Процедура изготовления материала. Можно предложить детям изготовить фигурку пингвина
Можно предложить детям изготовить фигурку пингвина. Описание работы приводится ниже.
Пингвин (см. схему в Приложении, рис. 61)
1. Берем квадратный лист бумаги и складываем его по диагонали.
2. Складываем боковые стороны треугольника к его середине, наметив ее предварительно сгибом (рис. 61 А).
3. Поднимая верхнюю часть каждого из двух получившихся треугольников, складываем их таким образом, чтобы линии сгиба совпали с основанием нижнего треугольника (рис. 61 Б).
4. Верхнюю часть заготовки загибаем назад по центральной линии (рис. 61 В).
5. Верхний треугольник конструкции поднимаем наверх до прямого угла (рис. 61 Г).
6. Чтобы получились крылья пингвина, надо сделать сгибы четырехугольников основания так, как показано на рис. 61 Д.
7. Шея пингвина делается так же, как шея лебедя (рис. 61 Е).
8. Делаем зигзагообразный сгиб клюва (рис. 61 Ж).
9. Хвостовую часть заготовки складываем внутрь таким образом, чтобы получились ноги пингвина (рис. 61 Ж, 3).
Комментарии к занятию
Как и предыдущее, это занятие призвано сформировать устойчивую мотивацию достижения успеха в деятельности. Это возможно при постоянном подкреплении со стороны взрослого, его правильной коммуникативной тактике. Структура и процедура проведения предлагаемых заданий позволяет обеспечить достижение положительного результата в деятельности всеми участниками коррекционного занятия. Нацеленность на достижение конечного результата понадобится при выполнении более сложных заданий на последующих занятиях.
Занятие 17
Цели:
- развитие зрительно-пространственного восприятия;
- развитие пространственных представлений и воображения;
- развитие мелкой моторики.
Упражнение 1
Цель:
- развитие зрительно-пространственного восприятия и мелкой моторики.
Материал:
набор лекал-форм различных предметов* (Приложение, рис. 62-63) из плотного картона, рабочие тетради, цветные карандаши.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Каждый участник получает три лекала каких-либо предметов и строит в своей тетради композицию из наложенных друг на друга изображений, обводя эти лекала (см. пример в Приложении, рис. 64 А). Рекомендуется использовать цветные карандаши — отдельный цвет для каждого изображения, чтобы четче выделить каждую фигуру.
Инструкция участникам: «Фигурки предметов, которые вы сейчас получили, должны послужить основой рисунка, автором которого будет каждый из вас. Рисунок будет загадочным, хитрым: тот, кто будет его рассматривать — ваш зритель, — должен не сразу догадаться, что здесь нарисовано. Для того чтобы понять этот рисунок-загадку, ему нужно будет внимательно изучить рисунок и подумать.
Аналогично образцам, приведенным в Приложении, можно самостоятельно изготовить дополнительные фигуры разной сложности.
Сейчас каждый из вас нарисует такую загадку для своего соседа. После того как вы создадите свою картинку, обменяйтесь тетрадями, и ваш сосед должен будет разгадать ваш рисунок.
Для начала мы немножко себе поможем: каждую фигурку будем обводить отдельным цветом. Всем понятно, что нужно делать?»
Для объяснения задания ведущий может показать рисунок, приведенный в Приложении (рис. 64 А).
Когда дети обменяются своими композициями, каждый из участников должен показать — обвести поочередно все фигурки на чужом рисунке. Автор рисунка контролирует правильность показа.
Если учащиеся легко справились с заданием, можно предложить повторить упражнение — создать еще одну композицию, изменив у каждого (обменявшись в случайном порядке) набор лекал.
Упражнение 2. «Oблака»
Цель:
- развитие воображения, пространственных представлений и графических навыков.
Материалы:
- лист чистой бумаги для каждого участника, акварельные краски, простые карандаши.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Инструкция участникам: «Сейчас мы с вами создадим еще один вариант загадочных рисунков. Поднимите руку, кто из вас знает игру "Облака"? Летом смотрите на облака? Замечали, что они бывают похожи на разных животных, другие предметы? Вот сейчас мы с вами создадим облака — только с помощью краски и бумаги.
Для этого нужно взять краску — цвет любой — и лист бумаги. И поставить краской в центре листа кляксу — небольшую. Потом сложить лист пополам, придавить и осторожно вновь развернуть лист. Клякса каким-то образом расползлась по поверхности листа. Дадим краске просохнуть.
А теперь посмотрите каждый на свою кляксу и постарайтесь увидеть в ней как можно больше изображений. Когда будете готовы мне их показать, поднимите руку».
При показе увиденных в кляксе фигур ребенок должен обвести их по контуру.
Если позволяет время, можно предложить обменяться кляксами и попробовать разгадать чужую кляксу. В этом случае дети могут показывать (обводить) увиденные изображения друг другу.
Комментарии к занятию
Занятие вызывает интерес со стороны учащихся. Главная задача ведущего — сохранить необходимый уровень сложности выполнения заданий, не позволить участникам непроизвольно упростить поставленные задачи. Для этого ведущий должен направлять течение занятия в нужное русло, обращая внимание учеников на слишком простое выполнение задания и предлагая поискать более интересный вариант или дополнительные образы.
Занятие 18
Цели:
- развитие зрительно-пространственного восприятия;
- развитие пространственных представлений и воображения;
- развитие пространственного мышления;
- развитие мелкой моторики.
Упражнение 1
Цель:
- та же, что в упражнении 1, занятие 17.
Материал:
набор лекал-форм различных предметов (Приложение, рис. 62-63) из плотного картона, рабочие тетради, простые карандаши.
Необходимое время: 20-25 минут.
Процедура проведения
Упражнение выполняется аналогично упражнению 1 предыдущего занятия, с той разницей, что количество фигур в композиции увеличивается до 4-5 и детям предлагается работать одним цветом (простым карандашом). Эти условия усложняют восприятие и дифференциацию отдельных изображений (пример см. в Приложении, рис. 64 Б).
После создания композиций участники обмениваются работами и «прочитывают» чужие рисунки.
Упражнение 2. «Разрезная пирамида»
Цель:
развитие пространственного восприятия и мышления.
Материалы:
комплекты деталей, изготовленные из разрезной пирамидки (Приложение, рис. 65), и наборы карточек с изображениями-заданиями (Приложение, рис. 66-68) по числу участников.
Необходимое время: 20-25 минут.
Процедура проведения
Участники работают индивидуально, желательно каждый за отдельным столом. Ведущий раздает всем наборы деталей разрезной пирамидки. Инструкция ведущего: «У каждого из вас есть разрезные детали, из которых можно собрать пирамидку — такую, какая нарисована на этой карточке (демонстрируется карточка из Приложения, рис. 65). Попробуйте сейчас из своих деталей собрать такую пирамиду». После того как дети выполнят задание, ведущий продолжает: «Хорошо. Но из этих деталей можно собрать не только такую фигуру, но и другие. Сейчас я раздам каждому из вас карточки с изображением трех других фигур, которые можно собрать из этих же деталей. Вы должны собрать такие же фигуры, какие нарисованы на карточках. Понятно?» Ведущий раздает участникам карточки (Приложение, рис. 66-68) и следит за выполнением задания.
Комментарии к занятию
Занятие предъявляет достаточно высокие требования не только к пространственному восприятию и мышлению учащихся, но и к организации и самоорганизации деятельности. Ведущий должен помочь детям сосредоточиться на выполнении поставленных задач, в полной мере использовать <^ 83 учебную мотивацию учащихся.
Занятие 19
Цели:
- развитие зрительно-пространственного восприятия и памяти;
- развитие пространственного мышления.
Упражнение 1
Цель:
развитие зрительно-пространственного восприятия и памяти.
Материалы:
разноцветные кубики (не менее 5) — можно использовать кубики «Уникуба» (см. занятие 20, упражнение 2).
Необходимое время: 20-25 минут.
Процедура проведения
Инструкция ведущего: «У меня есть вот такие кубики — со сторонами разного цвета (показывает детям кубики). Сейчас я из этих кубиков сложу фигуру, а вы должны постараться точно ее запомнить — конфигурацию с учетом цвета сторон кубиков. После того как вы запомните фигуру, я ее разрушаю и прошу одного из вас собрать точно такую же».
На столе ведущий каким-либо образом складывает для начала три кубика. Последующие конструкции должны ориентироваться на возможности учащихся, успешность воспроизведения ими заданных образцов. Если дети справляются с заданием, можно довести число кубиков до 5-6. Предлагая детям запомнить конструкцию из кубиков, следует еще раз напомнить им, что необходимо обращать внимание на цвет сторон кубиков.
Ведущий предлагает воспроизведение композиций по очереди всем участникам занятия. Роль ведущего может быть пассивной: он может передавать свои функции поочередно участникам, предлагая детям не только запоминать и воспроизводить фигуры, но и самостоятельно их строить.
Упражнение 2. «Разрезная пирамида»
Цель:
- та же, что в упражнении 2, занятие 18.
Материалы:
- комплекты деталей разрезной пирамиды (Приложение, рис. 65) и наборы карт с изображениями-заданиями (Приложение, рис. 69-71) по числу участников.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Задание выполняется аналогично упражнению 2 предыдущего занятия, но ведущий раздает участникам новые карты-образцы (Приложение, рис. 69-71).
Комментарии к занятию
Как и предыдущее, это занятие требует высокого уровня организации. Первое упражнение может оказаться достаточно сложным для учащихся, поэтому ведущий должен гибко регулировать уровень сложности и соответственно уровень успешности выполнения задания, не допуская фрустрации участников. Последнее может привести к отказу от деятельности и последующей пассивности учеников.
Занятие 20.
Цели:
- развитие внимания;
- развитие пространственного восприятия и мышления.
Упражнение 1
Цель:
- развитие внимания, самоорганизации и самоконтроля.
Материал:
- бланки с изображением трех-четырех видов геометрических фигур: б-Ю^ядов по 10 фигур в каждом ряду (Приложение, рис. 72) для каждого участника, простые карандаши.
Необходимое время: 10-15 минут.
Процедура проведения
Проводится корректурная проба. Ведущий раздает учащимся бланки. Инструкция: «Подобное задание мы с вами уже делали. Сейчас в течение 2 минут вы должны будете вычеркивать фигуры следующим образом:
квадрат — одной вертикальной чертой,
звездочку — подчеркиваем внизу,
треугольник — перечеркиваем крест-накрест.
Запомнили? (Ведущий может еще раз повторить варианты вычеркивания фигур.) Постарайтесь выполнять задание как можно точнее и как можно быстрее. Готовы? Начали!»
Далее участники самостоятельно проверяют правильность выполнения задания и подсчитывают (построчно и в целом) количество допущенных ошибок. Ведущий определяет, кто сделал задание лучше всех.
Упражнение 2
Цель:
- развитие пространственного восприятия и мышления.
Материалы:
комплекты разноцветных кубиков по числу участников группы.
Необходимое время: 25-30 минут.
Процедура проведения
Ведущий предлагает учащимся несколько заданий игры Б.П. Никитина «Уникуб». Суть игры состоит в том, чтобы научиться решать задачи в трехмерном пространстве, собирая пространственные конструкции из разно-цветных кубиков по заданному образцу. Карты-образцы заданий приведены в Приложении (рис. 74-75).
Ведущий предлагает первые задания этой игры, отталкиваясь от возможностей конкретных участников. Желательно, чтобы до конца коррекционного курса учащиеся успешно выполнили около двух третей заданий этой игры (для учащихся 3-4 классов). Задача ведущего: соответствующим образом распределить задания на несколько занятий с учетом возможностей и интереса детей.
Процедура изготовления материала(Приложение рис. 73)
Для самостоятельного изготовления одного комплекта игры необходимо подготовить 27 деревянных кубиков с ребром 30-35 мм. Кубики необходимо должным образом раскрасить или оклеить цветной бумагой. Чтобы это сделать безошибочно, лучше их предварительно разметить. Для этого необходимо:
1. Сложить 27 кубиков в куб 3x3x3.
2. Красным карандашом пометить все 6 сторон куба, делая черточку на каждой из 54 граней (см. Приложение, рис. 73).
3. Поднять сразу весь верхний слой из 9 кубиков, сжав их в руке, и пометить грани разъема синим карандашом. Делая по 18 пометок в каждом разъеме в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, мы получим также 54 синих грани.
4. Желтые грани можно не помечать, так как их остается тоже 54.
Окрашивать кубики лучше нитрокрасками.
Комментарии к занятию
Это первое из заключительных занятий, на котором начинает явно сказываться — прежде всего в скорости выполнения заданий — разница между индивидуальными способностями учащихся. Ведущий должен гибко регулировать индивидуальную нагрузку участников, ведя учет выполненных и еще не освоенных каждым учеником заданий.
При большой разнице в скорости и успешности выполнения, возможно, имеет смысл уменьшить численность группы, разделив ее на две подгруппы. Это поможет избежать состояния фрустрации, неуспеха менее способных учеников, индивидуализировать работу с каждым из них.
Занятие 21, 22
Цели:
- развитие пространственного восприятия и мышления;
- развитие пространственных представлений и воображения;
- развитие мелкой моторики.
Упражнение 1
Цель:
- развитие пространственных представлений.
Новый вариант
Материалы:
- комплекты цветных кубиков, карты с рисунками заданий по числу участников занятия (игра Б.П. Никитина «Сложи узор». Приложение, рис. 76, 77-80).
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Ведущий предлагает учащимся игру Б.П. Никитина «Сложи узор». Необходимо из цветных кубиков сложить рисунки по образцу, заданному в специальных картах-рисунках (Приложение, рис. 77-80). На данном занятии предлагается выполнить первую серию заданий (рис. 77). Учащиеся работают самостоятельно, каждый за отдельным столом. Ведущий контролирует выполнение заданий и индивидуальную нагрузку каждого участника. Проводится только индивидуальная оценка успешности, не подчеркивая преимуществ более сильных участников.