Обсуждение результатов игры.
Перед началом обсуждения тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.
В ходе обсуждения необходимо обсудить трудности, ошибки, а также новый опыт, приобретенный участниками, В этом могут помочь вопросы типа: Что было самым сложным в процессе игры? Как чувствовали себя в роли начальника караула, подчиненного (если проводилась разбивка по ролям)? Что может дать грамотное обучение сотрудников (или разбор пожара или повышение их психологической устойчивости и т.п.)? Как повысить его эффективность? Как и каким образом лучше его проводить? В результате вырабатывается модель (или правила, советы) повышения эффективности занятий, повышения психологической готовности, разбора пожара и т.п. в зависимости от выбранной группой тематики.
День шестой.
Цели:
· обобщение приобретенного участниками на тренинге опыта, определение областей его практического применения;
· проработка проблем участников, нерешенных по разным причинам в предыдущие дни тренинга;
· подведение итогов тренинга.
Тренинговое действие и его направленность | Время | Как это сделать | Примечание |
1. Приветствие. | 5-10 мин | ||
2. «Хвосты». | 1ч | 1)Медитативное упражнение «Хвосты». 2) Проработка выявленных на предыдущем этапе проблем. | Надо иметь в виду, что данная работа может занять значительно больше или меньше времени. |
3. Релаксация. | 15мин | Упражнение «Сосулька» или «Лесенка». | Упражнение выбирается в зависимости от состояния группы. |
Перерыв. | 15мин | ||
4. Тестирование. | 15мин | Рисунок «Моя дежурная смена (караул)». | |
5. Подведение итогов тренинга, сбор чемодана (или групповое рисование). | 1,5-2ч | 1) Итоговое обсуждение по тренингу; 2) Упражнение «Сбор чемодана» и/или «Групповое рисование». | Можно также оформить вопросы в виде анкеты и раздать ее участникам. |
6. Прощание. | |||
Итого: | ≈4ч |
Приветствие.
Тренер спрашивает о самочувствии, настроении участников и т.п. Затем каждый высказывает свои пожелания группе.
2. Упражнение «Хвосты».
Цель: выявление и проработка нерешенных в ходе тренинга и требующих решения проблем участников.
Реквизит: нет.
Характер работы: 1этап индивидуальный, 2 – групповой.
1) Группа рассаживается в креслах (на стульях). После достижения группой состояния релаксации (любой метод), тренер просит обратиться внутрь себя… вспомнить все прошедшие дни тренинга…и подумать, есть ли какая-то ситуация, которая осталась для Вас нерешенной, для которой Вы хотели бы найти решение сейчас… Может быть есть какой-то вопрос, на который Вы хотели бы найти ответ…Подумайте об этом и запомните то, что пришло Вам в голову…
2) Далее после выхода из транса необходимо обсудить и проработать ситуации. Конкретный метод выбирается тренером в зависимости от характера запроса.
Следует иметь в виду, что данная работа должна быть доведена до конца, независимо от того, сколько времени она займет. После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.
Релаксация.
Упражнение «Лесенка».
Цель: снятие напряжения, повышение работоспособности группы.
Реквизит: нет.
Характер работы: групповой.
Сядем в кресла так, чтобы каждый участник видел всех остальных. Поиграем в такую игру. Известно, что каждая вещь, каждое событие могут быть оценены с точки зрения их метафорической, образной расслабленности или напряженности. Например, манная каша большинством из нас воспринимается как размягченная, расслабленная, а осколок стекла – как сосредоточенный, напряженный.
Первый участник должен подобрать и назвать вслух любой достаточно нейтральный предмет, не вызывающий ассоциаций расслабленности или напряженности, например – "чайник".
Следующий за ним игрок, вступая в игру, должен назвать или как-то описать предмет, явление, ситуацию, которые в несколько большей степени, чем предыдущие, насыщены духом расслабления. Это может быть, например – "бутерброд" или же – "чайник" с теплой водой.
Следующий участник предлагает что-то еще более расслабленное. Если очередной игрок не может назвать следующий, еще более расслабленный предмет, то тренер останавливает игру и начинает ее с нового исходного слова.
Такую игру можно проделать несколько раз в зависимости от состояния группы.
Затем, наоборот, дается инструкция подбирать слова, ассоциирующиеся с большей собранностью, активностью, сосредоточенностью.
После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.
Тестирование.
Цель: оценка эффективности проведенного тренинга.
Проводится тест «Моя дежурная смена». Подробно он описан в материалах к первому дню тренинга. При желании можно дать анкету с вопросами, касающимися проведенного тренинга, оправдались ли ожидания от него, какое впечатление он произвел и т.п. В данной программе все эти вопросы вынесены на итоговое обсуждение.