Тема № 2. Основы психологии личности.

Индивидуально-психологические особенности человека. Понятия индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают»

(А. Г. Асмолов).

Индивид – название биологического рода. Homo sapiens. Человек разумный.

Носитель врожденных свойств, полученных в ходе общего развития (филогенеза).

Основные характеристики: возраст, пол, конституция, тип нервной системы.

Субъект деятельности – человек, формирующийся и развивающийся как личность в общественной деятельности.

Личность – человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и

преобразующий мир и являющийся субъектом социальных отношений.

Структура личности:

Интересы, морально-нравственные устои. Характер, интеллект, стиль общения. Темперамент, генотип родителей. Генофонд.

Факторы, влияющие на формирование личности:

o общее развитие,

o социум,

o воспитание,

o деятельность.

Механизм формирования личности – это освоение и принятие социальных ролей.

Процесс освоения и принятия социальных ролей, вхождение в новую социокультурную среду называется социализацией.

Этапы социализации:

1. адаптация – усвоение действующих ценностей и норм, овладение средствами и формами деятельности, уподобление другим,

2. индивидуализация – при возрастании противоречий между необходимостью «быть как все» и стремлением к персонализации,

3. интеграция – при разрешении противоречия между стремлением быть представленным своими отличиями в общности и потребностью общности принять.

Человек, достигший уровня развития личности, обладает иерархией мотивов и относительно независим от внешних воздействий, т.е. ведет себя самостоятельно и сознательно в соответствии с выбранными целями.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, его отличие от других.

Может иметь разную степень выраженности.

Задание 1: сформулируйте различия между понятиями «индивид» и «личность», между «личностью» и «индивидуальностью».

Я - КОНЦЕПЦИЯ.

Особенности личности и индивидуальности образуют Я-концепцию.

Человек, в отличии от животных, существо себя познающее и сознающее, способное себя изменять и совершенствовать.

Я-концепция – это относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное, переживаемое как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он относится к себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.

Компоненты Я-концепции:

Когнитивный компонент – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание).

Эмоционально-оценочный компонент – эмоционально-оценочное отношение (например, самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.) к своим отдельным качествам и личности в целом, отражающееся в самооценке, которая может быть: завышенной, адекватной, заниженной.

Поведенческий компонент – реализация себя в собственном поведении. Это может быть реализовано: в шаблонах поведения, в подчинении групповым нормам, в стремлении сохранить социальный статус, в стремлении вызвать одобрение в глазах значимых людей, в стремлении подтвердить свой образ Я, в проявлении самоконтроля в различных ситуациях.

Компоненты Я-концепции представлены в:

«Я-реальное» - представление о себе в настоящем времени (какое я есть?).

«Я-идеальное» - представление о том, каким хочет стать (каким я хочу стать?).

«Я-зеркальное» - представление себя глазами других людей (каким меня видят люди?).

Задание 2: проанализировать Я-концепцию, заполнив таблицу. Сделать вывод о сформированности и противоречивости я – концепции. Дать рекомендации себе по развитию я-концепции.

Наши рекомендации