Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка 5 страница
Очень трудно дать развернутый пример гуманистического общения, который бы в полной мере представил данный стиль. Мы приведем еще один отрывок из разговора автора и туриста из рассказа «Летним днем» Ф. Искандера. По нашему мнению, он хорошо иллюстрирует основные ценности гуманистического общения.
«Прошло два-три месяца. Как-то мне позвонил мой давний школьный товарищ. Сейчас он был известным адвокатом по уголовным делам, жил в Берлине. Как обычно, мы договорились с ним погулять по городу, а потом прийти ко мне домой и пообедать. Жена очень обрадовалась его звонку. Он и всегда действовал на меня благотворно, а сейчас мне особенно надо было встряхнуться, i
Он был остроумным собеседником, немного легкомысленным, но всегда хорошим товарищем. В каждый свой приезд из Берлина он привозил кучу анекдотов, лучше всякой информации дающих представление о положении в рейхе.
Обо всем происходящем в Германии мы с моим другом думали одинаково. Кстати, он был как раз тем единственным человеком, которому я рассказал о нашей студенческой проделке...
Мы встретились в вестибюле гостиницы. Как только вышли на улицу и отошли на безопасное расстояние, я ему сказал:
„Ну, начинай. Гитлер входит в бомбоубежище, а там..."
„Мой бог! — воскликнул он. — Сейчас анекдоты про бомбоубежище рассказывают только вахтеры. Сейчас в моде анекдоты из цикла «Ковроед»"...
„Это еще что такое?" — спросил я.
„Слушан", — сказал он и стал выкладывать один за другим анекдоты из этого цикла.
Суть их состояла в том, что Гитлер, прослушав донесения о Новых поражениях на Восточном фронте, как будто бросался на пол своего кабинета
и начинал грызть ковер... Навсегда запомнился последний анекдот, хотя он был далеко не лучшим.
Так вот. Гитлер входит в магазин и покупает новый ковер. „Вам завернуть или здесь будете грызть?" — спрашивает продавец. Только он это произнес, как из-за угла вышел навстречу мой гестаповец. Я растерялся, не зная, здороваться с ним или нет. В следующее мгновенье сообразил, что этого делать не надо), и вдруг замечаю, что мой товарищ и он кивнули друг другу.
Мы прошли. У меня потемнело в глазах. Он продолжал что-то говорить, но я ни одного слова не понимал. Голос его доносился откуда-то издалека... Лихорадочные мысли пробегали у меня в голове. Он работает в гестапо... Они вызывали его как свидетеля... Меня расстреляют...
И все-таки у меня оставалась последняя надежда, что гестаповец оказался его случайным знакомым. Может быть он с ним встречался по какому-то судебному делу. Недаром он мне говорил, что они вмешиваются не только в политические, но и в уголовные дела...
„Кстати, с кем это ты поздоровался?"' — спросил я у него через несколько минут. Господи, как я ждал его ответа, как я обнял бы его, если бы он мне сказал всю правду!
„Да так один", — ответил он с деланной небрежностью. Я почувствовал, как он на мгновение замялся. Дальше все шло как в тумане. Объявили воздушную тревогу. Мы побежали. Возле одного разрушенного дома мы увидели старое, осевшее с одной стороны бомбоубежище...
Он порылся в пальто и вынул пачку сигарет. ' „Закуришь?" „Нет", — сказал я.
Он несколько раз щелкнул зажигалкой. Закурил. И вдруг в полутьме рядом со мной озарилась светом сигареты его круглая голова. Отчетливо обведенный огнем силуэт головы. Как мишень, неожиданно подумал я, и голова погасла. Я сам не отдавал отчета в своем решении. Еще три раза озарится его голова, решил я, и я это сделаю. 'И все-таки после третьего раза я решил спросить у него опять.
„Слушай Эмиль, — сказал я, — кто с тобой здоровался на улице?" „Ну, гестаповец, если хочешь знать, а что?" — спросил он. Тело мое обмякло. ! „Откуда ты его знаешь?"—спросил я.
„Мы с ним учились. На последнем курсе ему предложили, и он нашел возможность посоветоваться со мной..." „И ты ему посоветовал?"
„Ты что, с ума сошел!—вдругзакричал он.—Если человек советуется,идти ли ему в гестапо, значит, он про себя ужерешил. Надо быть сумасшедшим, чтобы отговаривать его... Но в чем дело?" . „Дай закурить", — сказал я.
Он протянул в темноте пачку. И тут я обнаружил, что моя правая рука опирается на зажатый в ней обломок кирпича. Я отдернул руку от его скользкой, холодной поверхности. Кажется, Эмиль ничего не заметил. Я рассказал ему обо всем.
,,И ты мог поверить?" — воскликнул он с обидой...
И вдруг на меня напал хохот. То ли это была истерика, то ли разряд облегченья. Я вспомнил про надежное бомбоубежище, обещанное гестаповцем. Я как-то разом представил все, что они обещали Германии и что они продолжают обещать теперь, и мне вся наша немецкая история последнего десятилетия показалась чудовищной по своей смехотворности. :. .
Gt;190
„Не знаю, чему ты смеялся, — сказал Эмиль, когда мы вышли наверх, —
ты видишь, что они сделали с нами..."
„Да, вижу", — сказал я тогда, кажется не вполне понимая все, что означали его слова. А означали они, кроме всего, что нашей дружбе пришел конец. Он постыдился сказать, что знаком с гестаповцем, а я на этом основании не постыдился подумать, что он может меня предать. Кажется, мало для конца дружбы? На самом деле даже слишком много. Дружба не любит, чтобы ее пытали, это ее унижает и обесценивает. Если дружба требует испытаний, то есть материальных гарантий, то это -де что иное, как духовный товарообмен. Нет, дружба—это не доверие, купленное ценой испытаний, а доверчивость до всяких испытаний, вместе с тем это наслаждение, счастье от самой полноты душевной отдачи близкому человеку.
Я дружу с этим человеком, — значит, я ему полно и безгранично доверяю, потому что в моем чувстве затаена догадка о великом братском предназначении человека. А испытания, что ж... Если судьба их пошлет, они будут только подтвреждением догадки, а не солидной рекомендацией' добропорядочности партнера. Но я, кажется, заговорился...
— Выпьем, чтоб это не повторилось, — сказал я, воспользовавшись неожиданной паузой» [41, с. 199—203].
Ситуации гуманистического общения всем известны—это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение, а иногда просто разговор в купе поезда дальнего следования. Конечно, гуманистическое общение не определяется только ситуацией—оно связано с настроенностью и целями партнеров, однако понятно, что определенные ситуации его предполагают ,и замена гуманистического общения в этих ситуациях на другие виды воспринимается негативно. В то же время можно указать ситуации, когда гуманистическое общение и даже его отдельные элементы неуместны. Например, телефонисты справочных служб раздражаются на тех клиентов, которые вместо того чтобы быстро задать свой вопрос, пытаются сначала вступить в доверительное общение: представиться, познакомиться, рассказать о своих проблемах, причинах обращения в справочную службу и т. п.
Наиболее существенной чертой гуманистического общения, в корне отличающей его от других видов общения, является особое соотношение переживания осознания и коммуникации партнеров, а именно их конгруэнтность (полное соответствие, совпадение, подобие), по выражению К. Роджерса.
Конгруэнтность опыта, сознания и коммуникации—чрезвычайно важная характеристика в общении. В качестве примера конгруэнтности К. Роджерс приводит плачущего маленького ребенка. Он чувствует боль (опыт) — ему больно (осознание) — он кричит. И мы знаем, что раз он кричит, то наверняка ему больно — исходит из предположения о конгруэнтности. Во взрослой жизни эту гипотезу использовать трудно, так как здесь сплошь и рядом мы сталкиваемся с полной неконгруэнтностью. Например, неконгруэнтность переживания и осознания (чувствуем злобу, а говорим себе: «Я не зол, просто факты заставляют меня...»). Распространенная ситуация, когда человек «говорит не то, что думает», — пример неконгруэнтности осознания и коммуникации. К. Роджерс отмечает, что конгруэнтность или неконгруэнтность сказывается на поведении: например, если человек конгруэнтен, он не может сказать: «Он тупой», «Вы— плохой человек», «Она умна», так как человек в принципе не может переживать такие факты. Поэтому, «если человек действительно конгруэнтен, то, очевидно, что вся его коммуникация должна обязательно существовать в контексте его личного восприятия» f 174] и переживания. Степень конгруэнтности, по мнению К. Роджерса, может меняться либо в зависимости от ситуации, либо в зависимости от человека, причем человек сам не всегда может осознать неконгруэнтность. Применительно к общению К. Роджерс показывает, что конгруэнтность даже только одного партнера улучшает взаимопонимание, отношение между партнерами, сближает, улучшает их, т. е. оптимизирует глубокое личностное общение. Связано это с тем, что конгруэнтность определяет и более ясную коммуникацию, и отсутствие необходимости защищать себя, а следовательно, большую свободу для слушания чужой позиции, внимательное слушание партнера, не ограниченное заботами о защите себя; по сути, такое общение приближается к эмпатическому слушанию, что, конечно же, является положительным подкреплением для него. В результате партнер тоже становится более конгруэнтным, и общение становится двусторонне эмпатическим и обоюдно подкрепляющим, терапевтическим. Такое общение изменяет личность в сторону большей конгруэнтности, целостности, у человека становится меньше внутренних конфликтов и больше энергии для активной жизни, поведение становится более раскованным.
На основании подобных допущений К. Роджерс предлагает «пробную формулировку основного закона межличностного общения» [1741. Предполагая (а) минимальную готовность со стороны двух людей быть в контакте друг с другом, (б) минимальную способность и готовность со стороны каждого получить сообщение от другого и (в) что контакт продлится некоторое время, можно выдвинуть гипотезу: чем больше конгруэнтность переживания, осознания и коммуникаций у одного человека, тем больше последующие отношения будут включать тенденции к дополнительной коммуникации с возрастающей конгруэнтностью, к большой обоюдной точности взаимопонимания, улучшающей психологическую адаптацию и функционирование обоих сторон, а также обоюдное удовлетворение отношениями. И, наоборот, чем больше неконгруэнтность коммуникации, осознания и переживания, тем больше последующие отношения будут включать: встречную коммуникацию того же качества;
рассогласование точного взаимопонимания; менее адекватную психологическую адаптацию и функционирование обеих сторон в обоюдную неудовлетворенность общением.
Таким образом, согласно представлениям К. Роджерса, всегда есть выбор между тем, чтобы быть конгруэнтным в общении (говорить все то, что действительно думаешь и переживаешь), и тем, чтобы быть неконгруэнтным, и в той или иной степени исходить из ситуации. Ведь во многих случаях конгруэнтность грозит осложнением или даже разрывом отношений, затрудняет достижение цели и т. д.
Мы уделили так много места понятию конгруэнтности потому, что именно, она, как нам кажется, может быть положена в основу разграничения гуманистического общения с манипулятив-ным и ритуальным. Действительно, и в манипулятивном, и в ритуальном общении трудно даже вообразить себе полное соответствие между переживаниями, мыслями и тем, что говорится, — в каком-то смысле все это можно назвать откровенностью, доверительностью общения. В ритуальном общении текущие переживания и мысли человека просто не участвуют, так как это не входит в ритуал. В манипулятивном общении то, 'что говорится, а иногда и то, что осознается, определяется целями, ради которых общаются, и мотивами общения — «излишняя» откровенность может только осложнить ситуацию. Важно и то, что достижение полного внутреннего соответствия возможно только при более или менее длительном общении.
Представить себе, в чем разница между наличием или отсутствием соответствия в общении, можно попытаться на таком примере. 1< примеру, мы какое-то время сидим в гостях у кого-то, непрерывно звонит телефон, и мы волей-неволей слушаем все разговоры. Обычно любой разговор начинается со стереотипного ответа «Слушаю вас», «Алло», «Иванов у телефона» и т. п. Этот ответ всегда говорится одинаково, примерно одним и тем же тоном и может зависеть только от состояния отвечающего. !Ёсли он спешит,, он будет говорить нетерпеливо, если он расстроен или его оторвали от важного разговора—раздраженно и т. д. и т. п. Но чаще всего человек всегда отвечает одинаково, а вот потом возможны два варианта разговора. Иногда мы наблюдаем, как в зависимости от того, кто находится на том Ьонце провода, от звонка к звонку полностью меняется разговор: то хозяин говорит почтительно и учтиво, обсуждая важное дело; то ласково и слегка поучительно; то вдруг начинает изображать сильную усталость и рассказывать про свою тяжелую жизнь; то кричит на кого-то; то становится надменным и важным: то... Меняется все—тон голоса, интонации, направленность разговора, даже поза, ведь можно по стойке «смирно» встать и перед телефонной трубкой.
В другом случае наш хозяин ведет себя иначе. Его беседы определяются не тем, с кем он разговаривает и о чем, а тем, как он сам себя чувствует и чем сейчас занят. Говорит он со всеми одинаково—либо одинаково раздраженно, либо одина-
13 Заказ № 725 |
ково почтительно, либо одинаково нейтрально; если он занят— он сообщает это всем и просит позвонить попозже, если раздражен или в плохом настроении, то он не будет этого скрывать, кто бы ни звонил, если произошло что-то интересное, тоонвсем это расскажет.
Понятно, что в первом случае хозиян дома склонен к мани-пулятивному общению, хотя нельзя отрицать возможность, что в разговоре с каким-то абонентом он и не преследовал никаких сторонних целей. Во втором случае перед нами пример конгруэнтного общения.
Таким образом, гуманистическое общение предполагает искреннее, доверительное общение, детерминируемое не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру). Это не значит, что гуманистическое общение не предполагает социальной детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается социальным. Однако в гуманистическом общении больше, чем в других видах общения, видна зависимость от индивидуальности. Именно в этом смысле можно говорить, что гуманистическое общение—самое психологическое из описываемых здесь видов общения.
Понятно, что гуманистическое общение имеет свои особенности, свои требования к характеристикам общения. И перцептивная сторона общения, и коммуникативная, и интерактивная должны иметь здесь свою специфику.
Перцептивная сторона гуманистического общения включает свои механизмы восприятия, понимания другого, а также восприятия и представления себя. Поскольку его можно рассматривать как истинно межличностное общение (на уже обсужденном континууме межличностное—межгрупповое общение), то соответственно социальное восприятие в этом виде общения будет реализовываться за счет таких механизмов, как эмпатия, идентификация.
Эмпатия—это такой механизм восприятия и понимания другого, когда познание другого происходит через «вчувствова-ние» в другого, «перевоплощение в него», «вживания в его мир», «сочувственную идентификацию». «Эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого и проникновение его в чувства другого лица». Эмпатия—это такое познание другого, когда он воспринимается, познается как бы в «чистом виде», без обычно сопровождающих восприятие стереотипов, связанных с его членством в какой-то группе, с его функциональными возможностями в данной ситуации, т. е. познается «изнутри», «через себя». Эмпатия, идентификация, — наиболее точный «способ» восприятия другого, так как на него мало влияют искажающие воздействия со стороны стереотипных представлений и объяснений. В гуманистическом общении партнер (в идеале) воспринимается цельно, целостно, без разделения
на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества, не стереотипно. Именно поэтому мы можем за два часа плотной беседы хорошо узнать нашего попутчика в поезде и быть уверенным, что мы его правильно поняли, и при этом очень плохо понимать или совсем не понимать, что представляет собой как человек секретарша нашего начальника, с которой мы «общаемся» чуть ли не ежедневно уже много лет подряд. Наш попутчик, с которым мы откровенно поговорили, пытаясь понять друг друга и не преследуя больше никаких целей (какие могут быть «дела» с незнакомым человеком, а на ритуальном общении долго не продержишься), «открылся» нам, мы его «почувствовали». А общение с секретаршей всегда носит в той или иной степени манипулятивный характер, а следовательно, и воспринимаем мы ее очень ограниченно—только в применении к тем функциям, которые она должна выполнять в наших делах.
Особенности коммуникативной стороны гуманистического общения также вытекают из особенностей взаимоотношений партнеров. Гуманистическое общение—это доверительное общение, а доверие является очень существенным для эффективности коммуникации. Основным механизмом воздействия в гуманистическом общении является внушение, суггестия — самый эффективный из всех возможных механизмов. Но важно также и то, что это не просто внушение, а обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют друг другу, и поэтому результатом коммуникации в гуманистическом общении является не изменение одного из них, а взаимное, совместное изменение обоих.
Рассматривая ритуальное и манипулятивное общение с коммуникативной стороны, мы отмечали, что они существенно отличаются по тому, как рассматривается объект воздействия. Если в ритуальном общении объектом является ситуация или собственные переживания, в манипулятивном общении объект представляется либо пассивным, либо активным (в том смысле, что признается необходимость учета его внутренних характеристик, но не более того), то в гуманистическом общении объект воздействия реально активен, в собственном смысле слова, это не объект, а субъект. Уже говорилось, что согласно представлениям М. С. Кагана, общением в строгом смысле слова может быть названо только межсубъектное взаимодействие, когда оба или все общающиеся выступают как субъекты, а не как объекты управления, воздействия, воспитания и т. п. Среди рассмотренных нами видов общения только гуманистическое является общением в строгом смысле; в нем существенно то, что собственно объектом воздействия является не только и не столько партнер, сколько оба или все партнеры вместе или отношения между ними. Любое воздействие, таким образом, не однонаправленно, поскольку обязательно предполагает совместное изменение, причем это изменение всегда будет в «хорошую» гума-
нистичеокую сторону. Не зря К. Роджерс называет общение внутренне конгруэнтных партнеров терапевтическим общением, которое приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности, открытости, энергичности и цельности.
Если же говорить об интерактивной стороне гуманистического общения, то здесь тоже надо отметить некоторую специфику. Партнеры в таком общении в идеале конгруэнтны, а это значит, что они могут не тратить силы на то, чтобы защищать себя или искать выгоду в каком-либо постороннем деле, и поэтому основа взаимодействия строится на организации общения взаимопонимания, основой которого будет сопереживание, активное слушание, интимный момент.
Наконец, важным является и то, как действует на личность участие в гуманистическом общении. Собственно об этом мы уже говорили, когда обсуждалось терапевтическое общение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно дать совет, но нельзя дать умение им пользоваться.
Ф. Ларошфуко
Как было сказано во введении, основная цель данной работы заключалась в изложении основ психологических знаний по общению. Авторам хотелось построить изложение таким образом, чтобы помочь читателю повысить уровень осознания своего общения, а может быть и своих трудностей во взаимодействии с людьми. Предполагалось, что знание закономерностей восприятия, коммуникации, взаимодействия в общении может быть использовано читателем как своего рода инструмент, помогающий анализировать свое поведение и, возможно, находить скрытые ресурсы, альтернативные пути.
Если это произойдет, то, мы уверены, у Вас будет возможность не только избежать каких-то личных сложностей и конфликтов, не только улучшить психологический климат дома и на работе, но, что очень важно, и повысить степень выполнения своих жизненных планов, продуктивность любой деятельности.
В конце концов никогда не стоит забывать и о том, что общение это не только роскошь, но и главное орудие человека, и что никакая деятельность без общения не осуществима. Чтобы мы ни делали, первое и главное, что нам необходимо,—это взаимопонимание с другими людьми, оно самый необходимый и существенный элемент любого дела, его фундамент. Без взаимопонимания, достигаемого в общении, ничего не сделаешь:
ведь не зря в библейской легенде о Вавилонской башне всемогущий Бог, желая помешать людям в осуществлении их проекта, сделал не что иное, как нарушил взаимопонимание—смешал языки—более мощного средства, чтобы разрушить любое начинание просто нет.
Хорошо, все это так, скажет читатель. Действительно, очень нужно уметь хорошо общаться. Действительно, это очень важно и актуально. Но что конкретно мне делать? С чего начать? И потом, книг про общение много, во всех написано/разное. Как разобраться, что более важно, а что менее, что необходимо делать срочно, а что можно отложить? И, наконец, можно ли вообще научиться такому живому делу, как общение, по книжкам?
Такие вопросы совершенно естественны. Существование «проблемы общения» все больше и больше осознается в обществе и идея о необходимости повышения его качества буквально витала в воздухе. Если несколько лет назад ощущался острый ди-фицит книг по вопросам общения, то сейчас они выходят одна
за другой. Одновременно появляется все больше возможностей
для практического обучения общению: тысячи людей в нашей стране получили определенные практические умения в группах социально-психологического тренинга, тренинга сензитивности и т. д.
В этой ситуации самым простым способом ответа на вопросы, приведенные выше, была бы отсылка читателей к этому практическому обучению: деокать, теория теорией, а практика важнее, именно она и помогает понять, что самое главное и с чего начать. Да, разумеется, такое обучение очень много дает человеку и если есть желание и возможность, то необходимо принять в нем участие. Однако на вопрос о самом главном условии успешности общения следует ответить до обучения.
Ответ на этот вопрос состоит в сущности в том, что успешное общение достигается не техникой или приемами, а только искренним, доброжелательным отношением к Человеку. Боясь быть обвиненным в пустом морализаторстве, мы все тапки настаиваем на том, что только доброе отношение к людям может служить основой общения, приносящего взаимопонимание и удовлетворение. Без этого не помогут ни знания, ни владение приемами и техникой.
Поэтому не столь важно простое накопление частных приемов и способов анализа общения, опирающихся на знания об особенностях различных людей и ситуаций. Главным и определяющим в общении является гуманистическая направленность в использовании этого арсенала в целях осознания единства и общности человеческих ценностей и устремлений и нахождение на этой основе взаимопонимания даже в самых сложных и конфликтных взаимоотношениях с людьми. Только построенная на таком гуманистическом фундаменте грамматика общения способна помочь каждому в его дальнейшем самоусовершенствовании, содействовать действительному развитию личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М.,1983.
2. А г е е в В. С. Стереотипизация как механизм социальноговосприятия//Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М., 1987.
3. А н а нье в Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
4. Андреева Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятель-ности//0бщение и оптимизация совместной деятельности.
5. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
6. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.
7. Балтинь А. Отражение эффекта видеотренинга на уровне когнитивных навыков/УЧеловек. Общение. Жилая среда/Под ред. Ю. Орна и Т. Нийта. Таллин. 1986.
8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
9.Бгажноков Б. X. Коммуникативное поведение и культура:(К определению предмета этнографии общения)//Советская этнография. 1978. № 5.
10. Бгажноков Б. X. Личностно- и социально-ориентированное речевое общение//Материаль; IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации/Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1972.
11. Бенуа А. Н., Лансере Н. Е. Дворцовое строительство Николая I// Старые годы. 1913. № 7—9.
12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. (Психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (Психология человеческой судьбы). М„ 1988.
13. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
14. Б о д а л е в А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
15. Бодалев А. А. Личность и общество. М., 1983.
16. Бородина В. А., Бородин С. М. Учим ...читать. Л., 1985.
17. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.