Основные направления кадровой работы руководителя

Выделяются следующие направления и этапы управления трудовыми ресурсами.

Формирование кадровой политики. Оно выступает важней­шей частью стратегического планирования, базируется на ана­лизе внешней среды организации и прогнозе перспектив разви­тия самой организации. Эти задачи решаются под непосредст­венным контролем руководителя организации. В теории управления есть понятие кадровой ответственности.

Кадровое планирование включает в себя три этапа: оценку наличных кадровых ресурсов, оценку будущих кадровых по­требностей, разработку программы удовлетворения будущих потребностей.

Разработка квалификационных требований к персоналу. Во-первых, это неотъемлемая часть второй фазы планирования ресурсов: прогноз численности и квалификации требующихся кадров по основным сферам деятельности организации и видам работ, а не только определение численности персонала органи­зации. Во-вторых, эти требования являются основой при отбо­ре кандидатов и создании системы профессиональной подго­товки и переподготовки.

Набор персонала преследует цель создания резерва кандида­тов. Эта важная задача решается многими способами, напри­мер, путем создания позитивного имиджа организации, повы­шения ее престижа и популярности в обществе. Рекламная и

пропагандистская работа стратегически очень важна и являет­ся предметом постоянного внимания руководителя.

Отбор персонала производится путем выбора из потенци­ального резерва кандидатов, наиболее удовлетворяющих раз­работанной ранее системе профессионально-квалификацион­ных требований. Этот отбор носит комплексный характер, включая мероприятия организационного и психологического плана. Первые из них связаны с решением вопроса о профес­сиональном, культурном, общеобразовательном и тому подоб­ном соответствии кандидатов вакантным должностям. Вто­рые — с решением вопроса об их профпригодности в отноше­нии этих должностей. Для основных видов деятельности надо разработать их психограммы (система требований, предъявляе­мая профессией к основным психологическим качествам чело­века). Используются для этого также методы тестов, собесе­дования, сочинений (рефератов).

Определение системы заработной платы, льгот и стимули­рования — следующий этап кадровой работы. Его основные за­дачи: определение оплаты труда, наиболее адекватной каждой конкретной деятельности; введение системы льгот как допол­нительных мотиваторов; совершенствование содержания тру­да для придания ему функции мотиватора. Предложен новый принцип предоставления льгот: работнику разрешается самому выбрать в установленных пределах те льготы, которые его наи­более устраивают. Ощущение свободы в их выборе играет большую мотивирующую роль.

Этап адаптации. Кадровая работа и координация ее руко­водителем производится в двух направлениях. Во-первых — организация собственно профессиональной адаптации нового работника. Во-вторых — социальная, или организационная, адаптация. Личное внимание к новичку сильнее всего способ­ствует его адаптации.

Подбор и расстановка кадров. Эта фаза кадровой работы — оптимизация распределения должностных обязанностей, ти­пов выполняемых работ и их сложности.

Профессиональная подготовка и переподготовка персона­ла. Суть этого направления зафиксирована в фундаментальном положении теории управления: «остановиться — значит от­стать», «чтобы выжить, нужно развиваться».

Оценка персонала включает в себя два направления. Пер­вое — оценка результатов работы администрацией (лично ру­ководителем). На основе административной оценки решаются вопросы повышения и понижения по службе, прекращение су­ществующего или заключение нового контракта. Информаци­онная роль оценки состоит в обеспечении работника обратной связью относительно результатов его труда. Мотивационная роль — оценка является важным стимулирующим средством труда. Второе направление — оценка собственно персонала, а не результатов его работы. Это — система аттестации и переат­тестации, на результатах которой строится вся кадровая работа по управлению перемещением персонала.

Есть еще один аспект кадровой работы, связанный с оцен­кой, это — активное влияние руководителя на профессиональ­ный рост сотрудников («управление карьерой»).

12.3. Функциируководителя при работес персоналом

Помимо кадровой работы в организации руководитель выполняет и другие управленческие функции: воспитатель­ную, дисциплинарную, арбитражную, психотерапевтиче­скую, экспертно-консультативную. Эти функции трудно от­делить от других управленческих функций, особенно от кад­ровых.

Очень показательна в этом плане воспитательная функция. Ее можно рассматривать в узком и широком смыслах. Руководи­тель может оказывать воспитательное воздействие в форме бе­сед, наставлений и т. п. Практика показала, что гораздо большее влияние имеет непрямая реализация воспитательной функ­ции — через личный пример профессиональной компетентно­сти руководителя, стиль ведения дела в организации. Для реше­ния воспитательных задач надо создать определенную соци-

ально-психологическую среду в организации. При этом необ­ходимо соблюдение двух основных требований: принцип еди­ной морали и принцип единства слова и дела.

Данная функция основывается на фундаментальном психо­логическом законе: человек обучается социальному поведению посредством наблюдения и усвоения эталонов поведения зна­чимых людей. К их числу относится прежде всего руководи­тель. Под влиянием механизма идентификации подчиненные копируют поведение, стиль, манеру руководителя. Им руково­дитель (часто не осознанно) отдает приоритет. Таким образом, личность руководителя влияет не только на реализацию воспи­тательной функции, но и на функцию подбора кадров.

Арбитражная функция руководителя состоит в разрешении конфликтов и трудовых споров в организации. Ее реализация происходит в различных формах, но главными являются три ее стратегии.

1. Директивный стиль разрешения конфликта.

2. Медиаторная модель арбитража. Руководитель выступа­
ет посредником между конфликтующими сторонами.

3. Компромиссная модель. По форме — это приказ руково­
дителя, а по содержанию арбитражные действия предполагают
возможно более полный учет интересов конфликтующих сто­
рон и взвешенность арбитражных санкций по отношению к
ним.

Суть психотерапевтической функции руководителя — в создании атмосферы психологического комфорта в коллекти­ве. Его основными элементами являются чувство безопасности у работников, отсутствие тревоги за завтрашний день, уверен­ность в поддержке руководителя и сослуживцев в трудную ми­нуту.

Существует определенный симптомокомплекс личностных качеств руководителя, которые содействуют реализации этой функции: уверенность в себе, приветливость и вежливость, чувство юмора, искренний интерес к подчиненным,— ориента­ция на человека.

Дисциплинарная функция не сводится лишь к карательным мероприятиям, она должна выполнять более общую задачу — эффективную организацию исполнения в целом и его коррек­тировку.

Экспертно-консулътативная функция включает в себя три основных аспекта.

1. Реализация в деятельности руководителя потенциала
обобщенного управленческого качества, обозначаемого поня­
тием «профессиональная компетентность».

2. Роль данной функции — в решении задачи делегирования
полномочий, распределения работ внутри организации.

3. Проведение руководителем регулярных бесед, консульта­
ций для помощи исполнителям в реализации ими производ­
ственных функций.

Наряду с этими аспектами существуют и иные формы экс-пертно-консультативной функции.

Глава 13

Наши рекомендации