Окончание рассказа К.Д Ушинского

Колокол зазвонил так сильно, что народ, недоумевая, толпами стал сбегаться на площадь. Все знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь хозяину, знали обещание

купца и удивились, увидя на площади бедного коня, слепого, голодного, дрожащего от стужи. Народ единогласно решил, что Догони-Ветер имел право звонить в вечевой колокол. Потребовали на площадь неблагодарно­го купца и приказали ему содержать лошадь и кормить ее до самой смерти. Особый человек приставлен был следить за исполнением приговора. Говорят, впрочем, что не нужно было предупреждать Уседома: купец почувствовал всю черноту своего поступка, кормил и холил слепую лошадь до самой ее смерти.

Задание 126

Продолжим учиться "разговаривать" с текстом, вести с ним диалог.

Прочитаем начало рассказа замечательного русского писателя XX века И.С. Шмелева. Название рассказа пока не приводим.

Взгляните на ананас! Какой шишковатый и толсто­кожий! А под бугорчатой корой его прячется душистая золотистая мякоть.

А гранат? Его кожура крепка, как подошва, как старая усохшая резина. А внутри притаились крупные розовые слезы, эти мягкие хрустали, - его сочные зерна.

Вот на окне скромно прижался в уголок неуклюжий кактус, колючий, толстокожий. Стоит ненужный и угрюмый, как еж. И сколько лет стоит так, ненужный. И

вдруг ночью, на восходе солнца, вспыхивает в нем огненная звезда, огромная, нежная, как исполинский цветок золотой розы. Улыбнулся угрюмый еж, и улыбнулся-то на какой-нибудь час. И долго помнится эта поражающая улыбка. Эти суровые покрышки, угрюмые лица, нахмуренные брови!

Обратите внимание: здесь три абзаца. В каждом рассказывается о чем-то одном. Попробуйте понять, для чего, зачем автор рассуждает об ананасе, о гранате, о кактусе...

Какую мысль он хочет передать этими примерами? Попробуйте коротко сформулировать эту мысль.

(Наружность обманчива. Именно такой вывод и делает сам автор рассказа.)

Можно ли подтвердить справедливость этой мысли примерами "про людей"? Конечно, можно. Попробуйте вначале сделать это самостоятельно.

А теперь сравните свой вариант с тем, как наблюдение "наружность обманчива" развивает сам автор.

Вот угрюмый господин сидит на бульваре, читает газету и через пенсне строго поглядывает на вас. По виду-то уж очень суров.

Стоп. Что же у "строгого господина" внутри, что на самом деле является его сущностью? Попробуйте догадаться сами, а затем сравните с тем, что пишет И.С. Шмелев.

По виду-то уж очень суров. А я могу вас уверить, что это величайший добряк, и на бульвар-то заходит, чтобы поглядеть и на детишек, послушать их нежные голоски.

А вот деловой человек. Он только что сидел в своей лавке и, забыв все, выстукивал на счетах и выводил в своей книге цифры и цифры. И, кажется, нет для него ничего, кроме его цифр и барышей.

Кажется... А попробуйте заглянуть в него хорошенько.

Стоп. "Загляните внутрь" делового человека самостоятельно. А затем сравните свой вариант с продолжением авторского текста.

Кажется... А попробуйте заглянуть в него хорошенько. Да незачем и заглядывать. Придет такой случай, что он и сам раскроется, как угрюмый кактус, и выглянет из него то, что, казалось, совсем задавили в нем его толстые книги и цифры.

Сравните первое и второе авторские рассуждения на тему "внешность человека обманчива". Чем они отличаются?

(Первое "доказательство", в отличие от второго, конкретно. Автор прямо показывает те внутренние

качества человека, которые контрастируют с его внеш­ностью. Во втором примере И. Шмелев только обозна­чает это противоречие, давая возможность читателю самому представить, что это может быть за "случай", когда деловой человек "раскроется".)

Вы уже познакомились с тем, как может быть обманчива "внешность" предметов и внешность людей. А вот относится ли это, например, к собакам? Подумайте, вспомните, есть ли такой пример в вашем опыте.

(Замечательно, если вам удалось привести пример того, как может быть обманчива внешность собаки. В рассказе И. Шмелева об этом и пойдет речь. Рассказ называется "Мой Марс", в нем описываются занимательные при­ключения собаки во время морского путешествия. Этих приключений не было бы, не будь у Марса "обманчивого" характера... А пока писатель постепенно вводит нас в тему, как бы подготавливает, рассказывая про гранат, кактус, человека на бульваре...)

Сравнить ваш собственный пример того, как бывает обманчива внешность собаки, и авторский вариант вы сможете, если прочитаете продолжение рассказа.

Да, наружность обманчива. Да вот вам пример: мой Марс, мой близкий друг, простой двухгодовалый сеттер. Он тоже... как бы это сказать... ну, обманчив, что ли... Да, простой, как можно подумать с первого взгляда. Весь рыжий, ласковые глаза. Очень смирный, когда спит на коврике, под вешалкой. Даже иногда улыбается во сне. Очень мило виляет роскошным хвостом.

Выделите из описания те определения, которые автор будет потом опровергать (ведь его цель - не забудем - доказать обманчивость внешности). Имейте в виду, что в тексте есть и "скрытые" определения, то есть качества, которые названы не прилагательным, а глаголом. Или даны описанием ситуации. Составьте список всех получившихся качеств.

(Простой, ласковый, смирный, улыбчивый, милый. Из этих определений складывается образ добродушной собаки.)

Какие определения в тексте не "работают" на идею, то есть не могут иметь антонимов, не могут быть "оспорены"?

(Рыжий и роскошный (о хвосте). Речь идет о внешности собаки, поэтому здесь, как говорится, "двух мнений быть не может".)

Подберите к названию каждого качества характера противоположное название.

(Простой - хитрый, ласковый - злой, смирный - буйный, улыбчивый - рычащий, милый - противный.)

Попробуйте придумать ситуацию, в которой эти противо­положные качества сеттера могли бы проявиться. Прочтите авторский вариант, где рассказывается, как проявляется обманчивость вида милого и добродушного Марса.

А вы попробуйте у него выдернуть косточку из пасти! Вы попробуйте. Я раз попробовал, больше не пробую. И, вообще, шельма порядочная. А как он делает стойку на ... мух! Я не охочусь, и он поневоле упражняется над этой дичью, чтобы не зарыть в землю таланта. Стоит полюбоваться! Весь он — ласка и нежность. Не думает ни о костях, ни о почтальоне, которого считает врагом дома. Млеет и тает с поднятой лапкой, и в карих глазках его не то грусть, не то мольба. И мухи с восторгом взирают на него и польщены, польщены...

Ляск! - и мухи как не бывало.

Вы наверняка заметили, что в охоте на мух проявляется хит­рость Марса. Можно понять, что, когда выдергивали косточку у него из пасти, он был злым и рычал. А вот о том, каким Марс бывает буйным и противным, автор рассказал дальше. Читайте рассказ!

Задание 127

Рассказ Виктора Астафьева "Васюткино озеро" - о маль­чике, который заблудился было в заполярной тайге. О

приключениях Васютки вы прочитаете сами, в коротком задании о них не расскажешь. Но для того чтобы в полной мере ощутить детективную атмосферу повествования, нужно вместе с Васюткой переживать его чувства, слушать его ушами, наблюдать так же внимательно, как и он... И вместе с героем учиться ориенти­роваться в незнакомой ситуации и в жизни вообще.

Прочитайте фрагмент рассказа.

Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился с дровами, густая, как смоль, темень начала редеть, прятаться в глубь леса. Не успела она еще совсем рассеяться, а на смену ей уже выполз туман. Стало холоднее. Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую все вокруг. Комары, надоедавшие всю ночь, куда-то исчезли. Ни дуновения, ни шороха. Все замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это будет за звук - неизвестно.

Попробуйте предположить, что это будет за звук. Конечно, Васютка и автор знают тайгу лучше вас, но и вам под силу выд­винуть несколько или даже много версий. Заведомо неправдо­подобные предположения ("троллейбус прошуршит шинами по асфальту") выдвигать можно, но не нужно. Итак?

Продолжение второго абзаца авторского текста смотрите в ответе.

Ответ

...Что это будет за звук - неизвестно. Может быть, робкий свист пичужки или легкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может быть, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень.

Совпали ли выдвинутые вами предположения с вариан­тами В. Астафьева? Может быть, у вас даже лучше? А знаете, писатель это как бы предчувствовал: он не остановился ни на одном из этих предположений. Вот что мы читаем в тексте дальше:

Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу. Васютка зябко поежился, придвинулся ближе к костру и крепко заснул, так и не дождавшись утренней весточки.

Оцените: автор оставил вам свободу сотворчества...

Задание 128

Прочитайте отрывок из сказки Р. Киплинга.

Наши рекомендации