Предмет, задачи и особенности психологии как науки.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет права, социологии и СМИ Кафедра психологии

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

020400 «Психология»

Иркутск. 2005

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 ЧАСТЬ. Психология. Занятие № 1-3 Предмет, задачи и особенности психологии как науки.   План: 1.1.Предмет и задачи общей психологии. 1.2.Связь психологии с другими отраслями научных знаний. 1.3.Особенности психологии как науки. 1.4.Мир психических явлений 1.5.Соотношение житейской и научной психологии. 1.6.Этапы развития психологии. 1.6.1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе 1.6.2. Материалистическое и идеалистическое понимание души 1.6.3. Зарождение психологии как науки 1.6.4. Зарубежная психология периода открытого кризиса 1.6.5. Современный этап в развитии психологии Литература 1.7.Методы психологии. 1.8.Отрасли психологии. 1.9.Содержание и структура психологического исследования. 1.10. Основные направления зарубежной психологии. Литература Занятие № 4-5 Методологические и теоретические основы психологии План: 2.1. Понятие о методологии в психологии. 2.2. Методологические и теоретические основы психологии. 2.3. Основные функции психики. 2.4. Основные этапы развития психики 2.5. Виды и структуры отражения. 2.6. Человек во взаимодействии с окружающим миром и развитием его свойств. Занятие № 6-10 Психические познавательные процессы. План: Ощущение. 4.1. Сущность, свойства и виды ощущений. 4.1.1. Сущность ощущений. 4.1.2. Свойства ощущений. 4.1.3. Виды ощущений. Литература Восприятие. 4.2. Сущность, особенности восприятия. 4.2.1. Сущность восприятия. 4.2.2. Особенности восприятия. 4.2.3. Характеристика восприятия пространства. 4.2.4. Зрительные иллюзии. 4.2.5. Гештальт-принципы организации восприятия. 4.2.6. Характеристика восприятия времени и движения. Литераткра. Представления. 4.4. Сущность, виды представлений. 4.4.1.Сущьность представлений. 4.4.2.Виды представлений. Литература Внимание. 4.5. Сущность, виды внимания. 4.5.1. Сущность внимания. 4.5.2. Виды внимания. Литература Память. 4.6. Сущность, виды, характеристика памяти. 4.6.1. Сущность памяти. 4.6.2. Теоретические подходы к пониманию особенности запоминания. 4.6.3. Характеристика памяти. 4.6.4. Приёмы запоминания. 4.6.5. Закономерности памяти. Литература Воображение. 4.7. Сущность, виды воображения. 4.7.1. Сущность воображения 4.7.2. Виды воображения. Литература Мышление. 4.8. Особенности, физиологические основы, виды мышления. 4.8.1. Особенности мышления. 4.8.2. Содержание мышления. 4.8.3. Физиологические основы мышления. 4.8.4. Виды мышления. Литература. Речь. 4.9. Психологическая характеристика речи. Литература. Занятие № 11-12 Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования. План: Эмоции. 5.1. Сущность, классификация эмоций и чувств. 5.1.1. Сущность эмоций и чувств. 5.1.2. Классификация эмоций и чувств. 5.1.3. Особенности настроений и аффектов. Литература. Волевые процессы. 5.3. Психическая характеристика воли и структура волевого акта. 5.3.1. Психологическая характеристика воли. 5.3.2. Сущность психических состояний. Психические образования. 5.5. Психические образования. Навыки. 5.6. Сущность навыка. Занятие № 13-15 Психология личности. План:   6.1. Характеристика личности и особенности её развития. 6.2. Основные направления и тенденции психического развития. 6.3.Классификация базовых понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». 6.4. Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. 6.5. Психологическая структура личности. 6.6. Направленность личности. 6.7. Структура и особенности потребностей. 6.8. Психологическая характеристика мотивов. 6.9. Психологическая характеристика интересов. 6.10. Психологическая характеристика темперамента. 6.10.1. Понятие темперамента 6.10.2. История учения темперамента 6.10.3. Физиологические основы темперамента 6.10.4. Типы темперамента 6.10.4.1. Психологическая характеристика типов темперамента 6.10.5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента 6.10.6. Темперамент как фактор деятельности 6.10.7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности 6.10.8. Темперамент и характер Заключение Список использованной литературы. 6.11. Психологические особенности представителей различных темпераментов. 6.12. Сущность характера. 6.13. Сущность способностей. Литература Занятие № 16 Психологическая характеристика деятельности. План:   7.1. Сущность деятельности. 7.2. Основные науки о проблемах человека как субъекта деятельности. 7.3. Психологические особенности действий и деятельности. 7.4. Структура деятельности. 7.5. Структура и функции действия. Занятие № 17-18 Социально-психологические явления и процессы. План:   8.1. Классификация социальных групп. 8.2. Классификация социально-психологических явлений. 8.3. Характеристика социального взаимодействия людей. 8.4. Характеристика социальной перцепции. 8.5. Сущность общения. 8.6. Классификация и психологическая структура малых групп. 8.6.1. Психологическая структура малой группы. 8.6.2. Структура психологии малой группы. 8.7. Структура малой группы. 8.8. Психологические процессы в малой группе. 2 ЧАСТЬ. Педагогика. Занятие № 19-20 Предмет и задачи педагогики. План:   9.1. Предмет и задачи педагогики. 9.2. Структура педагогической науки. 9.3. Отрасли педагогической науки. 9.4. Взаимосвязь педагогики с другими науками. 9.5. Факторы формирования личности человека. 9.6. Периодизация и особенности развития детей. 9.7. Содержание образования в РФ. 9.8. Характеристика и методы процесса самообразования. 9.10. Процесс и характеристика самовоспитания. Занятие № 21 Методологические основы педагогики. План:   10.1. Методологические и теоретические основы педагогической науки. 10.2. Методы педагогики. 10.3. Сущность образования. 10.4. Обучение как общественное явление. 10.5. Педагогическая деятельность как общественное явление. 10.6. Факторы социализации личности. 10.7. Механизмы и средства социализации. 10.8. Теория поэтапного формирования умственных действий. Занятие № 22 Общие вопросы педагогики. План:   11.1. Сущность педагогического процесса. 11.2. Принципы осуществления педагогического процесса. 11.3. Педагогическая культура педагога и воспитателя. Занятие № 23 Сущность, содержание и структура обучения. План:   12.1. Содержание и особенности процесса обучения. 12.2. Специфические закономерности обучения. 12.3. Принципы обучения. 12.4. Основные методы обучения. 12.4. Особенности устного изложения материала.    

ЧАСТЬ.

Психология.

Занятие № 1-3

Предмет, задачи и особенности психологии как науки.

План:

Наши рекомендации