Период подготовки и организации конкретных операций.

Период подготовки и организации конкретных операций (2-11 лет). Он начинается с первых, ещё очень простых, символизации и кончается появлением формального мышления. В нём выделяются два подпериода, которые в свою очередь делятся на несколько стадий. В подпериод дооперациональных представлений (2-7 лет) ребёнок делает свои первые, неумелые попытки овладеть миром символов.

Подпериод иногда делится Пиаже на три стадии: 1) истоки репрезентативного мышления (2-4 года); 2) простые представления, или интуиции (4 года - 5,5 лет); 3) расчленённые представления, или интуиции (5,5 - 7 лет). Подпериод конкретных операций (7-11 лет) характеризуется стабилизацией в понятийной организации ребёнком представлений об окружающей среде, она закрепляется с помощью познавательных структур - группировок. Наблюдателю в этот период становится очевидным, что у ребёнка имеются достаточно устойчивые и упорядоченные основы понятий, которые он применяет для познания окружающего мира. Образное мышление развивается в полной мере, оно включает в себя все свойства предыдущей стадии: конкретность, необратимость, эгоцентризм, анимизм, предпонятия, трансдуктивные рассуждения. Однако по мере установления уравновешенных структур мир представлений приобретает устойчивость, связность, упорядоченность. Объект приобретает для ребёнка неизменность благодаря приобретению равновесия, которое обеспечивает сохранение количества, веса, объёма, длины, площади и прочего. (19)

Говоря словами Пиаже, на уровне конкретных операций ребёнок ведёт себя при решении самых разнообразных задач так, как если бы он располагал развитой ассимиляторной организацией, функционирующей в равновесии с дифференцированным механизмом аккомодации. Из этого фундаментального факта Пиаже и исходит при анализе конкретных операций. (1)

Операциями он считает познавательные действия, когда они достигли взаимосвязанных целостностей с четкой структурой. Познавательный акт представления, являющийся составной частью организованной сети соотносимых друг с другом актов, и есть операция. Изолированная операция никогда не может быть единицей анализа познавательного поведения, т.к. она приобретает смысл только в связи с системой, частью которой является.

Для описания свойств конкретных операций Пиаже использует математические понятия группы и решетки. Он понимает группу как абстрактную структуру, состоящую из совокупности элементов и включающую операцию с этими элементами так, что при её осуществлении не нарушаются свойства композиции, ассоциативности, тождественности и обратимости.

Решетка - это структура другого типа, она состоит из совокупности элементов и отношения, которое связывает два или более из этих элементов.

Понятие группировки, какими пользуется Пиаже для описания конкретных операций, является гибридом из групп и решеток. Пиаже выделяет девять группировок логических классов и отношений в описании конкретных операцию. Это группировка 1, или первичное сложение, которое обладает композиционностью классов, ассоциативностью, общей тождественностью, обратимостью, специальной тождественностью; группировка 2 - это вторичное сложение классов (викариант), группировка 3 - биунивокальное умножение классов, группировка 4 - коунивокальное умножение классов, группировка - сложение асимметричных отношений, группировка 6 - сложение симметричных отношений, группировка 7 - биунивокальное умножение отношений, группировка 8 - коунивокальное умножение отношений.

Пиаже создает систему задач для того, чтобы определить, присутствует ли в познавательном поведении тот или иной компонент группировки, он ставит как 01,1 “диагноз” функционирования познавательной системы. Он считает свой логические группировки такой структурной характеристикой настоящего познания, основой для понимания качеств конкретных операций и постановки “диагноза” по поводу их функционирования.

Наши рекомендации