Слуховая воспринимающая система(28).
1. Сенсорная основа – слуховая с.с. основная + вестибулярная с.с.
2. Функциональная специализация: слуховое восприятие; предмет – событие, результатом которого являются акустические колебания. Если речь о человеке, то предмет – голос.
3. Моторное обеспечение: мышцы шеи, локомоции, манипуляции.
4. Взаимодействие с другими системами: связь с осязательным, зрительным, восприятием собственного тела, с восприятием пищи, с восприятием самочувствия.
Слуховая воспринимающая система. 1) сенсорная основа: слуховая и вестибулярная стимуляция; 2) фокальная область: звуки среднего диапазона частот(соответствуют речи человека и крикам животного); 3) двигательное обеспечение- поворот головы: а) слабый сигнал => одной стороны головы, так чтобы было перпендикулярно; б) поворот полностью чтобы увидеть еще и источник; в) локомоции- приближение к источнику; 4)функциональное назначение: а) инфа о событиях; б) акустические сигналы животных и человека; в) связь восприятия с телом; 5) связь с другими системами: система самочувствия(музыка)
Цветовосприятие(27).
Восприятие цвета.
Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет «вообще», но цвет определенных предметов. Предметы находятся на определенном расстоянии, в определенной воздушной среде и бывают освещены прямыми и непрямыми лучами белого или цветного света. Кроме цветов поверхности предметов, мы воспринимаем среду, через которую видим эти предметы (туман, дым). Предметы могут быть мутными или полупрозрачными. Если цвет не локализуется – цвет пространства. Цвет прозрачных предметов – цвет поверхности.
Свойства: 1. константность при меняющимся освещении.
2. «снятие» освещения и как бы перевод его в условия нормального освещения обозначается обычно как трансформация цвета.
3. константность освещенности (к цвету освещения прибавляется контрастный цвет. Вследствие этого как хроматическое, так и ахроматическое нивелируется по своей силе, приближаясь к среднему дневному, а хроматическое освещение, сверх того, становиться менее хроматическим )
Явление хроматической контрастности цвета выражается в тенденции воспринимать цвет поверхности как освещенной средним дневным светом и объясняется явлением константности освещенности.
Проблема ахроматичности константы – это проблема восприятия светлоты поверхности. Восприятие светлоты поверхности определяется осознанием соотношений между цветовыми свойствами предметов и цветовыми свойствами освещающего их света. Светлота воспринимается вследствие осознания условий освещения.
Восприятие музыки(30).
В музыкальном слухе в неразрывное целое восприятие высоты, силы, тембра, а также и более сложных элементов – фразировки, формы, ритма и т.д. Музыкальный слух выходит не только за пределы ощущения, но и за пределы восприятия, неразрывно связан с образами памяти и воображения.
Слух: 1) - абсолютный – способность точно определять и воспроизводить высоту данного звука безотносительно к другим звукам, высота которых известна.
-активный слух воспроизведения (высшая форма абсолютного слуха,различение музыкальной высоты.)
- пассивный слух узнавания (тембровых компонентов высоты)
Узнавать высоту звука с известной степенью точностью может каждый человек.
-относительный - требуется отправная точка, тон. Оценивает отношения между звуками. Поддается развитию, и обладание им несравненно важнее наличия абсолютного слуха. Основа – ладовое чувство. (Восприятие одних звуков как опорных, устойчивых, других – как неустойчивых, куда-то стремящихся.)
2) –мелодический
- гармонический – развивается позднее мелодического
3) – внешний (способность воспринимать предлагаемую для слушания музыку)
-внутренний (способность представлять музыку мысленно)Сначала внутренние слуховые представления отрывочны, смутны и схематичны, должны находить опору во внешнем слухе.
Музыкальный слух:
1.переживание ритма в примитивных плясках и пении
2. звук натянутой струны
3. мелодический слух
4. многоголосная музыка и гармонический слух
Музыкальный слух – целостное, осмысленное и обобщенное восприятие, неразрывно связанное со всем развитием музыкальной культуры.