Обсуждение результатов игры.

Перед началом обсуждения тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.

В ходе обсуждения необходимо обсудить трудности, ошибки, а также новый опыт, приобретенный участниками, В этом могут помочь вопросы типа: Что было самым сложным в процессе игры? Как чувствовали себя в роли начальника караула, подчиненного (если проводилась разбивка по ролям)? Что может дать грамотное обучение сотрудников (или разбор пожара или повышение их психологической устойчивости и т.п.)? Как повысить его эффективность? Как и каким образом лучше его проводить? В результате вырабатывается модель (или правила, советы) повышения эффективности занятий, повышения психологической готовности, разбора пожара и т.п. в зависимости от выбранной группой тематики.

День шестой.

Цели:

· обобщение приобретенного участниками на тренинге опыта, определение областей его практического применения;

· проработка проблем участников, нерешенных по разным причинам в предыдущие дни тренинга;

· подведение итогов тренинга.

Тренинговое действие и его направленность Время Как это сделать Примечание
1. Приветствие. 5-10 мин    
2. «Хвосты». 1)Медитативное упражнение «Хвосты». 2) Проработка выявленных на предыдущем этапе проблем. Надо иметь в виду, что данная работа может занять значительно больше или меньше времени.
3. Релаксация. 15мин Упражнение «Сосулька» или «Лесенка». Упражнение выбирается в зависимости от состояния группы.
Перерыв. 15мин    
4. Тестирование. 15мин Рисунок «Моя дежурная смена (караул)».  
5. Подведение итогов тренинга, сбор чемодана (или групповое рисование). 1,5-2ч 1) Итоговое обсуждение по тренингу; 2) Упражнение «Сбор чемодана» и/или «Групповое рисование». Можно также оформить вопросы в виде анкеты и раздать ее участникам.
6. Прощание.      
Итого: ≈4ч    

Приветствие.

Тренер спрашивает о самочувствии, настроении участников и т.п. Затем каждый высказывает свои пожелания группе.

2. Упражнение «Хвосты».

Цель: выявление и проработка нерешенных в ходе тренинга и требующих решения проблем участников.

Реквизит: нет.

Характер работы: 1этап индивидуальный, 2 – групповой.

1) Группа рассаживается в креслах (на стульях). После достижения группой состояния релаксации (любой метод), тренер просит обратиться внутрь себя… вспомнить все прошедшие дни тренинга…и подумать, есть ли какая-то ситуация, которая осталась для Вас нерешенной, для которой Вы хотели бы найти решение сейчас… Может быть есть какой-то вопрос, на который Вы хотели бы найти ответ…Подумайте об этом и запомните то, что пришло Вам в голову…

2) Далее после выхода из транса необходимо обсудить и проработать ситуации. Конкретный метод выбирается тренером в зависимости от характера запроса.

Следует иметь в виду, что данная работа должна быть доведена до конца, независимо от того, сколько времени она займет. После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.

Релаксация.

Упражнение «Лесенка».

Цель: снятие напряжения, повышение работоспособности группы.

Реквизит: нет.

Характер работы: групповой.

Сядем в кресла так, чтобы каждый участник видел всех остальных. Поиграем в такую игру. Известно, что каждая вещь, каждое событие могут быть оценены с точки зрения их метафорической, образной расслабленности или напряженности. Например, манная каша большинством из нас воспринимается как размягченная, расслабленная, а осколок стекла – как сосредоточенный, напряженный.

Первый участник должен подобрать и назвать вслух любой достаточно нейтральный предмет, не вызывающий ассоциаций расслабленности или напряженности, например – "чайник".

Следующий за ним игрок, вступая в игру, должен назвать или как-то описать предмет, явление, ситуацию, которые в несколько большей степени, чем предыдущие, насыщены духом расслабления. Это может быть, например – "бутерброд" или же – "чайник" с теплой водой.

Следующий участник предлагает что-то еще более расслабленное. Если очередной игрок не может назвать следующий, еще более расслабленный предмет, то тренер останавливает игру и начинает ее с нового исходного слова.

Такую игру можно проделать несколько раз в зависимости от состояния группы.

Затем, наоборот, дается инструкция подбирать слова, ассоциирующиеся с большей собранностью, активностью, сосредоточенностью.

После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.

Тестирование.

Цель: оценка эффективности проведенного тренинга.

Проводится тест «Моя дежурная смена». Подробно он описан в материалах к первому дню тренинга. При желании можно дать анкету с вопросами, касающимися проведенного тренинга, оправдались ли ожидания от него, какое впечатление он произвел и т.п. В данной программе все эти вопросы вынесены на итоговое обсуждение.

Наши рекомендации