Сущность и процедура прослушивания и записи переговоров
"Технизация" преступности, оснащение организованных преступных сообществ современными средствами коммуникации — от мобильных сотовых телефонов до средств космической связи и широкое их использование при совершении самых различных акций поставили на повестку дня вопрос о принятии правоохранительными органами адекватных мер, позволяющих оперативно предупреждать и раскрывать преступления. Первым шагом на пути решения этой задачи стал Закон СССР и союзных республик от 12 июня 1990 г., он дополнил Основы уголовного судопроизводства ст. 35, допустившей прослушивание и звукозапись телефонных и других переговоров. Этой нормой установлено, что прослушивание переговоров:
1) может производиться лишь по возбужденному уголовному делу по постановлению следователя или органа дознания с санкции прокурора или по определению суда;
2) предпринимается при наличии достаточных оснований полагать, что в результате прослушивания будут получены сведения, имеющие существенное значение для дела;
3) не может продолжаться более шести месяцев;
4) производится в отношении переговоров подозреваемого, обвиняемого или иных причастных к преступлению лиц, а при угрозе насилием, вымогательстве и других противоправных действиях в отношении потерпевшего или свидетеля по их заявлению или с их согласия — и их переговоров.
Этим законом было также установлено, что о проведенном прослушивании и звукозаписи составляется протокол с кратким изложением фонограммы переговоров, имеющих отношение к делу; фонограмма приобщается к делу. Сама процедура прослушивания и звукозаписи должна была быть регламентирована республиканским законодательством. Однако до издания нового УПК России соответствующая норма так и не появилась (в проекте нового УПК России она предусмотрена); некоторые коррективы в ст. 351 внесены иными федеральными законами.
Так, ст. 32 Федерального закона "О связи" от 16 февраля 1995 г. установила, что прослушивание телефонных переговоров допускается только по судебному решению. Это же правило содержится в Федеральном законе "О почтовой связи" от 9 августа 1995 г. и в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. (ст. 8).
Отсутствие в действующем УПК четкой регламентации рассматриваемого действия не позволяет однозначно решить вопрос, в каких случаях оно представляет собой следственное действие, а в каких — оперативно-розыскное мероприятие, результаты которого еще только могут стать доказательствами по делу при соблюдении необходимых процедур. Можно полагать, что в случаях, когда прослушивание и запись переговоров производятся по постановлению следователя или дознавателя, имеет место следственное действие. Если же они проводятся по мотивированному установлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, то налицо оперативно-розыскное мероприятие, результаты которого используются по общим правилам УПК (ст. 8, 9, 11 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). Различие между тем и другим — лишь в статусе полученных результатов, основания же этого мероприятия практически одни и те же.
Такими основаниями служат:
непосредственное усмотрение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, получившего сведения о противоправном деянии и причастных к нему лицах, о событиях и действиях, угрожающих безопасности страны, об уклоняющихся от явки в органы дознания, следствия и суда или от уголовного наказания лицах, о лицах, без вести пропавших (ст. 7 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности");
обоснованный прогноз органа расследования о возможности получить путем прослушивания и записи переговоров сведения, имеющие существенное значение по делу;
наличие угрозы насилием, вымогательства или других противоправных действий в отношении потерпевшего или свидетеля или иных связанных с ними лиц.
Как следует из изложенного, субъектами, чьи переговоры прослушиваются, являются подозреваемые, обвиняемые и иные причастные к преступлению лица.
Под иными причастными к преступлению обычно понимаются лица, в отношении которых в деле имеются материалы об их возможном участии в совершении или сокрытии преступления, орудий и средств преступления и иных объектов, а также те, кто в иной противоправной форме препятствует установлению истины по делу (в том числе коррумпированные связи виновных).
Другой категорией субъектов, переговоры которых могут прослушиваться и фиксироваться, являются потерпевшие и свидетели. Прослушивание и запись их переговоров допускается, как было сказано, лишь при наличии противоправных действий в отношении этих лиц или их близких. Обязательным условием прослушивания и записи их переговоров следует считать заявление потерпевшего или свидетеля либо их согласие.
Прослушиванием обозначается подключение к переговорному устройству систем городской, междугородной, международной, радиотелефонной, радиорелейной, высокочастотной, космической и других видов связи — радио, селекторных и т. д. Технические сотрудники предприятия связи, оказывающие содействие в прослушивании переговоров, предупреждаются об ответственности за разглашение ставших им известных сведений.