Опросник сан (самочувствие, активность, настроение)

Цель:Оперативная оценка самочувствия, активности и на­строения.

Когда у нас хорошее самочувствие, высокая активность и прекрасное настроение, мы даже не думаем ни о том, ни о дру­гом, ни о третьем. Другое дело, когда настроение или самочувствие ужасное: мы начинаем доискиваться – в чем причина.

«Элементарно, Ватсон! – ответил бы на этот вопрос знаме­нитый сыщик. – Плохое настроение у нас бывает тогда, ког­да наши желания превосходят наши реальные возможности». Или по крайней мере мы так считаем. Другое дело, что мы не всегда понимаем, чего именно нам не хватает.

Если мы поддаемся плохому настроению – перестаем желать, искать новых воз­можностей и даже не пытаемся переключиться на что-нибудь другое (психологи на­зывают это состояние фрустрацией), то есть падает наша жизненная активность. А результатом всего этого будет плохое самочувствие. Что само по себе не способствует улучшению настроения. Зато как бы оправдывает низкую активность.

Таким образом, замыкается порочный круг – по принципу «чем хуже, тем хуже». Пока не окажется, что хуже некуда. Поэтому, если у вас неважное настроение, займитесь каким-нибудь делом. Например, заполнением этого опросника.

Этим опросником можно пользоваться регулярно, как только возникает необходи­мость выяснить состояние своего самочувствия, активности, настроения.

Инструкция:Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики

Экспериментальный материал:представляет собой опросник, состоящий из 30 пар противопо­ложных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуа­лизации той или иной характеристики своего состояния.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

Обработка результатов и выводы:При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

КЛЮЧ

Самочувствие(сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14 19, 20, 25, 26.

Активность(сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение(сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 -5,5 балла. Следует учесть что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

______________________________________________________________

ШКАЛА САМООЦЕНКИ

(МЕТОДИКА Ч. Д. СПИЛБЕРГЕРА, Ю. Л. ХАНИНА)

Цель:Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность - РТ) и уровня тревожности как ус­тойчивой характеристики (личностная тревожность - ЛТ). Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревожности».

Инструкция:Вам будет представлен ряд утверждений. Вниматель­но прочитав каждое из них, выберите из четырех воз­можных ответов один, наиболее подходящий, по вашему мнению. Напротив номера утверждения пометьте чис­ло, соответствующее выбранному вами ответу.

На ут­верждения с 1 по 20 отвечайте в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Варианты ответов таковы: 1) нет, это не так; 2) пожалуй, так; 3) верно; 4) совершенно верно.

На следующих 20 (с 21 по 40) утверждений отвечайте в зависимости от того как Вы себя чувствуете обычно. Здесь варианты ответов другие: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда.

Экспериментальный материал:представляет собой опросник, состоящий из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Шкала РТ

Варианты ответа Утверждения Нет, это не так Пожа-луй так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен.
2. Мне ничего не угрожает.
3. Я нахожусь в напряжении.
4. Я испытываю сожаление.
5. Я чувствую себя свободно.
6. Я расстроен.
7. Меня волнуют возможные неудачи.
8. Я чувствую себя отдохнувшим.
9. Я встревожен.
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
11. Я уверен в себе.
12. Я нервничаю.
13. Я не нахожу себе места.
14. Я взвинчен.
15. Я не чувствую скованности, напряженности.
16. Я доволен.
17. Я озабочен.
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе.
19. Мне радостно.
20. Мне приятно.

Шкала ЛТ

Варианты ответа Утверждения Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
21. Я испытываю удовольствие.
22. Я очень быстро устаю.
23. Я легко могу заплакать.
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие. 25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.
26. Обычно я чувствую себя бодрым.
27. Я спокоен, хладнокровен и собран.
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.
29. Я слишком переживаю из-за пустяков.
30. Я вполне счастлив.
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
32. Мне не хватает уверенности в себе.
33. Обычно я чувствую себя в безопасности.
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.
35. У меня бывает хандра.
36. Я доволен.
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
39. Я уравновешенный человек.
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Обработка результатов:Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

1) опросник сан (самочувствие, активность, настроение) - student2.ru где å1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; å2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

2) опросник сан (самочувствие, активность, настроение) - student2.ru где å1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; å2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

_______________________________________________________________

Анализ результатов и выводы:При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность; 31 – 45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции в целях руководства и психокоррекционной деятельности.

____________________

3. ТЕСТ «САМООЦЕНКА СИЛЫ ВОЛИ»

Цель:тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция:На приведенные 15 вопросов можно ответить «да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить очки.

Экспериментальный материал:представляет собой опросник, состоящий из 15 вопросов.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Вопросы Ответ (баллы)
1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?  
2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное?  
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?  
4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?  
5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?  
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?  
7. Быстро ли в отвечаете на письма?  
8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного врача, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?  
9. Будите ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?  
10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?  
11. Без колебаний ли вы отправитесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?  
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?  
13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?  
14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?  
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?  

Обработка результатов и выводы:Подсчитайте сумму набранных баллов:

0 – 12 – сила воли слабая;

13 – 21 балл – сила воли средняя;

22 – 30 баллов – сила воли большая.

__________________________________________

Наши рекомендации