Процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница

Внимательность и наблюдательность как черты личности. По­пробуйте спросить у знакомых, какого человека они назвали бы внимательным. Здесь многие обязательно переспросят: к чему именно?

Как мы уже говорили, внимание тесно связано со всей лично­стью человека, его интересами, склонностями, призванием. Что же такое призвание, говорил Т. Рибо, как не внимание, известным образом направленное в течение всей жизни? Некоторые скажут, что внимательным называют человека, который всегда заметит товарища, попавшего в беду, и поспешит ему на помощь. Здесь под внимательностью понимается нравственная черта личности, тесно связанная с чуткостью и отзывчивостью. От особенностей внимания зависит и такое ценное качество личности, как наблюда­тельность; способность подмечать в предметах и явлениях мало­заметные, но существенные особенности. Обычно, когда рассужда­ют о наблюдательности, вспоминают профессии врача, учителя, геолога, следователя.

«Шерлок Холмс говорил своему другу доктору.Уотсону:

— Вы смотрите, но вы не наблюдаете, а это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?

— Часто.

— Как часто?

— Ну, несколько сот раз.

— Отлично, сколько же там ступенек?

— Сколько? Не обратил внимания.

— Вот-вот, не обратил внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал».

Кстати, каждый из нас может проверить свою наблюда­тельность и развитие этого качества у товарищей так, как это делал старейший советский криминалист профессор И. Н. Якимов. Один из его учеников, юрист и писатель Д. Ваксберг, вспоминает:

«Он предложил нам описать по памяти университет­ский коридор, аудиторию, вестибюль — помещения, кото­рые каждый из нас видел сотни, тысячи раз.

Наконец, он попросил подробно, с максимально возможной детализацией, дать «словесный портрет» той самой комнаты, в которой мы сидели, т. е. описать то, что находилось перед нашими глазами. И когда мы положили не густо исписанные листочки на профессорский стол, оказалось, что мы отчаянно, преступно ненаблюдательны... Потом я часто ловил себя на мысли, что многие люди поразительно слепы и, не тренируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интерес-

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

Но

нейших вещей — в путешествиях, в общении с людьми, да и просто в повсед­невной жизни... Для того, кто умеет... подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир становится объемнее, полнее, красочнее, люди перестают быть случайными про­хожими или попутчиками — они открывают свои души»;

Описанный опыт может сослужить и более полезную службу: стать упражнениями для развития наблюдательности. Стоит по­пробовать!

Свойством, противоположным внимательности, считается рас­сеянность. Но кого можно считать рассеянным человеком? С дет­ства помнится классический «рассеянный с улицы Басеейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок пер­чатки натянул себе на пятки». Но за этими внешними признаками рассеянности могут скрываться противоположные внутренние при­чины. Подлинная рассеянность проявляется в большой отвлекае­мое™, слабой интенсивности и слабой сосредоточенности. Вни­мание у такого человека как бы порхает с объекта на объект и ни на одном не задерживается. Подобное внимание характерно для маленьких детей, а у нас с вами оно- может быть результа­том плохого состояния здоровья, чрезмерного утомления или воз­буждения, или... плохого воспитания, привычки быть невниматель­ным. Привычная невнимательность нередко связана с отсутствием серьезных интересов, легкомыслием и поверхностным отношением к жизни. Помните Хлестакова, у которого «легкость в мыслях необыкновенная!»?

Мнимую рассеянность нередко называют «профессорской». Ее внутренними причинами являются чрезмерная сосредоточен­ность, слабая переключаемость и распределение внимания. Клас­сический пример здесь — знаменитый герой романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» Жак Паганель, который вместо испан­ского языка выучил португальский, вместо... Впрочем, есть смысл перечитать с этой точки зрения сам роман.

Наличие двух противоположных, по существу, видов рассеян­ности вообще очень поучительно: оно доказывает, что за внеш­не похожими проявлениями в поведении человека могут скры­ваться совершенно различные психологические факторы.

Кроме, того, психологами замечено, что хорошее распределение внимания редко «дружит» с хорошим его сосредоточением. Эти свойства внимания в известной мере противоположны.

Одним людям дано одно, другим — другое.

Самопроверка Самопознание Самовоспитание

Заседание восьмое

Вопросы и задания

1. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» описал состоя­ние Пьера Бёзухова, который следовал за генералом и напря­женно размышлял: «Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего" на той стороне реки, и долго не видел уби­тых и раненых, хотя многие падали недалеко от него».

Как можно объяснить, что Пьер Безухов не воспринимал столь сильные раздражители? Можно ли назвать Пьера рассеянным человеком?

2. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие — для непроизвольного внимания.

А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяже­нии определенного отрезка времени.

Б. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.

В. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.

Г. Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности.

Д. Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых свя­зан воспринимаемый материал.

Е. Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.

3. По описаниям на с. 145, 146 укажите, как связаны свойства внима­ния с творческой деятельностью.

4. На основании результатов опытов А. А. Смирнова (см. с. 109) определите факторы, вызывающие непроизвольное внимание у испытуемых.

5. Прочитайте приведенный ниже рассказ учителя О. Рутковского «Украденное внимание». Сделайте выводы о динамике внимания у пятиклассников.

«Как-то я объяснял в V классе новый материал. Стояла такая тишина, что закрой глаза — и покажется, в классе никого нет.

Довольный вниманием ребят, я продолжа.л объяснение, прохаживаясь от учительского стола к классной доске. И вот, возвращаясь от доски к столу, я услышал на первой парте шепот: «Раз, два, три, четыре, пять. Запиши».— «Что это они считают?» — подумал я. Но когда я отошел от стола к карте, то снова услышал счет: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть...»

Приглядевшись внимательно к своим ученикам, я заметил, что многие заняты какими-то подсчетами.

— Это что вы считаете? — обратился я к одному мальчугану.

— А мы на спор считаем, сколько за урок вы сделаете шагов от стола до карты и обратно.

Я смутился, но попытался пошутить:

— На'прасно время тратите, все равно собьетесь до конца урока.

— Не собьемся. Ваши шаги легко считать. У вас. ботинки-то вон как скрипят: как скрипнут раз, так и шаг...

Выходит, мои же ботинки украли у меня внимание ребят...»

Психологическая задача

Как-то произошел спор о том, кого можно назвать более внимательным. Один из споривших сказал: «Иван Иванович очень внимательный. Когда он читает кни-

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

гу или слушает, что ему говорят, то ничто его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание погло­щено тем, что он в данный момент делает».— «А по-моему,— ответил другой,— Павел Петрович более внимательный. С каким бы увлечением он ни рас­сказывал (кажется, что он весь поглощен рассказом), все нее ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользает от его внимания. Он видит и слышит все, что делается вокруг».— «Нет, уже Борис Васильевич вни­мательнее всех,— сказал третий.— Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу же погас свет от электриче­ского фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины, а Борис Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже увидел красную звездочку на фуражке. Оказа­лось, что он все заметил правильно. Нам повстречался пограничник».

Конкурс Проверь и воспитай свое внимание

1. В шести квадратах размещены белые и черные кружочки. Вам дается минута времени, чтобы запомнить расположение кружочков в каждом из квадратов. Теперь закройте книгу и постарайтесь по памяти нарисовать квадраты и восстановить расположение кружочков в них.

За каждый правильно помещенный кружочек вы получаете одно очко. Если вы наберете 35 очков, вы очень внимательны.

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

О О о  
ф   о  
о      
• о о   О О ©
о о о   о •
о ® о   о

О о о

О о

Набрав менее 25 очков, не огорчайтесь, но подумайте о том, как потренировать свою память и внимание, — качества, столь необходимые в жизни.

2. В каком порядке нужно расположить эти картинки, чтобы воспроизвести последовательность запечатленных на них событий?

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

3. Из какого количества маленьких рыбок состоит эта большая рыба? Скажите сразу, не подсчитывая, а потом проверьте себя.

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

4. При помощи • таблицы, помещенной ниже, можно заниматься трениров­кой внимания систематически.

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

Мысленно, не помогая себе карандашом или спичкой, как можно быстрее сосчитайте, сколько здесь бабочек, ведер, чайников, мух, птиц, зонтиков, рыб, грабель, сапог, леек, самоваров (скорость выполнения упражнений можно контроли­ровать, засекая время).

Можно отсчитывать по две-три группы однородных предметов. К примеру сегод­ня — отсчет бабочек и птиц; завтра — ведер, самоваров, чайников и т. д.

Сложность упражнений наращивается постепенно. Так, если вначале вы счита­ете все предметы подряд — все ведра, все сапоги и т. д., то в дальнейшем вы отсчитываете только одноцветные рисунки — черные зонтики, белые самовары. Затем вы отсчитываете группы предметов, объединенных хотя бы самыми отда­ленными родовыми признаками: грабли и лейки (садовый инвентарь), самовары, ведра и чайники (сосуды). Наконец, вы отсчитываете группы предметов наиболее разнородных: рыбы, и грабли, бабочки и чайники. Когда рисунки начинают отыскивать­ся «сами собой», т. е. почти без затруднений, это значит, что вы запомнили расположение рисунков и таблицу надо менять. -

5. Эта простая таблица позволяет тренировать распределение внимания.

Сосчитайте, сколько в таблице знаков. Считать надо в таком порядке: «Один крестик, один круг, два крестика, один квадрат, три крестика, два круга...» и т. д. На каждом следующем занятии таблицу надо поворачивать на 90°. После четы­рех занятий можно опять начинать сначала, так как запомнить последователь­ность расположения знаков очень трудно.

О -!- □ -!- □ О

-+-

-4-

О О

О

-'+'■

.4-

-4-

О

-4-

О

О

О О -!-

□ □

6. На рисунке художник изобразил контуры двадцати различных животных. Найдите их, потратив на это возможно меньше времени.

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

7. Марина долго выбирала, какой кувшинчик купить. Наконец выбрала. Продавщица уложила покупку в коробку.

Что купила Марина?

Сколько кувшинов продавщица поставила на те же полки, на каких они стояли и раньше?

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

6ШШШ

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

8. Сколько треугольников можно насчитать в этой фигуре?

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

9. Можете ли вы менее чем за минуту найти квадратик, который содержит все ле­пестки этой прекрасной розы (см. след. стр.)?

10. Ветер сорвал головные уборы с нарисованных на форзаце и, вероятно, знакомых вам персонажей. Кто там нарисован и кому какой головной убор следует вернуть (см. первый форзац)?

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

11. Какое топливо предлагает заправ­щик шоферу? (Проследите без помощи руч­ки или карандаша.)

Для будущих психологов

1. Напишите сочинение «Особенности мо­его внимания» и обсудите его с товари­щами.

2. На основе помещенного в этой главе материала составьте памятку «Как научиться быть внимательным».

процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности 4 страница - student2.ru

Раздел III

Наши рекомендации