Диагностика и развитие карьерной компетентности.
экспериментальные научно-исследовательские площадки и команды из студентов, решающие реальные задачи предприятий и организаций).
6) Обеспечить возможность накопления карьерного портфолио студента — на
бора документов, подтверждающих его достижения в различных сферах
деятельности (в числе таких мероприятий, организуемых вузом, могут быть
разнообразные конкурсы, олимпиады, программы, конференции и т. д.).
Такое студенческое карьерное портфолио должно перерастать в портфолио
профессионала.
7) Увязать повсеместно внедряемую в вузах рейтинговую систему оценки знаний
студентов с прообразом должностного роста, когда набор определенного
количества баллов и складывающаяся из них оценка на каждом этапе атте
стации служит своего рода моделью должностного роста. Таким образом, у
студентов закладывается психологическая установка на карьерный рост и
профессиональное развитие через наработку требуемых компетенций и их
регулярную оценку.
Для того чтобы успешно планировать свою профессиональную карьеру, молодым специалистам необходимо получить детальную информацию о степени развитости собственных основных деловых и личностных профессионально значимых качеств. Оценить эти качества можно с помощью современной технологии оценки персонала — Ассессмент-центр.
Под карьерными компетенциямив рамках технологии ассессмента понимаются проявляемыеучастниками деловой оценки навыки и качества,необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности на более высокой должностной позиции по сравнению с той, которую в данный момент занимает участник оценки.
В качестве примера можно привести реально проведенную оценку на должность менеджера по персоналу, в которой участвовали в том числе и выпускники вузов.
В ходе подготовительной работы совместно с топ-менеджерами компании были определены и согласованы подлежащие оценке карьерные компетенции, в число которых вошли:
П системность мышления;
□ гибкость и динамичность мышления;
О умение работать в проектном режиме;
□ умение руководить группой;
О презентационные навыки;
П стрессоустойчивость;
□ мотивация к достижениям;
О готовность к обучению;
□ лояльность компании.
Каждая карьерная компетентность в соответствии с методологией ассессмента «раскладывалась» на поведенческие индикаторы, которые можно наблюдать и оценить по степени развитости и проявленности в ходе специальных процедур.
Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
Системность мышлениявключала следующие индикаторы:
□ умение структурировать информацию, адекватно применять схемы, алгорит
мы;
О способность привлекать для анализа данные из разных источников;
О умение оперативно пользоваться информацией коллег и увязывать ее в общую
систему; О способность перерабатывать большие объемы разнородной информации.
Динамичность и гибкость мышленияоценивалась по таким индикаторам:
□ способность одновременно отслеживать и решать проблемы разного пла
на;
О умение отличать главное от второстепенного;
□ способность легко и быстро переключаться от решения проблем одного типа
к другому.
Умение работать в проектном режимевключало:
□ способность создавать различные оргструктуры, эффективные для разных
видов деятельности в конкретных ситуациях (например, временные рабочие
группы);
П умение воплощать выработанные стратегии в конкретные действия; О способность оценить степень завершенности работы и соответствие полученного результата цели.
Руководство группойоценивалось по следующим критериям: О способность создавать и поддерживать в группе деловую атмосферу; О умение распределять задачи и ответственность за их выполнение; П способность менять стиль руководства в зависимости от возможностей и ресурсов группы.
Презентационные навыки и умение вести переговорысодержали такие индикаторы:
D умение вызвать у собеседника благоприятное впечатление и уважение с
первого же контакта; П умение достигать своих целей в процессе общения;
□ способность к успешному взаимодействию с людьми с иной точкой зрения,
ценностями и культурными особенностями;
О умение точно формулировать вопросы и ответы.
Стрессоустойчивостьоценивалась по следующим поведенческим индикаторам:
□ способность к поддержанию постоянно высокого энергетического тонуса;
П умение выдерживать без эмоциональных срывов значительные психологиче
ские нагрузки;
□ способность сохранять высокую продуктивность на протяжении всей деятель
ности.