Анализ ситуации и обстановки

В рабочей тетради под пунктом 12.3 заполните

бланк для анализа ситуации и обстановки, при

веденный на рис. 12.4.

1. Ответьте на вопросы о ситуации и обстанов

ке вашей первой речи.

2. Сохраните этот бланк. Вы используете эти

данные для более эффективного выступления

перед данной аудиторией.

Общая цель

Общая цель — это цель вашей речи. Она может

состоять в том, чтобы развлечь, информировать и

убедить в чем либо аудиторию. Поскольку речь —

это сложное действие, которое может по разному

повлиять на аудиторию, то такое разделение показы

вает, что в любой публичной речи преобладает какая

то одна цель. Рассмотрим следующие примеры.

Монолог Джея Лено1, открывающий программу

«Вечернее шоу», всегда направлен на то, чтобы раз

влечь зрителей, хотя и включает материал, воспри

нимаемый как информирующий или убеждающий.

Напротив, речь политического кандидата должна

убедить слушателей голосовать за него, хотя в ней

присутствует и материал развлекательного или ин

формационного характера.

Хотя некоторые публичные ораторы произносят

речи только для того, чтобы развлечь публику, в этом

учебнике мы сосредоточим наше внимание на инфор

мационных и убеждающих речах — такие речи мно

гие произносят в повседневной жизни.

Конкретная цель

Конкретная цель — это утверждение, определяю

щее, чего докладчик хочет добиться от аудитории.

Например, в речи «Оценка алмазов» цель можно

сформулировать так: «Я бы хотел, чтобы слушатели

усвоили четыре основных критерия для оценки ал

мазов». А в речи «Поддержим “Юнайтед уэй”»2 цель

можно определить как: «Я бы хотел, чтобы слушате

ли пожертвовали деньги в пользу “Юнайтед Уэй”».

В первом примере цель состоит в информировании:

выступающий хочет, чтобы аудитория поняла крите

рии оценки алмазов. Во втором примере цель —

убеждение: докладчик хочет, чтобы слушатели вне

сли денежные пожертвования. На рис. 12.3 есть еще

примеры конкретных целей, которые точно опреде

ляют, какой реакции докладчик добивается от слуша

телей.

Теперь давайте рассмотрим процедуру достиже

ния цели конкретной речи и разложим эту процеду

ру на несколько ступеней.

Конкретная цель — утверждение, опреде

ляющее, чего докладчик хочет добиться от

аудитории.

Сначала запишите примерную цель речи — фра

Зу, выражающую желаемую реакцию слушателей.

Предположим, Джулия сначала излагает цель речи

по теме неграмотности: «Я хочу, чтобы мои слушате

ли поняли, что такое неграмотность». Тем самым

Джулия утверждает, что ее цель — заставить слуша

телей что то понять. Таким образом Джулия опреде

ляет, что речь носит информационный характер.

Ситуация и обстановка

Где вы будете произносить речь? ___________

Каковы размеры помещения? ________

Когда вы будете произносить речь? _________

Каким по счету вы будет оратором? _______

Сколько вам отведено времени? ________

Чего слушатели ждут от речи? _____

Какое оборудование необходимо для вашего выступления? _______

Рис. 12.4. Бланк для оценки обстановки



Джей Лено, американский комедийный актер и ведущий развлекательной телепрограммы «Вечернее шоу». Он на

чинает программу с юмористической речи, в которой иногда затрагиваются политические темы. — Примеч. перев.



«Юнайтед Уэй» — благотворительная организация, которая собирает пожертвования среди работающих и распре

деляет их среди других благотворительных организаций. — Примеч. перев.

Предположим, она начала так: «Я хочу объяснить,

что такое неграмотность». Хотя такая формулиров

ка цели вполне разумна, в ней делается больший ак

цент на самом докладчике, а не на реакции аудито

рии. Формулировка конкретной цели обязательно

должна начинаться с желаемой реакции аудитории.

Просмотрите свой первый вариант цели и на

Наши рекомендации