Тесты для проведения текущего контроля, а также для контроля самостоятельной работы студента

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела, темы дисциплины Номер формируемой компетенции Содержание раздела, темы
Общая характеристика юридической психологии как науки.   ОК-4   1. Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. 2. Цели и задачи юридической психологии. 3. Методы юридической психологии. 4. Структура юридической психологии.
История возникновения и развития юридической психологии.   ОК-4   1. Предпосылки и истоки возникновения юридической психологии. 2. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в XX столетии. 3. Развитие отечественной юридической психологии в советский и постсоветский периоды/ 4. Психологическая служба в правоохранительных органах/
Зарождение и развитие правонарушающего поведения.   ОК-4   1. Системный подход к анализу поведенческих явлений. 2. Влияние биологических факторов на формирование противоправного поведения. 3. Влияние социальных факторов на формирование противоправного поведения.
Психология личности правонарушителя. Типология преступников.   ОК-4 ПК-3   1. Психологические особенности личности правонарушителя. 2. Психологическая классификация правонарушителей по различным основаниям. 3. Типологические схемы личности преступника. 4. Методы психологической диагностики личности правонарушителя. 5. Психокоррекция поведения правонарушителя и методы его исправления.
Психология преступных групп и преступных организаций.   ОК-4 ПК-3 ПК-11   1. Понятие преступной группы. Специфика формирования и функционирования преступных групп. 2. Классификация преступных групп. Преступная группа и преступная организация. 3. Социально-психологические явления в преступных группах. Особенности расследования преступлений, совершенных группами.
Учет психологических явлений в деятельности юриста.   ОК-4 ПК-11   1. Характеристика восприятия и его особенности. 2. Закономерности мнемических процессов. Влияние криминогенной обстановки, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. 3. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. 4. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания.
Психологический анализ различных видов правоохранительной деятельности.   ОК-4 ПК-11   1. Психологический подход к анализу различных видов правоохранительной деятельности. 2. Составление профессиограмм работников, осуществляющих различные виды правоохранительной деятельности. 3. Психология профилактической и оперативно-розыскной деятельности. 4. Психология судебного разбирательства. 5. Психология деятельности по охране общественного порядка и безопасности.
Психология личности юриста.   ОК-4 ПК-3   1. Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. 2. Основные факторы профессиональной пригодности. 3. Индивидуальная профессиональная концепция работника органов правопорядка и его правосознание. 4. Профессионально-психологическая подготовленность и готовность к выполнению профессиональных задач.
Психология профессионального общения работников органов правопорядка. ОК-4 ПК-3 ПК-7   1. Основные стороны профессионального общения в решении задач правоохранительной деятельности. 2. Нормативная регламентация общения. 3. Психотехнология профессионального общения. 4. Причины возникновения межличностных конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Психологический портрет лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов. . ОК-4 ПК-3 ПК-7   1. Значение составления психологического портрета лиц и групп, представляющих интерес для решения профессиональных задач. 2. Требования к психологическому портрету субъектов правоприменительной деятельности. 3. Способы составления психологического портрета. 4. Психологическая идентификация.
Психологические основы производства отдельных следственных действий. . ОК-4 ПК-3 ПК-7   1.Психологическая характеристика следствия и судебного разбирательства. 2.Информационная природа доказывания. 3.Психологические условия версионной работы. 4.Психология сбора и оценки доказательств по уголовному делу.
Психология участников следственных действий. . ОК-4 ПК-3 ПК-7   1. Психология коммуникативной деятельности юриста. 2. Взаимодействие юриста с обвиняемым. Защитные тактики. 3. Система приемов правомерного психологического воздействия на лиц, препятствующих расследованию. 4. Психология потерпевшего. 5. Приемы освежения следов памяти свидетеля.
Делинквентное поведение несовершеннолетних.     ПК-7   1. Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения. 2. Мотивационная сфера подростков с делинквентным поведением. 3. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних.
Основы пенитенциарной психологии.   ОК-4 ПК-3 ПК-7   1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников. 2. Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания. 3. Социально-психологические явления в среде осужденных и профилактика их негативных влияний. 4. Психологические программы и методы изучения личности, групп и коллективов осужденных.
Психология действий юриста в экстремальных ситуациях.   ПК-7     1. Понятие и психологическая характеристика экстремальной ситуации. 2. Воздействие экстремальной ситуации на человека. 3. Особенности деятельности людей в экстремальных ситуациях. 4. Психологическая готовность к экстремальным ситуациям.
Судебно-психологическая экспертиза и ее роль в предварительном следствии и судебном разбирательстве.   ОК-4 ПК-3 ПК-7   1. Формы использования специальных психологических знаний в экспертизе. 2. Виды судебно-психологической экспертизы. 3. Специфика и порядок назначения судебно-психологической экспертизы. 4. Организация проведения судебно-психологической экспертизы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет юридической психологии.

2. Понятие правосознания, формы и уровни правосознания и правоисполнительного поведения.

3. Функции и структура правосознания.

4. Мотивация в структуре личности работника юридического труда.

5. Методы изучения психики в юридической психологии.

6. Психодиагностика в профессиональной деятельности юриста.

7. Психология управления в юридических организациях.

8. Психологический отбор в юридических организациях.

9. Характеристика профессионально значимых черт юриста.

10. Социально-психологические характеристики профессиональной деятельности юриста.

11. Речь в профессиональной деятельности юриста.

12. Познавательные психологические процессы и особенности их протекания в юридической деятельности.

13. Эмоционально-волевая устойчивость работника юридического труда.

14. Волевые психологические процессы и особенности их протекания в юридической деятельности.

15. Психологические истоки преступного деяния.

16. Организационный подход в юридической психологии.

17. Психология личности преступника.

18. Психология преступной группы.

19. Структура организованных преступных формирований.

20. Особенности психологии организованной преступности.

21. Механизмы сплочения и разобщения преступных групп.

22. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.

23. Психологическая характеристика профессионально важных качеств следователя.

24. Психологическая характеристика допроса как получения и закрепления личных доказательств.

25. Способы активизации памяти допрашиваемых лиц.

26. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.

27. Психология осмотра места происшествия.

28. Психология проведения обыска.

29. Психология предъявления для опознания.

30. Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверки показаний на месте).

31. Психология подозреваемого и обвиняемого.

32. Психология потерпевшего и свидетеля.

33. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения.

34. Компетенция судебно-психологической экспертизы, основные вопросы, решаемые психологом-экспертом.

35. Психологические особенности прокурора на судебном процессе.

36. Психологические основы гражданского судопроизводства.

37. Психологические особенности деятельности адвоката.

38. Психология отношений между адвокатом и подзащитным.

39. Психология деятельности адвоката в суде.

40. Психолого-правовая характеристика судебной деятельности.

41. Психологические особенности принятия решений судьей

42. Психология осужденного.

43. Социально-психологическая характеристика общности осужденных.

44. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.

45. Психология участников гражданского процесса в зависимости от вида гражданского дела.

46. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе.

47. Экстремальные ситуации в деятельности юриста.

Тесты для проведения текущего контроля, а также для контроля самостоятельной работы студента

1. Укажите, какой из разделов не входит в структуру юридической психологии:

А. правовая психология

Б. криминальная психология

В. психология профессиональной деятельности юриста

Г. все варианты правильные

2. Укажите, какие задачи не призвана решать юридическая психология:

А. анализ профессионального мастерства и разработка рекомендаций по его совершенствованию

Б. вырабатывать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества

В. защищать права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений

Г. способствовать быстрому и полному раскрытию преступлений

З. Укажите, какое из перечисленных свойств не относится к восприятию:

А. предметность

Б. целостность

В. структурность

Г. чувственность анализатора

4. Укажите вариант ответа не относящийся к теоретическим подходам при описании личности:

А. биологический

Б. социальный

В. индивидуальный

Г. гуманистический

5. Ощущение - это...

А. психический процесс

Б. чувствительный процесс

В. психологический процесс

Г. мыслительный процесс

6. Ощущения бывают:

А.слабые

Б. сильные

В. мелкие

Г. устойчивые

7. Сенсорная сфера психики человека - это...

А. совокупность всех рецепторов

Б. совокупность интерорецептивных ощущений

В. совокупность проприорецептивных ощущений

Г. совокупность всех анализаторов

8. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущения - это...

А. верхний абсолютный порог чувствительности

Б. абсолютный порог чувствительности

В. нижний абсолютный порог чувствительности

Г. зона чувствительности анализатора

9. В каком году была проведена первая судебно-психологическая экспертиза в России:

А. 1883г.

Б. 1789г.

В. 1834г.

Г. 1850г.

10. Какого типа акцентуации характера не существует:

А. циклоидный

Б. шизоидный

В. гипертимный

Г. все типы акцентуации существуют

11. Фобия - это разновидность...

А. страха

Б. стресса

В. тревожности

Г. фрустрации

12. Какая дисциплина вводится в качестве обязательной во всех юридических вузах нашей страны в 1964г.:

А. судебная психология

Б. психология профессиональной деятельности юриста

В. тюремная психология

Г. юридическая психология

13. Какому типу темперамента соответствует слабый тип нервной системы:

А. сангвиник

Б. флегматик

В. холерик

Г. меланхолик

14. Какие свойства нервной системы выделил И.П.Павлов:

А. сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов

Б. сила, активность, подвижность нервных процессов

В. сила, уравновешенность, активность, самостоятельность

Г. инертность, экстравертированость, ригидность

15. Какому требованию должен отвечать тест:

А. валидность

Б. самостоятельность

В. предметность

Г. индивидуальность

16. Психология - дочерняя наука...

А. философии

Б. криминологии

В. психиатрии

Г. криминалистики

17. Кем впервые был описан тематический апперцептивный тест (ТАТ):

А. Г.Роршахом

Б. Г. Мерреем

В. М.Люшером

Г. С. Розенцвейгом

18. Укажите, какой из нижеперечисленых признаков не относится к вниманию:

А. устойчивость

Б. переключаемость

В. самостоятельность

Г. произвольность

19. Какого вида памяти не существует:

А. образная

Б. двигательная

В. личностная

Г. непроизвольная

20. К основным видам способностей человека относятся:

А. природные, специфические

Б. природные, творческие, общие

В. Естественные, гениальные

Г. общие, одаренные

21. Что характеризуют данные признаки: концентрированность и распределяемость:

А. мышление

Б. воображение

В. внимание

Г. память

22. Какой фактор профессионально-психической пригодности юриста к правоохранительной деятельности напрямую связан с нормативностью поведения:

А. социальная адаптация

Б. нервно-психическая устойчивость

В. познавательная активность

Г. коммуникативная компетентность

23. Укажите сколько нужно времени человеку, чтобы следы памяти прочно закрепились:

А. 5 минут

Б. 10-15 минут

В. 30-40 минут

Г. 25-ЗО минут

24. При определении профессиональной пригодности человек юридической деятельности не учитывается:

А. высокая переключаемость с одного вида деятельности на другой

Б. устойчивость к длительным однообразным воздействием и эмоциональным перенапряжениям

В. способность устанавливать психологические контакты в общении Г. опыт организационной работы

25. В каком году был создан первый в мире Государственный институт по изучению преступности и преступника в г. Москве:

А. 1905г.

Б. 1869г.

В. 1963г.

Г. 1925г.

26. Юридическая деятельность включает в себя:

А. социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную, удостоверительную

Б. поисковую, творческую, организационную

В. практическая, духовная, поисковая

Г. коммуникативную, прогностическая, ценностно-ориентировочная

27. Укажите, какое название в психологии получило моментальное, одномоментное узнавание:

А. сукцессивное

Б. симультанное

В. саккадическое

Г. операционное

28. Какие вопросы запрещается задавать во время допроса свидетеля:

А. напоминающие

Б. наводящие

В. уточняющие

Г. риторические

29. В основе какого научного принципа познания лежит идея о единстве сознания, психики и деятельности:

А. принцип детерминизма

Б. принцип системности в изучении и объяснении психических явлений

В. принцип изучения психики, сознания в развитии, в единстве сознания и деятельности

Г. принцип объективного исследования психики

30. Какой подструктуры не существует в динамической структуре личности Н.Н.Платонова:

А. подструктура направленности

Б. подструктура опыта

В. подструктура восприятия

Г. подструктура психических форм отражения

31. Какого метода изучения личности не существует:

А. беседа

Б. экспериментальный метод

В. метод моделирования

Г. биографический метод

32. Компонентами какого состояния эмоциональной напряженности является стыд и вина:

А. страха

Б. тревожности

В. стресса

Г. фрустрации

33. Существуют следующие виды тревожности:

А. личностная и переменная

Б. ситуативная и личностная

В. переменная и постоянная

Г. постоянна и временная

34. Решения, основанные на суждениях, принимаются на основе...

А. знаний, приобретенного жизненного и профессионального опыта

Б. ощущений, интуиции, что они правильные

В. внутренней убежденности

Г. логической убежденности

35. Эмоциональная реакция на конкретную, реальную угрозу – это…

А. стыд

Б. страх

В. фрустрация

Г. фобия

36. Риск - это...

А. мера ожидаемого неблагополучия

Б. опасное действие, грозящее какой-то потерей, утратой чего-либо

В. ситуация выбора между возможными вариантами поведения

Г. все ответы правильные

37. Перцептивная сторона общения заключается...

А. в обмене информации между людьми

Б. в организации совместных действий

В. во взаимопонимании

Г. в убеждении собеседника в правильности своей позиции

38. Как называется явление, когда под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения, характерные для других раздражителей, не воздействующих на данный момент:

А. синестезия

Б. сенсибилизация

В. адаптация

Г. фрустрация

39. Как называется ситуация, когда предпочитаются опасные варианты поведения безопасным, не преследуя при этом извлечения каких-либо для себя благ:

А. надситуативный риск

Б. риск утраты

В. сдвиг риска

Г. Отвага

40. Ретроградная амнезия - это...

А. полное забывание событий

Б. забывание тех событий, которые следовали за потерей сознания

В. правильного ответа нет

Г. фрагментарное забывание событий

41. Как называется свойство восприятия, состоящее в способности перцептивной системы воспринимать объекты с определенным, близким к реальному постоянством их формы, величины, цвета, независимо от условий, в которых это происходит:

А. константность

Б. апперцепция

В. иллюзия

Г. галлюцинации

42. Как называются знания, возникающие как бы неосознанно за пределами привычных стереотипов мышления:

А. убеждение

Б. интуиция

В. иллюзия

Г. предчувствие

43. «Эффект Зейгарника» заключается в том, что:

А. прерванные действия не запоминаются

Б. незавершенные действия, запоминаются в два раза реже, чем законченные

В. незавершенные действия, запоминаются в четыре раза чаще, чем законченные

Г. незавершенные, прерванные действия, запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные

44. Факт принадлежности человека к человеческому роду фиксируется понятием:

А. индивидуальность

Б. личность

В. индивид

Г. субъект деятельности

45. Сенсорный голод – это…

А. своеобразные переживания человека, возникающие в результате недостатка притока раздражителей первой сигнальной системы.

Б. своеобразные переживания человека, возникающие в результате неудовлетворения двигательной потребности.

В. переживания человеком недостатка положительных эмоций.

48. Г. переживания человека, возникающие вследствие физической травмы.

46. Мышление – это…

А. процесс познания с помощью органов чувств.

Б. процесс создания новых образов.

В. ступень познания, раскрывающая суть вещей, явлений.

Г. все суждения верны.

47. Психические процессы – это…

А. настроение

Б. темперамент

В. стресс

Г. восприятие

48. Привычка – это…

А. способность осознанно выполнить определенное действие, составляет основу мастерства.

Б. действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

В. способ выполнения действия.

Г. элемент деятельности.

49. Структуру личности составляют:

А. психические состояния

Б. индивидуальность

В. мотивы

Г. опыт, знания, умения

50. Импульсивные действия – это…

А. действия, совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые сознанием.

Б. действия, связанные с решением задач.

В. действия, формирующиеся в процессе неоднократного выполнения и ставшие потребностью.

Г. привычки.

Вопросы для самопроверки

Раздел 1 Введение в юридическую психологию

Юридическая психология как наука, ее место в системе различных научных знаний

Предмет юридической психологии, ее структура и содержание

Задачи, решаемые юридической психологией

История развития и становления юридической психологии

Методологические основы, принципы научного познания, психических явлений в юридической психологии

Методы познания в юридической психологии, их классификация

Теория деятельности. Понятие деятельности, поведения, действия, их соотношение

Наши рекомендации