Дополнительные источники возбуждения
При анализе проблемы воздействия дополнительных источников возбуждения оказалось, что повышающий агрессивность эффект суммирования появляется в том случае, когда испытуемый объясняет возникновение общего возбуждения воздействием источника гнева (см. обзор: Rule, Nesdale, 1976). Дополнительными источниками возбуждения были: кратковременное физическое напряжение; сексуально возбуждающие истории, фильмы или картинки; шумы; стимулирующие препараты.
Вполне типичным является исследование Мюллера и Доннерштейна (Mueller, Donnerstein, 1983), в котором для создания возбуждения испытуемому показывали либо агрессивный, либо юмористический фильм, а затем он мог отомстить за агрессию, которую он испытал. В случае просмотра фильма испытуемые реагировали более агрессивно независимо от того, смотрели ли они агрессивный или юмористический фильм. Существенное значение для суммирования имеют по меньшей мере три условия.
Во-первых, наличный аффект гнева не должен быть чересчур слабым. Так, Цилл-ман, Кэтчер и Милавски (Zillman, Katcher, Milavski, 1972) наблюдали эффект суммирования только в том случае, когда провокация, следовавшая после 2,5 мин физического напряжения, была достаточно сильной. Кроме того, при более сильной провокации различие между высоким и низким фоновыми напряжениями сказывалось сильнее.
Во-вторых, дополнительные источники возбуждения не должны вызывать слишком сильного отвращения, что обнаруживалось, например, при воздействии чрезмерной жары. Так, в эксперименте Бэрона и Белла (Baron, Bell, 1975) подвергавшиеся агрессии испытуемые указывали на преобладание у них желания избавиться от жары, что плохо сочеталось с тенденцией к агрессии по отношению к другому испытуемому.
В-третьих, решающую роль по-видимому играет временная последовательность источников возбуждения. По крайней мере она оказывается важной в случае эротической стимуляции. Агрессия становится более интенсивной, когда общее возбуждение предшествует порождающему гнев нападению на субъекта, а не при возбуждении в промежутке между нападением и возможностью возмездия. Здесь проявляется так называемый эффект новизны в интерпретации собственного состояния возбуждения (Е. Donnerstein, M. Donnerstein, Evans, 1975). Наряду с временной последовательностью определенное значение имеет промежуток времени между воздействием обоих источников возбуждения и последующей возможностью возмездия. Чем больше этот интервал, тем менее вероятным становится возникновение дополнительного возбуждения и тем скорее субъект ошибочно атрибутирует это возбуждение источнику гнева. Эти гипотезы подтвердились в исследовании Циллмана, Джонсона и Дея (Zillman, Johnson, Day, 1974). При временной отсрочке возможности возмездия агрессия могла проявляться интенсивнее, чем при отсутствии такой отсрочки.
Для объяснения эффекта суммирования, или, как он назвал его, переноса возбуждения {excitation transfer), Цилман (Zillmann, 1978) на основе двухфакторной теории эмоций Шахтера (Schachter, 1964) разработал трехфакторную теорию. Он различает следующие три компонента: 1) эмоциональное поведение, состоящее в (безусловной или условной) двигательной реакции на вызывающий эмоцию стимул; 2) неспецифическую реакцию возбуждения, примерную силу которой человек может определить сам; 3) компонент переживания, состоящий в восприятии эмоционального поведения или состояния возбуждения или их обоих и переживании их в качестве реакции на специфические особенности ситуации, причем это переживание может скорректировать или видоизменить их. При наличии остаточного возбуждения, которое не связано или уже не связано со своим источником, интенсивность эмоционального поведения и компонента переживания всегда повышается пропорционально этому возбуждению. Период-, в течение которого происходит этот перенос, и величина остаточного возбуждения, доступного для переноса, являются, согласно Цилману, функцией от а) величины предшествующего возбуждения и б) степени возвращения в нормальное состояние. Личностные характеристики, наподобие возбудимости, также играют определенную роль. С помощью этих положений можно объяснить результаты исследований Цилмана и его коллег, относящиеся к ошибочной атрибуции остаточной реакции возбуждения.
Индивидуальные различия и наброски концепции \ мотива агрессивности
На начальной стадии исследований агрессии, т. е. в середине 1950-х гг., были предприняты попытки объяснения индивидуальных различий — от непосредственно наблюдаемых способов осуществления агрессии до весьма обобщенных личностных конструктов, таких как агрессивность и подавление агрессии (см.: S. Feshbach, 1970, р. 180-181). Наиболее убедительными подтверждениями индивидуальных различий и их стабильности мы обязаны прямым оценкам поведения (см.: Olweus, 1979).
В поисках средств измерения личностных конструктов исследователи, воодушевленные эффективностью методики измерения мотива достижения (McClelland et al., 1953), разрабатывали прежде всего методики, основанные на ТАТ. Однако в начале 1960-х гг. после создания лабораторных процедур с использованием электроразряда (Buss, 1961) эти методики отступили на задний план. Возможность манипуляций ситуационными факторами благоприятствовала упрочению позиций теории социального научения, что привело к пренебрежению межличностными различиями и результатами мотивационно-психологического анализа условий агрессивных действий. Индивидуальные различия в восприятии экспериментальной ситуации и в готовности пойти на явно агрессивные действия остались незамеченными на фоне статистических погрешностей в полученных данных. Это обстоятельство тем более важно, что в типичном эксперименте, как правило, возбуждается довольно подвижная смесь инструментальной и враждебной агрессии. Не контролируемые в выборках индивидуальные различия в значительной степени были причиной того, что, несмотря на идентичные ситуационные условия, эксперименты нередко давали противоречивые результаты и, следовательно, уточнение условий агрессии не продвигалось вперед.