Иллюстрация к работе со снами: монастырь 1 страница

Четырехфазовый подход к работе со снами

Прежде чем мы приступим в первой фазе, следует дать краткий обзор всех четырех фаз, о которых речь пойдет ниже. Вот эти фазы:
Поиск ассоциаций.
Привязка образов из снов к внутренней динамике.
Толкование.
Отправление ритуалов с целью конкретизации сна.
Фаза первая: посредством поиска ассоциаций, которые вырастают из нашего бессознательного в ответ на появление в нашем сне определенных образов, мы образуем основу для толкования сна. Каждый сон состоит из цепочки образов, так что наша работа начинается с определения того, что значат эти образы.
Фаза вторая: мы ищем и находим те части наших внутренних "я", которые представляют образы из сна.Внутри себя мы обнаруживаем динамическую работу, символизирующую ситуацию из сна.
Третья фаза - толкование: мы складываем воедино информацию, полученную нами в ходе двух первых фаз, и осознаем смысл сна, взятого как единое целое.
Фаза четвертая: мы овладеваем отправлением ритуалов, которые сделают сон более осознанным, более четко донесут его смысл до нашего разума и придадут ему конкретность непосредственного физического ощущения. Перед достижением четвертой фазы мы обсудим ту пользу, которую ритуалы могут принести нам в деле восстановления связи с бессознательным.
Итак, вооружившись этой картой-схемой, мы начинаем наш путь с первой фазы.

Фаза первая: ассоциации

Иллюстрация к работе со снами: монастырь 1 страница - student2.ru

Фаза первая: ассоциации
Для каждого возникшего во снесимвола бессознательное готово предоставить нам ассоциации, которые объяснятего значение. Бессознательное содержит в себе информацию по каждомупорожденному им символу: следовательно, символический язык бессознательногоможно расшифровать. Решение наших проблем начинается с осмысления ассоциаций,которые непроизвольно возникают у нас в качестве реакции на появление символов.
Во-первых, вспомните ваш сон изапишите все ассоциации, которые возникают в связи с каждым образом из этогосна. Во сне могут присутствовать персонажи, предметы, ситуации, цвета, звукиили речь. Каждая из этих вещей является для нас индивидуальным образом итребует отдельного анализа.
Принцип действий таков:записываете образ, который первым появился в вашем сне, затем спрашиваете себя:"Какие чувства вызывает у меня этот образ? Какие слова или мысли приходятмне на ум, когда я гляжу на него?" Ваша ассоциация - это любоеслово, мысль, картинка, чувство или воспоминание, которое возникает в вашеммозгу сразу же, как вы видите данный образ из вашего сна. Это может бытьбуквально все, что угодно, с чем вы непроизвольно связываете данныйобраз.
Как правило, каждый образвызывает несколько ассоциаций. В связи с каждым образом на ум приходитопределенный человек, слово, фраза или воспоминание. Запишите все ассоциации,непосредственно вызванные данным образом. Затем вернитесь к образу и подумайтенад тем, с чем еще он у вас ассоциируется. Продолжайте возвращаться к образуснова и снова, и записывайте все ассоциации, возникающие в вашем мозгу. Толькопосле того, как вы запишите все ассоциации, которые у вас вызывает данныйобраз, вы можете переходить к следующему образу и все начинать сначала.
Поначалу этот процесс можетпоказаться слишком длительным и утомительным. Но после того как вы проделаетеего несколько раз и почувствуете удивительную способность этого методаоткрывать вам значение символов из ваших снов, вы поймете, что игра стоит свеч.Вы также начнете понимать, почему символы обладают такой властью надчеловеческими существами: символы непроизвольно связывают нас с глубиннойчастью нашего существа, с которой мы жаждем прикоснуться.
На данном этапе вы не должныпытаться определить, какая именно ассоциация является, так сказать,"правильной" Зачастую ассоциация, которая возникает первой и потомукажется наиболее очевидной, в процессе последующей работы отметается.Бессознательное не идет по пути эго-логики, а ассоциация, которая поначалукажется глупой, неуместной и нерациональной, при ближайшем рассмотрении можетоказаться именно такой, которая имеет наибольший смысл. Бывает и так, что всевозникшие в связи с вашим сном ассоциации оказываются значительными, хотяпоначалу они кажутся противоречащими друг другу. Вот поэтому и не пытайтесь наданном этапе остановить свой выбор на какой-либо из них. Просто запишите их.
Предположим, вам приснился сон, которыйначинается следующим образом: "Я нахожусь в голубой комнате". Первыйобраз, с которым вам приходится иметь дело, - голубой цвет. Этот цвет может увас вызвать следующие ассоциации:
Голубой: Цвет грусти и тоски (Уменя тоска, хандра). Голубая луна.
Цвет ясности: холодное,отстраненное сознание, контрастирующее с живым, эмоциональным. Мой голубойсвитер. (Я люблю носить вещи голубого цвета).
Гостиная моей бабушки. (Вечноголубая). Голубой - голубь. "Голубая кровь" - честь и верность.
Нет ничего случайного в том, чтобессознательное одну сцену окрашивает в голубые тона, а другую - в красные иличерные. Голубой цвет использован потому, что именно этот цвет выражает динамикуработы бессознательного в данный момент. Смысл, который бессознательное вкладываетв голубой цвет, можно отыскать среди ассоциаций, порожденных бессознательным всвязи с этим образом.
В зависимости от того, кемявляется сновидящий, этот цвет может представлять ясное и отвлеченноесозерцание. В ходе третьей фазы, когда будет дано толкование этого символа,может оказаться, что смысл его заключается в том, что человеку, находящемуся вовласти эмоций, следует быть более рассудительным. А для другого человекапоявление голубого цвета может означать то, что его жизнь слишком размеренная, чтоему недостает красного цвета энергии и определенной доли безумства.
Для одного человека голубаякомната может представлять ощущение угнетенности (в данном случае голубой можетсоответствовать расхожему представлению о нем, как о "цвете грусти").А лично у вас может возникнуть ассоциация, соответствующая вашей обычнойреакции на этот цвет: "Я чувствую себя очень спокойно, когда меня окружаютвещи голубого цвета".
То, что ассоциация можетпоказаться вам притянутой за уши, не имеет никакого значения. На этой стадииработы со снами вы просто получаете информацию от бессознательного. В сущности,вы спрашиваете бессознательное: "Какой смысл ты вкладываешь в порожденныйтобою же символ?". Каждый человек реагирует на символы совершеннопо-разному. Задача состоит в том, чтобы отыскать свои собственные уникальныеассоциации, а не такие, какими они должны быть по мнению кого-то, кто прочиталкнижку по психологии. Так что не пугайтесь своих ассоциаций; не подвергайте ихцензуре; не старайтесь представить их в более изящном или "приличном"виде. Просто принимайте их такими, какие они есть.
Поиск непосредственных ассоциаций
Всякий раз, когда у вас возникаетассоциация, обязательно возвращайтесь к первоначальному образу из сна. Ищитеновую ассоциацию, отталкиваясь от первоначального образа. Всегда возвращайтеськ первоначальному образу и начинайте новый поиск только с него. Не выстраивайтеиз ассоциаций никаких "цепочек".
"Цепочка" ассоциацийобразуется в том случае, когда очередной ассоциацией мы осуществляем связь спредыдущей, а не с первоначальным образом (это так называемая "свободнаяассоциация"). У вас возникает одна ассоциация, затем в связи с нейрождается следующая, которая, в свою очередь, порождает третью ассоциацию и такдалее, пока не образуется целая цепочка ассоциаций. В этом случае мы больше невозвращаемся к первоначальному образу.
Например, цепочка ассоциацийможет выглядеть следующим образом:
голубой - печаль - больница -тетя Дженни - яблочный пирог - теплая кухня.
Вы можете видеть, что эта цепочкавсе дальше и дальше уводит вас от первоначального образа - голубого цвета.Добравшись до "тети Дженни", вы уже потеряли всякую связь с голубымцветом.
Правильный метод можно изобразитьв форме колеса, в котором образ из сна является ступицей, а ассоциации - спицами.Все ассоциации происходят из первоначального образа. Прежде чем отправиться напоиски очередной ассоциации, мы всегда возвращаемся к центру колеса. Я знаюодну женщину, которая при анализе своих снов всегда применяет этот метод,представляя каждый образ центром колеса.


Будьте осторожны с разговорными словечками
Многие ассоциации непроизвольнопринимают форму разговорных словечек. Бессознательное часто использует символы,которые наталкивают на разговорные выражения типа "тоска зеленая".Происходит это потому, что разговорные выражения пришли к нам из глубокойдревности, когда наш язык был более богат конкретной образностью и был болееблизок к архетипам. Разговорные выражения породила простая,"приземленная", повседневная жизнь. Потому они и являютсявеликолепным языком для неосознанного.
Одним из наиболее расхожихпримеров являются полеты во сне. Если вы обнаружили, что летаете во сне, то этоможет вызвать в вашем мозгу целую кучу разговорных выражений типа: "я -птица высокого полета", "я витаю в облаках", "я долженспуститься с небес на землю".
Все эти броские фразы выражаютсостояние, которое мы называем "раздутием". Эго раздувается, когда мызастреваем в энергетической системе, когда мы погружаемся в идеал илиабстракцию, забывая об обычной человечности, когда эго отождествлялось сархетипом, оно "раздувается" и утрачивает ощущение всякой меры. Тогдамы начинаем "витать в облаках" и единственный выход "спуститьсяс облаков".
Точно так же, когда во сне идетречь о том, что у кого-то "дым из ноздрей валит", то мы сразупонимаем, что имеет в виду персонаж из нашего сна. Если в вашем сне появляетсядрагоценный камень, вы можете предположить, что сон повествует о каких-то вашихдрагоценных качествах. С другой стороны, если во сне раздается фраза: "Он- козел!" - то вам тоже следует задуматься над своим поведением.

Метод "щелчка"
Все вышесказанное вынуждает насзадать следующий вопрос: каким образом производится отбор ассоциаций? Какая изних приведет нас к правильному толкованию сна?
На этот вопрос Юнг дал ответ,который звучит обманчиво просто, он сказал, что одна из ассоциаций"ЩЕЛКНЕТ"! Пока вы обдумываете все ваши ассоциации, одна из нихгенерирует внутри вас большое количество энергии. Вы увидите, как она совпадаетс другими символами из вашего сна. Или вы можете почувствовать неприятныеощущения в каком-нибудь болезненном месте. Благодаря этой ассоциации, вы можетеразглядеть в себе нечто такое, на что раньше не обращали внимания. В этотмомент где-то в глубине вашей души моментально рождается ощущение: "Онасовпала! Она щелкнула!".
Хотя этот метод и выглядит оченьпростым, он вполне надежен. Помните, что сны созданы из энергии. Для того чтобывникнуть в смысл явившегося во сне символа, нужно отправиться туда, гденаходится энергия - ассоциации, которая выносит большую волну энергии.Назначением любого символа является пробуждение нашего сознания. Любой символорганически связан с энергетическими системами, глубоко скрытыми в субстратебессознательного. Когда вы входите в контакт с тем, что очень близко кисточнику энергии, летят искры. Это примерно то же самое, что прикоснуться коголенному электрическому проводу. Вы интуитивно чувствуете, что приобщились кскрытой под поверхностью вашего сна энергии: ассоциация "щелкнула".
В некоторых случаях поначалубывает не очень понятно, какая именно ассоциация наиболее полезна для пониманиявашего сна. В этом случае рекомендуется на какое-то время оставить данныйсимвол в покое и перейти к следующему. Не зацикливайтесь на каком-то одномзначении символа, оставайтесь открытыми для других вариантов до тех пор, покане начнете составлять общую картину сна. К пониманию символов нужно приходитьестественным путем, без усилий, без поспешных выводов.

Иллюстрация к работе со снами: монастырь

В качестве примера поиска ассоциациймы приведем нижеследующий сон и несколько подлинных ассоциаций, которыесновидящая отметила в своей записной книжке во время работы над ним. Ввидутого, что мы ограничены во времени и объеме данной книги, я поясню тольконесколько образов из ее сна в связи с вызванными ими ассоциациями.
Женщина, которой приснился этотсон, происходит из итальянской католической семьи. Достигнув зрелого возраста,она взбунтовалась против национальных традиций и религии своего детства. Онаувлеклась философией и практикой дзэн-буддизма. Этот сон стал сигналом квозвращению к ее религиозным и национальным корням, но уже с позиций взрослогочеловека. Он доказал ей, что она может соединить внутри себя Восток и Запад,что вполне соответствовало ее характеру.

Сон.
Я нахожусь в монастыре, впристроенной к часовне комнате или келье. От людей и от зала часовни меняотделяет железная решетка. Начинается месса. В моей келье, кроме меня, никогонет. Я сижу со скрещенными ногами, как сидят дзэн-буддисты, но в руках я держучетки. Я слышу бормотание людей за решеткой. Их голоса полны покоя. Я закрываюглаза и тоже получаю причастие, хотя в физическом смысле никто и ничто непроникает в мою келью. Месса заканчивается. Я догадываюсь, что за стеной моейкельи расцветают цветы. Я чувствую полный покой.
Фаза первая: мои ассоциации.
Монастырь. Религиозная жизнь: официальнаярелигиозная жизнь; люди, жившие со мной по соседству; религия моего детства;созерцание; жертвоприношение; средневековые монастыри в Италии и Испании;отделенность от мира; дзен-монастырь, в который я чуть было не ушла.
Комната/келья. Вместилище; матка; клетка -основной компонент живых форм; защита; отчужденность от коллектива;индивидуация; тропа, по которой каждый должен пройти в одиночку, не рассчитываяна помощь коллектива.
Месса. Коллективная форма религиознойжизни; групповое обращение к Богу при посредничестве священника; формарелигиозной жизни моего конкретного коллектива; форма, которую мне нужноиндивидуализировать. Первый шаг уже сделан - я могу участвовать в религиозной жизни, но при этом не отождествлять себя с коллективной внешней формойвнутренней жизни.
Причастие. Тайная Вечеря, жертвоприношениеХриста, священный символ, пение во время причастия, которое я всегданенавидела; обморок во время трехчасового поста; мистическое единение; статьчастью чего-то целого; транссубстанциация=трансформация; превращение в нефизическуюформу=ощущение, испытанное на внутреннем плане, личное, а не коллективное.
Дзэн. Упражнения по достижениюполной неподвижности; ощущение духовного родства, которое я испытала в первыйже день занятий; учение без догм; предпочтение опыта доктрине;противоположность тому, чему меня учили в детстве; ощущение грусти, посетившееменя тогда, когда я поняла, что не могу "быть членом" и дзэнского коллективатоже: дзэнский монастырь, которому я должна была сказать "нет".
Решетка. Отделенность; частичнаяотделенность; взаимодействие с коллективным миром, но взаимодействие это -дифференцированное; отдельная личность; отдельное сознание.
На этом примере вы можетеувидеть, какое богатство материала мы непроизвольно черпаем избессознательного, когда по-настоящему сосредоточимся на образе из сна и отыщемвсе возможные связанные с ним ассоциации. У нас в руках огромное количествоматериала, несмотря на то, что мы поработали всего только с несколькимиобразами.
Если вы внимательно следили заассоциациями этой женщины, то вы уже могли заметить основные связи междуобразами и различными ассоциациями, которые все вместе образуют единую картину.Вы увидите, как эти ассоциации, в конце концов, приведут к толкованию этойкартины.
Этот сон сообщил"сновидящей" о ее праве быть индивидуальностью и необходимостизащищать это право. Сон подчеркнул, что религия имеет в ее жизни большоезначение; она должна приобщаться к религиозным тайнам, но при этом не должнаотождествлять себя с какой-то конкретной, внешней, коллективной версиейрелигии. Во сне она принимала участие в религиозном обряде, но была отделена отдругих людей и их коллективной версии религиозного ощущения. Она поступала такне потому, что была снобом, а потому, что по-другому поступать она просто немогла.
Тот факт, что она получилапричастие без всякого физического контакта, был очень существенным дляпонимания ее сна. Она испытала непосредственный контакт с Богом, трансформацию,но испытала она его внутри себя и по-своему, не отождествляя его сколлективной, цивилизованной версией этого ощущения. В ходе поиска ассоциацийона вспомнила, что подумывала об уходе в буддистский монастырь, чтобы получитьвозможность стать членом коллектива и следовать по определенному коллективомпути. Но она не смогла себя заставить это сделать точно так же, как она несмогла бы это сделать в случае с католическим монастырем.
Сон сообщил ей хорошую новость,что она может вернуться к своему католическому и христианскому наследию, но приэтом по-новому осмыслить его и понять саму суть цивилизованных и коллективныхформ. Она может жить в коллективе и при этом не раствориться в нем. Она можетпринимать участие в чем угодно, но при этом идти своим собственным неповторимымпутем.
В цветах, которые в конце мессырасцвели под стеной ее кельи, она узнала символ новой жизни и нового сознания,которые стали результатом произошедшего во сне синтеза религии ее детства идуховных ощущений ее зрелости. Если выражаться более точно, то цветы являютсясимволом самого синтеза. Подобный символ указывает на тот архетип, то"я", которое поднимается над противоположностями и обнажает ихреально существующее единство.
Цветы являются символом не толькоженского начала, но и объединенного "я": в христианстве розасимволизирует Христа; в восточных религиях лотос с тысячью лепестковсимволизирует Единого. Сновидящая, путем которой является спокойствие,заставила цветок "я" расцвести в своей жизни. Она отыскала универсальноезерно духа, которое является центром как христианства, так и дзэн-буддизма, ипри этом стоит выше обеих этих религий и не отождествляется с внешней формой ниодной из них.
После того, как женщина увиделаэтот сон, в ее жизни произошли определенные знаменательные события. Когда мы дойдем до четвертой фазы работы со снами, которая заключается в отправленииритуала, направленного на выражение смысла сновидения, мы еще вернемся ко сну"Монастырь". Выполненный "сновидящей" сна ритуал ипоследовавшие за этим события очень поучительны.

Расширение архетипа
Существует еще один способ поискаассоциаций, вызванный явившимися во сне образами: расширение архетипа. Воснове своей, это процесс сбора информации о появляющихся в наших снахархетипах, который заключается в использовании таких источников как мифы,сказки и древние религиозные традиции.
Я уже привел вам простой примерэтого метода, когда рассказывал о сне "Монастырь". Цветы, выросшиепод стеной кельи, вызвали у меня непроизвольную ассоциацию с их ролью вхристианстве, буддизме и других религиях в качестве символов архетипического"я". Что, в свою очередь, навело нас на информацию о "я",которую мы уже имели: функция "я" состоит в том, чтобы стоять надпротивоположностями, объединять их и складывать отдельные фрагменты нашейполной личности в единое целое. А это, конечно, внесло большой вклад в нашеощущение смысла и силы сна.
Юнг осознал существованиеархетипов, когда заметил, что изначальные символы из древних мифов и религийпоявляются в снах современных людей. Он был потрясен, когда обнаружил, чтопоявляющиеся в снах его современников образы являются очень древними символами,принадлежащими совершенно другой цивилизации, о которых осознающий разум"сновидящих" снов ничего не мог знать. Оттолкнувшись от этогооткрытия, он начал понимать, что наши сны обращаются к универсальным,изначальным источникам, глубоко скрытым в коллективном бессознательном всегочеловечества. Мы более ясно понимаем, насколько символы из наших снов связаны сэтими всемирными потоками энергии, когда мы, подобно Юнгу, наталкиваемся на теже самые символы в мифах, религиозных традициях и других древних источниках.
Появляется возможность обратитьсяк мифу, в котором появился архетип, и отыскать коллективные ассоциации, которыеэтот архетип вызывал у человечества в целом. Мы можем обнаружить в мифе всенаши качества, которые содержатся в архетипе и ассоциируются с его символами.
Юнг продемонстрировал, что мифы исказки, точно так же, как и сны, являются символическими проявлениями бессознательного.В определенном смысле они являются коллективными снами человеческой расы(скорее всего, что отражают коллективное бессознательное племени, народа, расы,а не личное бессознательное конкретного индивидуума). Таким образом, мифыявляются богатым источником информации по архетипам. Они родились впредсознательную эру, когда человечество было ближе к своим архетипическимкорням. Информацию по архетипам можно получить также из эзотерическихфилософских традиций типа средневековой алхимии и древней астрологии.
Архетип, который появляется ввашем сне, представляет собой универсальное качество, поток энергии,проникающий в каждое человеческое существо. Если архетип универсален, тоуниверсальны и созданные им образы. Каждый архетип стремится выразить себяхарактерными только для него символами.
Например, образ Старого Мудрецаприсутствует во всех цивилизациях и расах. Его образ кочует из мифа в миф, изцивилизации в цивилизацию. Но, как только вы научитесь узнавать его, вы сможетеувидеть его и в снах индуса, и в снах представителя западной цивилизации.
Он может принять форму СвятогоПетра, держащего ключи от рая, как это было в одном из снов Юнга. Он можетявиться олицетворением Бога-Отца, как это было в видении Микеланджело,запечатленным им на потолке Сикстинской Часовни; буддисту он может приснитьсякак роши (учитель) или бодхисатва (полубог);индусу - как гуру или суньясин (святой-аскет).
У всех символов Мудреца есть однообщее качество - ощущение мудрости, которая вечна в том смысле, что находитсявне каких-либо временных рамок. Вот его образ из современного мифа, созданногоДж.Р.Толкеном:
"Его волосы были цвета ночи,но седина уже возложила на них серебреную диадему; его серые глаза напоминали обезоблачном вечере, а свет в них был подобен свету звезд. Он выгляделдостопочтенным, как король, процарствовавший немало зим, и сильным, как опытныйвоин в пике своей формы..." (Толкен, Братство Кольца).
Расширение человеком архетипаначинается с того, что человек осознает присутствие архетипа в своем сне. Сон,в котором появился архетип, зачастую обладает мифическим качеством. В таком сневместо сцен повседневной жизни возникают сцены, напоминающие о древних временахили сказках. Вы можете оказаться в Багдаде в легендарные времена чародеев иковров-самолетов. Мифический сон можно определить и по тому, что присутствующиев нем вещи либо больше, либо меньше своего реального размера. Архетипы могутпредстать и в образе неземных животных; говорящих львов, грифонов, драконов,крылатых лошадей.
Архетипические фигуры частообладают аурой царственности или божественности. Древние грекиперсонифицировали архетипы в образах богов, создавших мир и обрисовавшихконтуры судьбы, или в образах героев, вынужденных бороться с теми силами,которые боги привели в движение.
Такое качество человеческойприроды, как Великая Мать, проявляется в образе Афродиты - богини чувственнойлюбви, Геры - богини дома и очага, Деметры - богини земледелия. Обратившись кИндии, мы обнаружим Великую Мать в образе Кали, ужасной богини, способной как благодетельствовать,так и уничтожать, как давать жизнь, так и отнимать ее в соответствии с вечнымциклом природы.
Эти проявления великих архетиповвозникают в снах простых смертных. Каждый из нас является каналом, черезкоторый эти архетипические силы могут пробраться в конкретное бытие. Нашимифизическими жизнями мы воплощаем архетипы. Жизнь конкретного индивидуумапредставляет собой вместилище, в котором архетипы материализуются наповерхности земли; поле боя, на котором они ведут свои вечные космическиесражения; сцену, на которой они ставят тот всемирный спектакль, которым, всущности, и является человеческая жизнь.
Как только мы поймем, что даннаяфигура является архетипом, мы должны сразу же обратиться к мифам и другимисточникам, в которых появляется этот архетип. Фигура или событие из вашего снамогут высветить в памяти отрывок из Библии или легенду времен Короля Артура. Выобращаетесь к источнику для того, чтобы посмотреть, что он говорит о томархетипе, который появился в вашем сне. Каковы его характеристики? Какова егороль в человеческой жизни? Например, если это Великая Мать, то вы должныобратиться к греческим мифам, посвященным персонифицирующей ее богине,индусским сказаниям о Кали, к различным повествованиям о Непорочной Деве.
Накапливая информацию о фигуре извашего сна, вы должны делать то же самое, что вы делали во время поискаассоциаций: записать ассоциации, которые возникают у вас в связи с обращением кисточникам. Если эти ассоциации высвобождают находящуюся в вас энергию, еслиони разумны, то попытайтесь их использовать. Узнайте, что они могут сказать отом, кто вы есть и какие силы действуют внутри вас.

Личные ассоциации
Сейчас самое время посоветоватьвам не пытаться заменить ваши личные ассоциации так называемыми сонниками исловарями символов.
Многие люди бездумно обращаются ксловарю символов каждый раз, когда они пытаются разобраться в своихсновидениях. Они находят в словаре все образы из своего сна, выписываютстандартные значения, которые предлагает словарь, и считают, что "истолковали"свой сон. Если вы будете пользоваться такой методикой, то вы никогда не узнаетесмысл того специфического послания, которое ваш сон пытается вам передать.
Эта методика основана наошибочном предположении: каждый символ обладает одним, стандартным, общимзначением, которое верно для любого сна и любого человека. Как было бы хорошо,если бы это было действительно так; но это - не так.
"Абсолютной глупостьюявляется вера в существование готовых, систематизированных справочников потолкованию снов, в которые можно просто заглянуть и отыскать любой конкретныйсимвол. Ни один образ из сна не может быть отделен от того индивидуума,которому этот сон приснился... Бессознательное каждого индивидуума настолькоиндивидуально дополняет или компенсирует его осознающий разум, что невозможно суверенностью указать вероятность какой бы то ни было классификации снов и ихсимволов...
Действительно, существуюттипичные и часто встречающиеся сны и отдельные символы (я предпочитаю называтьих "мотивами"). К таковым относятся падения, полеты, напряженный бегк недосягаемой цели... Но я должен снова подчеркнуть, что эти мотивы следуетрассматривать только в контексте сна, что сами по себе они ничего необъясняют".*
* Jung. Man and His Symbols, p. 53.
Каждый символ из вашего сна имеетособое, индивидуальное значение, которое относится только к вам точно так же,как и сам сон принадлежит исключительно вам и больше никому. Даже если символобладает коллективным или универсальным значением, в вашем случае он имеетособый подтекст и может быть полностью истолкован только с ваших позиций.
Вот почему тщательная отработкапервой фазы имеет такое большое значение. Ищите ваши собственные ассоциации,те, которые приходят из вашего подсознания. Не пытайтесь заменить ихстандартизированными толкованиями.
Этот совет приобретает ещебольшее значение, когда мы приступает к расширению архетипа. Человек можетнастолько увлечься поиском связей с мифами, что может позабыть о своихсобственных ассоциациях. В этот момент и возникает сильное искушение обратитьсяк словарю символов, прочитать, что говорится в мифах по поводу данного символа,и на этом успокоиться.
Если я не нашел своей личной связис архетипом, то вся эта работа не имеет никакого смысла. Архетип присутствуетво мне, действует посредством меня, проживает свою жизнь в моей жизни. Когда онпоявляется в моем сне, это является признаком того, что что-то происходит междумоим эго и этим архетипом (что-то пытается проявиться). Я должен определить,что это такое и каким образом оно относится к моей сегодняшней жизни.
Недостаточно сказать: "А-а,это символ Великой Матери!" Недостаточно навесить на образ из сна ВеликуюМать, anima, тень, после чего распрощаться сэтим образом. Мы должны идти дальше. Мы должны спросить: "Что этот архетипделает в моей сегодняшней личной жизни? Какое отношение он имеет ко мне как кличности?".
Строго говоря, никто не должензаниматься изучением мифов, сравнительным религиоведением, алхимией и т.д.чтобы обнаружить универсальный уровень значения данного символа. Еслибессознательное использует символ, оно изначально содержит в себе значениеэтого символа. Оно уже знает, что ему надо сказать в связи с этим символом.Стало быть, если вы ищите свои собственные ассоциации в связи с образом извашего сна, то бессознательное рано или поздно предоставит вам соответствующиеархетипические связи.
Тем не менее, весьма полезнознать, что данный символ значил для других людей и каким образом он появился вих коллективных мифах и легендах. Наличие таких знаний может ускорить вашуработу. Оно может также послужить подтверждением ваших личных, непроизвольнородившихся ассоциаций.источник

Фаза вторая: динамика

Фаза вторая: динамика

Во второй фазе мы привязываем каждый образ из нашего сна к специфической динамике нашей внутренней жизни. Мы отождествляем части нашего внутреннего "я", которые появляются во сне в форме образов.
Для установления таких связей у нас имеется весьма основательная причина: нам необходимо понять, о чем говорит ситуация из нашего сна, то есть выяснить, что именно происходит внутри нас.Если мы не смогли привязать сон к каким-то специфическим событиям, ощущениям и прочей динамике нашей жизни, то этот сон не имел смысла. Он был чистым развлечением.
Чтобы сделать это, мы возвратимся к самому началу и займемся каждым образом в отдельности. Каждому образу должны сопутствовать следующие вопросы: "Какую часть меня он представляет? Где в последнее время я видел его действующим в моей жизни? В чем проявляется такая же точно черта моей личности? Кто это, живущий внутри меня, так себя чувствует и ведет себя подобным образом?". Затем запишите все, какие вы только сможете вспомнить, примеры проявления в вашей жизни этой внутренней части вашего существа.
Под внутренней динамикой мы понимаем все, что происходит внутри нас, любую энергетическую систему, которая живет и действует изнутри нас. Это может быть эмоциональное событие типа вспышки ярости. Это может быть внутренний конфликт, внутренняя личность, действующая посредством нас, ощущение, установка, настроение.
Предположим, мы работаем с тем сном, в котором возникло слово голубой. Вы выписываете все ассоциации,возникшие у вас в связи с этим словом, и "щелкает" ассоциация со словом депрессия. Теперь, в ходе второй фазы, вы ищите в себе это"голубое" качество: "Откуда это взялось?
Почему я должен чувствовать себя угнетенным?". Ответ может быть следующим: "Меня угнетает моя работа". Задавая себе подобные вопросы, вы начинаете понимать, как именно этот образ соотносится с вашей нынешней жизнью.
Зачастую мы и не осознаем, что находимся в состоянии депрессии. Мы настолько заняты, что у нас нет времени задуматься над тем, что происходит у нас внутри. В другом случае, внутри нас может происходить что-то очень хорошее - рождается новая сила, затягивается рана, улетучивается хронический страх, - а мы не в состоянии этого оценить. Мы должны спросить себя: "О каких происходящих во мне событиях говорит этот сон?". Тогда мы поймем, по какому пути идет в настоящее время наша внутренняя жизнь.
Мы должны обнаружить это специфическое событие на самом глубоком уровне нашей жизни. Нам нужно найти специфические примеры. Данный этап нельзя считать законченным, пока мы не нашли специфические примеры из нашей реальной жизни, которые соответствуют произошедшему во сне событию.
Нам также нужно продолжать все записывать. В христианстве существует старая традиция, которая гласит, что молитва только тогда считается действительной, когда у произносившего ее человека шевелились губы. Эта идея выражает психологическую истину: обязательно должно произойти что-то физическое. Вот почему очень важно записывать все примеры. Когда вы физически записываете эти примеры, ваша связь со сном становится более ясной и определенной.

Наши рекомендации