Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности
Перцептивные процессы имеют следующую специфику.
1. Восприятие связано с другими когнитивными процессами
(памятью, мышлением), что выражается в его апперцептивно-
сти, зависимости от профессионального управленческого опыта.
Управленческая деятельность комплексна, требует синтетиче
ского участия в ней всех познавательных процессов. Типичен
подход, где восприятие определяется как интеллектуальное
осознание стимулов, получаемых от ощущений.
2. Эти стимулы очень специфичны. Информацией восприятия
являются субъекты — личности во всем их многообразии и
противоречивости. В деятельности руководителя воспри
ятие — прежде всего субъектное, межличностное, поэтому спе
цифика перцептивных процессов в ней состоит в том, что они
здесь выступают в особой форме — как социальная перцепция.
Этот термин предложил американский психолог Дж. Брунер в
4 Зак. 95 97
1947 г., обозначив им восприятие «социальных объектов» ( социальных групп и общностей).
Социальная перцепция имеет много разновидностей. Индивидуальная перцепция зависит от того, к какой группе принадлежит человек,— к той же, что и воспринимающий, или к другой (феномен «свое — чужое»). Групповая и межгрупповая перцепция — восприятие индивидом групп в целом (своя или чужая) и восприятие группами друг друга. Виды социальной перцепции пронизывают все содержание управленческой деятельности, составляют основу ее коммуникативной функции. Дополняются они таким важным фактором, как специфичность перцепции в зависимости от того, в какой «плоскости» они разворачиваются — по «вертикали» или по «горизонтали» (субординационной или координационной).
Наиболее важны для характеристики деятельности руководителя следующие данные.
1. Характеристика общей структуры процесса социальной
перцепции и его компонентов: воспринимающий субъект (ин
дивид, группа); воспринимаемый объект (другой субъект или
группа); сам процесс перцепции; декодирование информации и
создание образа «другого»; активные действия по поиску до
полнительной информации об объекте восприятия; коррекция
первоначального образа. В этом процессе участвуют сложные
психологические механизмы: идентификация, эмпатия, реф
лексия, эталонирование, стереотипизация.
2. Раскрытие связи точности социальной перцепции с эф
фективной деятельностью руководителя.Необходимым ус
ловием управленческой деятельности являются процессы меж
личностного восприятия. Существует нелинейная зависимость
между точностью, дифференцированностью социальной пер
цепции и эффективностью групповой деятельности; между
этими же параметрами перцепции иуспешностью управленче
ской деятельности. Максимальна успешность на довольно вы
соком, но все же промежуточном значении точности перцеп
ции. Эти закономерности характеризуют отношения оптимума.
Свойство маргинальности статуса руководителя влияет на процессы его социальной перцепции и на характер их связи с эффективностью его деятельности. Различаются две группы руководителей: ориентированные на требования начальства или на подчиненных. Второй тип отличается большей точностью перцепции и более сильным ее влиянием на эффективность деятельности. Также важен вопрос об адекватности восприятия самого руководителя его подчиненными. От того, насколько он «принят» своей группой, зависит эффективность совместной деятельности.
Область социальной перцепции, связанная с описанием ее основных эффектов и феноменов, наиболее богата фактическим материалом. Эти феномены и эффекты одновременно являются и ошибками, и закономерностями, причины которых лежат в фундаментальных особенностях психики.
«Эффект ореола» (галоэффект) наиболее известен среди всех ошибок межличностной перцепции. Суть его в том, что общее мнение о человеке переносится и на оценку его неизвестных черт.
«Эффект первичности» — тенденция к переоценке первой информации о человеке, в ее фиксации и устойчивости по отношению к поступающей позже информации. В основе этого «эффекта знакомства» лежат неосознаваемые механизмы оценивания, в большинстве случаев первое впечатление не является ошибкой.
«Эффект новизны» относится к уже знакомому человеку, только последняя информация оказывается субъективно более значимой.
Последние два эффекта связаны с механизмом стереотипи-зации. Феномены, вызываемые им, выделяют в отдельную группу — «эффекты стереотипизации». Стереотип — устойчивый образ какого-либо явления, которым пользуются как схемой при взаимодействии с ним. Этот механизм нельзя оценивать с позиций «плохо — хорошо», стереотипизация двойственна: упрощая процесс восприятия, человек платит за это ве-
роятностью ошибки. Разновидность этого явления — ошибки моделирования. Это — образ, складывающийся до начала межличностного общения, возникающий на основе стереотипов.
Частный вид ошибок моделирования — «технократическое восприятие» подчиненных. Руководитель моделирует подчиненного на основе его должностной и профессиональной принадлежности, а не личных качеств. Этот феномен — частное проявление технократического, манипулятивного стиля руководства. Правило гуманистического управления — руководить надо людьми, а не должностями.
«Эффект снисходительности» — необоснованно позитивное восприятие руководителем подчиненных. Его основа — нежелание конфликтов. Этот эффект наблюдается у руководителей демократического и попустительского стилей.
Следующий феномен, имеющий групповую обусловленность, более сложен — это «эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки» (ОАНС). Это типичный источник поведения руководителя, который ставит в пример подчиненным других лиц и другие группы, но недостаточно адекватно оценивает преимущества своей группы.
Есть и «зеркальный» вариант этого феномена: поляризация со знаком «плюс» оценок своей группы и со знаком «минус» — чужой.
Такая поляризация является частным случаем и одновременно причиной более общего явления — феномена «внутри-группового фаворитизма».
Феномен «презумпции взаимности» — тенденция человека воспринимать отношение к нему окружающих людей подобными собственному отношению к ним.
Феномен «предположения о сходстве» в своем предельном выражении может выходить за рамки перцепции и превращаться в явление навязывания мнений.
Феномен игнорирования информационной ценности «неслу-чившегося» — характерная «ошибка» восприятия, имеющая
своей причиной не только межличностные, но и более общие факторы.
В деятельности руководителя большую роль играет еще одна категория явлений межличностного восприятия, связанная с интеллектуальными процессами. Эти явления характеризуют то, как люди пытаются объяснить причины поведения других. Данная категория явлений получила название каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, Э. Джонс, Л. Росс и др.).
Исходный феномен каузальной атрибуции состоит в том, что людям свойственно объяснять свое поведение ситуационными факторами, а поведение других — личностными факторами.
На стиль руководства оказывает влияние специфическое личностное качество, которое связано с процессом атрибутирования,— локус контроля личности. Человек приписывает причины событий и своих поступков либо внешним, либо внутренним факторам, по-разному локализует эти причины — факторы, контролирующие те или иные явления. В зависимости от этого различают два типа личностей: интерналы, которые характеризуются внутренним локусом контроля, и экстерналы, характеризующиеся внешним локусом контроля.
Главная особенность информационной основы деятельности руководителя — огромный объем, что связано с ее принципиальной разнородностью, разнокачественностью содержания. Она включает в себя информацию о подчиненных, о технологии, о фактах, о мнениях, о состоянии организации, о прогнозах событий и др. Принципиальная гетерогенность информационной основы обусловлена социотехническим (комплексным) типом организационных систем управления — их основным свойством. Поэтому информационная основа деятельности руководителя предъявляет специфические требования к перцептивному процессу как средству получения информации. С одной стороны,— это требование «изощренной наблюдательности: руководитель должен видеть все и в деталях. С другой стороны, ограниченность объема восприятия не позво-
ляет это сделать. Выход в том, что информационная основа деятельности руководителя подвергается специальной организации, трансформациям. Они происходят на основе целостности, структурированности, избирательности, предметности восприятия. Поэтому воспринимаемая информация организуется в соответствии с особенностями восприятия. Ведущая роль в этой организации принадлежит апперцептивности восприятия — мера точности и полноты восприятия зависит от профессионального опыта и знаний руководителя. Организованная информационная основа воспринимается быстрее и легче. В психологии описаны два основных средства обеспечения структурирования информационной основы профессиональной деятельности.
1. «Оперативные единицы восприятия информации» (ОЕВ).
Единицами считаются объекты, субъективно воспринимаемые
как целостные и осмысленные. Это — блоки информации,
структурные элементы, на которые расчленяется информаци
онный поток. Оперативные единицы упорядочиваются, стро
ится их иерархия, они уточняются и укрупняются. От их вели
чины зависит общий объем информационной деятельности ру
ководителя; они должны быть адекватны объективному
содержанию внешней информации, динамичны. Система опе
ративных единиц позволяет видеть «и лес, и деревья».
2. «Оперативный образ» — организованная в целостность
система оперативных единиц, где представлена обобщенная
информация об основных особенностях организации. Это —
особое психологическое образование, формирующееся на ос
новных закономерностях перцепции. Рассмотрим его главные
свойства.
Целостность. Оперативный образ — это обобщенный образ организации, его компоненты структурированы и синтезированы. Это свойство обеспечивает панорамность перцепции руководителя.
Схематизированность. Оперативный образ — это информация о структуре организации. Он включает в себя в нагляд-
ном виде структурные взаимосвязи в упрощенном виде, без деталей.
Лаконичность оперативного образа достигается за счет лучшей организации информации в нем.
Прагматичность. Формируясь под влиянием основных задач управления, оперативный образ изначально подстраивается под них, включая только соответствующую им информацию.
Функциональная деформация. Наиболее важные для достижения целей организации компоненты оперативного образа выходят на первый план.
Динамичность. При всей своей стабильности оперативный образ должен допускать возможность изменений в зависимости от внешних условий. Тем самым приобретается свойство адаптивности.
Глава 16