Тема 1. Понятие и предмет криминологии, ее задачи, система, методология

Авторы

Яков Ильич ГИЛИНСКИЙ, профессор кафедры, доктор юридических наук, профессор

Юлия Владимировна МОРОЗОВА, доцент кафедры, кандидат юридических наук

Рецензенты

Елена Борисовна Серова, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, кандидат юридических наук, доцент

Алексей Валерьевич Еремин, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, кандидат исторических наук

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право призвано служить реализации уголовной политики государства. Вместе с тем принципы, цели, задачи, методы уголовной политики должны основываться на данных науки о преступности — криминологии. Она формирует навыки предупреждения преступлений как наиболее гуманного метода противодействия общественно опасному поведению человека.

Это определяет значение дисциплины «Криминология» в системе высшего юридического образования.

Целью освоения учебной дисциплины является получение представления о преступности как социально-правовом явлении, ее детерминантах, личности преступника, теории и практике предупреждения преступности в целом и отдельных ее видов, жертве преступления.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих компетенций и их структурных элементов:

Код компетенции   Наименование компетенции Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины студент должен знать, уметь, владеть)
ОК-9 Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы Знать: политические, экономические, социальные процессы, влияющие на состояние преступности в целом и ее видов
Уметь: анализировать происходящие в государстве процессы с целью прогнозирования их влияния на состояние преступности
Владеть: навыками работы по анализу социально значимых процессов и навыками прогнозирования их влияния на состояние преступности
ПК-11 Способен осуществлять предупреждение правонарушений. Выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению Знать: природу и сущность преступности; механизм индивидуального преступного поведения и генезис преступности; виды предупреждения преступности в целом и отдельных видов
Уметь: планировать и осуществлять деятельность по предупреждению преступности
Владеть: навыками реализации мер предупреждения преступности и ее видов
ПК-12 Способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению Знать: понятие коррупции и коррупционных преступлений, меры противодействия коррупции
Уметь: планировать и осуществлять деятельность по противодействию коррупционным преступлениям
Владеть: навыками по осуществлению противодействия коррупции

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Криминология» относится к вариативной части профессионального цикла образовательной программы и является обязательной для изучения дисциплиной.

Криминология является составной частью уголовно-правового комплекса, в который входят также уголовное право, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное право.

Являясь общетеоретической наукой о преступности, криминология способствует более глубокому усвое­нию содержания важнейших положений уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминалистики и других юридических дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Понятие и предмет криминологии, ее задачи, система, методология

Криминология как социальная наука (социология преступности). Предмет криминологии. Система криминологии как науки и как учебной дисциплины. Место криминологии в системе наук. Методология криминологии. Значение изучения истории криминологии. Развитие частных криминологических теорий (виктимология, семейная, политическая криминология, пенитенциарная криминология, криминотеология, криминология средств массовой коммуникации, криминология уголовного закона, география преступности, концепции профилактики преступности и др.).

Наши рекомендации