Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 16 страница

а. Логическое

б. Математическое

в. Творческое

г. Все вышеупомянутые виды

19. Какое из перечисленных качеств противоположно креативности?

а. Ум

б. Шаблонность мышления

в. Настойчивость

г. Оригинальность

20. Билл изобрел спортивный тренажер. Каким должно быть его изобретение, чтобы его сочли творческим достижением?

а. Новым и оригинальным

б. Привычным и приемлемым

в. Работоспособным и недорогим

г. Банальным и дорогим

21. Какова взаимосвязь между способностью к творчеству и творческими дости­жениями?

а. Прочная взаимосвязь

б. Отрицательная взаимосвязь

в. Слабая взаимосвязь

г. Взаимосвязи нет

22. Какое из следующих состояний обычно связывают с креативностью?

а. Шизофрения

б. Паранойя

в. Пристрастие к кокаину

г. Частые смены настроений

23. Какими двумя качествами часто обладают творческие личности?

а. Чувство юмора и конформизм

б. Любознательность и упорство

в. Импульсивность и несамостоятельность

г. Покладистость и робость

24. Какое из следующих утверждений, по вашему мнению, может погубить твор­ческую идею?

а. Не жалейте времени

б. Разговаривайте сами с собой

в. Выдвигайте как можно больше разных идей

г. Не делайте так, как обычно делает наш начальник

25. Питер только что закончил творческие курсы поэтического мастерства. Что произойдет с наибольшей вероятностью?

а. Его креативность в области стихосложения повысится

б. Его креативность в области стихосложения понизится

в. Его креативность в области стихосложения так и останется на прежнем уровне

г. Повысится его креативность во всех областях

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе.

ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

Ниже приведен список тем для самостоятельной работы.

1. Дайте определение познанию и различите три формы мышления.

2. Расскажите об участках мозга, задействованных в процессе мышления.

3. Объясните, как пользуются «скриптами».

4. Опишите последовательность логического мышления и укажите разницу между логическим, предикативным и иррациональным мышлением.

5. Опишите критическое мышление.

6. Выделите четыре основных этапа в решении проблем.

7. Объясните, как стереотипы мышления и привычки могут повредить реше­нию проблем.

8. Определите, что такое искусственный интеллект.

9. Опишите творческое мышление и определите качества, свойственные твор­чески мыслящим людям.

10. Укажите способы повышения уровня творческого мышления.

11. Определите пределы обучения креативности.

Ответы

Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте соответствующий раздел главы, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него правильно.

Ответы на упражнения

5.1. Ваше правое полушарие будет отвечать за мелодию, рифму и воображение. Левое поможет подобрать слова. Связь между этими двумя полушариями обеспечивается мозолистым телом.

5.2. Вы должны были перечислить любые три пункта из нижеследующих:

а. Люди приносят подарки на дни рождения.

б. Воздушный змей является вполне приемлемым подарком.

в. Воздушные змеи стоят денег.

г. Деньги хранятся в свинье-копилке.

д. Копилка с деньгами при потряхивании издает определенный звук.

е. Пустая копилка при потряхивании не издает никаких звуков.

5.3. а. Следовательно, колледж будет закрыт.

б. *.

в. *.

г. Следовательно, зазвонит телефон (в случае, если посылка является пра­вильной).

Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 16 страница - student2.ru

Рис. 5.6

5.4. а. Попытайтесь рассмотреть утверждение с обеих сторон. (Есть ли у вас при­чины не жевать ее?)

б. Найдите в утверждении непоследовательность.

в. Разделите логическую идею и эмоциональные аргументы.

г. Не бойтесь усомниться в столь слабом аргументе.

5.5. Посмотрите рисунок 5.6.

5.6. Большинство психологов не сочло бы его изобретение творческим достиже­нием. Окно совершенно обыкновенное, и никакого нового решения не най­дено; :

5.7. а. Самоуверенный.

б. Независимый.

в. Подверженный частой смене настроений.

г. Настойчивый.

5.8. - Избегайте идей, с которыми не справится наш компьютер.

+ Не жалейте времени и выдвигайте как можно больше идей.

+ Не бойтесь мыслить необычно.

+ Обсуждайте свои идеи с коллегами.

- Отбрасывайте идеи, которые могут потребовать больших затрат.

- Старайтесь, чтобы ваше изобретение соответствовало имиджу компании. + Постарайтесь придумать, как можно использовать наше оборудование в других целях.

Ответы на вопросы

1.в;2.а;3.е;4.б;5.д;6.г;7.в;8.и;9.к; 10. а; 11. з; 12. д; 13. л; 14. г; 15. е; 16. б; 17. ж; 18.в;19.б;20.а;21.в;22.г; 23.б;24.г; 25. а.

Глава 6 развитие

Возраст имеет значение только

в том случае, если. человек стареет сам.

Сейчас, достигнув весьма преклонного возраста,

я чувствую себя двадцатилетним.

Пабло Пикассо в 80-летнем возрасте

Каковы ваши самые первые воспоминания? Помните ли вы события того дале­кого времени, когда вы были годовалым, двухлетним или трехлетним ребенком? Скорее всего, свое раннее детство вы помните весьма смутно. Однако некоторые происшествия того периода несомненно оказали влияние на формирование вашей личности. На ваше развитие заметно повлияли такие факторы, как состояние здоро­вья вашей матери во время беременности, наличие или отсутствие у вас отца и стиль воспитания, которого придерживались ваши родители.

Ваши воспоминания о событиях, происходивших, когда вы были в школьном возрасте, вероятно, несколько отчетливее. В этот период главное влияние на вас оказывали учителя и сверстники. Роль сверстников в вашей жизни возросла еще сильнее, когда вы вступили в юношеский возраст. В этой главе мы рассмотрим осо­бенности ранних этапов развития человека, обсудим обязанности взрослых людей, а также выясним, какие изменения происходят в среднем и пожилом возрасте.

Процесс развития человека берет свое начало с момента зачатия. Как ни труд­но в это поверить, но жизнь любого человека начинается всего лишь со слияния двух клеток. Процессы роста и развития человека, происходящие с ним изменения и механизмы адаптации к этим изменениям являются предметом изучения возраст­ной психологии. Мы начнем эту главу с того, что подчеркнем важность серьезного подхода к принятию решения о том, чтобы стать матерью или отцом, поскольку роль родителя весьма ответственна и требует специальных знаний. Далее мы рассмот­рим все возрастные этапы — от внутриутробного состояния до старости — с прису­щими им характерными особенностями и проблемами.

МАТЕРИНСТВО И ОТЦОВСТВО

В идеальном варианте люди должны становиться родителями только тогда, ког­да приняли тщательно продуманное и осознанное решение завести ребенка, но на практике многие оказываются в роли отца или матери по воле случая. Поэтому боль­шое число родившихся детей становятся нежеланными. Постоянно растет число де­тей, родившихся вне брака у несовершеннолетних матерей. Появление таких мла­денцев крайне редко бывает радостным для семьи событием. По статистическим оценкам, в США ежегодно делается более миллиона абортов, которыми заканчива­ются нежелательные и незапланированные беременности.

Выполнение родительских обязанностей — дело очень ответственное и непро­стое, поэтому психологи считают, что изучать проблемы воспитания детей лучше до беременности. Как правило, после рождения ребенка у родителей появляется столько новых забот и проблем, что им уже некогда учиться. Несмотря на бытующее представление о том, что все женщины благодаря материнскому инстинкту могут без всякой подготовки отлично заботиться о детях, наука не располагает данными, под­тверждающими подобное мнение. У женщин такие же таланты в области заботы о детях, как и у мужчин. У человека нет родительских инстинктов — ни материнского у женщин, ни отцовского у мужчин. Для того чтобы стать хорошими родителями, и женщины и мужчины должны специально подготовиться к этим ролям.

Обоим будущим родителям полезно не только заранее получить представле­ние о естественных процессах роста и развития ребенка, но и задуматься над тем, как появление детей скажется на жизни их семьи. Хорошо, если супруги совместно обсудят все вопросы и договорятся о том, сколько они хотят иметь детей, какие ро­дительские обязанности будут возложены на каждого из них и каких воспитатель­ных принципов они собираются придерживаться. Как правило, родители, которым удалось выработать единый подход к воспитанию детей путем обсуждения проблем и обмена мнениями, последовательно применяют этот подход и чувствуют себя в своих новых ролях вполне уверенно.

Влияние детей на жизнь семьи

Иногда супруги, у которых не ладится семейная жизнь, решают обзавестись ребенком, полагая, что появление малыша укрепит семью. Последствия такого ре­шения обычно приводят к распаду семьи. Случаи, когда рождение ребенка «спаса­ет» неудавшийся брак, довольно редки. Присутствие в доме новорожденного явля­ется большой эмоциональной нагрузкой как для матери, так и для отца. Им трудно так быстро привыкнуть к своим новым ролям и приспособиться к ним. Малыш все­гда появляется «вдруг», и муж и жена должны сразу перейти в новое для себя каче­ство — стать родителями. Этот переход и освоение новых обязанностей должны произойти гораздо стремительнее, чем освоение супружеских ролей.

Родительская ответственность серьезнее, чем супружеские узы, потому что ро­дители понимают, что с детьми нельзя «развестись». Шпиц (Spitz, 1965) отметил, что с появлением ребенка часто всплывают проблемы, которые ранее оставались неза­меченными. Если муж и прежде не был уверен в том, что жена испытывает к нему глубокое чувство, то теперь, когда все ее внимание сосредоточено на их отпрыске, он начинает испытывать ревность к малышу. Бывает, что супруги, которые не созре­ли для роли родителей, считают ребенка обузой. Тогда в семье начинаются споры и пререкания по поводу того, кто должен выполнять те или иные обязанности.

Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 16 страница - student2.ru

Рис. 6.1. Воспитывать настоящего ребенка гораздо труднее, чем пе­реключать телевизионные каналы.

Рождение ребенка может вызывать некоторые трения даже в семьях со зрелы­ми взаимоотношениями между супругами. Но если родители любят друг друга и рады появлению новорожденного, то они с охотой делают все необходимое для адап­тации к новым ролям и обязанностям.

Количество детей и планирование семьи

Довольно часто количество детей в семье не является результатом осознанно­го выбора родителей. За последнее десятилетие в США произошло заметное увели­чение количества бесплодных браков. Если бы вам предоставили возможность вы­бирать, что бы вы предпочли — быть единственным ребенком в семье, иметь одного брата или сестру или быть членом большой семьи? Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки. Хотя единственные дети обычно бывают лучше материально обеспечены и получают от взрослых больше внимания, многие из них жалуются на одиночество и сильное давление со стороны родителей. Члены больших семей ред­ко ощущают одиночество, зато одни из них жалуются на постоянное вынужденное пребывание на людях, а другим недостает родительского внимания. Между братьями и сестрами часто возникает соперничество. Такую внутрисемейную конкуренцию психологи определили как сиблинг-соперничество. Хотя единственный ребенок и обладает тем преимуществом, что в его семье нет соперниче­ства между сиблингами, у него могут возникнуть трудности в отношениях с другими детьми, связанные как с соперничеством, так и с тем, что он не привык ничем де­литься.

Сиблинг-соперничество: конкуренция между брать­ями и сестра­ми в семье.

Упражнение 6.1

Все приведенные ниже высказывания были сделаны человеком, введенным в заблуждение. Помогите ему отказаться от ошибочных мнений, снабдив его верной информацией.

а. «Стоит ли тратить время на изучение детской психологии? Все женщины обладают материнским инстинктом и прекрасно знают, как заботиться о де­тях». ______________________________________

б. «Мы с женой никак не можем поладить и постоянно ссоримся. И мы решили обзавестись ребенком, чтобы обрести общие интересы».__________

в. «Если я когда-нибудь встречу женщину, на которой захочу жениться, то у нас будет минимум десять детей. В большой семье дети всегда счастливее».

г. «Я никогда не заведу второго ребенка. Отсутствие братьев и сестер дает ре­бенку массу преимуществ и не несет в себе никаких недостатков».

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Роли отца и матери в семье

Согласно традициям американской и европейской (в том числе и русской) се­мьи забота о детях, оказание эмоциональной поддержки членам семьи и домашняя работа были главной обязанностью матерей и жен. Отцы устанавливали семейные правила и властвовали. Кроме того, они отвечали за материальное обеспечение се­мьи и за ее положение в обществе. Несмотря на то что в некоторых семьях еще со­храняется такое традиционное разделение обязанностей, появляется все больше семей, в которых матери работают вне дома, а отцы участвуют в домашних делах и воспитании детей, таким образом выпуская из своих рук бразды правления.

Многие из будущих отцов начинают готовиться к своей новой роли еще во вре­мя беременности жены. Несмотря на то что роль женщины, конечно, важнее; по­скольку она вынашивает ребенка, роль будущего отца тоже ответственна и заклю­чается в оказании жене эмоциональной поддержки. Если женщина во время бере­менности делится с мужем своими переживаниями и заботами, то отношения су­пругов, как правило, становятся глубже, а если замыкается в себе и не рассказывает супругу о своих чувствах, он может подумать, что она им пренебрегает. Обычно мужчины испытывают такой же энтузиазм по поводу будущего ребенка, как и женщины. В нескольких научных работах были получены любопытные данные, ука­зывающие на то, что будущие отцы порой беспокоятся о благополучии малыша даже больше, чем их жены (Lamb, 1979; Greenberg and Morris, 1974;Lynn, 1974). По дан­ным же, полученным при обследовании родителей-одиночек, отцы демонстрируют тот же уровень компетентности в области заботы о детях, что и матери (Lamb, 1987).

С ростом количества разводов и повторных браков появляется все больше се­мей, где воспитываются дети от предыдущего брака одного или обоих супругов. Даже если у супругов прекрасные отношения, при воспитании пасынка или падче­рицы часто возникают проблемы. Обычно такой ребенок раньше жил только с мате­рью или отцом, теперь же он вынужден привыкать к ее/его новой роли. В Приложе­нии 6.1 приводится выдержка из статьи, в которой содержатся некоторые полезные советы для мачех и отчимов. (В главе 12 роли мужчины и женщины в брачных отно­шениях будут рассмотрены подробнее.)

Приложение 6.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ДЕТИ ОТ ПРЕДЫДУЩЕГО БРАКА В НОВОЙ СЕМЬЕ

В семьях, где воспитываются дети от предыдущего брака кого-либо из роди­телей, могут возникать проблемы, свя­занные с послушанием, поскольку мать (отец) и мачеха (отчим) по-разному отно­сятся к детям и пользуются в семье нео­динаковым авторитетом. Часто родите­ли-одиночки не любят заниматься вопро­сами дисциплины и, вступив в брак, наде­ются, что эти обязанности возьмет на се­бя их супруг. Но в начальный период жиз­ни новой семьи детей мало волнует, одобрит ли их поведение отчим (мачеха), и поэтому они не слушаются. Только на­стоящая мать (отец) пользуется автори­тетом, достаточным для того, чтобы ус­танавливать семейные правила и следить за их выполнением, поэтому необходи­мо, чтобы сначала она (он) играла актив­ную роль, а супруг был только «помощ­ником родителя», как окрестила себя од­на мачеха....

Но со временем у отчима (мачехи) должны сложиться глубокие личные от­ношения с детьми, и тогда он(а) заслужит право на то, чтобы дети его (ее) слуша­лись. Психологи советуют неродным ро­дителям обращаться с детьми так же, как с ними обращались в первой семье — сна­чала ласка, а дисциплина потом. Очень большое значение имеет помощь родной матери или отца. Если прежде они жили вдвоем с ребенком и были эмоциональ­но очень близки, то теперь им бывает не­легко смириться с тем, что в сердце ре­бенка найдется место и для отчима (ма­чехи). Это может быть воспринято как по­теря. Но на самом деле теплые отноше­ния между детьми и неродными родите­лями способствуют объединению семьи и более равноправному распределению власти между взрослыми.

Детям необходимо проводить какое-то время наедине с каждым из родите­лей, чтобы не ощущать оторванности от матери (отца) и в то же время ближе по­знакомиться с отчимом (мачехой). Важ­но также завести семейные традиции и обычаи, которые всем доставляли бы ра­дость и становились бы потом общими воспоминаниями.

Если ребенок мал, то мачехе или от­чиму обычно удается довольно быстро войти в роль родителей. Дело в том, что у маленьких детей редко возникают внут­ренние конфликты по поводу того, кому они должны хранить верность, за исклю­чением тех случаев, когда родные мать и отец ссорились между собой или между мачехой и матерью (или отчимом и отцом) сложились враждебные отношения. Но на формирование привязанности к ма­чехе или отчиму у детей постарше обыч­но требуются годы.

Чтобы изменить свои отношения с детьми, парам, вступившим в повторный брак, иногда приходится прилагать осо­бые усилия или обращаться за помощью к специалистам, что подтверждается сле­дующим примером.

Когда Марсия и Том поженились, у Марсии уже было двое детей — девяти­летний Бен и семилетняя Дора, — кото­рых она последние три года растила одна. Когда Марсия и Том были детьми, за дис­циплину в их семьях отвечали отцы, да и при первом замужестве Марсии эти обя­занности были возложены на ее мужа, поэтому она попросила Тома следить за поведением детей. Он с радостью согла­сился, поскольку считал, что Марсия от­носится к ним слишком снисходительно. Но стоило ему сделать детям замечание, как те сразу же бежали к матери жало­ваться. После этого Марсия и Том обыч­но ссорились; Марсия защищала детей и обвиняла Тома в том, что он их не любит; Том чувствовал себя чужим в семье, и ему казалось, что его предали. После од­ной особенно серьезной ссоры Марсия повела мужа к консультанту по семей­ным проблемам. Психотерапевт указал на то, что Том пытался управлять поведе­нием детей, не установив с ними хороших отношений и плохо представляя себе, че­го можно ожидать от детей такого воз­раста. Кроме того, психотерапевт под­черкнул, что в повторном браке нельзя просто скопировать порядок, существо­вавший в старой семье, где за дисципли­ну отвечал мужчина. Он предложил, что­бы вопросами дисциплины занималась Марсия, а Том только помогал ей и в то же время старался подружиться с деть­ми, занимаясь с ними их любимыми дела­ми. Консультант также порекомендовал, чтобы Марсия и Том вместе посещали лекции для родителей и читали литерату­ру по вопросам, связанным с жизнью се­мей, где есть дети от первого брака. В течение следующих нескольких месяцев Марсия и Том несколько раз посещали консультанта, и постепенно их отношения с детьми, да и вся семейная атмосфера, изменились в лучшую сторону.

Источник: Visher, J.H., & Visher, E.B. (1992, January). Parenting in stepfamilies. Harvard Mental Health Letter.

Авторитарный подход: метод руко­водства пове­дением других людей посред­ством жестких, необъясня­емых правил.

Вседозволенность: метод руковод­ства поведени­ем, отрицаю­щий дисциплину.

Демократичный подход: метод руковод­ства поведе­нием, при ко­тором правила и требования объясняются и логически обо­сновываются.

Стиль воспитания детей

Психолог Дайана Баумринд (Diana Baumrind, 1967, 1970) описывает три стиля воспитания детей. Вспомните свое детство. Как вас воспитывали ваши родители? Стиль воспитания — это способ управления человеческим поведением. Должны ли вы были подчиняться строгим правилам, установленным родителями? Если родите­ли отдавали вам приказы без всяких объяснений, значит, они придерживались ав­торитарного подхода. Примером авторитарного подхода воспитания может послу­жить следующая ситуация: мать или отец велит ребенку надеть варежки и на его вопрос «Зачем?» отвечает: «Потому что я сказал!» Если ребенок не подчиняется, то ему насильно натягивают варежки и шлепают за непослушание. С помощью этого же метода родители добиваются того, чтобы ребенок съедал все, что они считают нужным, вовремя ложился спать, делился игрушками с другими деть­ми и выполнял работу по дому. Ребенку не предоставляется никакого выбора. В авторитарной семье родители сами принимают все решения и добиваются их выполнения с помощью применения силы и наказа­ний.

Не исключено, что в вашей семье была гораздо более свободная и непринужденная атмосфера. Такой подход к воспитанию, когда дис­циплина в семье слабая или вообще отсутствует, называется вседоз-воленностью. Если ваши родители придерживались этого стиля вос­питания, то они почти не устанавливали для вас правил, ограничений или запретов. Если вернуться к приведенному выше примеру, то в слу­чае вседозволенности родители спрашивают ребенка: «Как ты дума­ешь, не надеть ли тебе сегодня варежки?» и независимо от погоды раз­решают ему поступить так, как он хочет. Точно так же ребенку позво­ляется по собственному желанию выбирать, что он будет есть, когда ложиться спать и в каких делах семьи участвовать, а в каких — нет. Нередко такого стиля воспитания придерживаются родители, которые сами выросли в авторитарной обстановке. Они выбирают вседозволенность, потому что отвергают тот стиль, в котором воспитывали их са­мих, и хотят выразить протест против методов своих родителей. Неко­торые родители боятся вступать в конфронтацию со своими детьми. Другие считают, что дети должны учиться на собственных ошибках. Кроме пере­численных случаев, этот стиль часто выбирают родители, которые слишком заняты или мало интересуются своими детьми.

Как авторитарность, так и вседозволенность при воспитании являются крайно­стями. Большинство американских родителей выбирают «золотую середину». Если вы выросли в Соединенных Штатах, то, скорее всего, обстановка в вашей семье была демократичной. В демократичной семье существуют правила и запреты для детей, но обычно их введение сопровождается объяснениями. Ребенку советуют надеть варежки, потому что на улице холодно, или ложиться спать, потому что после хоро­шего отдыха он будет лучше себя чувствовать. Если ребенок сможет найти убеди­тельные основания, чтобы не подчиняться какому-нибудь правилу, то родители вы­слушают его и, возможно, сделают на этот раз исключение. Демократичный подход направлен на то, чтобы дети научились сами управлять своим поведением.

Однако не во всех культурах детская самостоятельность считается ценным ка­чеством. В одном из племен майя в южной Мексике, которое называется зинакантеко, от детей требуется безоговорочное послушание. Американцам, которым при­шлось учиться у зинакантекских учителей, было очень трудно привыкнуть к их ав­торитарному стилю обучения. Вот как одна студентка колледжа описывает пробле­мы, возникшие, когда она училась ткать у женщины из этого племени:

Когда я училась ткачеству у Тоник, старой женщины из племени зинакантеко, даже после двух месяцев так называемого обучения, которое я скорее назвала бы пассивным на­блюдением, мне так и не было позволено прикоснуться к станку, я стала испытывать всё возрастающее нетерпение. Тоник много раз обращала мое внимание на технически слож­ные моменты или, закончив какую-либо операцию, говорила: «Ты видела, как я это сделала. Значит, ты тоже научилась». Мне хотелось закричать в ответ: «Ничему я не научилась! Я ведь не пробовала сделать это сама». Однако, когда она наконец решила, что я готова к тому, чтобы сесть за станок, моя неопытность и неуклюжесть вызвала у нее замечания типа «Cabeza de polio!» (дурья голова), «Ты не смотрела, как я это делала! Ты не научилась!» (Turok, 1972, р. 1-2)

Авторитарный стиль воспитания часто применяется в семьях американцев ази­атского и латиноамериканского происхождения. Поскольку в большинстве амери­канских школ принят демократичный стиль обучения, учащиеся из авторитарных семей испытывают в демократичной обстановке школы трудности, подобные тем, с которыми столкнулась американская студентка, вынужденная привыкать к автори­тарной среде. В американской школе придается особое значение независимости и самостоятельности учащихся, и молодежь из семей, где целью воспитания является послушание и конформизм, может оказаться в невыгодном положении (Steinberg and others, 1992). С изменением культурной среды установки, связанные с метода­ми воспитания, могут меняться. Гринфилд (Greenfield, 1992) отметил, что хотя в Корее строгость родителей (авторитарный подход) и считается знаком их любви к детям, американские и канадские подростки корейского происхождения не приемлют подобной строгости.

Упражнение 6.2

Определите, какой стиль воспитания отражен в каждом из приведенных ниже примеров: авторитарность, вседозволенность или демократичность.

а. Ким обычно ложится спать в 8 часов. Накануне Дня всех святых (1 ноября) она попросила у матери разрешения лечь спать попозже, потому что хотела посмотреть по телевизору предпраздничную программу. Поскольку на сле­дующее утро Ким не надо было рано вставать, мать позволила ей лечь на полчаса позже. __________________________________

б. Карлосу положено каждый вечер с 7 до 9 часов учить уроки. В это время ему не разрешается звонить по телефону или отвечать на звонки. Вчера вечером он во время занятий позвонил другу, чтобы узнать, какие страницы учебни­ка были заданы по обществоведению. В наказание отец запретил Карлосу пользоваться телефоном до конца месяца и не пожелал слушать никаких объяснений. ___________________________________

в. Нельсон хочет пригласить друга на ужин сегодня вечером. Мать объясняет ему, что на ужин будут свиные отбивные, которых хватит только на членов семьи. Она предлагает Нельсону пригласить друга на следующий день, по­скольку отец собирается завтра приготовить на ужин большое блюдо спа­гетти. ________________.____________________

г. Джули раскидывает игрушки по всему дому. Родители часто спотыкаются о валяющиеся на полу игрушки, но ничего не говорят, потому что считают, что Джули должна сама решать, надо ли ей убирать игрушки. _______

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД

Первый этап развития начинается с момента зачатия. Сравнительный анализ скорости роста человека в течение всей жизни показывает, что самый быстрый рост (в процентном отношении) происходит в период от зачатия до рождения. Поэтому невозможно переоценить значение соблюдения правил гигиены беременности. Со­стояние здоровья беременной женщины оказывает заметное влияние на будущую жизнь ребенка, которого она вынашивает. Такие болезни, как краснуха, сифилис, туберкулез и некоторые виды гриппа, могут оказывать на плод вредное воздействие, поэтому необходимо их своевременное и правильное лечение. Если мать является носителем вируса синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа), то плод может быть инфицирован этим вирусом. Дети, внутриутробно инфицированные СПИДом, иногда рождаются с уродствами головы и лица (Marion, Wiznia, Hutcheon, and Rubinstein, 1986).

Приложение 6.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ЕСЛИ БЕРЕМЕННАЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЕТ АЛКОГОЛЕМ, ТО ОНА НАНОСИТ РЕБЕНКУ НЕПОПРАВИМЫЙ ВРЕД

Первые систематические исследова­ния последствий фетального синдрома (ФС) показали, что женщины, злоупот­ребляющие алкоголем во время бере­менности, могут на всю жизнь «награ­дить» своего ребенка такими проблема­ми, как умственные и поведенческие от­клонения, приводящие к нетрудоспособ­ности.

По данным психолога Энн П. Стрейссгат (Ann P. Streissghuth) и ее коллег из Ва­шингтонского университета в Сиэтле, подростки и взрослые, которым в дет­стве был поставлен диагноз ФС, хоть внешне часто и производят впечатление достаточно активных и неплохо владею­щих речью людей, но на самом деле они не могут жить самостоятельной жизнью, работать или успешно учиться в школе из-за плохой концентрации внимания, от­чужденного поведения в обществе, им­пульсивности, неумения предвидеть по­следствия своих поступков и тому подоб­ных проблем. Психологи указывают так­же на то, что у большинства людей с ди­агнозом ФС обнаруживается умственная отсталость. Однако и те из жертв ФС, у кого нормальный интеллект, не меньше, чем умственно отсталые, страдают от проблем, связанных с отклонениями по­ведения.

ФС, то есть комплекс физиологичес­ких, умственных и поведенческих наруше­ний, возникающих у многих детей, мате­ри которых во время беременности зло­употребляли алкоголем, является в США ведущей причиной умственной отсталости.

«ФС — это не просто отклонение в развитии ребенка, — пишут Стрейссгат и ее коллеги.— Можно с уверенностью предсказать, что эти отклонения будут нарастать в течение длительного перио­да и останутся у человека и в зрелом воз­расте...» Исследователи утверждают, что люди, которые испытывают отдален­ные последствия ФС, не в состоянии по­лучить профессиональную подготовку в обычных учебных заведениях. Ученые добавляют, что вследствие внутриутроб­ного повреждения мозга может про­изойти стойкое нарушение таких функ­ций, как концентрация внимания, абстрак­тное мышление, нарушение навыков са­мообслуживания, причем эти нарушения часто возникают даже у людей с нор­мальным интеллектом. Ученые призыва­ют к созданию реабилитационных про­грамм для взрослых жертв ФС.

Наши рекомендации