I. цели и задачи освоения дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины
НАРРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
______________________________
Направление подготовки (специальность) | 030300 «Психология» |
Профиль подготовки (специализация) | Психология в междисциплинарных исследвоаниях |
Квалификация (степень) выпускника | магистр |
Форма обучения | Очная |
Разработчик: Орлова Г.А. к.психол.н, доцент
Ростов-на-Дону 2012
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.. 3
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО: 4
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 6
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ.. 8
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 12
VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 13
VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 15
VIII. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 16
IX. Учебная карта дисциплины.. 16
X. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТАМ: 17
1. Содержание модулей. 17
Модуль 1: Специфика нарративного подходя в современной психологии. 17
Модуль 2: Сбор и первичная обработка нарративных данных. 26
Модуль 3: Параметры и стратегии нарративного анализа. 33
2. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов. 45
3. Методические рекомендации к подготовке к семинарским, практическим и лабораторным заданиям. 47
4. Глоссарий. 48
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Спецкурс представляет собой введение в нарративную психологию. Метод формально-содержательного анализа повествовательных текстов, изначально разрабатываемый в рамках литературоведения, был опознан в качестве эффективного инструмента социогуманитарных исследований в ходе «нарративного поворота». Спецкурс знакомит с панорамой тридцатилетнего использования нарративного подхода в постнеклассической психологии (нарративной психологии, социальном конструкционизме, дискурсивной психологии), где он применяется для изучения и выявления фундаментальной роли рассказа в оформлении идентичности, памяти и опыта современного человека. Особый интерес для целей психологического исследования и деятельности практического психолога представляют две разновидности рассказов – «рассказы о себе» (“self-narrative”) и «истории жизни» (“life-narrative”). Этот приоритет отражен в отборе аналитического материала. Теоретическое знакомство и практическое освоение одного из наиболее популярных качественных методов, ориентированного на аналитическое раскрытие субъективного смысла устных или письменных высказываний индивида, позволит повысить профессиональную компетенцию специалиста в области психологии личности.
Спецкурс состоит из трех тематических модулей: «Специфика нарративного подхода в современной психологии», «Сбор и первичная обработка нарративных данных» и «Параметры и стратегии анализа нарратива». Особое внимание уделяется практическим упражнениям в записи и анализе персональных историй. Спецкурс рассчитан на магистров, специализирующихся в области психологии личности.
Цель спецкурса:познакомить магистрантов – теоретически и практически – с нарративной психологией как новым исследвоательским и терапевтическим полем, анализом нарратива как методом и его применения в области психологии личности.
Задачи спецкурса:
· в сфере научно-исследовательской деятельности освоение этого курса позволяет познакомиться и практически апробировать полный цикл исследования, проводимого с использованием качественных методов анализа личности; расширить представление о методологии современной психологии.
· в сфере практической деятельности курс позволяет освоить технологию работы с индивидуальным рассказанным опытом человека, разработать локальную диагностическую модель и адекватную проблемной ситуации форму её решения.
· в сфере проектно-инновационной деятельности спецкурс позволяет освоить аналитические методы, необходимые для анализа актуальных ситуаций и оценки готовности социальных агентов к изменениям.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО:
2.1. Учебная дисциплина «Нарративная психология» относится к вариативной части профессионального цикла ООП магистратуры по психологии личности. Читается в семестре В.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- Дискурсивная психология власти
Знания: знакомство с постнеклассической парадигмой в психологии, первичное представление о нарративной психологии
Умения: умение использовать социогуманитарные модели для анализа поведения и механизмов организации психической активности
Навыки: аналитические навыки, навыки работы с анализом и плотным описанием текстов.
- Социальная психология
Знания: знакомство с концепциями, поясняющими роль языка в организации социального поведения.
Умения: уметь выявлять и анализировать сцену социальной коммуникации.
Навыки: владеть терминологическим аппаратом для описания специфики межличнойстного взаимодействия, его механизмов и эффектов
- Психология личности
Знания: знакомство с основными теориями личности
Умения: уметь использовать различные персонологические модели в ходе работы с эмпирическим материалом
Навыки: иметь навык выявления персональных содержания
- Философия (или модуль «Философия ХХ века»)
Знания: знакомство с аналитической традицией в европейской философии ХХ века, языковым поворотом, структуралистской и постструктуралистской парадигмами
Умения: уметь использовать в анализе философские модели и концептуальные схемы
Навыки:владеть треминологическим аппаратом и навыками навигации в современной философской литературе.
Полезными для прохождения этого курса могут быть курсы филологического цикла, обеспечивающие готовность к анализу текста, а также – курсы/модули, посвященные современной историографии, социологии, антроплогии, в которых проблематизируется культурный статус нарратива и проблематизируются его эффекты.
Курс посвящен одному из относительно новых и перспективных направлений современной психологии, а потому обнаруживает связь с курсами из ООП магистратуры «Акутуальные проблемы псхологии личности» и «Научные школы и теории в современной психологии». Работа в этом курсе предполагает первичное знакомство с использованием техник качественного анализа текста для решения психологических задач, а потому желательно предварительное освоение курса «Дискурсивная психология власти» из ООП магистратуры (в частности, первого и второго модулей этого курса). Персонологическая ориентация курса делает желательным предварительное освоение базового курса «Психология личности» из ООП бакалавриата и позволяет обнаружить стратегические связи между этим курсом и курсами, посвященными отдельным аспектам персонологии – аксиологии, имеджеологии, самосознанию.
Работа в этом курсе предполагает первичное знакомство студентов с исследованиями мышления и речи, социальной психологией, современной политической теорией, а потому более эффективному участию в курсе будет способствовать прослушивание соответствующих курсов из ООП бакалаврской программы.