I. цели и задачи освоения дисциплины

Учебно-методический комплекс дисциплины

НАРРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

______________________________

Направление подготовки (специальность)   030300 «Психология»
Профиль подготовки (специализация) Психология в междисциплинарных исследвоаниях
Квалификация (степень) выпускника магистр
Форма обучения   Очная

Разработчик: Орлова Г.А. к.психол.н, доцент

Ростов-на-Дону 2012

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.. 3

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО: 4

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 6

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ.. 8

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 12

VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 13

VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 15

VIII. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 16

IX. Учебная карта дисциплины.. 16

X. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТАМ: 17

1. Содержание модулей. 17

Модуль 1: Специфика нарративного подходя в современной психологии. 17

Модуль 2: Сбор и первичная обработка нарративных данных. 26

Модуль 3: Параметры и стратегии нарративного анализа. 33

2. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов. 45

3. Методические рекомендации к подготовке к семинарским, практическим и лабораторным заданиям. 47

4. Глоссарий. 48

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Спецкурс представляет собой введение в нарративную психологию. Метод формально-содержательного анализа повествовательных текстов, изначально разрабатываемый в рамках литературоведения, был опознан в качестве эффективного инструмента социогуманитарных исследований в ходе «нарративного поворота». Спецкурс знакомит с панорамой тридцатилетнего использования нарративного подхода в постнеклассической психологии (нарративной психологии, социальном конструкционизме, дискурсивной психологии), где он применяется для изучения и выявления фундаментальной роли рассказа в оформлении идентичности, памяти и опыта современного человека. Особый интерес для целей психологического исследования и деятельности практического психолога представляют две разновидности рассказов – «рассказы о себе» (“self-narrative”) и «истории жизни» (“life-narrative”). Этот приоритет отражен в отборе аналитического материала. Теоретическое знакомство и практическое освоение одного из наиболее популярных качественных методов, ориентированного на аналитическое раскрытие субъективного смысла устных или письменных высказываний индивида, позволит повысить профессиональную компетенцию специалиста в области психологии личности.

Спецкурс состоит из трех тематических модулей: «Специфика нарративного подхода в современной психологии», «Сбор и первичная обработка нарративных данных» и «Параметры и стратегии анализа нарратива». Особое внимание уделяется практическим упражнениям в записи и анализе персональных историй. Спецкурс рассчитан на магистров, специализирующихся в области психологии личности.

Цель спецкурса:познакомить магистрантов – теоретически и практически – с нарративной психологией как новым исследвоательским и терапевтическим полем, анализом нарратива как методом и его применения в области психологии личности.

Задачи спецкурса:

· в сфере научно-исследовательской деятельности освоение этого курса позволяет познакомиться и практически апробировать полный цикл исследования, проводимого с использованием качественных методов анализа личности; расширить представление о методологии современной психологии.

· в сфере практической деятельности курс позволяет освоить технологию работы с индивидуальным рассказанным опытом человека, разработать локальную диагностическую модель и адекватную проблемной ситуации форму её решения.

· в сфере проектно-инновационной деятельности спецкурс позволяет освоить аналитические методы, необходимые для анализа актуальных ситуаций и оценки готовности социальных агентов к изменениям.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО:

2.1. Учебная дисциплина «Нарративная психология» относится к вариативной части профессионального цикла ООП магистратуры по психологии личности. Читается в семестре В.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Дискурсивная психология власти

Знания: знакомство с постнеклассической парадигмой в психологии, первичное представление о нарративной психологии

Умения: умение использовать социогуманитарные модели для анализа поведения и механизмов организации психической активности

Навыки: аналитические навыки, навыки работы с анализом и плотным описанием текстов.

- Социальная психология

Знания: знакомство с концепциями, поясняющими роль языка в организации социального поведения.

Умения: уметь выявлять и анализировать сцену социальной коммуникации.

Навыки: владеть терминологическим аппаратом для описания специфики межличнойстного взаимодействия, его механизмов и эффектов

- Психология личности

Знания: знакомство с основными теориями личности

Умения: уметь использовать различные персонологические модели в ходе работы с эмпирическим материалом

Навыки: иметь навык выявления персональных содержания

- Философия (или модуль «Философия ХХ века»)

Знания: знакомство с аналитической традицией в европейской философии ХХ века, языковым поворотом, структуралистской и постструктуралистской парадигмами

Умения: уметь использовать в анализе философские модели и концептуальные схемы

Навыки:владеть треминологическим аппаратом и навыками навигации в современной философской литературе.

Полезными для прохождения этого курса могут быть курсы филологического цикла, обеспечивающие готовность к анализу текста, а также – курсы/модули, посвященные современной историографии, социологии, антроплогии, в которых проблематизируется культурный статус нарратива и проблематизируются его эффекты.

Курс посвящен одному из относительно новых и перспективных направлений современной психологии, а потому обнаруживает связь с курсами из ООП магистратуры «Акутуальные проблемы псхологии личности» и «Научные школы и теории в современной психологии». Работа в этом курсе предполагает первичное знакомство с использованием техник качественного анализа текста для решения психологических задач, а потому желательно предварительное освоение курса «Дискурсивная психология власти» из ООП магистратуры (в частности, первого и второго модулей этого курса). Персонологическая ориентация курса делает желательным предварительное освоение базового курса «Психология личности» из ООП бакалавриата и позволяет обнаружить стратегические связи между этим курсом и курсами, посвященными отдельным аспектам персонологии – аксиологии, имеджеологии, самосознанию.

Работа в этом курсе предполагает первичное знакомство студентов с исследованиями мышления и речи, социальной психологией, современной политической теорией, а потому более эффективному участию в курсе будет способствовать прослушивание соответствующих курсов из ООП бакалаврской программы.

Наши рекомендации