Основные принципы и составляющие
Интегративной психотерапии сексуальных
Дисфункций у мужчин
На основании проведенного анализа многочисленных данных литературы и результатов собственных исследований мы выделили ряд психологических факторов, способствующих возникновению и/или усугублению сексуальных затруднений у мужчин. С помощмо факторного анализа была проведена интегральная оценка их значимости в формировании половых дисфункций психогенного и смешанного генеза у 180 мужчин (В.А. Доморацкий, 2004). Ее результаты представлены в табл. 5.1.
Таблица 5.7
Интегральная оценка значимости различных психологических факторов в формировании сексуальных дисфункций у 180 мужчин
Факторный анализ | Факторные нагрузки (Варимакс нормализованный) Выделение: главные компоненты | |||||
Переменные (х) | Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 | Фактор 4 | Фактор 5 | Фактор 6 |
Задержки психосексуального развития | ,533380* (р<0,02) | ,1551264 | ,335526 | ,284911 | -,089427 | ,311046 |
Полороленые нарушения | ,045713 | ,116542 | ,204231 | ,-073241 | ,154322 | ,021763 |
Наличие тех или иных акцентуаций характера | ,140089 | ,054091 | ,311046 | -,010773 | -,016701 | -,009355 |
Воспитание в неполной семье | ,170310 | -,122836 | ,025066 | -,030918 | ,052247 | ,133046 |
Негативный первый сексуальный опыт | ,195595 | ,152048 | -,002223 | -,145415 | ,074433 | ,193082 |
Тревожное ожидание сексуальной неудачи и коитофобия | ,448-171 | ,877685* (р<0,001) | ,348433 | ,015855 | ,140889 | ,079056 |
Неадекватные убеждения и установки в отношении половой жизни | ,025066 | -0,18713 | ,606698* (о<0,01) | ,132686 | -,010733 | ,294925 |
Нарушение межличностных отношений в паре | 0,01392 | -,03371 6 | ,335526 | -,055640 | ,672579* (р<0,01) | ,063800 |
Интрапсихические конфликты, затрагивающие сексуальную сферу | -,130315 | -,072982 | ,074466 | ,546284* (р<0,05) | -,030918 | ,083728 |
Отсутствие эротической любви к партнерше | -,429528 | -,221348 | ,083728 | -,099792 | ,124910 | ,273286 |
Дисгармоничное сексуальное взаимодействие партнеров | -,009355 | ,099792 | ,427830 | -,097210 | ,196491 | ,783766" (р<0,001) |
Тревожные переживания в связи с профессиональной деятельностью | -, 196082 | ,151264 | -,063911 | -,014332 | ,294925 | ,1511264 |
Примечание: * - значимые факторные нагрузки (ФН). Ниже в скобках приведены соответствующие им значения р
Выявлено, что значимые факторные нагрузки (ФН) приходятся на шесть психологических факторов: 1) задержки психосексуального развития (ФН = 0,53, р < 0,02); 2) тревожное ожидание сексуальной неудачи и коитофобия (ФН = 0,88, р < 0,001); 3) неадекватные убеждения и установки в отношении половой жизни (ФН = 0,61, р < 0,01); 4) интрапсихические конфликты, затрагивающие сексуальную сферу (ФН = 0,54, р < 0,05); 5) нарушения межличностных отношений в паре (ФН = 0,67, р < 0,01); 6) дисгармоничное сексуальное взаимодействие партнеров (ФН = 0,78, р < 0,001). Полученные данные подтвердили роль указанных факторов в развитии половых дисфункций у мужчин и необходимость акцентирования психотерапевтического воздействия на их нейтрализации (рис. 5.1).
Примечание: В диаграмме приведены только значимые ФН, выявленные с помощью факторного анализа. * - p < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001
С этой целью нами разработана оригинальная модель психотерапии сексологических пациентов (В. А. Доморацкий, 1999; 2002; 2004). Ее отличают универсальность и структурированность, активность и краткосрочность, широкие терапевтические возможности для эффективной коррекции наиболее значимых психологических механиз-
мов сексуальной дисфункции, основанные на гибком подборе оптимальных психотерапевтических методов. Она предполагает дифференцированное использование целого ряда сравнительно новых для отечественной сексопатологии приемов и техник психотерапии (вне зависимости от направлений и школ, в рамках которых были разработаны те или иные методики), интегрированных в единую терапевтическую систему, сфокусированную на устранении у пациентов основных психологических препятствий для полноценных интимных отношений.
Теоретическая основа предлагаемой модели - междисциплинарная (системная) концепция сексопатологии (Г.С. Васильченко); стратегический подход в психотерапии (M. Erikson, J. Haley); концепция технического эклектизма в психотерапии (A. Lasarus).
Технический (методологический) эклектизм - заимствование в клинической работе методов и процедур из разных психотерапевтических подходов, руководствуясь их практической полезностью для решения конкретных проблем конкретного пациента. Именно терапевтическим прагматизмом обусловлен выбор используемых нами технических приемов и методов психотерапии. Они относятся к различным психотерапевтическим школам и направлениям, включая эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование (НЛП), десенсибилизацию и переработку движениями глаз (ДПДГ), когнитивно-бихевиоральную, семейную и супружескую терапию, а также элементы символдрамы, краткосрочной мультимодальной психотерапии и ряд других.
В зависимости от особенностей патогенеза сексуального расстройства психотерапия может выступать в качестве ведущего метода лечения, либо дополнять фармакотерапию и другие методы лечебного воздействия. Для коррекции идентифицированных негативных психологических факторов и порождаемых ими сексуальных проблем применяются наиболее адекватные им по направленности терапепевтического воздействия психотехнологии. Сосредоточение основного психотерапевтического воздействия на достижении позитивных результатов в сексуальном функционировании может показаться односторонней, искусственно ограничивающей возможности психотерапии
в решении широкого круга когнитивных, поведенческих и эмоциональных проблем, нередко сопутствующих половым дисфункциям. Однако в сексологической практике хорошо известно, что при успешном разрешении интимных затруднений пациентов, как правило, улучшается их психическое самочувствие и социальное функционирование, способствуя, в свою очередь, позитивным изменениям и в других сферах жизни. По-видимому, здесь приложим закон общей теории систем, гласящий, что изменения в одной области какой-либо системы способствуют перемещениям во всей системе и тем самым изменениям в ней. Это в полной мере относится и к сексуальности, которая не является изолированным фрагментом человеческого существования, а хотим мы того или нет, буквально пронизывает все стороны нашего бытия, будучи значимой частью индивида как сложной динамической, саморегулирующей системы. Согласно L. Bertalanffy (1968), система - набор взаимодействующих элементов в гипотетических границах, оставляющих большую или меньшую открытость для взаимодействия с окружающей средой. В психотерапевтической практике оно осуществляется через информационное влияние. Психотерапия оказывает неспецифическое и разноплановое воздействие на многих уровнях. Поэтому, даже будучи адресованная достаточно узкой сексологической проблематике, она, безусловно, приводит к более широким позитивным изменениям, что в конечном итоге и создает необходимые предпосылки для обретения психического комфорта и улучшения качества жизни лиц, обратившихся за помощью.
Структурированность психотерапии предполагает выделение последовательных этапов психотерапевтического процесса (В. А. Доморацкий, 2002):
1. Создание устойчивых доброжелательных отношений с пациентом, как основы для эффективного психотерапевтического взаимодействия.
С этой целью используется подстройка (присоединение) к пациенту через уподобление ему в позе, движениях, дыхании, особенностях речи. В частности, чтобы быть лучше понятым, врач употребляет в беседе наиболее часто используемые пациентом процессуальные слова (глаголы, прилагательные и наречия), отражающие предпочитаемую
сенсорную систему (визуальную, аудиальную либо кинестетическую), посредством которой он воспринимает, хранит и извлекает из памяти наибольшее количество информации. К приемам, облегчающим терапевтический контакт, относят употребление врачом ключевых слов, которыми больной описывает свои сексуальные затруднения, эмпатическое слушание, выражение искренней заинтересованности проблемами пациента и готовности помочь в их разрешении.
2. Изложение пациентом жалоб и собственной точки зрения на существующие проблемы в половой жизни, включая его «субъективную теорию болезни». Важно выявить личностную значимость сексуальной дисфункции и представления пациента о возможных причинах ее возникновения, мотивированность к психотерапевтическому лечению. Прояснению интимных проблем в ряде случаев может помочь предложение пациенту закончить три следующие фразы: а) «Я хочу избавиться от...»; б) «Я хочу получить (в результате лечения)...»; в) «Моя основная проблема заключается...» При этом мы получаем возможность для оценки соответствия жалоб пациента предъявляемой проблеме и получить кратко сформулированное им самим описание ее сути.
Дополнительную информацию о субъективной картине полового расстройства дает использование метафорического образа проблемы. Пациенту говорят: «Любая проблема похожа на стену. Если представить, что ваша проблема - это стена, то какая это была бы стена?» Важно получить детальное описание созданной воображением мужчины стены, которая символизирует актуальность и выраженность его затруднений в половой жизни. Далее пациенту предлагают подумать о том, как можно было бы преодолеть эту стену и оказаться по другую ее сторону. Очевидно, что образ монолитной, сделанной из очень прочного материала многометровой высоты и большой протяженности стены, которая представляется практически непреодолимым препятствием, в метафорической форме отражает представления пациента о всей серьезности и трудноразрешимости проблемы, его переживания безысходности и неверия в свои силы, что необходимо учесть при планировании психотерапевтических мероприятий.
3. Анализ возможных психологических причин сексуальных нарушений с учетом анамнеза жизни и полового расстройства, личностных особенностей и психосексуального развития индивида, предшествующего сексуального опыта, характера партнерских отношений либо отсутствие таковых.
4. Выявление ключевых психологических факторов сексуальной дезадаптации пациента («мишеней» для психотерапевтического воздействия) и планирование курса психотерапии.
Как показано выше, к факторам, подлежащим психотерапевтической коррекции, относятся:
1) нарушения темпов и сроков психосексуального развития в виде его задержек (ретардаций психосексуального развития);
2) фобические факторы, проявляющиеся в форме тревожных опасений возможной сексуальной неудачи или коитофобии (являются наиболее частой непосредственной причиной сексуальных срывов у мужчины и закрепления дисфункционального стереотипа половой близости);
3) убеждения пациента (когнитивные конструкты), связанные со способом восприятия, неадекватными попытками решения и фиксацией сексуальных проблем, а также дисфункциональные схемы мышления;
4) интрапсихические конфликты, затрагивающие сексуальную сферу;
5) нарушения межличностных отношений с партнершей;
6) дисгармоничное сексуальное взаимодействие партнеров (несоответствие взаимных экспектаций и сексуальных сценариев).
Выделение указанных факторов, приводящих к развитию психогенных половых расстройств у мужчины либо способствующих нарастанию сексуальной дезадаптации при изначально непсихогенном характере половой дисфункции, является важнейшей предпосылкой для проведения психотерапии в рамках разработанной стратегии. Еще раз подчеркнем, что негативные психологические факторы являются основными точками приложения, «мишенями» для прицельной, последовательной коррекции при помощи
специально отобранных, адаптированных и модифицированных нами психотерапевтических техник. Поскольку перечисленные факторы могут сочетаться друг с другом или с патологией других систем, обеспечивающих копулятивную сферу, необходим дифференцированный подход к выбору психотерапевтической стратегии в каждом конкретном случае.
На четвертом этапе важно сформулировать у пациента «лечебную перспективу» через разъяснение ему обратимого характера полового расстройства, функциональных механизмов, приводящих к неудачам в интимной жизни, конкретных путей восстановления собственных сексуальных возможностей.
5. Осуществление последовательных психотерапевтических интервенций для устранения выявленных у пациента психологических механизмов сексуальной дезадаптации (ликвидация тревожного ожидания неудачи при коитусе и страха перед половой близостью; коррекция когнитивных ошибок и неадекватных установок, внутренних противоречий, проблем в межличностном и сексуально-поведенческом взаимодействии партнеров). Это основной и наиболее трудоемкий этап психотерапии. Он заканчивается, когда пациент приобретает способность переносить результаты психотерапии и полученные навыки в реальную жизненную ситуацию, что проявляется устойчивым улучшением сексуального функционирования и партнерского
взаимодействия.
6. Завершение психотерапии. Сфокусированность психотерапии на сексуальной проблематике и ее краткосрочный характер предполагают проведение ограниченного количества терапевтических сессий (от 2-3 до 12) с частотой 1-2 раза в неделю при средней продолжительности одного сеанса 45-60 минут. В отличие от завершения длительного курса глубинной (психодинамической) психотерапии проблемы, связанные с прекращением терапевтических отношений, здесь не столь выражены. В значительной степени этому способствует изначальная договоренность о конкретных целях психотерапевтического лечения и устанавливаемый врачом и пациентом консенсус по поводу того, что считать позитивным результатом психотерапии. При устранении коммуникативных затруднений, достижении
пациентом приемлемого уровня психологического комфорта и восстановлении удовлетворяющих его параметров сексуальной активности, основные задачи психотерапии считаются выполненными.
На рис. 5.2 схематично представлены вышеизложенные этапы психотерапии сексологических пациентов.
Рис. 5.2. Этапы интегративной психотерапии сексуальных дисфункций у мужчин
Психотерапия является комплексным процессом с задействованием множества взаимосвязанных элементов, которые в совокупности и обеспечивают ее конечные результаты. Практически для всех направлений психотерапии, включая интегративные подходы, можно выделить общие элементы, составляющие основу психотерапевтического процесса и в конечном счете обеспечивающие его эффективность J. Marmor, 1979, 1998; Yalom, 2000; J. Kottler, 2002 и др.). К ним относят:
1. Позитивные экспектации пациента и психотерапевта. Известно, что результативность психотерапевтического лечения нередко зависит от
ожидаемой клиентом степени его эффективности. Хотя эффективность психотерапии нельзя отнести только за счет ожидания благоприятных изменений считается, что почти треть успешных результатов психотерапии можно объяснить тем, что и целитель и пациент твердо верили в эффективность лечения
2. Терапевтические отношения (установление надежного терапевтического альянса). В основе продуктивных терапевтических отношений лежат уважение, доверие, рапорт, эмпатия, искренний интерес к обратившемуся за помощью и понимание его проблем. Психотерапия, по существу, является особой формой межличностных отношений.
3. Хоторнский эффект (особое внимание психотерапевта к пациенту ведет к улучшению состояния последнего). В классических Хоторнских исследованиях (1939), посвященных влиянию улучшения освещения на производительность труда на предприятии, впервые было замечено, что наблюдаемые улучшили свои показатели работы лишь потому, что являлись объектами изучения и получали особое внимание. Было обнаружено, что внимание к пациенту может приводить к улучшению независимо от того, дополняется ли это внимание какими-то иными психотерапевтическими воздействиями.
4. Раскрепощение эмоций и снижение в ходе психотерапии эмоционального напряжения (связаны с тем, что пациенту предоставляется возможность открыто обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь).
5. Когнитивное научение (объяснения и интерпретации терапевта ведут к повышению осознавания, т. е. дают пациенту понятную, значимую и рациональную основу для понимания того, почему и как воз
никли его проблемы, каковы пути их разрешения и что для этого необходимо сделать).
6. Оперантное обусловливание - особый вид формирования условно-рефлекторных связей посредством явной или скрытой демонстрации врачом своего одобрения-неодобрения, поощрения-осуждения тех
или других форм поведения и эмоционального реагирования пациента. Другой вид оперантмого обусловливания - корректирующий эмоциональный опыт. Его сущность состоит в том, что врач, как правило, объективнее и реалистичнее, более эмпатически, чем окружение пациента, реагирует на его эмоциональные проявления и поведение. Все это дает пациенту новый эмоциональный опыт, позволяет по-иному взглянуть на существующие проблемы и отношения с окружающими людьми.
7. Идентификация, основанная на сознательном или бессознательном стремлении пациента видеть в психотерапевте модель для подражания, в силу чего он перенимает некоторые ценности и поведенческие особенности врача.
8. Суггестия (явная и скрытая) - терапевтический фактор, присутствующий во всех видах психотерапии (даже в тех школах, которые пытаются это отрицать). В одних случаях, например, при проведении гипнотерапии, прямые или косвенные внушения являются важнейшей составляющей психотерапевтических интервенций. В других - суггестивный акцент в психотерапии менее выражен. Но «всякий раз, когда врач представляет суть своего метода и подразумевает или открыто формулирует, что пациент почувствует себя лучше, если наследует этой терапевтической модели, - будь она динамической, гештальтистской или бихевиоральной, - он использует внушение» (J. Marmor, 1998). Кроме того, известно, что чем сильнее вера пациента во врача, чем выше его идеализация, тем больший круг терапевтических действий обладает суггестивным потенциалом и тем мощнее воздействие внушений.
9. Приобретение в ходе терапии и закрепление в реальной жизни новых, более адаптивных поведенческих паттернов. При этом широко используются «репетиции» и повторения в форме домашних заданий. Фактически это процесс обучения путем конструирования в воображении и неоднократного проигрывания пациентом желательных
поведенческих паттернов в ситуациях психотерапевтического сеанса с последующей реализацией вновь приобретенных навыков в повседневной жизни.
10. Возможность катарсиса. Со времен выхода в свет в 1885 году трактата Брейера и Фрейда по лечению истерии многие психотерапевты пытались помочь пациентам избавиться от подавленного аффекта через катарктическое отреагирование, вслед за которым следовало уменьшение аффективного напряжения и чувство облегчения. Как указывает И. Ялом (2000), катарсис может играть важную роль в терапии, но одного лишь отреагирования часто бывает недостаточно. На протяжении жизни все мы испытываем порой очень сильные эмоциональные переживания, однако далеко не всякое переживание ведет к изменению.
11. Десенсибилизация к психотравмирующим обстоятельствам.
12. Вызывающий доверие, способный вдохновлять, профессионально подготовленный специалист. По мнению группы экспертов, наибольший вклад в результаты психотерапии вносят личностные качества пациента (в частности, его мотивация к изменению), на втором месте находятся личностные параметры психотерапевта и лишь на третьем - использование определенных психотерапевтических техник (Бейтман, 1989).