Асимптоматический подход в психотерапии и тренинг наслаждения

ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ

СПб.: "Речь", 2003

Введение

Глава 1. НЕМНОГО ИСТОРИИ

АСИМПТОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ И ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ

Глава 2. НЕМНОГО ТЕОРИИ

ЭУТИМНАЯ ТЕРАПИЯ: АНТИЧНЫЕ КОРНИ. АПОЛОГИЯ ЭПИКУРА

Протагор
Сократ
Аристипп и Диоген
Эпикур

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАСЛАЖДЕНИЯ

Наслаждение лечит
Наслаждение защищает от неприятностей
Люди в хорошем настроении большего достигают в жизни
Способность наслаждаться улучшает межличностные отношения

Глава 3. ЧТО МЕШАЕТ НАСЛАЖДЕНИЮ?

НЕКОТОРЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО НАСЛАЖДЕНИЯ

Наслаждение стоит больших денег
Чем больше - тем лучше. Малым не насытишься
Злоупотребление субстанцией
Не всем дано быть счастливыми
Там хорошо, где нас нет. Раньше было лучше

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО НЕКОТОРЫЕ ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С НАСЛАЖДЕНИЕМ

Глава 4. ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Принципы поведенческого тренинга наслаждения
Цели и задачи тренинга
Название программы
Тренинг наслаждения в группе - нелегкое дело
Методы тренинга наслаждения

ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ

Знакомство участников
Знакомство с программой
Личные цели участников
Правила группы

ПРАВИЛА НАСЛАЖДЕНИЯ

Наслаждение требует времени
Наслаждению служит повседневная жизнь
Каждому - своё
Само собой наслаждение не приходит
Позволь себе наслаждаться
Чем меньше, тем больше
Опыт предшествует наслаждению
Наслаждение внутри нас
Разделенное наслаждение - наслаждение вдвойне
Наслаждению нужно учиться

КИРПИЧИКИ НАСЛАЖДЕНИЯ

Запахи
Прикосновения
Вкус
Зрительные образы
Приятные звуки
Промежуточное обсуждение

НИШИ НАСЛАЖДЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЕ В МЫСЛЯХ

Переписанная биография
Оптимизм - приятная штука
Стресс и неудачи - основа успеха
Позитивная оценка развития
Позитивная реакция на критику
Хорошее в плохом
Поиск наилучшей альтернативы
Принятие похвалы
Самоподкрепление

НАСЛАЖДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЯХ
НАСЛАЖДЕНИЕ В ЛЮДЯХ
УМЕНИЕ СКАЗАТЬ "ДА"

Позитивные планы
Социально-когнитивная теория Джулиана Роттера

ВРЕМЯ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАСЛАЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ НАСЛАЖДЕНИЯ

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Правила группы
2. Правила наслаждения
3. Критерии цели, создающей удовольствие
4. Критерии цели, не приносящей удовольствие

Упражнения

Глава 1

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В большей или меньшей степени люди всегда учили детей радоваться жизни и получать удовольствие от различных ее проявлений. Целые философские школы концентрировались на важности умения наслаждаться в жизни человека и общества. Странно, но утверждение о том, что человек достоин счастья и радости, удовольствия и наслаждения, до сих пор часто вызывает скрытый или явный протест в душах многих наших современников. И они не одиноки. В истории и в жизни каждого из нас достаточно примеров осознанного стремления доставить как можно большему количеству людей боль, устыдить, напугать, обвинить и обидеть. Часто создается впечатление, что есть люди, которые удовольствие видят именно в несчастье окружающих. Но это – лишь новый повод к тому, чтобы научить этих людей получать удовольствие тогда, когда хорошо окружающим, радоваться наслаждению других так же, как если бы удовольствие получали они сами.

Боль и страдания, несчастье и болезнь – с этими неприятными вещами человечество борется уже давно и небезуспешно. Но часто бывает недостаточно вылечить человека, избавить его от боли, нужно еще и научить человека радоваться жизни. Иными словами, болезнь и несчастье вполне могут сосуществовать с радостью и удовольствием, и не всегда уменьшение боли автоматически означает прирост радости и хорошего настроения. История разработки программ тренинга наслаждения и опыт экспериментального исследования эффективности его использования свидетельствуют о том, что умение получать удовольствие от жизни позитивно сказывается на физическом и психическом здоровье человека, на благополучии его семьи, на результатах труда. Человек, который хорошо себя чувствует, пребывает в хорошем настроении, лучше работает, поднимает настроение у окружающих, реже болеет и менее склонен к агрессии и деструкции. Иными словами, есть все основания учить людей наслаждаться жизнью, радоваться происходящему с ними и вокруг них.

Странно, что такая простая мысль долгое время не приходила на ум психологам и психотерапевтам. Симптоматический и каузально ориентированный подходы в психотерапии до сих пор занимают главенствующее место как в структуре психологической помощи, так и в повседневной жизни. Психологи чаще анализируют причины возникновения психических отклонений и их симптомы, вместо того чтобы учить клиентов свободной от симптомов жизни. Родители чаще учат детей замечать ошибки и неприятности и значительно реже приучают радоваться любому моменту и видеть позитивное в других и в мире.

Вероятно, здесь следует пояснить различие, которое существует между каузальным, симптоматическим и асимптоматическим подходами к психологической помощи.

АСИМПТОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ И ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ

Развитие психотерапии как таковой было связано с многочисленными попытками врачей-психоаналитиков найти причины возникновения психических нарушений. Часто для этого приходилось надолго погружаться в анализ скрытых в подсознательном ранних травм и несчастий, уходить далеко в прошлое и там искать боль и страдание, которые мешают жить взрослому человеку. Были детально разработаны и получили широкое признание в обществе способы выяснения причин, ведущих к страданиям. На многие года каузальный (причинный) подход стал стандартным методом психологической помощи. Однако было и много сомневающихся в том, что выявление причинно-следственных связей в психике человека вообще возможно. Слишком сложно устроена психика, слишком много взаимосвязей и взаимозависимостей в ней – настолько много, что часто установить причину того или иного следствия очень и очень затруднительно.

Несмотря на эти сомнения, лишь в 50-е годы XX века появилось новое направление в психотерапии, которое составило реальную конкуренцию психоанализу. Это поведенческая (бихевиоральная) терапия. Психотерапевты поведенческой школы сконцентрировались на изучении симптомов психических нарушений на уровне реально наблюдаемого поведения. В основу терапии была положена идея о том, что устранение или замещение болезненных симптомов вполне возможно произвести без знания их причин, оставшихся в далеком прошлом. С опорой на достижения экспериментальной психологии были разработаны ориентированные на симптом методы психотерапии. Споры об эффективности каузального и симптоматического подходов в психотерапии с переменным успехом продолжаются и сейчас.

Параллельно развивалось, конечно, и множество других методов психотерапии. Мы не будем здесь подробно останавливаться на их анализе, лишь отметим, что часть из них, такие как, например, танцевальная терапия или терапия творческим самовыражением, вообще не концентрировались на причинах и симптомах. В качестве механизма психотерапевтического вмешательства использовалась замещающая деятельность, не имеющая отношения ни к первому, ни ко второму. Часто такие способы психотерапии называют асимптоматическими (несимптоматическими).

В рамках поведенческой (бихевиоральной) терапии и тренинга асимптоматический подход появился сравнительно недавно в виде тренинга удовольствия (наслаждения).

В том, что именно поведенческая терапия дала толчок развитию тренинга наслаждения, нет ничего странного. В работах одного из основателей этого подхода – Берреса Ф. Скиннера – было убедительно показано, что подкрепление и связанные с ним положительные эмоции приводят к развитию, приобретению новых навыков и формируют инициативу в социальных контактах и качество, которое позже было названо психологами мотивацией достижения [1]. Уже на заре развития поведенческой терапии общее и целенаправленное подкрепление признавалось центральным методом этой формы психотерапии, методом, не имеющим никаких противопоказаний и абсолютно безболезненным. Позже обучение навыкам целенаправленного подкрепления стало центральным пунктом многих программ тренинга родителей и воспитателей.

Но, к сожалению, сегодняшняя реальность такова, что в практике воспитания превалируют штраф, критика, наказание и дети очень прочно усваивают именно аверсивные, негативные способы управления собой и другими. Массированное самонаказание и привычная, а часто и навязчивая, самокритика скрывают от сознания человека то позитивное, что, без сомнения, есть в каждом его поступке, в каждом мгновении жизни, в каждом из окружающих его людей.

В 80-е годы XX века немецкий психолог Райнер Лутц обратил внимание на то, что релаксационные упражнения, расслабления часто вызывают у человека некоторый комплекс приятных чувств, повышают настроение, особенно в том случае, если обращать внимание на приятные ощущения, связанные с релаксацией. Лутц предложил руководству университетской клиники применить релаксационные упражнения при лечении депрессивных расстройств. Эта его идея очень удивила врачей. Им казалось совершенно бессмысленным использовать релаксацию для лечения людей, и без того потерявших инициативу и волю к жизни. Лутц же настаивал на том, что приятные ощущения, связанные с релаксацией, помогут депрессивным больным вспомнить приятные моменты их жизни, улучшат их эмоциональное состояние. Руководство клиники решило пойти на эксперимент, и эксперимент удался. Умение извлекать удовольствие из спокойствия и отсутствия инициативы действительно помогло многим. Коллега Луща из Южной Германии психолог Штойер применил тот же подход (фактически тренинг наслаждения) в лечении молодых людей, которым недавно был поставлен диагноз "шизофрения". Этот опыт дал положительные результаты, и с тех пор тренинг наслаждения получил очень широкое распространение. Его используют в терапии алкоголизма, депрессии, сексуальных расстройств, неуверенности в себе, применяют в общесоматических клиниках для облегчения мучений людей, страдающих от невыносимых болей, для безнадежно больных. За последние двадцать лет тренинг наслаждения заслужил статус стандартной программы поведенческой психотерапии, признанной многими официальными структурами системы образования (за рубежами России).

В 1983 году для обозначения позитивных эмоций, мыслей и моделей поведения, то есть тех, которые собственно и составляют цель тренинга наслаждения, Райнер Лутц предложил термин "эутимное поведение". [2] Под эутимным поведением с той поры понимаются все мысли, действия и чувства, которые "приятны душе" и хороши для человека. Позже термин был распространен на целый ряд методов поведенческой психотерапии, и под "эутимной терапией" стали понимать приемы, ориентированные на развитие навыков поведения, приносящего удовольствие клиенту и окружающим его людям. Тренинг наслаждения на сегодняшний день служит наиболее часто используемым и хорошо себя зарекомендовавшим методом эутимной терапии.

Эутимная терапия – вид поведенческой психотерапии, ставящий своей целью развитие когнитивных и поведенческих приемов получения удовольствия и достижения хорошего самочувствия.

Этот тренинг уже помог найти радость в жизни многим и многим людям за рубежом и вполне достоин того, чтобы использовать его для помощи нашим соотечественникам. Конечно, так же как и в других подходах, тренинг наслаждения базируется на ряде философских, психологических и методических оснований.

Глава 2

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Итак, тренинг наслаждения основан на определенных, не всегда однозначных, философских и психологических, теоретических и экспериментальных соображениях. Вообще, все, что связано с наслаждением, вызывает живой интерес людей и часто ведет к жарким спорам. Участники групп тренинга наслаждения тоже не всегда сходятся во мнениях относительно роли и места наслаждения в их жизни.

Тем важнее нам самим определиться в позициях относительно этой захватывающей темы.

Наши рекомендации