Тесты для проведения текущего контроля, а также для контроля самостоятельной работы студента
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела, темы дисциплины | Номер формируемой компетенции | Содержание раздела, темы |
Общая характеристика юридической психологии как науки. | ОК-4 | 1. Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. 2. Цели и задачи юридической психологии. 3. Методы юридической психологии. 4. Структура юридической психологии. | |
История возникновения и развития юридической психологии. | ОК-4 | 1. Предпосылки и истоки возникновения юридической психологии. 2. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в XX столетии. 3. Развитие отечественной юридической психологии в советский и постсоветский периоды/ 4. Психологическая служба в правоохранительных органах/ | |
Зарождение и развитие правонарушающего поведения. | ОК-4 | 1. Системный подход к анализу поведенческих явлений. 2. Влияние биологических факторов на формирование противоправного поведения. 3. Влияние социальных факторов на формирование противоправного поведения. | |
Психология личности правонарушителя. Типология преступников. | ОК-4 ПК-3 | 1. Психологические особенности личности правонарушителя. 2. Психологическая классификация правонарушителей по различным основаниям. 3. Типологические схемы личности преступника. 4. Методы психологической диагностики личности правонарушителя. 5. Психокоррекция поведения правонарушителя и методы его исправления. | |
Психология преступных групп и преступных организаций. | ОК-4 ПК-3 ПК-11 | 1. Понятие преступной группы. Специфика формирования и функционирования преступных групп. 2. Классификация преступных групп. Преступная группа и преступная организация. 3. Социально-психологические явления в преступных группах. Особенности расследования преступлений, совершенных группами. | |
Учет психологических явлений в деятельности юриста. | ОК-4 ПК-11 | 1. Характеристика восприятия и его особенности. 2. Закономерности мнемических процессов. Влияние криминогенной обстановки, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. 3. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. 4. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания. | |
Психологический анализ различных видов правоохранительной деятельности. | ОК-4 ПК-11 | 1. Психологический подход к анализу различных видов правоохранительной деятельности. 2. Составление профессиограмм работников, осуществляющих различные виды правоохранительной деятельности. 3. Психология профилактической и оперативно-розыскной деятельности. 4. Психология судебного разбирательства. 5. Психология деятельности по охране общественного порядка и безопасности. | |
Психология личности юриста. | ОК-4 ПК-3 | 1. Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. 2. Основные факторы профессиональной пригодности. 3. Индивидуальная профессиональная концепция работника органов правопорядка и его правосознание. 4. Профессионально-психологическая подготовленность и готовность к выполнению профессиональных задач. | |
Психология профессионального общения работников органов правопорядка. | ОК-4 ПК-3 ПК-7 | 1. Основные стороны профессионального общения в решении задач правоохранительной деятельности. 2. Нормативная регламентация общения. 3. Психотехнология профессионального общения. 4. Причины возникновения межличностных конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | |
Психологический портрет лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов. . | ОК-4 ПК-3 ПК-7 | 1. Значение составления психологического портрета лиц и групп, представляющих интерес для решения профессиональных задач. 2. Требования к психологическому портрету субъектов правоприменительной деятельности. 3. Способы составления психологического портрета. 4. Психологическая идентификация. | |
Психологические основы производства отдельных следственных действий. . | ОК-4 ПК-3 ПК-7 | 1.Психологическая характеристика следствия и судебного разбирательства. 2.Информационная природа доказывания. 3.Психологические условия версионной работы. 4.Психология сбора и оценки доказательств по уголовному делу. | |
Психология участников следственных действий. . | ОК-4 ПК-3 ПК-7 | 1. Психология коммуникативной деятельности юриста. 2. Взаимодействие юриста с обвиняемым. Защитные тактики. 3. Система приемов правомерного психологического воздействия на лиц, препятствующих расследованию. 4. Психология потерпевшего. 5. Приемы освежения следов памяти свидетеля. | |
Делинквентное поведение несовершеннолетних. | ПК-7 | 1. Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения. 2. Мотивационная сфера подростков с делинквентным поведением. 3. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних. | |
Основы пенитенциарной психологии. | ОК-4 ПК-3 ПК-7 | 1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников. 2. Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания. 3. Социально-психологические явления в среде осужденных и профилактика их негативных влияний. 4. Психологические программы и методы изучения личности, групп и коллективов осужденных. | |
Психология действий юриста в экстремальных ситуациях. | ПК-7 | 1. Понятие и психологическая характеристика экстремальной ситуации. 2. Воздействие экстремальной ситуации на человека. 3. Особенности деятельности людей в экстремальных ситуациях. 4. Психологическая готовность к экстремальным ситуациям. | |
Судебно-психологическая экспертиза и ее роль в предварительном следствии и судебном разбирательстве. | ОК-4 ПК-3 ПК-7 | 1. Формы использования специальных психологических знаний в экспертизе. 2. Виды судебно-психологической экспертизы. 3. Специфика и порядок назначения судебно-психологической экспертизы. 4. Организация проведения судебно-психологической экспертизы. |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет юридической психологии.
2. Понятие правосознания, формы и уровни правосознания и правоисполнительного поведения.
3. Функции и структура правосознания.
4. Мотивация в структуре личности работника юридического труда.
5. Методы изучения психики в юридической психологии.
6. Психодиагностика в профессиональной деятельности юриста.
7. Психология управления в юридических организациях.
8. Психологический отбор в юридических организациях.
9. Характеристика профессионально значимых черт юриста.
10. Социально-психологические характеристики профессиональной деятельности юриста.
11. Речь в профессиональной деятельности юриста.
12. Познавательные психологические процессы и особенности их протекания в юридической деятельности.
13. Эмоционально-волевая устойчивость работника юридического труда.
14. Волевые психологические процессы и особенности их протекания в юридической деятельности.
15. Психологические истоки преступного деяния.
16. Организационный подход в юридической психологии.
17. Психология личности преступника.
18. Психология преступной группы.
19. Структура организованных преступных формирований.
20. Особенности психологии организованной преступности.
21. Механизмы сплочения и разобщения преступных групп.
22. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
23. Психологическая характеристика профессионально важных качеств следователя.
24. Психологическая характеристика допроса как получения и закрепления личных доказательств.
25. Способы активизации памяти допрашиваемых лиц.
26. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.
27. Психология осмотра места происшествия.
28. Психология проведения обыска.
29. Психология предъявления для опознания.
30. Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверки показаний на месте).
31. Психология подозреваемого и обвиняемого.
32. Психология потерпевшего и свидетеля.
33. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения.
34. Компетенция судебно-психологической экспертизы, основные вопросы, решаемые психологом-экспертом.
35. Психологические особенности прокурора на судебном процессе.
36. Психологические основы гражданского судопроизводства.
37. Психологические особенности деятельности адвоката.
38. Психология отношений между адвокатом и подзащитным.
39. Психология деятельности адвоката в суде.
40. Психолого-правовая характеристика судебной деятельности.
41. Психологические особенности принятия решений судьей
42. Психология осужденного.
43. Социально-психологическая характеристика общности осужденных.
44. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.
45. Психология участников гражданского процесса в зависимости от вида гражданского дела.
46. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе.
47. Экстремальные ситуации в деятельности юриста.
Тесты для проведения текущего контроля, а также для контроля самостоятельной работы студента
1. Укажите, какой из разделов не входит в структуру юридической психологии:
А. правовая психология
Б. криминальная психология
В. психология профессиональной деятельности юриста
Г. все варианты правильные
2. Укажите, какие задачи не призвана решать юридическая психология:
А. анализ профессионального мастерства и разработка рекомендаций по его совершенствованию
Б. вырабатывать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества
В. защищать права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений
Г. способствовать быстрому и полному раскрытию преступлений
З. Укажите, какое из перечисленных свойств не относится к восприятию:
А. предметность
Б. целостность
В. структурность
Г. чувственность анализатора
4. Укажите вариант ответа не относящийся к теоретическим подходам при описании личности:
А. биологический
Б. социальный
В. индивидуальный
Г. гуманистический
5. Ощущение - это...
А. психический процесс
Б. чувствительный процесс
В. психологический процесс
Г. мыслительный процесс
6. Ощущения бывают:
А.слабые
Б. сильные
В. мелкие
Г. устойчивые
7. Сенсорная сфера психики человека - это...
А. совокупность всех рецепторов
Б. совокупность интерорецептивных ощущений
В. совокупность проприорецептивных ощущений
Г. совокупность всех анализаторов
8. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущения - это...
А. верхний абсолютный порог чувствительности
Б. абсолютный порог чувствительности
В. нижний абсолютный порог чувствительности
Г. зона чувствительности анализатора
9. В каком году была проведена первая судебно-психологическая экспертиза в России:
А. 1883г.
Б. 1789г.
В. 1834г.
Г. 1850г.
10. Какого типа акцентуации характера не существует:
А. циклоидный
Б. шизоидный
В. гипертимный
Г. все типы акцентуации существуют
11. Фобия - это разновидность...
А. страха
Б. стресса
В. тревожности
Г. фрустрации
12. Какая дисциплина вводится в качестве обязательной во всех юридических вузах нашей страны в 1964г.:
А. судебная психология
Б. психология профессиональной деятельности юриста
В. тюремная психология
Г. юридическая психология
13. Какому типу темперамента соответствует слабый тип нервной системы:
А. сангвиник
Б. флегматик
В. холерик
Г. меланхолик
14. Какие свойства нервной системы выделил И.П.Павлов:
А. сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов
Б. сила, активность, подвижность нервных процессов
В. сила, уравновешенность, активность, самостоятельность
Г. инертность, экстравертированость, ригидность
15. Какому требованию должен отвечать тест:
А. валидность
Б. самостоятельность
В. предметность
Г. индивидуальность
16. Психология - дочерняя наука...
А. философии
Б. криминологии
В. психиатрии
Г. криминалистики
17. Кем впервые был описан тематический апперцептивный тест (ТАТ):
А. Г.Роршахом
Б. Г. Мерреем
В. М.Люшером
Г. С. Розенцвейгом
18. Укажите, какой из нижеперечисленых признаков не относится к вниманию:
А. устойчивость
Б. переключаемость
В. самостоятельность
Г. произвольность
19. Какого вида памяти не существует:
А. образная
Б. двигательная
В. личностная
Г. непроизвольная
20. К основным видам способностей человека относятся:
А. природные, специфические
Б. природные, творческие, общие
В. Естественные, гениальные
Г. общие, одаренные
21. Что характеризуют данные признаки: концентрированность и распределяемость:
А. мышление
Б. воображение
В. внимание
Г. память
22. Какой фактор профессионально-психической пригодности юриста к правоохранительной деятельности напрямую связан с нормативностью поведения:
А. социальная адаптация
Б. нервно-психическая устойчивость
В. познавательная активность
Г. коммуникативная компетентность
23. Укажите сколько нужно времени человеку, чтобы следы памяти прочно закрепились:
А. 5 минут
Б. 10-15 минут
В. 30-40 минут
Г. 25-ЗО минут
24. При определении профессиональной пригодности человек юридической деятельности не учитывается:
А. высокая переключаемость с одного вида деятельности на другой
Б. устойчивость к длительным однообразным воздействием и эмоциональным перенапряжениям
В. способность устанавливать психологические контакты в общении Г. опыт организационной работы
25. В каком году был создан первый в мире Государственный институт по изучению преступности и преступника в г. Москве:
А. 1905г.
Б. 1869г.
В. 1963г.
Г. 1925г.
26. Юридическая деятельность включает в себя:
А. социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную, удостоверительную
Б. поисковую, творческую, организационную
В. практическая, духовная, поисковая
Г. коммуникативную, прогностическая, ценностно-ориентировочная
27. Укажите, какое название в психологии получило моментальное, одномоментное узнавание:
А. сукцессивное
Б. симультанное
В. саккадическое
Г. операционное
28. Какие вопросы запрещается задавать во время допроса свидетеля:
А. напоминающие
Б. наводящие
В. уточняющие
Г. риторические
29. В основе какого научного принципа познания лежит идея о единстве сознания, психики и деятельности:
А. принцип детерминизма
Б. принцип системности в изучении и объяснении психических явлений
В. принцип изучения психики, сознания в развитии, в единстве сознания и деятельности
Г. принцип объективного исследования психики
30. Какой подструктуры не существует в динамической структуре личности Н.Н.Платонова:
А. подструктура направленности
Б. подструктура опыта
В. подструктура восприятия
Г. подструктура психических форм отражения
31. Какого метода изучения личности не существует:
А. беседа
Б. экспериментальный метод
В. метод моделирования
Г. биографический метод
32. Компонентами какого состояния эмоциональной напряженности является стыд и вина:
А. страха
Б. тревожности
В. стресса
Г. фрустрации
33. Существуют следующие виды тревожности:
А. личностная и переменная
Б. ситуативная и личностная
В. переменная и постоянная
Г. постоянна и временная
34. Решения, основанные на суждениях, принимаются на основе...
А. знаний, приобретенного жизненного и профессионального опыта
Б. ощущений, интуиции, что они правильные
В. внутренней убежденности
Г. логической убежденности
35. Эмоциональная реакция на конкретную, реальную угрозу – это…
А. стыд
Б. страх
В. фрустрация
Г. фобия
36. Риск - это...
А. мера ожидаемого неблагополучия
Б. опасное действие, грозящее какой-то потерей, утратой чего-либо
В. ситуация выбора между возможными вариантами поведения
Г. все ответы правильные
37. Перцептивная сторона общения заключается...
А. в обмене информации между людьми
Б. в организации совместных действий
В. во взаимопонимании
Г. в убеждении собеседника в правильности своей позиции
38. Как называется явление, когда под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения, характерные для других раздражителей, не воздействующих на данный момент:
А. синестезия
Б. сенсибилизация
В. адаптация
Г. фрустрация
39. Как называется ситуация, когда предпочитаются опасные варианты поведения безопасным, не преследуя при этом извлечения каких-либо для себя благ:
А. надситуативный риск
Б. риск утраты
В. сдвиг риска
Г. Отвага
40. Ретроградная амнезия - это...
А. полное забывание событий
Б. забывание тех событий, которые следовали за потерей сознания
В. правильного ответа нет
Г. фрагментарное забывание событий
41. Как называется свойство восприятия, состоящее в способности перцептивной системы воспринимать объекты с определенным, близким к реальному постоянством их формы, величины, цвета, независимо от условий, в которых это происходит:
А. константность
Б. апперцепция
В. иллюзия
Г. галлюцинации
42. Как называются знания, возникающие как бы неосознанно за пределами привычных стереотипов мышления:
А. убеждение
Б. интуиция
В. иллюзия
Г. предчувствие
43. «Эффект Зейгарника» заключается в том, что:
А. прерванные действия не запоминаются
Б. незавершенные действия, запоминаются в два раза реже, чем законченные
В. незавершенные действия, запоминаются в четыре раза чаще, чем законченные
Г. незавершенные, прерванные действия, запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные
44. Факт принадлежности человека к человеческому роду фиксируется понятием:
А. индивидуальность
Б. личность
В. индивид
Г. субъект деятельности
45. Сенсорный голод – это…
А. своеобразные переживания человека, возникающие в результате недостатка притока раздражителей первой сигнальной системы.
Б. своеобразные переживания человека, возникающие в результате неудовлетворения двигательной потребности.
В. переживания человеком недостатка положительных эмоций.
48. Г. переживания человека, возникающие вследствие физической травмы.
46. Мышление – это…
А. процесс познания с помощью органов чувств.
Б. процесс создания новых образов.
В. ступень познания, раскрывающая суть вещей, явлений.
Г. все суждения верны.
47. Психические процессы – это…
А. настроение
Б. темперамент
В. стресс
Г. восприятие
48. Привычка – это…
А. способность осознанно выполнить определенное действие, составляет основу мастерства.
Б. действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.
В. способ выполнения действия.
Г. элемент деятельности.
49. Структуру личности составляют:
А. психические состояния
Б. индивидуальность
В. мотивы
Г. опыт, знания, умения
50. Импульсивные действия – это…
А. действия, совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые сознанием.
Б. действия, связанные с решением задач.
В. действия, формирующиеся в процессе неоднократного выполнения и ставшие потребностью.
Г. привычки.
Вопросы для самопроверки
Раздел 1 Введение в юридическую психологию
Юридическая психология как наука, ее место в системе различных научных знаний
Предмет юридической психологии, ее структура и содержание
Задачи, решаемые юридической психологией
История развития и становления юридической психологии
Методологические основы, принципы научного познания, психических явлений в юридической психологии
Методы познания в юридической психологии, их классификация
Теория деятельности. Понятие деятельности, поведения, действия, их соотношение