Другие формы индивидуальной терапии
Существует и много других терапевтических подходов, связанных с различными направлениями в психологии. Рассмотрим кратко некоторые из них.
Экзистенциальная терапия, основанная на психоанализе, но имеющая гуманистическую и когнитивистскую ориентацию, делает упор на «свободную волю» человека, оставляя за ним возможность выбора и ответственность за сделанный выбор. Таким образом, этот подход имеет целью довести до понимания человека смысл, который он хочет придать своей жизни, и в зависимости от этого смысла - значение каждого его поступка (Franki, 1961; May, 1967).
«Терапия реальностью» - это форма когнитивной терапии, стремящаяся развить у больного способное гь оценивать собственные действия и планы в зависимости от тех ценностей, которые он отстаивает, и тех последствий для него самого, к которым могут привести его поступки. Этот подход ставит своей главной целью побудить пациента брать на себя о гветственность «по договору» и добиваться поставленных целей, если они реальны (Glasser, 1965).
Трансакционный анализ тоже имеет корни в психоанализе. Своими методами, однако, он существенно отличается от последнего. Его основоположник, Э. Берн (Berne, 1961), обратил внимание на то, что в каждом человеке есть нечто от ребенка, которым он когда-то был, нечто от своих родителей и нечто от взрослого человека, каким он сейчас является. Все наши взаимодействия («трансакции») с другими людьми проникнуты гой или иной из этих ролей. Подобно ребенку, мы иногда слишком импульсивно реагируем на события и выклянчиваем что-нибудь или хитрим, чтобы добиться своей цели; подобно родителям, мы порой относимся к друшм людям, как к детям, наставляя или порицая их: подобно истинно взрослым людям, мы стараемся не терять чувства реальности, здравого смысла и логики перед лицом жизненных невзгод.
Цель этого терапевтического подхода состоит в том. чтобы человек лучше осознал свое поведение и в результате перестал бы играть
164 Flaw 12
неосознаваемую роль родителя или ребенка. Взаимодействуя с небольшой группой людей, человек в виде негласного договора с самим собой «соглашается» и «обязуется» в будущем вести себя более сознательно и реалистично.
Психодрама-метод, разработанный в 20-х годах Морено. В психодраме человеку предлагаегся роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом человек может свободно выражать свои чувства в направляемых терапевтом импровизациях, в которых другие «актеры» исполняют роли главных персонажей его реальной- жизни. Другим участникам сеанса предлагается внимательно следить за событиями и соотносить происходящее на сцене со своими собственными затруднениями (Могепо. 1965),
Цель психодрамы состоит в том, чтобы раскрыть пациенту его самые глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем, по мнению Морено, это позволяют сделать другие методы, основанные на простом словесном описании переживаний.
Социальная терапия
Гештальттерапия, психодрама и трансакционный анализ практикуются в группах Но все эти подходы так или иначе центрированы на индивидууме, взаимодействующем с терапевтом. Существует, однако, и такой подход, цель которого состоит в том, чтобы не только дать пациенту возможность понять самого себя, но и наладить гармоничные отношения с другими, так что все могли бы делиться между собой чувствами и мыслями в атмосфере взаимного уважения.
Общение в группах роста, собственно говоря, не является терапией Эти группы состоят, как правило, из людей, желающих улучшить свои взаимоотношения с другими людьми. Прежде всего можно выделить группы сене иби гизации, участники которых учатся налаживать доверительные отношения с другими и лучше их узнавать, проявляя внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне, и вступая с ними в конгакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, прикосновение и т.п.) В группах встреч особый упор делается на переживаниях людей в группе («в данном месте и в данное время»), на возникающих у них эмоциях и на социальных масках, к которым прибегают некоторые участники группы, тогда как другие стараются эти маски видоизменить (Dreyfus, 1975).
Похоже, однако, что опыт такого общения трудно перенести в повседневную жизнь и что если участники групп и чувствуют себя после таких сеансов лучше, то, оказавшись снова в обычных условиях, они почти полностью возвращаются к прежнему поведению. Не рекомендуются группы роста и людям, страдающим хотя бы умеренными-эмоциональными расстройствами, требуемая от них активность и критические замечания, раздающиеся в их адрес в рамках групповых встреч, могуг даже ухудшить их состояние.
В основесемейной терапии лежит тот факт, что большинство испы-
«Иные» 165
Рис 12 17 Групповая терапия основана на том, что люди, испытывающие сходные трудности, могут помочь друг другу в резучьтатс совместного обсуждения проблемы
тываемых человеком трудностей связано с системой более крупной, нежели отдельный индивидуум,-с семьей и взаимодействиями между ее членами (Mmuchm, 1979). Поэтому, чтобы выяснить, какую роль играет тот или иной член семьи, кто из них служит «козлом отпущения» и каковы обычные в данной семье способы коммуникации, в сеансах предлагается участвовать всем ее членам. Участников просят высказывать все те глубиные чувства, которые они испытывают друг к другу.
Роль терапевта состоит здесь в том, чтобы привлечь внимание членор семьи к «болезненным точкам» их взаимоотношений и предложить им новые подходы в общении с целью улучшить семейный микроклимат в целом и условия индивидуального развития каждой отдельной личности (Satir, 1970).
Групповая терапия основана на том обстоятельстве, что в группе людей со сходными проблемами обнаруживается склонность к взаимной эмоциональной поддержке, взаимному ободрению и выработке новых форм поведения. Этот подход практикуется главным образом в психиатрических клиниках и больницах, а также в различных ассоциациях помощи алкоголикам, наркоманам, тучным людям и т.п. (рис. 12.17).
Групповая терапия предполагает направляемые терапевтом дискуссии по вопросам, выбранным участниками группы, за которыми может последовать доклад или просмотр фильма на интересующую их тему. Каждому участнику предлагается затем выразить свою точку зрения или
Глава 12 |
чувства по поводу представленной ситуации. Если у пациентов выявляются глубокие нарушения личности и им трудно по собственной инициативе излагать свои проблемы, то дальше, как правило, требуется директивная терапия.
Оценка. Поддержка, которую человек чувствует со стороны группы, по-видимому, облегчает выражение им собственных чувств и забот. Поэтому групповая терапия, дающая ему возможность взаимодействовать с другими людьми в атмосфере взаимного понимания и уважения, может быть первым этапом на пути его реинтеграции в реальную жизнь. Однако и в этом случае общее направление и эффективность терапии сильно зависят от личности терапевта, его философской позиции и тех целей, которые он сознательно или бессознательно преследует.
Поведенческая терапия (бихевиористский подход)
Интрапсихическая терапия пытается помочь пациенту понять, в чем причины его проблем или что мешает ему найти правильный подход к их решению, будь то в индивидуальном или социальном плане. Предполагается, что, коль скоро ситуация прояснилась, человек сможет сделать нужные усилия по преодолению помех, в результате чего неадаптивные формы поведения у него сами собой исчезнут.
Наоборот, в основе поведенческой терапии лежит преде гавление о том, что сами психические расстройства обусловлены неадаптивным поведением, которое может быть замечено самим больным, окружающими его людьми или терапевтом. Таким образом, сторонники модификации поведения полагают, что прямое воздействие на девиантное поведение с целью его устранить или исправить автоматически приведет и к снятию самой проблемы. В соответствии с этой концепцией психотерапевт нужен только для того, чтобы выбрать и провести «обучающую» программу, обеспечив надлежащее подкрепление.
Известны четыре подхода к модификации поведения. Это контр-обус.ювливание, основанное на принципе классического обусловливания;
оперантные методы, опирающиеся на принцип подкрепления; терапия. основанная на предъявлении модели в соответствии с представлениями о социальном научении; и наконец, процедуры самоконтроля.
Контр-обусловливание
Речь идет об улучшении нежелательного поведения или разрыве связи между условным разражителем и условным ответом (см. документ 7.4).
Один из методов этоготипа - систематическая десенсибилизация; она направлена на выработку реакций, противоположных по своему характеру неадаптивным ответам. Например, тревоге стараются противопоставить состояние расслабленности, которое с ней несовместимо.
Прежде всего больного учат расслабляться. Кроме того. ему пред
анные» 167
лагают составить перечень ситуаций, порождающих тревоги и связанных с его трудностями, и расположить их в порядке возрастающей действенности. Затем пациенту, находящемуся в расслабленном состоянии, предъявляют ситуацию, способную вызвать у него лишь минимальную тревогу. Когда он при этом перестает чувствовать тревогу, переходят к ситуации, порождающей более значительный стресс, и так далее вплоть до воздействия, вызывающего максимальную тревогу; во всех случаях стрессовая ситуация ассоциируется у пациента с мышечным расслаблением, а не напряжением. Столкнувшись с тревожными обстоятельствами в реальной жизни, человек должен теперь реагировать на нее не страхом, а расслаблением. В зависимости от характера испытываемых больным трудностей в этом подходе могут чаще использоваться реальные, нежели воображаемые, ситуации.
Имплозивная терапия минует все этапы систематической десенсибилизации и сразу «бросает» человека в воображаемую ситуацию в ее наиболее устрашающей форме. Поместив таким образом пациента в наихудшие для него условия, герапевт пытается вызвать у него внутренний «взрыв» тревоги, к которому организм после повторных столкновений с ситуациями, вызывающими панику, должен привыкнуть вплоть до полного исчезновения тревоги.
К аверсивному обусловливанию прибегают в случаях антисоциального поведения или вредных для организма привычек (например, курения, алкоголизма или обжорства). В противоположность систематической десенсибилизации этот метод заключается в сочетании неприятного воздействия или неприятного состояния с ситуацией, которая обычно доставляет удовольствие. Например, если всякий раз, когда пьяница поднесет стакан с алкоголем ко рту, он будет получать удар электрическим током или ощущать сильный приступ тошноты, вызванный лекарственным препаратом, то весьма вероятно, что удовлетворение, которое он прежде получал от алкоголя, сильно ослабеет, а после нескольких повторений такого опыта исчезнет совсем и сменится услов-норефлекторным отвращением к выпивке.
Оценка. Как и следовало предполагать, методы систематической десенсибилизации и имплозивной терапии используются главным образом для лечения фобий. Именно при такого рода расстройствах эти методы оказались особенно эффективными. Аверсивное обусловливание, а в известной мере и имплозивная терапия связаны с определенными этическими проблемами. В самом деле, правомерно задать вопрос: может ли врач, даже заручившись согласием больного, причинять ему боль с целью изменить поведение? Это еще более сомнительно в тех случаях, когда такие методы ино1да используются для «лечения» гомосексуализма (см. раздел «Аверсивная терапия» в документе 12.9).
Оперантные методы
В этих методах используются принципы, установленные Скиннером, в особенности механизм формирования поведения путем последователь-
168 Глава 12
ных приближений. Оперантное обусловливание применяют главным образом для выработки желательных форм поведения у детей, страдающих различными нарушениями или умственной отсталостью. Соответствующие процедуры практикуют также в некоторых психиатрических заведениях, где терапевты бихевиористского направления пытаются «перевоспитывать» шизофреников и возвращать их к жизни в обществе.
Метод формирования поведения прежде всего требует тщательного анализа привычек пациента, что позволяет выбрать самое действенное для него вознаграждение (конфеты, разрешение смотреть телевизор, социальное подкрепление и т. п.), с помощью которого у него и будет вырабатываться надлежащее поведение (рис. 12.18).
Метод накопления жетонов используют главным образом в психиатрических заведениях. С его помощью стараются изменить поведение, предоставляя привилегии за всякое улучшение, констатируемое терапевтом. Например, всякий раз за го, что пациент, например, чистит зубы, убирает утром постель или умывается, ему выдают пластмассовый жетон. Кода у него накапливается определенное число жетонов, он получает известные привилегии (сигареты, дополнительное посещение столовой, проживание в отдельной комнате и т. п.).
Оценка. Очевидно, что описанные терапев гические подходы зиждутся на философии бихевиористской школы и в особенности на жизненных принципах североамериканского общества, проникнутых духом эффективности и рентабельности. Цель этих подходов-не столько «внутренняя трансформация» человека, сколько превращение его в «самостоятельного» и. главное, полезного индивидуума независимо от того, какие глубинные причины вывели его в один прекр. ibm день из нормы. Американские суды. однако, установили предел 1Я подобных манипуляций с поведением, чтобы основные права человека не превращались в «разменную монету» для оплаты возможных модификаций поведения больных.