Отношение к себе как экономическому субъекту.
2.1. Представления личности о себе:
- представление о деловых (психолого-экономических) качествах и способностях личности, т. е. характеристиках, связанных с успешностью деловой активности;
- представление о собственной способности к достижению материального успеха;
- самооценка личной успешности в деловой сфере;
- оценка личных шансов стать богатым человеком;
- оценка выраженности адаптивных качеств личности при взаимодействии с социально-экономической средой: готовности (включая оценку способности) к самостоятельной экономической деятельности (предпринимательству), в том числе в сравнении с другими людьми; способности к преодолению трудностей (неудач) деловой активности; готовности к смене последней в целях увеличения дохода;
- показатели самоуважения личности: оценка своей способности к достижению высокого материального благополучия, шансов стать богатым человеком по сравнению с окружающими;
- рефлексия индивидом представлений окружающих о его способности к достижению высокого материального благополучия и шансов стать богатым человеком.
2.2. Экономическое самочувствие личности:
- степень удовлетворения основных социальных потребностей личности: материальной, личной безопасности, независимости и самореализации;
- оценка и прогноз изменения собственного материального положения во временном плане (прошлое-настоящее-будущее);
- степень желания повысить уровень личных доходов;
- удовлетворенность личными усилиями по обеспечению доходов;
- удовлетворенность собственной деловой активностью (предприимчивостью);
- удовлетворенность существующим материальным положением, денежными доходами;
- выраженность чувства беспомощности в связи с оценкой собственных возможностей и способностей улучшить свое материальное положение;
- выраженность тревоги за собственное материальное положение в будущем.
стр. 39
2.3. Экономические притязания личности:
- желаемый, перспективный, максимально возможный уровень собственных доходов;
- максимально возможный уровень материальных достижений (экономические цели);
- возможная "моральная цена" материальных достижений - богатства;
2.4. Тип "локуса контроля" экономического самосознания личности:
- выраженность "внешнего - внутреннего" контроля экономического поведения (в зоне достижений и неудач);
- "локус контроля" принятия экономических решений в условиях риска и неопределенности;
- ориентация на внешние (друзья, правительство) или внутренние (собственные усилия) факторы обеспечения собственного материального благосостояния.
3. Отношение индивида к условиям жизни:
* уровень удовлетворенности внешними (социально-экономическими, экологическими, социально-психологическими) и внутренними (личными) аспектами жизни;
* субъективная значимость различных аспектов жизнедеятельности личности;
* субъективная значимость "пространств оценки" (социальной, социально-психологической и персональной) качества жизни.
В качестве эмпирического критерия экономической идентичности личности были выбраны показатели экономико-психологического статуса: 1. оценка принадлежности к имущественной группе населения: неимущие, бедные, ниже среднего достатка, среднего достатка, обеспеченные, богатые и очень богатые; 2. оценка уровня материального благосостояния с помощью графической биполярной шкалы, полюса которой заданы противоположными экономическими категориями "самые бедные - самые богатые" (переведенная в проценты: 0% - самые бедные, 100% - самые богатые люди).
В основу субъективной шкалы благосостояния положена оценка двух противоположных имущественных категорий - "богатый" и "бедный" - по признаку уровень дохода. Респонденту предлагалось определить размер ежемесячного дохода, который вынуждает человека считать себя бедным или богатым, т. е. указать "нижнюю границу" богатства и "верхнюю границу" бедности, выразив их в соответствующем денежном эквиваленте. Степень поляризации шкалы определялась через соотношение уровней дохода богатого и бедного человека. В отличие от техники измерения Ф. Фидлера [11], в данной модификации, во-первых, использовался только один параметр сравнения - уровень дохода, во-вторых, отсутствовало указание на позитивность или негативность оцениваемых объектов (степень личного предпочтения), в-третьих, оценке подлежал воображаемый, реально не существующий богатый или бедный человек.
Обработка результатов осуществлялась с помощью программы Statistica 5.5 и включала следующие приемы анализа. Для исследования социально-психологической детерминации экономической идентичности использовались методы корреляционного, дисперсионного анализа и множественной линейной регрессии. Последний метод широко применяется последнее время в социально-психологических исследованиях, где показал свою надежность [16]. Метод регрессионного анализа позволяет изучать зависимость и учитывать независимость переменных. В качестве "независимых" переменных в исследовании выступили характеристики отношения личности к собственности, себе и социально-экономическим условиям жизни. "Зависимой" переменной стал показатель экономико-психологического статуса. Были вычислены регрессионные уравнения для вышеперечисленных показателей. Степень влияния личностных характеристик на оценку респондентом своего экономического статуса определялась по величине коэффициентов регрессии, а направленность влияния - по их знаку. Обобщенной количественной мерой влияния всей совокупности исследуемых независимых характеристик выступал коэффициент детерминации. Для измерения вклада различных групп характеристик в детерминацию экономической идентичности личности рассчитывалась выраженная в процентах доля регрессионных коэффициентов отдельных характеристик, входящих в соответствующую группу, коэффициента детерминации. Структура выделенных показателей определялась с помощью факторного анализа (техники главных компонент). Прогностичность полученной модели экономической идентичности оценивалась методом дискриминантного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ