Социальная ситуация развития и новообразование подросткового возраста.
Хронологические рамки подросткового возраста определяется от 10 – 11 до 14 -15 лет. Это 5 – 9 классы средней общеобразовательной школы. Главное содержание подросткового возраста – это переход от детства к взрослости. В этом возрасте происходит перестройка всех сторон развития: формируются новые психические образования, переходят на новый уровень отношения со взрослыми и сверстниками, изменяются интересы, познавательная и учебная деятельность.
Этот возраст часто называют «трудным». Так ли это? Именно об этом мы с вами сегодня поговорим.
- Как вы думаете, что меняется в окружении подростка? Что становится для него главным? Опишите его социальную ситуацию развития. (Провести сравнение с младшим школьным возрастом. Ответы студентов).
Итак, социальная ситуация развития характеризуется следующими особенностями:
· у подростка появляются новые ценностные ориентации, он хочет быть независимым, но родители, взрослые люди относятся к нему, как к ребёнку;
· школа становится местом активных взаимоотношений со сверстниками;
· подросток одновременно хочет быть самостоятельным, взрослым, но и не хочет покидать мир детства, так как в нём меньше ответственности и обязанностей.
Новообразованием подросткового возраста становится «чувство взрослости». Оно характеризует переход к новому возрастному этапу, а не физиологические изменения подростка. Чувство взрослости может прийти раньше, чем изменения в физическом облике подростка.
Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру. Он считает себя уже ребёнком, но и не может пока соответствовать подлинной, полноценной взрослости, хотя он и стремится к признанию окружающими его взрослости.
Чувство взрослости проявляется в:
· постепенном отдалении от родителей, постепенно ценности родителей и детей становятся различными. Разногласия происходят по поводу стиля одежды, причёски, свободного времени, школьных и материальных проблем;
· меняется отношение к учению, появляется стремление к самообразованию. Взрослые могут наблюдать расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие;
· внимательное отношение к своему внешнему облику, имиджу (одежда, поведение), стремление угнаться за модой;
· проявление интереса к противоположному полу;
· развитие содержательных интересов стремление строить планы на будущее. Подросток стремится что – то делать по – настоящему. Познавательная деятельность выходит за рамки школьной программы.
Кризис 13-14 лет.
Главные трудности подросткового возраста связывают с «кризисом 13 - 14 лет». Суть кризиса в глубоком качественном изменении процесса психического развития, где происходит резкая смена всей системы переживаний подростка (Л.С. Выготский). Происходит ломка старых психологических структур, что приводит к взрыву непослушания, грубости, трудновоспитуемости.
Симптомы кризиса 13-14 лет:
1. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности, даже в той области, в которой ребёнок одарён. Способны выполнять только механические задания, трудности с творческими заданиями. Причина - переход от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведения следствия из посылок, умозаключение). На смену конкретному мышлению приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств.
2. Негативизм. Ребёнок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно он испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм начинается позже в 14 – 16 лет и проявляется ярче и чаще, чем у девочек.
Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте возникают относительно постоянные личностные интересы или какие – либо устойчивые мотивы поведения – это делает подростка целеустремлённым, внутренне более собранным и организованным. Подростка характеризует не слабость воли, слабость цели (Л. С. Выготский). Кризис подросткового возраста в психологии называют вторым психологическим рождением личности.