дочь Ифигению.
44
Глава 2
Жертвоприношение дочери
Ифигения с матерью Клитемнестрой прибыли в Авлид счастливые, полагая, что Ифигению выдадут замуж за Ахилла. Однако дочь почувствовала, что отец чем-то очень встревожен и опечален. А когда Агамемнон повелел Клитемнестре покинуть Авлид перед свадьбой, та посчитала это распоряжение странным и отказалась уехать. В конце концов, разгадав замысел царя, она пришла в ярость. Ахилл также разгневался, узнав, что Агамемнон его одурачил, и поклялся не щадя жизни защищать Ифигению. Полная отчаяния и ужаса, Клитемнестра рассказала Агамемнону все, что ей стало известно. Сперва муж уклонялся от ответа и не соглашался с обвинениями жены, но в конце концов признал горькую правду. Разгневанная Клитемнестра заставила его устыдиться еще больше, когда напомнила, что Агамемнон, убив ее первого мужа и продав в рабство грудного ребенка, взял ее в жены силой. Но поскольку родной отец Клитемнестры смирился с этим браком, она подчинилась и стала послушной женой. Клитемнестра попыталась убедить Агамемнона, чтобы тот изменил свое решение. Сама Ифигения умоляла отца сохранить ей жизнь. Они обе вопрошали Агамемнона, почему Елена, которая приходилась Клитемнестре сестрой, а Ифигении тетей, стала для него важнее дочери. Но беспомощный и беспощадный Агамемнон, не в силах смирить жажду власти и ставя превыше всего свой долг перед Элладой, ответил, что у него нет иного выбора.
Сначала Ифигения проклинала Елену, проклинала своего кровожадного отца и войско, жаждущее захватить Трою. Но когда даже Ахилл оказался бессилен усмирить разъяренных воинов, она сдалась. Она благородно решила отдать свою жизнь за Элладу, так как все эллины верили, что, приняв жертву, Артемида наполнит попутным ветром паруса. Почему Ахилл должен за нее умирать, спросила она, если «один ахейский воин стоит нас десятков тысяч»?17 И как может она, простая смертная, перечить богине Артемиде? Но выражающий истину греческий хор ей отвечает: «Твой дух высок, царевна-голубица, / Но злы они - богиня и судьба»18. Тем не менее благородная Ифигения смиренно готовит-
ся принять смерть, прощая отца и убеждая мать не гневаться на него, не держать на него зла19.
Какое отношение к фемининности прослеживается в этой трагедии? Женщина является здесь собственностью мужчины. Три главных женских персонажа выступают в качестве объектов, которые принадлежат мужчине. Поскольку Менелай считает себя владельцем Елены, ее похищение побуждает эллинов отправиться на войну с Троей, чтобы Елену вернуть. Агамемнон считает, что имеет полную власть над своей послушной женой Клитемнестрой. И наконец, Ифигения - это дочь, которую отец может принести в жертву. Следовательно, фемининности не дают проявиться из ее собственного внутреннего источника; она ослаблена и низведена до форм, совместимых с доминирующими мужскими установками.
Вместе с тем главной маскулинной целью является власть; основной долг мужчины - любой ценой отстаивать интересы Эллады. По существу, то, что Парис соблазнил Елену, становится для греков поводом начать войну против Трои. Агамемнон понял, правда, было уже слишком поздно, что «...похотью палимые, ахейцы / Вблизи своих заснувших кораблей / В мечтах казнят фригийцев...»20. И в конечном счете именно это кровожадное вожделение потребовало, чтобы Ифигения стала жертвой.
В трагедии показано расщепление фемининности. Одна роль предназначена Елене, которая служит воплощением красоты. Другая - Клитемнестре, послушной и преисполненной долга жене и матери. Из всех женских ролей здесь представлены только две эти формы проявления фемининности. Вся сфера фемининности обесценивается до уровня исполнения прихотей мужчины, удовлетворяя его потребность либо в красоте, либо в послушании. Идеал красоты сводит всю ценность женщины лишь к экрану для проекций мужских желаний и заставляет ее оставаться в положении пуэллы с характерной для нее зависимостью, присущей девушке. Чувство долга и послушание делают ее безвольной служанкой хозяина-мужчины. И в том и в другом случае она существует не внутри себя и не для себя, а обладает лишь той
17 Euripides, "Iphigenia in Aulis" in Orestes and Other Plays (Baltimore:
Penguine Books, Inc., 1972), p. 429. (В рус. переводе: Еврипид, Ифигения в Ав-
лиде (Ифигения-жертва) // Еврипид. Трагедии. [Пер. И. Анненского]. - В 2 т. -
М.: Наука: Ладомир, 1999. - Т. 2.)
18 Ibid.
19 Согласно некоторым версиям трагедии, в последний момент Артемида
спасает Ифигению, и та становится жрицей в храме этой богини-амазонки, тем
самым в этом мы видим зачатки компенсации, характерной для нашего совре
менного общества.
20 Euripides, "Iphigenia in Aulis", p. 412.
46
Глава 2
Жертвоприношение дочери
идентичностью, которая соответствует потребностям мужчины. Отец, царь Агамемнон, потворствует обесцениванию фемининно-сти, когда в конце концов соглашается пожертвовать дочерью ради того, чтобы ахейцы смогли вернуть Елену. И он полагает, что жена Клитемнестра подчинится его воле. На первом месте для него -честолюбие и стремление лс власти, а жизнь и благополучие дочери его волнует в последнюю очередь.
Как две сестры, Елена и Клитемнестра, служат воплощением расщепленного фемининного идеала красоты и послушания, так и два брата, Менелай и Агамемнон, внутренне соответствуют этим противоположностям. Менелай, младший брат, пылкий живой юноша, настолько увлечен красотой Елены, что ради нее готов пожертвовать всем - не только многочисленными преданными воинами, но и даже жизнью своей племянницы. В отличие от него старший из братьев - Агамемнон - сделал свою душу заложницей честолюбия и непомерной жажды власти над Элладой, несмотря на то что роль правителя заставляла его быть в изоляции и не давала возможности выражать обычные человеческие чувства, в данном случае - отцовскую любовь к дочери. Быть может, для Агамемнона мучительнее всего было то, что он даже не мог плакать. Вот что он говорит:
О, тяжко это новое ярмо...
(Иронически.)
Украшен им на диво царь микенский,
Что демона хотел перехитрить...
Им хорошо, незнатным... могут плакать,
Когда хотят, и сердце в речи вылить...
Стоящий наверху стыдится слез:
Они его бесчестят... Гордость правит
Царями, а посмотришь - так они
Рабы своей же черни, да... и только...
Стыд отнял у меня отраду слез,
Но высушить источник слез не властен.
Пред этим морем бедствий я - не царь.21
Что же это за ярмо, в которое попал Агамемнон как царь и отец? Видимо, речь идет о бессилии духа, символически выражавшемся в безветрии, которое охватило море. И, как возвещает хор,
«...злы они - богиня и судьба». Агамемнон оказался заложником своевольного мужского стремления к власти во имя Эллады, а значит, ради этого он должен принести в жертву свою дочь, которая станет душой Греции. Но сначала она должна умереть как простая смертная. Царь, внешнее воплощение божественного закона, сознательно поддерживает ценности, признаваемые культурой. В этой культуре фемининные ценности снижены и служат лишь удовлетворению маскулинных потребностей. Следовательно, здесь женщина не обладает реальной властью. Елену просто соблазняют, ибо она является ■«красивой вещью». Клитемнестра, послушная жена, обязана подчиняться мужу. Как мать она должна бы иметь какую-то власть в доме, но оказывается бессильной спасти жизнь дочери, и ее приносят в жертву политической мощи государства. Ифиге-ния говорит отцу, умоляя его сохранить ей жизнь: «...природа / Судила мне одно искусство - слезы, / И этот дар тебе я приношу...» 22 Однако ее чистота и невинность и ее слезы не имеют силы, если высшей ценностью является политическая власть. Таким образом, культурное обесценивание фемининности, которое поддерживает царь Агамемнон, заставляет его пожертвовать дочерью. И, несмотря на свою чистоту и благородство, Ифигения, которая прощает отца, видя, что его решение окончательно и ей придется покориться жестокой судьбе, в конечном счете признает это обесценивание фемининности. Она приносит себя в жертву Элладе, провозглашая, что «один ахейский воин стоит нас десятков тысяч». Признавая проекцию души своего отца, она говорит:
Я умру - не надо спорить, - но пускай, по крайней мере, Будет славной смерть царевны, без веревок и без жалоб. На меня теперь Эллада, вся великая Эллада Жадно смотрит; в этой жертве беззащитной и бессильной Все для них: попутный ветер и разрушенная Троя...23
Становясь душой Эллады, Ифигения отрекается от собственной фемининной идентичности и от ценности своих слез: «...О, не тебе над нашей славой плакать... Могилой мне алтарь богини будет»24. Но хотя она покоряется и прощает, ее мать, полная ярости
21 Euripides, "Iphigenia in Aulis", p. 383.
Ibid., р. 311.
Ibid., p. 422.
Ibid.
48
Глава 2
Жертвоприношение дочери
и скорби, не может простить ее смерти. Продолжение истории этой семьи можно проследить в других трагедиях Еврипида: Клитемнестра убивает Агамемнона, тем самым отомстив ему за смерть Ифигении, а затем, желая отомстить за смерть отца, Клитемнестру убивает ее сын. Орест25.
Истоки жертвоприношения дочери отцом лежат в доминировании маскулинного начала над фемининным. Если маскулинность оказывается отрезанной от фемининных ценностей, если она не позволяет фемининному началу раскрываться в соответствии с природой, не дает возможности фемининности проявляться в самых разнообразных формах, а сводит их лишь к нескольким, которые отвечают маскулинным потребностям и целям, то она утрачивает свою связь с ценностями фемининной сферы. Именно тогда маскулинность становится жестокой, и ее жертвой становится не только реальная женщина, но и внутренняя феми-нинность.
Природа этого состояния выражается гексаграммой 12 «Пи. Упадок» в Древней китайской книге перемен «И-Цзин». Главный образ космоса и человеческого бытия основывается на отношении между фемининным и маскулинным началом. Если эти две полярности связаны гармонично, то существует возможность роста, развития духовности и творчества - благодаря соединению маскулинной и фемининной мудрости. Но если же между маскулинным и фемининным началом существует дисгармония, возникают условия для беспорядка и появления разрушительных сил.
На гексаграмме 12 «Пи. Упадок» маскулинное начало (небо) находится вверху, а фемининное начало (земля) - внизу. Вот что в книге «И-Цзин» говорится о связи между маскулинностью и фе-мининностью:
Небо здесь наверху и стремится все выше, тогда как земля здесь внизу, погружается все глубже и не может подняться вверх. Нет связи с творческими силами... Между небом и землей нет союза, и потому все оцепенело. Все, что наверху, не имеет связи с тем, что внизу," и на земле царит смятение и хаос.26
25 См. трагедию Еврипида «Электра».
26 R. Wilhelm, tr. / Ching: The Book oh Changes (New York: Bollingen
Foundation, Inc., 1967), p. 52-53. (В рус. переводе: И-Цзин. Древняя китайская
книга перемен. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - С. 103-104.)
В книге «И-Цзин» далее сказано, что при такой ситуации в отношениях между людьми преобладает недоверие и творческая деятельность становится невозможной, ибо нарушена связь между двумя фундаментальными началами. Такую связь между маскулинностью и фемининностью изобразил Еврипид в только что разобранной трагедии «Ифигения в Авлиде». С точки зрения юн-гианской психологии нарушение связи между маскулинным и фемининным началом может существовать и внутри каждого человека, и в межличностных отношениях. В психике каждой женщины есть маскулинная составляющая, зачастую скрытая в ее бессознательном. И наоборот, в психике каждого мужчины есть фемининная составляющая, которая часто является бессознательной и недоступной для осознания. Задача личностного роста человека заключается в осознании бессознательной составляющей противоположного пола, признание ее ценности и ее сознательное выражение в соответствующей ситуации. Когда бессознательная психическая составляющая противоположного пола получает признание и становится ценной, она превращается в источник энергии и вдохновения, способствуя созданию творческого соединения маскулинного и фемининного начала, а также творческих межличностных отношений между мужчинами и женщинами.
Если же, напротив, обесценивать и подавлять фемининность, она в конечном счете приходит в ярость и требует своего признания в крайне примитивной форме, как это произошло с Клитемнестрой, которая из мести убила Агамемнона. Тогда жертвоприношение отцом дочери воздействует не только на развитие женщины, но и на внутреннее развитие мужчины. Агамемнон испытывал такую же боль, находился в таком же отчаянии и был столь же несвободен в своих поступках, как и его дочь Ифигения.
Расщепление маскулинности, при котором на одном полюсе оказывается восхищение красотой, а на другом - жажда власти, и соответствующее ему расщепление фемининности на красоту («вечная девушка») и исполнение долга («амазонка в панцире») проявляется в ссоре между братьями (Менелаем и Агамемноном) и противостоянии родных сестер (Елены и Клитемнестры). Этот конфликт противоположностей вызывает травму отцовско-дочер-них отношений. Расщепление маскулинности на две противоположности, в свою очередь, ограничивает фемининность, формируя идеал красоты и исполнения долга. Оба брата используют женщин; один - для удовольствия, другой - для удовлетворения жаж-