Причины, профилактика и разрешение конфликтов в деятельности коллективов

Причины конфликта в коллективе, а их м. б. несколько: неверная, обидная, низкая оценка деят-ти коллектива – причина эта может вызвать конфликт не в самом коллективе, а его с админ-цией, нач-ком; самый типичный конфликт в коллективе может появиться из-за поведения члена коллектива, не устраивающего остальных, например, один или несколько чел-к могут нарушать дисциплину, оскорблять коллег, нарушать нормы поведения; психологич. несовместимость может возникнуть, если бок о бок работают слишком разные личности; несовместимость культурных, умств-ых уровней коллег приводит к появлению недоразумений, непониманий и межличн-ых конфликтов в коллективе.

Профилактика конфликтов – совок-ть напр-ний, методов упр-ния орг-цией, кот. уменьшает вероятность возникн-ния конфликтов. Профилакт. работы необх-мо проводить как до, так и после возникн-ния конфликта. Сущность профилактики закл. в устранении объект. и субъект. причин возникн-ния конфликтов. На обще-соц. уровне проф-ка конфликтов предполагает провед-е соц., экон., культ. политики, измен-е ценностей личности, укр-ние прав. базы общ-ва, борьба с соц. поляризацией и т.д.

Способами профилактики:

- устранение причин конфликта – необходимо регулярно проводить исслед-ния по выявл-ю причин возможных конфликтов: как субъект, так и объект, и их устранению;

- развитие и укрепление сотруднич-ва – для чего использ-ся след. методы: вовлеч-е возможного соперника в совм. деят-ть; выраж-е сочувствия и понимания своему партнеру и желания ему помочь; сохранение уважит-го отн-ния к партнеру, несмотря на расхожд-е во взглядах и инт-сах; отн-ние к партнеру на равных, запрещ-е дискриминации и демонстрации чувства превосходства; приписывание заслуг обеим сторонам во избежание зависти между ними; поддержание хорошего психол. климата между партнерами, способств-го возникн-нию у них чувства симпатии друг к другу;

- выдвиж-е общих гармонирующих целей между руков-вом и персоналом – руков-ль должен уметь ставить такие цели, кот. не противоречат целям сотр-ков;

- соблюдение четкой субординации и интеграции между подразд-ми;

- нормативные способы – любой конфликт регул-ся общ-ными нормами: прав., религиозн., нравств-ми и т.д.

- баланс прав и отв-ти – каждый сотрудник д. б. наделен служ-ми правами, обязан-ми и отв-тью в соотв-вии со своей должностью;

Разрешение конфликта – это окончание конфликта в рез-те нахожд-я взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для уч-ков. Разреш-е может происходить и на стадии возникн-ния, на стадии обострения, и на стадии затухания конфликта. Предпосылками разрешения конфликта явл:

- достаточная зрелость конфликта;

- потребность субъектов конфликта в его разрешении;

- наличие необходимых средств и ресурсов для его разрешения.

Возможно полное или неполное разрешение конфликта. При полном разрешении конфликт прекращ-ся в рез-те устранения причин и пр-та конфликта. В случае неполного разреш-я не все причины конфликта искорен-ся, происходит лишь врем. ослабление конфликта, но при любом удобном случае конфликт может разгореться вновь.

Методы разрешения конфликтов:

- внутриличностные - это методы воздействия на отдельную личность. Данное воздействие осущ. след. образом: руков-лем проводится воспитат. беседа (счит-ся наиболее эффект. формой воздействия); при отс-вии рез-тов примен-ся дисц. санкции; возможно вынесение проблемы на обсуждение коллектива; крайняя мера – увольнение зачинщика конфликта и/или его активных участников.

- межличностные - путь лежит через выбор стиля конфл-го поведения. Выделяются 5 наиболее распространенных способов разрешения конфликтов: - уклонение; - приспособление; - соперничество (конфронтация); - компромисс; - сотрудничество.

- структурные - методы по устранению организац-ных конфликтов. 4 осн. структ-ных метода разрешения конфликта: - разъяснение требов-й к работе; - использ-ние координац-ных и интеграционных мех-мов; - устан-ние общеорганизац-ных комплексных целей; - использов-е системы вознагр-й.

31. Агрессия и её виды, условия, механизмы возникновения.

Агрессия - поведение, нацел. на то, чтобы причинить вред или боль др. чел-ку (животному). Э. Фромм опред. агрессию более широко - как нанесение ущерба не только чел-ку или животному, но и любому неодушествл-му пр-ту. Ущерб чел-ку можно нанести, причинив вред любому неживому объекту, от состояния кот. зависит физич. или психолог. благополучие чел-ка.

Склонность чел-ка к агрес. действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно кот. у животных и у чел-ка сущ. врожд. "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеч. стремления к разруш-ю, считая беспл-ми попытки приостановить этот процесс.

Человеч. агрессивность имеет свои эволюц-ные и физиологич. корни. К числу физиологич. факторов агрессии отн-ся половые гормоны.

Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автомат-ки возник-е в недрах организма влеч-е, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возник-х на пути целенапр. действий субъекта, или же не наступл-е состояния, к кот. он стремился. Эта теория утв-ет, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Др. взгляд на происхожд-е агрес-го повед-я а предст-на в теории соц. научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрес. повед-е возникло и распростр-сь на опред. объект, необх-мо чтобы сущ-ло два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенапр. деят-ти, вызвало у чел-ка реакцию гнева и второе - чтобы в кач-ве причины возникн-ния препятствия был воспринят др. чел-к.

Агрес. действия рассм-ся не только как ре­з-т фрустрации, но и как следствие научения, подражания др. людям. Агрес. поведение в этой концепции тракт-ся как рез-т след. когнитивных и других процессов:

1. Оценки субъектом следствий своего агрес. поведения как положит-ых.

2.Наличие фрустрации.

3.Наличие эмоц-го перевозб-ния типа аффекта или стресса, сопровожд-ся внутр. напряж-тью, от кот. чел-к хочет избавиться.

4.Наличие подход-го объекта агрес. поведения, способного снять напряж-е и устранить фрустрацию.

Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют разл. типы и виды агрессии.

Во – первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрес. агрессия предст. собой непроизв. взрыв гнева и ярости, нецеленапр. и быстро прекращающийся, причем ист-к наруш-я спокойствия не обяза­т-но подверг-ся нападению.

Наиболее важно различение враждебной и инструмент. агрессии. Целью первой явл. гл. о. нанесение вреда др., в то время как вторая направлена на достиж-е цели нейтрального хар-ра, а агрессия использ-ся при этом лишь в кач-ве ср-ва (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захват-го заложников бандита).

Инструмент. агрессию Фешбах подразд. на индивид-но и соц. мотивир-ю, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.

Среди форм агрес. реакций, встреч-ся в различных ист-ках, необх-мо выделить след:

-Физич. агрессия (нападение) – использ-е физ. силы против др. лица.

-Косвенная агрессия – действия, как окольными путями напр. на др. лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не напр. взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

-Вербальная агрессия – выражение негат. чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содерж-е словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

-Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

-Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно напр. против авторитета или руков-ва. Может нарастать от пассивного сопротивл-я до акт. борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмеч-ся:

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловл. чувством горечи, гнева на весь мир за действит-ные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отн-нию к людям, осн. на убеждении, что окруж-е намерены причинить вред.
Различают агрессию и по мех-му возникн-ния и действия, а мех-м и пр-п действия во многом зависят от восприятия и оценки чел-ком ситуации, в частности - намерений, припис-мых др. лицу, возмездия за агрес. повед-е, способности достичь поставленной цели в рез-те применения агрес. действий, оценки подобных действий со стороны др. людей и самооценки.

Намерение: когда чел-к видит, что др. собир-ся напасть на него или помешать ему, то решающим оказ-ся прежде всего то обст-во, припис-ся ли этому др. агрес. намерения и враждебн. по отн-нию к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что др. питает враждебн. намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрес. действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т. е. на приписывании субъектом др. вражд. или безобидных намерений. Как только субъект решит, что др. намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.
Ожидание достиж-я цели агрессии и возмездия за агрес. поведение: Пока субъект располагает возможностями соверш-я прямой агрессии, реализация кот. не предст. трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достиж-е цели агрес. действия играют незначит. роль. Сущ-ное знач-е это ожидание приобрет. лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непоср-но, напр. нет возможности с ним встрет-ся. Тогда может пос­ледовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собств-ти агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косв. агрес. действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и явл. в кач-ве ожидания последствий рез-та действия - одним из решающих детерминантов.


Наши рекомендации