Влияние медицинского персонала на формирование ВКБ
Врачу следует помнить, что его внешний вид, доброжелательность, спокойствие влияют на состояние маленького пациента. Прежде всего, необходимо выяснить, что беспокоит ребенка или подростка, чего он боится, поговорить с ним об этом, чтобы беспокойство и страх исчезли.
Контакт с маленькими детьми легче установить при общении с ними в игровой форме. Поэтому врачу в кабинете необходимо иметь набор детских игрушек, картинок и др.
Одной из психологических особенностей маленьких детей является преобладание образного мышления. Эта особенность может лежать в основе формирования у ребенка страха перед человеком в белом халате, особенно если родители пугали его врачом, уколами. Страх детей перед простым обследованием (стетоскопом, ложечкой) и лечебными процедурами может сильно препятствовать процессу лечения. Успокаивание в этих случаях не дает результатов. Врачу или медсестре лучше объяснить ребенку, что и зачем они будут делать с ним. Еще лучше перед этим выполнить процедуры на куклах и не обманывать, говоря, что будет не больно. Можно использовать иносказательные приемы, например, что в операционной будут греть живот большой лампой, или что он будет дышать воздухом с лекарствами, как летчик в маске на большой высоте.
При общении с детьми на приеме необходимо учитывать повышенную ранимость, чувствительность и обидчивость детей в этом возрасте. Не рекомендуется называть их уменьшительно-ласкательными именами, подшучивать над ними, использовать обидные прозвища. Следует обращаться к ним по имени, по возможности объяснять свои действия.
Пациенты подросткового возраста нуждаются в особом внимании, т.к. подростковый возраст является периодом становления характера, формирования самосознания («Я-концепции»), поиска смысла жизни. Гормональные изменения в организме, связанные с половым созреванием и формированием полового влечения, резко обостряют черты характера, могут способствовать дизадаптивным поведенческим реакциям.
Подросткам свойственны:
- реакция «эмансипации» - желание самостоятельности, потребность в освобождении от опеки и руководства взрослых;
- реакция «группирования со сверстниками» - потребность чувствовать себя принадлежащим к группе, часто невзирая на то, является она позитивной или негативной в социальном отношении;
- проявления акцентуаций характера в трудных обстоятельствах;
- личностные переживания, иногда скрытые, не всегда понятные взрослым;
- повышенная критичность по отношению к взрослым.
По отношению к болезни в поведении подростков могут проявляться различные психологические защитные механизмы - отрицание заболевания, вытеснение из памяти любой информации, связанной с заболеванием, его лечением. Часто они не обращаются к врачу, скрывают проявления болезни, умышленно вводят в заблуждение врача и родителей, так как болезнь может помешать реализации их интересов. Возможно преувеличение тяжести заболевания («аггравация»), чтобы не ходить в школу, избежать призыва в армию и т.д.
При профессиональных контактах с подростками врачу следует придерживаться следующих принципов:
- использовать неформально-доминантный подход, демонстрируя принятие подростка как взрослого, имеющего право на информацию об его состоянии, на участие в принятии решения о своем лечении;
- давать советы в завуалированной форме, не используя назидательный тон;
- не идентифицировать себя с родителями подростка, не вставать на их позицию.
При контакте с родителями следует учитывать, что отсутствие определенного диагноза заболевания ребенка усиливает тревогу родителей. Диагноз, сообщаемый врачом уверенным, спокойным тоном, успокаивает, снимает чрезмерный страх. При любых, самых неожиданных, опасных ситуациях, как бы ни был врач шокирован, напуган, подавлен допущенной ошибкой, он не должен показывать своей растерянности больному. Уверенный стиль поведения помогает сформировать у больного «терапевтическую иллюзию» абсолютной компетентности врача, его способность контролировать ситуацию и определять прогноз, что позволяет пациенту сохранять веру в благополучный исход событий. Уверенное поведение помогает сохранить доверие больного, вселить в него надежду, активизировать защитные и компенсаторные механизмы.
В случаях, когда ребенок болен онкологическим заболеванием, или ему предстоит тяжелая операция, или у него обнаружены психические отклонения, сообщение диагноза в формальной обстановке, без предварительной психологической подготовки, может вызвать эмоциональное потрясение у родителей. Близкие ребенка могут отреагировать на него не только страхом или депрессией, но и открытой агрессией, обвинениями в адрес врача. Врач должен постоянно информировать родителей о ходе и перспективах лечения их ребенка.Сообщая диагноз, лучше говорить понятным и простым языком, не употребляя терминов, которые имеют устрашающий оттенок. Известный английский хирург Кэлнан писал: «Любой ценой избегайте устрашающих диагнозов. Да, конечно, больной может заявить, что он хочет знать всю правду, но смягчить правду милосердием — вот достойная практика. Когда дело идет о том, чтобы сообщить больному его диагноз, такт и человечность должны стоять на первом месте». Необходимо подчеркивать все объективные возможности выздоровления, малейшее улучшение в ходе заболевания. Если родители видят добросовестное отношение врача и медицинского персонала к лечению, тщательный уход, они постепенно смиряются с тяжелыми фактами ухудшения его состояния. Полное отрицание болезни сменяется ее принятием, осознанием печальных перспектив возможной утраты ребенка.