Глава 2. Жанрово-тематические особенности публицистики Андрея Малахова

Журналистика как явление и как профессия подразделяется на информационную, аналитическую и документально-художественную. Особенности публицистики Андрея Малахова состоят в том, что он работает в жанрах аналитической журналистики (дискуссия, ток-шоу, беседа, журналистское расследование).

Чтобы понять особенности публицистики Андрея Малахова, для начала, нужно разобраться, что такое жанр в целом. Понятие жанр происходит от французского слово "genre", что означает в дословном переводе - род, вид. Жанр - эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал. Жанр, вид и род являются смежными понятиями, вследствие чего их путают. Жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними весьма расплывчаты.

Все разнообразие телевизионной продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество жанров. Жанры находятся в постоянном процессе развития, изменяются вместе с практикой. Становление и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров - процесс исторически неизбежный. Диффузия жанров очевидна именно в телевизионной публицистике - в силу не столько новизны телевидения как рода журналистики, сколько благодаря огромному богатству языка - движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком.

Аналитические жанры - одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций.

Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение, обсуждение) - жанр, который демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Собственно литературный труд при подготовке дискуссионных передач минимален. Как правило, уже первыми фразами в студии ведущий сообщает, что люди собрались в студии спорить, у них разные точки зрения на предмет обсуждения, который обозначен во вступительных словах ведущего. Несмотря на важность предшествующей передаче подготовки, ведущий должен быть готов к импровизации, неизбежной во всяком живом общении. Хорошая беседа, а тем более дискуссия – это общение интересных собеседников между собой. А нередко и с телезрителями.

Ток-шоу - в переводе с английского дословно - разговорное зрелище, разговорное представление. Перенесенное с подмостков эстрады в телевизионные павильоны ток-шоу завоевало широкую популярность у зрителей уже в 60-е годы: сначала в США, затем в Западной Европе, наконец, во всем мире. Компонентами ток-шоу, кроме ведущего, выступают герои - люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей» и экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления - это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям. В некоторых ток-шоу предусмотрена возможность подключения телезрителей к разговору - по телефону и «громкой связи» в студии.

Беседа - это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Широко используется в программах. Посвящен темам, представляющим общественный интерес: политическим, экономическим, социальным, морально-этическим, научным и т.д. Нередко перерастает в дискуссию.

В этих аналитических жанрах Андрей Малахов является автором и ведущим. Программа «Пусть говорят» - это ток-шоу на первом канале, где ведущий разбирает основные проблемы населения (бракоразводные процессы, лишения родительских прав), социальные и психические аномалии (преступность, наркомания, суицид, проституция), проблемы общегосударственного характера (теракты, миграции, межнациональные отношения).

Андрей Малахов также тщательно выбирает тематику своей публицистики. Чтобы понять это точнее, нужно разобраться, как выбирается тема проекта.

Создание журналистского проекта всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождение темы будущего проекта (формирование и разработка конкретной проблемы, определение её идейной стороны). На этом этапе решаются вопросы, связанные и с выбором объекта будущего отображения, и с накоплением жизненных впечатлений.

Задумывая проект, журналист, прежде всего, должен определить тему. Тема проекта рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности. На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Но и в этом случае журналист постоянно включен в процесс не только обдумывания (ведь раскрыть новые грани в уже знакомой теме бывает еще сложнее, чем написать материал о чем-то другом), но и накопления нового материала.

Глава 3. Образ ведущего в программе «Пусть говорят»

Фигура ведущего представляет главный интерес для психологического анализа телепередачи как коммуникативного сообщения, поскольку именно в образе и действиях ведущего прослеживается та функциональная и смысловая специфика, которая свойственна телеэфиру. Телеведущий – человек, который умеет разговаривать с миллионами зрителей и с каждым по отдельности.

Ведущий - человек, хорошо владеющий речью, обладающий быстрой реакцией и выдержкой, тактичностью, актерским мастерством, умеющий работать с телесуфлером, микрофоном и камерами. От ведущего телепрограммы зависит не только рейтинг программы, но и популярность канала в целом. На его долю выпадает наиболее сложная работа во время самой дискуссии: он готовит вступительное слово; во время передачи определяет очередность выступлений, предоставляет слово или, смотря по обстоятельствам, просить повременить с выступлением; следит за часами, не позволяя говорить дольше установленного регламентом времени; помогает участникам (если это необходимо) яснее формулировать свои мысли; подводит итог выступлениям участников; вскрывает противоречия в словах выступающего, если тот противоречит сам себе; следя за выступлениями, он сталкивает противоречивые тезисы оппонентов, предлагает выяснить истину в открытом споре.

Ведущий программы не является судьёй, адвокатом, воспитателем, опекуном или советчиком. Ведущий – модератор, он в равной степени поддерживает обе стороны конфликта и помогает им наладить конструктивный диалог по поводу возможного разрешения ситуации.

Ведущий - «архитектор» дискуссии. И действительно, цель ведущего - неумолимо, настойчиво двигать дискуссию к решению, не превращая её в спор или полемику. И здесь важно умение ведущего своевременно регулировать разговор, давая возможность и время высказаться каждому участнику диспута. Главная задача ведущего – вдохнуть в дискуссию жизнь. Лаконичность ведущего залог успеха. Зритель – умный ему не надо разжевывать и объяснять. И еще один не маловажный момент – важно не только то, что говорит ведущий, важно и то, как он это говорит. Телеэкран раскрывает политические, гражданские, человеческие позиции. И раскрываются они в слове, обращенном к каждому, в речи подлинной и выразительной. Обладая возможностью передавать подлинный человеческий голос, телевидение выступает всегда окрашенным авторской модальностью, которая особенно ярко проявляется в речи, в её интонационном рисунке. Зрителем воспринимается абсолютно все: диапазон голоса, интонация, различные акцентировки, которыми ведущий хочет выделить ту или иную фразу. Голос может быть приятен для слуха, и только благодаря этому факту люди могут смотреть программу.

В научно-методической литературе, существуют определенные требования к речи: дикция должна быть четкой, ясной, без дефектов; тембр голоса должен быть не слишком высоким и не слишком басовым; в голосе должна быть определенная индивидуальность, его узнаваемость; темп речи должен быть не слишком быстрым и не слишком медленным, информация должна поступать быстро и четко, но так чтобы зритель успевал переваривать все, что до него доносит журналист.

Ведущему программы «Пусть говорят» Андрею Малахову присущ личностной стиль подачи информации, который способствует установлению более тесного контакта тележурналиста с аудиторией, а, следовательно, и более эффективному восприятию темы дискуссии. Удачная расстановка сюжетов и грамотные комментарии ведущего выстроены так, что вся программа выглядит как небольшой фильм о прошедшем дне.

Многие журналисты полагают, что зрители судят о качестве программы исключительно по содержанию, но это ошибка, ведущий является «визитной карточкой» любой телекомпании и помогает создать ей публичный имидж и способствовать финансовому успеху. В учебнике по телевизионной журналистике приводятся слова А.Свободина: «чтобы стать телевизионным ведущим, не то, чтобы нужны какие-то особые черты личности, скорее необходимо отсутствие некоторых черт, которые телеэкран неизменно обнажит». Эфир погружен в общество и связан с ним цепью прямых и обратных общественных связей.

В профессии телеведущего приоритетный фактор успеха - умение нравиться публике. Не многие ведущие имеют персональных консультантов по имиджу, поэтому им следует уделить особое внимание технологии подачи себя, привлечения внимания телезрителей к своим лучшим личностным и профессиональным качествам. Она помогает овладеть реальным механизмом эффективного воздействия внешнего облика людей друг на друга.

В.М. Шепель пишет: «Чем значительнее замыслы и претензии личности, тем более она озабочена своим имиджем. У такой личности стремление к созданию яркого имиджа – мощный внутренний мотиватор, побуждающий её на огромную работу над собой, на преодоление в себе всего того, что мешает быть лидером или звездой... Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. Только надо хотеть или уметь наилучшим образом самовыразить свои сильные личные качества. Более того, в каждом имеется дарование нравиться людям... чем больше прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные, телесные и информационные характеристики личности».

Программа «Пусть говорят» с Андреем Малаховым выходит в эфир в будни на «Первом». Программа построена так, что все внимание уделяется острым социальным проблемам, которые обсуждаются крайне редко. И девиз передачи говорит об этом, он звучит так: «Мы обсуждаем невыдуманные истории, о которых невозможно молчать». Сложные проблемы обычных людей и знаменитостей в эфире телеканала «Первый». В ток-шоу обсуждаются самые острые и злободневные темы, а также новости российской значимости.

Работа журналиста в ток-шоу слажена, аккуратна и грамотна. Его поведение, поставленная речь и интеллигентность заставляет восхищаться контролировать обстановку в студии и удерживать внимание зрителя.

Телевидение требует ярких персонажей с оригинальным мышлением и поведением, в противном случае теряется зрелищность. Модератор между тем - это «тот, кто оставил свое мнение за порогом студии, но остался живым, энергичным, интересным распорядителем дебатов». Какой бы служебной ни казалась роль модератора, одно лишь присутствие известного журналиста может менять сам характер передачи как для собеседников, так и для зрителей. Имидж ведущего программы «Пусть говорят» однообразен и не зависит от обсуждаемой темы и статуса приглашенных гостей: в программе он носит строгий костюм. Малахов часто задает вопросы от лица обывателя, при этом его речь со стороны выглядит подчеркнуто спонтанной, «неприглаженной».

Позиция Андрея Малахова остается неясной для телезрителя до самого конца программы. Зритель поставлен в такие условия, когда ему не дают готовых ответов. Эта неопределенность побуждает зрителя искать мнение ведущего за содержанием вопросов. Подобное предугадывание, безусловно, повышает активность зрительского восприятия, способствует выработке у аудитории собственной точки зрения. Таким образом, интрига не только удерживает зрителя у экрана, но и реализует воспитывающую функцию - приучает анализировать, выносить собственные суждения.

Важно то, что ведущий ток-шоу привлекает зрителей не только благодаря созданному образу, но и благодаря правильному речевому поведению. В своей речи ведущий использует большое разнообразие изобразительно-выразительных средств. В целом, не смотря на обилие различных речевых оборотов, участники довольно легко воспринимают специфические языковые приемы ведущего. Отсутствие грубой жаргонной или просторечной лексики в речи ведущего помогает зрителям ненавязчиво принимать авторское мнение. Это в большей степени помогает налаживанию доверительных отношений между ведущим и главным героем.

Ведущий выполняет функции, предписанные ему рамками программы. Он остается непререкаемым авторитетом, который занимает главенствующую позицию над решением проблемы, и в тоже время остается провокатором конфликтных ситуаций, которые необходимы программе по определению жанра.

Заключение

Сегодня телевидение представляет собой одно из наиболее совершенных средств отображения реальной действительности, жизни всего общества во всех ее проявлениях, телевидение являет собой огромнейший источник информации. Оно одновременно отражает актуальные проблемы современности, оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества. Телевидение, действительно, считается действенным инструментом управления мировоззрением личности на современном этапе развития общества.

В данной курсовой работе проанализированы этапы творческого пути Андрея Малахова. Они разделены на два этапа: печатную и телевизионную журналистские карьеры. Причем вторая, выражена ярче, это видно по количеству работ.

Изучен образ ведущего. Выступая в роли модератора, он, с одной стороны, занимает отстраненную позицию, давая возможность выступающим высказать свою точку зрения, а, с другой стороны, - использует многочисленные и разнообразные приемы, чтобы привлечь внимание зрительской аудитории.

В результате смены основного канала коммуникации (т.е. печать -> радио -> телевидение), важным становится не содержание, а форма, не сущность, а образ. Современные аудиовизуальные средства создают образы отдельных людей, групп, событий, явлений, которые получают роли и место в массовом сознании. Телеведущий зачастую становится не просто человеком с экрана или источником информации, но и общественным деятелем, к его мнению прислушиваются. Внешний вид не имеет для тележурналиста первостепенное значение, но он создает основу восприятия его образа.

Наши рекомендации