Стихотворения с помощью картинок
РАБОТА ПО ПЕРЕСКАЗУ:
1. Прочитать, послушать стихотворение.
2. Пересказать его своими словами с помощью картинок.
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег;
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег.
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
А. Блок
Солнце
Я солнце красил в красный цвет,
А брат сказал: «Неверно, нет.
Пора бы знать тебе давно —
Совсем не красное оно».
Я пораньше утром встал,
Брата старшего позвал:
«Поглядеть на солнце выйдем,
Как взойдёт оно, увидим...»
Стал румяным небосвод,
Начинается восход:
Красным шаром на заре
Солнце ходит по горе.
К. Кубилинскас
Помидор
В огороде помидор
Взгромоздился на забор: Притворяется негодник,
Будто сам он — огородник! Возмутилась тётя Репа:
— Это глупо и нелепо!
Крикнул дядя Огурец:
— Безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец,
Устыдился, наконец, —
И скатился, чин по чину, К огороднику в корзину!
Я. Бжехва
Яблонька
В саду фруктовом яблоня
Посажена была.
Она цветами белыми
Весною расцвела.
Следил наш старый дедушка, Известный садовод,
Чтоб наливала яблоня
Румяный сладкий плод.
И всем на восхищение
Был урожай богат,
И яблоками новыми
Гордился этот сад.
Их с веток сняли осенью,
Из сада унесли
И в дальний путь на поезде
Однажды повезли.
И крепко спали яблоки,
Укрывшись темнотой,
Примяв опилки в ящике
Румяною щекой...
Они проснулись в городе,
На ёлке у ребят —
Среди подарков яблоки
Умытые лежат.
Все розовые, спелые,
На солнце загорелые,
А тронешь на зубок —
И брызнет сладкий сок!
Е. Стюарт
Поросята
Десяток поросят
Ужасно хочет есть,
И каждый поросёнок
Вперёд спешит пролезть.
Брыкаются, толкаются,
Пронзительно визжат,
И это называется
Обедом поросят!
Есть место у корытца
Для всех, для десяти.
В нём рыльцем можно рыться
И вкусное найти.
Но стукнули копытца,
Сраженье началось,
И пойло из корытца
На землю пролилось.
Пропало их питание!
Стоят и голосят...
Плохое воспитание
У этих поросят.
В. Лившиц
РАССКАЗА ПО ДАННЫМ СЛОВАМ И КАРТИНКАМ
РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА:
1. Прочитать (прослушать) слова, рассмотреть картинки.
2. Составить предложения, используя данные слова.
3. Рассказать историю, связав предложения в единое целое.
Неразумный поступок
Птица, гнездо, куст, Захар, лес, интересно, взял гнездо, земля, три птенца, разевали клювики, позвали, друзья, оставил, следующий день, пустое гнездо, стыдно, жалко.
Образец рассказа:
Одна птица свила себе гнездо на кусте. Захар гулял по лесу и увидел это гнездо. Ему стало интересно посмотреть на него поближе. Захар взял гнездо и опустил его на землю. В гнезде сидели и разевали клювики три птенца. Тут Захара позвали друзья, он оставил гнездо на земле и убежал к друзьям. На следующий день Захар пришёл на то же место и увидел пустое гнездо. Там не было ни птицы, ни её птенцов. Захару стало стыдно за свой неразумный поступок, ему было жалко птицу и птенцов.
В марте
Март, первый месяц весны, земля, снег, морозец, ночь, день, солнце, сосульки, проталины, зелёная травка, подснежники, первые перелётные птицы, скворцы, гнёзда, птенцы.
За грибами
Осень, дождь, солнце, Зина, Кузя, лес, грибы, резиновые сапоги, куртки, корзины, грузди, подосиновики, подберёзовики, дом, мама, грибной суп, засолка, зима.
Звери в лесу
Наш лес, разные звери; волк, мясо, овцы, зайцы; лиса, охо
тится, заяц, курица, мышь; заяц, спасается, ноги, слух; лось,
питается, мох, листва, растительная еда.
Сбор яблок
Сентябрь, яблоневый сад, урожай, колхозницы, высокие деревья, лестницы, корзины, база, взвешивание, погрузка, грузовики, магазины, продавцы, низкие цены.
День города
Сегодня, день города, Лиза, звонок, друзья, праздник, парк, карусель, аттракционы, сцена, концерт, детские ансамбли, пели, танцевали, вечер, знаменитые певцы, конец концерта, салют, поздно, дом.
Зимние каникулы
Кузьма, студент, институт, зимние экзамены, сдал, зимние каникулы, друзья, самолёт, Франция, путешествие, вся страна, старинные замки, музеи, церкви, рестораны, дискотеки, танцы, веселье, дом, рассказы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.
2. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. М.: Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 1999.
3. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. СПб.:Дельта, 1995.
4. Занимательное азбуковедение / Сост. В.В. Волина. М., 1991.
5. Как научить ребенка правильно говорить. М., 1991.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков С, 3, Ц. М., 1999.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков СЬ, ЗЬ. М., 1999.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков 3, ЗЬ, Ц у детей. М., 1999.
10.Лопухина И. Логопедия. М., 1996.
11.Нефедова ЕА., Узорова О.В. Готовимся к школе. М., 2000.
12.Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. СПб., 1999.
13.Сборник упражнений для детей с недостатками произношения,
выпуск первый. М., 1959.
14.Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить,
ч. 1. М.: Просвещение, 1995.
15.«1000 загадок» / Сост. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. Ярославль, 1997.
16.Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль, 2002.
17.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.