Языковой компонент фонологического кода языка
1.3.1. Предметная отнесенность слова («имя предмета»)
Тест. Показ предметов по их названиям.
Предъявляются предметы — реальные, находящиеся вокруг, и изображенные на картинках, в том числе стилизованные. Некоторые из изображений выполнены таким образом, что провоцируют к смешению с другим предметом (шляпа-сковорода, батон-расческа и пр.). Дается задание показать предмет по названию, воспринятому на слух.
Примечание. Используются только обиходные предметы, вербальное обозначение которых имеет высокую степень упроченности.
Задача 1. Выявить состояние способности показывать части тела по их названиям.
Задача 2. Выявить способность показывать пальцы по названиям.
Примечание. Неспособность показать части тела вообще и пальцы в частности при способности понять задание свидетельствует о первичном нарушении ориентации в схеме тела (аутотопоагнозия), что обусловлено поражением теменной области левого полушария мозга. Данная проба информативна лишь в том случае, если первичное нарушение схемы тела отсутствует.
Диагностическое значение результатов выполнения тестов. Неспособность соотнести слово с предметом свидетельствует о грубой задержке формирования понимания речи. Это, в свою очередь, приводит к трудностям овладения словами с абстрактным и метафорическим значением, в том числе антонимами, омонимами, синонимами.
Область недостаточного функционирования в мозге. Неспособность соотнести слово с реальным и хорошо знакомым предметом (например, находящимся в комнате) свидетельствует о возможной недостаточности функционирования не только левого, но и правого полушария. Неспособность показать части тела, пальцы позволяет считать, что область недостаточного функционирования распространяется также на теменную область левого полушария мозга.
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
1. Выработка прочных смысловых связей слова с предметом, обеспечивающих образование интеграционного предметно-вербального единства путем введения отрабатываемых слов в различные смысловые (вербальные, зрительные, игровые и пр.) контексты.
2. Рисование или лепка предметов по их названиям (тех же, то отрабатываются на логопедических занятиях).
3. Музыкальные игры с показом тех предметов и частей тела, которые отрабатываются на логопедических занятиях.
4. Спортивные игры с использованием предметов, отрабатываемых на логопедических и других занятиях.
Слово как обобщение
Тест. Идентификация разных изображений предмета.
Предъявляются серии картинок с разными изображениями (стилизациями) одних и тех же предметов. Просят найти среди них предмет, обозначаемый одним и тем же словом. Примечание. Проба проводится при условии, что отсутствуем предметная зрительная агнозия.
Основная патологическая симптоматика.
5. Неузнавание предметов одного и того же класса на разных по стилю рисунках.
6. Парагнозии в оценке класса предмета.
Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Неспособность находить предмет среди разных картинных изображений свидетельствует о несформированности слова как обобщения, т.е. несформированности базисного компонента понятийного мышления. Это приводит к задержкам овладения лексикой в целом. По мере созревания речевой функции данная способность перестает быть серьезно значимой для состояния словаря. Кроме того, нарушения представления о классе предмета весьма редки, что связано с его ранней заменой представлением о категории, сформированным уже под влиянием слова.
Область патологического функционирования в мозге. Незрелость ассоциативных путей между уровнями вторичных (зрительных) полей затылочной коры и третичного (фонематического) поля височной коры левого полушария мозга, благодаря которым образуются обобщенно зрительные и вербальные ассоциации, необходимые для овладения словом.
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
1. Выработка представления об оптическом образе: а) единичного, конкретного предмета; б) понятия класса предметов.
2 Детальный анализ отрабатываемых предметов, а затем их макетов и рисуночных изображений. Внимание детей фиксируется на существенных (маркировочных) признаках. Особенно тщательно обыгрывается функциональный признак, т.е. для чего этот предмет нужен.
3. Предъявление разных вариантов одного и того же предмета — реалистических, стилизованных, штриховых, теневых и т.п. с целью выработки его обобщенного образа. Внимание ребенка фиксируется на существенных (маркировочных) деталях, присутствующих во всех модификациях.
Фонематический слух
Тест. Выявление способности дифференцировать слова с оппозиционными фонемами
Предъявляют слова с оппозиционными фонемами и просят показать соответствующие предметы на картинках или же объяснить смысл этих слов. Пары слов с оппозиционными фонемами: БОЧКА-ПОЧКА; ДОЧКА-ТОЧКА; РАД-РЯД; ДЕНЬ-ТЕНЬ ЖАР-ШАР; УГОЛ-УГОЛЬ, МЫЛА-МИЛА
Примечание Слова с неоппозиционными фонемами в данную пробу не включены, т.к. способность к их различению больше зависит от состояния речевого слухового гнозиса, чем от состояния фонематического слуха, предназначенного для ориентации в системе фонематических противопоставлений данного языка.
Диагностическое значение результатов выполнения теста. Нарушение фонематического слуха приводит к системно обусловленным трудностям овладения фонологическими операциями, а также другими средствами языка, надстраивающимися над ними.
Область недостаточного функционирования в мозге. Незрелость третичного поля височной доли слева. Ее созревание, в сваю очередь, может задерживаться по той причине, что не созревают вовремя те области мозга, на базе которых фонематический слух формируется, а именно вторичные поля: а) постцентральной коры (афферентный артикуляционный праксис) и б) височной доли левого полушария — основной области речевого слухового гнозиса.
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
1.Формирование представления о классе предмета (классовая отнесенность предмета): идентификация его разных картинных стилизаций.
2.Выработка ассоциаций, которые связали бы предмет как представителя класса данных предметов со словом.
Лексическая система языка