Кадровый резерв организации
Карьера как объект управления
Кадровый резерв организации
Работа с резервом является формой профессионального роста менеджеров. Прогнозирование нового резерва на руководящие должности ориентируется в первую очередь на средне- и долгосрочную концепцию предпринимательской политики.
Кадровый резерв - группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Типы резерва:
1) по виду деятельности - а) резерв развития (группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений; сотрудники выбирают одно из двух направлений карьеры - или профессиональную, или руководящую); б) резерв функционирования (специалисты, которые в будущем должны обеспечить эффективное функционирование организации);
2) по времени назначения - а) кандидаты, выдвигаемые на вышестоящие должности в настоящее время; б) кандидаты, которые могут быть выдвинуты в ближайшие 1-3 года.
Принципы формирования резерва:
1) актуальности резерва (учет реальной потребности в замещении должностей и реальной возможности зачисленных в резерв сотрудников продвинуться на должность);
2) соответствия кандидата должности и типу резерва (учет требований к квалификации кандидата при работе в определенной должности);
3) перспективности кандидата (учитывать ориентацию на профессиональный рост; требования к образованию; возраст; стаж работы; динамичность карьеры; состояние здоровья).
Методы работы с резервом:
методы формирования списка резерва: а) анализ документальных данных; б) интервью; в) наблюдение за поведением работника в различных ситуациях; г) оценка результатов трудовой деятельности; д) метод заданной группировки работников (подбираются люди под заданные требования к должности или под заданную структуру рабочей группы).
Факторы, которые необходимо учитывать при формировании списка в резерв: 1) требования к должности, к рабочему месту, оценка производительности труда; 2) профессиональная характеристика специалиста; 3) перечень должностей, на которые работник может претендовать; 4) предельные ограничения критериев подбора кандидатов на должность; 5) результаты оценки требования и индивидуальных особенностей кандидата; 6) выводы и рекомендации последней аттестации; 7) мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, трудового коллектива; 8) результаты оценки потенциала кандидата.
Для подготовки резерва администрация разрабатывает и утверждает 3 вида программ:
- общая (состоит из теоретической подготовки; пополнения знаний по отдельным вопросам; заполнении пробелов в образовании кандидата; обучение по специальным дисциплинам);
- специальная (разделение резерва по специальностям и подготовка в теоретическом и практическом направлениях);
- индивидуальная (конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста; разрабатывается непосредственным начальником подразделений, утверждается руководством).
Источники резерва на руководящие должности: работники аппарата дочерних акционерных обществ и предприятий; главные и ведущие специалисты; молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку. Основная база резерва - руководители различных рангов.
Этапы работы с резервом:
1) анализ потребности в резерве.
Чтобы определить потребности в резерве, текущие и перспективные, надо провести:
а) прогноз изменения структуры аппарата;
б) совершенствование продвижения работников по службе;
в) определение степени обеспечения резервом номенклатурных должностей;
г) определение степени насыщенности резерва по каждой должности.
В результате рассчитывается численность резерва кадров.
2) формирование и составление списка резерва (список кандидатов в резерв + список должностей, для которых надо создать резерв): следует определить, кого можно и нужно включить в списки кандидатов и кого из включенных в список необходимо обучить.
При формировании списка резерва надо решить 2 главные задачи: 1) оценить кандидатов в резерв; 2) сравнить качества кандидатов с требованиями должностей в зависимости от участков работы, на которые кандидаты предлагаются.