Тема 5 Стресс в жизни человека.
Лекция. Понятие и источники стресса. Рабочие и нерабочие факторы стресса. Поведенческие типы А и В. Модель стресса. Проявления стресса. Защитные стратегии.
Рекомендуемая литература:
1. Алиев В.Г. Организационное поведение. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
2. Зайцев Л. Г. Организационное поведение. М.: Экономистъ, 2005.
3. Иванов М.И. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. М.: Республика, 2001.
4. Кадзума Т. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. М.: Московский бизнес, 2003.
Контрольные вопросы:
1. Что такое стресс? Как стресс может повлиять на деятельность организации?
2. Охарактеризуйте источники стресса. Что может явиться причиной стресса на рабочем месте? Можно ли сказать, что одни профессии являются более стрессовыми, чем другие?
3. Какова роль конфликта в возникновении стрессовой ситуации?
4. Опишите ключевые элементы модели стресса.
5. Как связано реальное окружение с психологическим в модели стресса?
6. Оцените влияние индивидуальных различий на проявление стресса.
7. Какие защитные стратегии использует человек в борьбе со стрессом?
8. Какая существует взаимосвязь между проявлениями стресса и защитной реакцией? Приведите пример вашей реакции на стрессовую ситуацию.
9. Как стресс влияет на человека? Может ли стресс иметь позитивный эффект?
Тема 6 Выбор карьеры и профессиональный рост.
Лекция.Понятие карьеры. Факторы, определяющие успех карьеры. Карьера и структура жизни. Характеристика этапов карьеры. Управление деловой карьерой.
Рекомендуемая литература:
1. Алиев В.Г. Организационное поведение. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
2. Зайцев Л. Г. Организационное поведение. М.: Экономистъ, 2005.
3. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М.: Прогресс, 2003.
4. Якокка Л. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1990.
Контрольные вопросы:
1.Дайте определение сущности карьеры.
2. Назовите виды карьеры.
3. Какие типы личности можете назвать и охарактеризовать?
4. Опишите основные задачи планирования и реализации карьеры при обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.
5. Какие выделяются этапы карьеры? Охарактеризуйте их.
6. Какие выделяются цели карьеры? Охарактеризуйте их.
7. Какие правила необходимо помнить при управлении карьерой в процессе работы?
8. Раскройте сущность основных этапов формирования резервов кадров.
9. Чем вызвана необходимость саморазвития для менеджеров?
Тема 7 Группы и процесс их формирования.
Лекция. Понятие, типы групп и их структура. Общие характеристики групп. Факторы, влияющие на создание групп.
Рекомендуемая литература:
1. Алиев В.Г. Организационное поведение. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
2. Зайцев Л. Г. Организационное поведение. М.: Экономистъ, 2005.
3. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИнфрА-М, 1999.
4. Ньюстром Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб.: Питер, 2000.
5. Кочетова А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. М.: Дело, 2003.
Контрольные вопросы:
1. Что такое «группа»? Какие существуют группы?
2. Почему люди объединяются в группы? Как взаимодействуют индивидуум и группа?
3. Какова взаимосвязь между группой и организацией, частью которой эта группа является?
4. Перечислите основные типы групп и дайте их характеристику.
5. С какими проблемами приходится сталкиваться группам, состоящим из двух-трех человек? Как влияет на эффективность деятельности группы увеличение ее размера?
6. Что следует понимать под структурой группы? Охарактеризуйте ее основные элементы.
7. Каким образом неформальная группа может влиять на деятельность организации?
8. Проанализируйте факторы, определяющие статус члена группы. Как
изменяется статус человека в процессе его карьеры?
9. Какие факторы влияют на создание групп?
10. Как личные качества людей влияют на создание группы?