Помощь в определении профессиональной деятельности
«Каждый знал, какое занятие было для меня самым подходящим, и каждый отстаивал свою точку зрения с такой горячностью, что все споры о моём будущем всегда кончались неистовым рёвом.
— Времени у него хоть отбавляй, — говорил Лесли. — В конце концов, он сам может читать книжки. Я могу обучить его стрельбе, а если мы купим лодку, научу, как управлять ею.
— Но, милый, будет ли для него от этого какой-нибудь прок в будущем? — спрашивала мама и рассеянно добавляла: — Разве что он пойдёт в торговый флот...». Так описывается семейное обсуждение профессиональных перспектив в известном произведении Дж. Даррелла «Моя семья и другие звери». Сделать самостоятельный выбор совсем не просто, ведь не каждому дано чёткое видение своего профессионального будущего.
Кто-то отдаст предпочтение одному из нескольких возможных вариантов, а кто-то вообще не знает, куда пойти после школы, и обращается с этим вопросом к родителям или всё пускает на самотёк. Однако не всегда советы даже очень близких и заинтересованных людей могут оказаться эффективными, потому что видение профессионального будущего у каждого разное и не всегда объективное.
Для оказания профессиональной помощи в решении данной проблемы существует система профориентационной работы.
Профессиональная ориентация охватывает широкий круг различных социальных, педагогических, психологических и медицинских мероприятий, нацеленных на выявление факторов, влияющих на выбор профессии. В профориентационной работе выделяется несколько дополняющих и поддерживающих друг друга направлений. Это не только ознакомление с миром существующих профессий и учебными заведениями, но и информирование о новых, о ситуации на рынке труда, определение склонностей и способностей школьников, оказание психологической поддержки в этой трудной ситуации.
В школах обычно проводятся профориентационные мероприятия с целью упростить нелёгкий для учащихся выбор. Данной проблемой, как правило, занимается психолог или психолог-профконсультант.
Профориентация входит в обязанности не только школьных психологов, но и учителей-предметников, преподавателей учебно-производственных комбинатов, специально приглашаемых представителей различных учебных заведений, специалистов из самых разных областей, знакомящих школьников со своей профессией.
Во многих школах организуются экскурсии в средние и высшие учебные заведения и на разные предприятия.
Однако не везде, к сожалению, есть психолог-профконсультант. Более того, в некоторых школах профориентационная работа вообще не проводится. Но, следуя утверждению «желание — тысяча возможностей, нежелание — тысяча причин», найти выход из такого положения «лего», так как помимо школы профконсультацию дают в государственных и частных организациях, которые занимаются этими вопросами.
Среди государственных организаций можно выделить центры профориентации молодёжи и психологической поддержки населения, центры занятости населения и профконсультационные пункты. Они расположены по всей нашей стране. Из-за недостаточного финансирования их осталось немного, но, тем не менее, там работают очень квалифицированные и увлечённые своим делом специалисты, и помощь в них чаще всего оказывается бесплатно.
В центрах занятости населения работа ведется, прежде всего, с взрослыми. Однако старшеклассники и выпускники тоже могут получить здесь квалифицированный совет профконсультанта.
Кроме того, помощь оказывают и частные центры профориентации. Они имеют различные названия: например, «Центр планирования карьеры», «Центр тестирования», и работают как при крупных вузах, так и независимо.
В этих центрах также предоставляются такие дополнительные услуги, как репетиторство по определённым дисциплинам.
Помощь в выборе профессии окажет и частнопрактикующий профконсультант. Обычно они работают обстоятельно и профессионально. В процессе консультации между клиентом и психологом обычно складываются доверительные, дружеские отношения, что повышает эффективность консультационной работы. Получив квалифицированные советы, подросток легче сделает самостоятельный профессиональный выбор. При такой подготовке он способен сам определить наилучшие для себя варианты профессиональных и жизненных перспектив, корректировать цели и формировать собственное независимое мнение.
У любого варианта профконсультаций есть свои достоинства и недостатки. Человек вправе оценивать эффективность совместной работы с профконсультантом. Иногда приходится менять не только специалистов, но и центры профконсультаций, если кажется, что работа с ними недостаточно продуктивна. В зависимости от своих ожиданий, от уровня эффективности школьник выбирает тот тип профконсультационной работы, который больше отвечает его потребностям.
Но необходимо отметить, что отсутствие чёткого представления о реальных возможностях специалистов в области профориентационной работы способно породить множество заблуждений. Часто школьники не обращаются к психологу, так как считают, что в их ситуации никто помочь им не в состоянии, а тем более какой-то таинственный профконсультант. Другие, наоборот, серьёзно рассчитывают, не прилагая усилий, получить от психолога готовый «рецепт» профессиональных планов. При этом в большинстве случаев и те, и другие ошибаются.
Так в чём же способен помочь психолог-консультант старшеклассникам, выбирающим профессию?
В первую очередь он, конечно, установит профессиональные интересы и склонности. Их можно определить как методом специального тестирования, так и в процессе беседы. Результаты, которые ни в коем случае не являются «окончательным диагнозом», обязательно обсуждаются со школьником, чтобы он знал, как применить их на практике. Если у старшеклассника уже были планы, и они не совсем совпали с выводами тестов, консультант сможет дать рекомендации, как развить в себе недостающие качества, или подсказать, какие ещё есть профессии в интересующей области, лучше отвечающие его склонностям. Если же определённых профессиональных планов не было, можно вместе с консультантом решить, опираясь на результаты профдиагностики, какими наиболее интересными для данного школьника профессиями ограничить выбор [31].
Подробно обсудить особенности интересующей профессии и требования, которые она предъявляет к личностным качествам, тоже лучше всего именно с профконсультантом, поскольку у него имеется справочная литература, профессиограммы (краткие описания профессий) и он же может подсказать, где найти более подробную информацию. Не в компетенции консультанта знакомить с рейтингом специальностей на рынке труда, так как психолог может не учитывать всех тонкостей социально-экономической ситуации. Но благодаря опыту и знаниям он, конечно, даст ряд рекомендаций по этому вопросу.
Важнейшей помощью профконсультанта является участие в составлении профессиональных и жизненных планов старшеклассника.
Планы на ближайшее будущее должны быть максимально подробными. Профконсультант может подсказать, когда поступать на подготовительные курсы, какого рода курсы выбрать, в каких случаях стоит обратиться к репетиторам, какую информацию предоставляют вузы и колледжи на днях открытых дверей. И, наконец, уже в силу опыта психолог расскажет о порядке подачи документов в учебные заведения, о том, какие права имеет абитуриент при сдаче экзаменов, стоит ли подавать документы сразу в несколько учебных заведений и в какой очерёдности это делать и т. п.
Важно планировать не только ближайшее, но и отдалённое будущее, учитывать в планах профессиональный рост или расширение профессиональных возможностей. Так, например, рассчитывая получить профессию парикмахера, старшеклассник может вместе с консультантом составить план: на какие дополнительные курсы следует поступить для повышения квалификации, в каком направлении лучше развивать свои способности, чтобы стать, скажем, высококлассным парикмахером-стилистом.
Бывает, что будущая профессия уже выбрана. Кажется, что сторонняя помощь не нужна, но необходимо помнить — решение любой проблемы всегда вариативно. По одной и той же специальности могут готовить разные вузы либо колледжи или в одном и том же вузе разные факультеты выпускают специалистов смежных профессий. В данном случае профконсультант может дать исчерпывающую информацию по учебным заведениям.
Иногда, для того чтобы увидеть множество вариантов решений, достаточно обсудить интересующие вопросы с человеком, способным объективно взглянуть на предложенную проблему. И здесь на выручку придёт консультант. Проговоренные в беседе с ним и по-новому осмысленные вопросы профессионального самоопределения облегчат поиск ответа. Там, где виделось некоторое несоответствие выявленных склонностей или способностей, вполне возможно найти решение. Например, профессия программиста на сегодняшний день одна из самых распространённых и востребованных. Но если у человека недостаточно развиты психологические качества, необходимые для такой работы, он может сделать шаг в сторону, не отказываясь от своих основных планов. Школьник, которого интересует не только компьютер, но и, предположим, география, вполне способен освоить специальность программиста-картографа или программиста по исследованию глобальных климатических процессов. Профконсультант обычно хорошо информирован о нюансах такого рода и разъяснит более тонкие различия профессий или назовёт смежные специальности.
Психолог также посоветует, в каких случаях следует обратиться за помощью к родным и какой придерживаться позиции, если они не согласны с вашим выбором.
Обсуждая все эти проблемы в беседах со школьником, профконсультант в целом оказывает ему психологическую поддержку: помогает поверить в собственные силы, чётко осознать свои профессиональные цели и пути их достижения, обрести уверенность перед поступлением в учебные заведения.
В целом работа с профконсультантом реально упрощает выбор специальности и очень часто делает его более эффективным.
Профконсультационная помощь может быть разная по глубине и сложности. Как пройдёт диалог с психологом, зависит не только от вопросов, с которыми обратился школьник, но и во многом от его готовности принимать активное участие в дальнейшей работе. При отсутствии такой готовности — а это часто бывает, если старшеклассника привели к специалисту потерявшие терпение родители или если проводится обязательное тестирование всех старшеклассников, — консультация становится по большей части формальностью. Школьника, трактующего направление к профконсультанту как дополнительную нагрузку, не интересуют ни процесс консультирования, ни его результаты. А значит, профконсультант вынужден работать «вслепую», чисто автоматически. В этой ситуации можно, конечно, получить общую информацию и тестовые данные о склонностях и способностях к той или иной профессии, но ни на шаг не продвинуться в определении своих профессиональных планов. Поскольку общение консультанта с клиентом всё же диалог, последний должен иметь желание что-то для себя решить, чтобы воспользоваться полученными результатами, а не тратить время напрасно.
Если старшеклассник готов обсудить с профконсультантом многие важные для себя вопросы, работа займёт больше времени, но и результат будет совсем другой. Самое важное здесь то, что специалист не просто «обслуживает» клиента, они действуют сообща, т. е. ученик сам активно участвует в решении своих проблем, формулирует интересующие его вопросы, опираясь на новую информацию, ищет для себя разные пути профессионального становления.
Естественно, совместная работа с клиентом очень сложная, но она даёт ощущение не зря потраченного времени. Школьник реально может воспользоваться при выборе профессии или поступлении в различные учебные заведения результатами такой консультации. Консультант владеет целым рядом методов профориентационной работы, но использует в основном два наиболее важных.
К информационно-справочным методам относится ознакомление с профессиограммами и другой справочной литературой о мире профессий. В эту группу входит проведение дискуссий, посвящённых определённым профессиям и существующим профессиональным стереотипам, а также профориентационных уроков [32].
Методы профессиональной психодиагностики включают специальные тесты, направленные как на выявление сферы профессиональных интересов, так и на диагностику мотивов, способностей и личностных особенностей [33].
К этой же группе можно отнести беседы-интервью. Интервью — обязательная часть тестовых методик. Бывает необходимо и медицинское обследование, если выбранная профессия предъявляет повышенные требования к здоровью. В профориентации используются также активные методы работы. Многие консультанты организуют психологические и социально-психологические тренинги, направленные на развитие навыков общения и принятия самостоятельных решений; профориентационные игры, которые способствуют развитию некоторых профессионально важных качеств или заставляют задуматься об отсутствии способностей, недостатке образования и т. д. Например, в игровой ситуации вполне можно попробовать себя в роли менеджера по продажам, учителя, официанта и др.
« И, наконец, существуют методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения. Пользуясь ими, консультант поможет наглядно — на листе бумаги — выстроить цепочку основных шагов к выбранной цели или предложит целую систему различных вариантов действий старшеклассника для поиска оптимальных путей достижения поставленной цели, т. е. поможет составить индивидуальную траекторию профессионального развития. Диапазон профконсультационных методов очень широк, но, конечно, главным образом результативность консультации зависит от самих её участников. В беседе с профконсультантом можно определить, какие методы наиболее эффективны для решения конкретной проблемы, поскольку всё зависит от возраста и потребностей обратившегося. В одном случае нужнее справочная информация, в другом важнее психологическая поддержка и участие в социально-психологических тренингах» [34].
Итак, обычно результатом профориентационной работы становятся выявление тех профессиональных областей или конкретных профессий, где человек наиболее широко сможет проявить свои способности; план поступления в соответствующее учебное заведение; определение ближайших профессиональных целей. Но человеческая натура изменчива, и иногда клиенту хочется всё переиначить, поставить перед собой новые цели. Это случается, если окончательные выводы профконсультации всё же не совсем устраивают, вызывают некоторые сомнения или же человек повзрослел, открыл для себя новые профессиональные области, о которых раньше не задумывался. Желание отступить от составленных планов и наметить иной профессиональный путь может возникнуть на любом этапе жизни.
Самостоятельно и независимо принимаемые решения — разве не шаг к зрелости? Не нужно этого бояться и цепляться за результат только потому, что он был так хорошо «проработан». Со временем меняются предпочтения, интересы, взгляды на профессии. Если же появляются сомнения в новом профессиональном выборе или хочется подробнее разобрать пути освоения этой новой профессии, можно снова обратиться к профконсультанту. Однако, уже имея определённый опыт, следует попытаться продумать личный профессиональный план самостоятельно.
Вывод. С целью выяснения особенностей сформированности регуляторных умений, в опыте человека используется постоянно отрабатываемый и совершенствуемый комплекс опросно-диагностических методик.
Результатом профориентационной работы становятся выявление тех профессиональных областей или конкретных профессий, где человек наиболее широко сможет проявить свои способности; план поступления в соответствующее учебное заведение; определение ближайших профессиональных целей. В ходе работы над третьей частью, мы определили цель профессиональной ориентации, которая заключается в оказании психологической помощи в выборе профессии с учетом мотивационных, психофизиологических, интеллектуальных, характерологических и эмоциональных особенностей личности, с учетом рынка труда и личных интересов. Задача профориентации - актуализация ресурсов личности, создание условий для самореализации человека в профессиональной сфере, формирование у него психологической готовности к выбору профессии.
Методика и испытуемые
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется несоответствием рынка образовательных услуг рынку труда, требований работодателей уровню профессиональной подготовки специалистов, предлагающих свои услуги, уровня оплаты труда его реальной стоимости.
В этих условиях целенаправленная и систематическая работа по профессиональному и личностному самоопределению молодежи может реально снизить социально-экономическую напряженность благодаря тому, что учащиеся которые через 5-6 лет придут на рынок труда, выберут профессию с учетом не только своих интересов и склонностей, но и требований профессии и рынка труда.
С целью выявления динамики изменения направленности профессиональных интересов, жизненных планов, уровня притязаний, трудовой мотивации и жизненных ценностей я провела социологическое исследование.
Данное практическое исследование проводилось на базе СОШ №2 в 9-10 классах, в опросе приняло 70 человек. Время проведения – вторая-третья четверть 2005-2006 учебного года.
Для получения результатов использовалась анкета, составленная на основе методики А.Е. Голмштока, тест Басса-Дарки в модификации Г.А. Цукерман (См. Приложение 5).
На основе результатов анкеты делались выводы о направленности профессиональных интересов учащихся, подготовке к поступлению в ВУЗ, ССУЗ подростков, популярности профессий и учебных заведений, о трудовой мотивации.