Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кафедра __________________Литературы____________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование ДПП. Ф. 09. Теория литературы

дисциплины _______________________________________________________

Статус_____________________обязательная___________________________

Специальности 032900. Русский язык и литература

(направления) _____________________________________________________

Формы обучения ________________дневная____________________________

(дневная., вечерняя, заочная)

Объем дисциплины________72_________

Распределение по семестрам

Номер семест-ра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
      экзамен

Министерство образования Российской Федерации

Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_________________________

«_____»_____________200 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Кафедра __________________Литературы____________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование ДПП. Ф. 09. Теория литературы

дисциплины _______________________________________________________

Статус_____________________обязательная___________________________

Специальности 032900. Русский язык и литература

(направления) _____________________________________________________

Формы обучения ________________дневная____________________________

(дневная., вечерняя, заочная)

Объем дисциплины________72_________

Распределение по семестрам

Номер семест-ра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
      экзамен

Рабочая программа составлена на основанииГОС направлений испециаль-

(наименование

ностей высшего профессионального образования, утвержденного прика-

государственного образовательного стандарта или типовой программы, утвержденной

зом Министерства образования РФ от 14.04.2000

НМС Госкомвуза РФ, дата утверждения)

Разработчик

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Задачей курса «Теория литературы» является определение природы и сущности литературы как вида искусства, ее места в жизни человека и общества, в развитии культуры. Курс, с одной стороны, направлен на обобщение уже имеющихся знаний студентов по общим вопросам литературоведения, с другой – обогащает специальными знаниями о принципах и методах исследования литературы. Логика курса определяется как диалектический процесс взаимодействия гуманитарных исследований психологии творчества, психологии восприятия, теорий познания мира с постижением приемов и методов анализа художественного произведения.

В курсе рассматривается специфика литературы как предмета научного исследования. Основные понятия и категории, позволяющие анализировать поэтические и повествовательные структуры художественных произведений, их стилистические особенности, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и их связи с внелитературными рядами, обсуждаются с учетом их использования в различных традициях описания литературы. Дается обзор моделей литературного процесса.

Задачи практических занятий определяются необходимостью осмысления и формирования навыков анализа художественного произведения, изучением методов и методик подхода к художественному тексту и умениям их практического использования при анализе текста.

В задачи лекционного и практического курса «Теории литературы» входит:

- продемонстрировать студентам возможности аналитического прочтения текстов художественной литературы и необходимость такого прочтения для понимания роли формально-содержательных компонентов художественного цели;

- познакомить студентов с проблемным полем дисциплин, объединенным понятием «литературоведение», показав, в какой мере структура этого проблемного поля определяется самим предметом исследования, а в какой – контекстом современного гуманитарного знания;

- определить специфику работы с художественной литературой как источником исследований в других дисциплинарных областях;

- дать студентам практические навыки описания, анализа и интерпретации литературных текстов.

Памятка студенту

О возможных принципах работы над курсом «Теория литературы».

Чтобы хорошо освоить курс нужно:

1. познакомиться с Рабочей программой по курсу;

2. прочитать, осмыслить материал учебной лекции;

3. сделать конспекты наиболее важных статей и монографий, рекомендуемых преподавателем и Программой;

4. готовиться к практическим занятиям;

5. пробовать свои силы в анализе художественного текста.

Умения, навыки, которые студент должен приобрести

при изучении курса

1. курс теории литературы должен способствовать систематизации знаний, полученных при изучении историко-литературных, лингвистических и других дисциплин гуманитарного цикла;

2. студент должен усвоить и применять в практическом анализе основные термины и понятия теории литературы;

3. уметь рассматривать литературный процесс и творчество отдельных авторов в историческом и культурном контексте эпохи;

4. использовать справочную литературу;

5. реферировать, конспектировать, использовать научные исследования и материалы, давать оценку методам и методикам исследования;

6. уметь обосновать выбор методов анализа художественного произведения;

7. вести самостоятельную подготовку по разделам дисциплины;

Содержание дисциплины, наименование тем, объем в часах (28 ч)

№ п/п Наименование тем Содержание Объем в часах
Введение. Теория литературы как открытая научная дисциплина. Термины и понятия теории литературы. Искуссво – особая сфера человеческой культуры. Деление на виды. Изобразительное и экспрессивное искусства. Образная природа искусства. Понятие «художественный образ». Понятие «знака». Соотношение понятий «образ» и «знак». Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения. Место художественной словесности в ряду искусств.
Функционирование литературы. Художественная литература как форма коммуникации (межличностного общения). М.М. Бахтин об освоении литературы как диалогическом общении читателя с его автором. Творческая активность читателя. Основные значения слова «читатель» в литературоведении. Литература в ее обращении к художественно образованному меньшинству и к широким кругам читающей публики. Литературная критика как форма функционирования словесного искусства. Роль критики в формировании литературных течений и направлений. Литературные иерархии и репутации. Стиль художественного произведения.
Литературоведческие школы. Литературоведческие школы 19 в. Мифологическая школа. Культурно-историческая школа. Сравнительное литературоведение. Формальная школа в литературоведении. Герменевтика (учение о понимании) в ее значимости для достижения закономерностей функционирования художественной литературы. Структурализм и постструктурализм: подходы к художественному тексту.
Литературное произведение и принципы его научного рассмотрения. Специфика литературных интерпретаций, их центральное место в науке о литературе. Общенаучные, общефилологические, частные методы. Особенности литературоведческого анализа текста.
Литературное произведение как художественное целое. Поэтика в составе теории литературы. Основные понятия и термины теоретической поэтики. Состав литературного произведения. Проблема аналитического разграничения формы и содержания. Научная значимость разграничения формы и содержания, его дискуссионность в современном литературоведении. Понятие структуры как соотнесенности элементов целого. Содержание художественного произведения. Категория темы. Ценностный аспект. Категория пафоса. Типологические свойства художественного содержания – эпичность, лиризм, драматизм. Художественная форма. Речь как одна из сторон образной формы произведения. Образность и экспрессивность художественной речи. Потебня о «внутренней форме» произведения.
Мир произведения и филологическая интерпретация художественного целого. Художественный мир произведения, его смысловая и структурная многоплановость. Способы филологической интерпретации художественных текстов: научное описание и идентификация, понимание и анализ. Пространственно-временные границы, единство и завершенность художественного мира. Композиционные связи элементов художественного мира. Персонаж и писатель (герой и автор). Персонаж (герой) и структура его образа. Внешние портретные детали (мимика, жесты) и внутренний облик персонажа. Речь персонажа как предмет художественного изображения. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно прямая речь. Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность и одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков. Самохарактеристика персонажа и перекрестные отзывы о нем других лиц. Предыстория и последующая история персонажа. Типология литературных персонажей. «Вечные образы» в литературе. Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодичные. Сюжет – динамическая сторона художественного мира. Сюжет и фабула. Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Ситуация, конфликт коллизия, интрига. Элементы сюжета. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Пролог и эпилог. Хроникальное и концентрическое построение сюжетов. Сюжет и жанр. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание, сюжет-путешествие, новеллистический сюжет.
Литературные роды и жанры. Эпос, лирика и драма как роды художественной словесности. А.Н. Веселовский о выделении родов из синкретического творчества. Межродовые и внеродовые формы. Жанр как устойчивая формально-содержательная ценность. Ю.Н. Тынянов об эволюции жанров. М.М. Бахтин о речевых и литературных жанрах; о «памяти» жанра; о канонических жанрах и романизации литературы последних столетий; о полифоническом романе. Опыты систематизации жанров. Литературные жанры в соотнесении с внехудожественной реальностью.
Эпос Основные эпические ценности. Эпический конфликт. Современное литературоведение о повествовательных инстанциях внутритекстовой коммуникации. М. Бахтин о проблеме речевых жанров. Типология форм повествования в эпических жанрах. Поэтика эпоса; объективированность повествования, пластичность изображения. Саморазвитие художественного мира.
Драма Структура и поэтика драмы. Сущность драматического конфликта. Нормативная теория драмы. Драматические сюжеты. Гегель о драматических сюжетах и факты художественной культуры нового времени. Сюжетно-композиционные элементы драмы в историческом развитии. Техника импрессионисткой драмы.
Лирика Вопрос о соотношении понятий автор и субъект речи. Исторические типы лирических субъектов. Дифференциация понятий автор-повествователь, собственно автор (биографический), лирический герой, герой ролевой лирики, лирическое «я». Специфические признаки лирического рода. Теоретические модели лирических жанров. Жанровое содержание, жанровая форма. Анализ лирического произведения: методы и методики. Стиховедение как научная дисциплина.
Закономерности развития литературы. Генезис литературного творчества. Литература в ее генетической соотнесенности с духовно-биографическим обществом писателей как творческих индивидуальностей. Г.О. Винокур о связях между биографией писателя и его творчеством. Биография писателя как предмет литературоведения. Значение для художественного творчества культурных традиций. Д.С. Лихачев о творческом характере культурной памяти. Влияние как форма зависимости писателей от их предшественников. Подражательные и созидательно-творческие заимствования. Стилизация. Индивидуальное своеобразие и литературный канон. Литературный процесс. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы. Стадиальность литературного развития. Повторяющееся и неповторимое в литературах разных стран, народов, регионов. Международные литературные связи.

Практические занятия, их содержание и объем в часах (8ч)

Наши рекомендации