Самостоятельность-нерешительность (1-2)
Современные теории личности (Дмитрий Алексеевич).
Лекция (06.04.13)
Наука началась с Милетской школы, в которой начали спорить из чего состоит всё сущее. И каждый мудрец создал свою школу.
Фалес Милетский был первым кто показал непосредственную силу науки. Его считали чудаком. (понял, что в следующем году будет высокий урожай оливок и скупил все маслодавильни в округе. В итоге все пошли к Фалесу и он сколотил состояние).
Перелом 1970-ых: началась интеграция различных психологических направлений. Ушли авторитеты, теперь все равны, теперь одни и те же процедуры проверки. Переход от теории личности, которая завязана на теории к интеграции, глобализация в психологии, никто на это не обратил внимания.
Начиналась психология с когнитивных процессов (Вунд), внимания, памяти, мышление, волевая регуляции. Мотивы обнаружили очень поздно.
В самонаблюдении обнаруживается «я» (Джемс). Постепенно начала формироваться психология личности. В 1930-ых годах оформилась психология личности (Олпорт).
1937, Личность. Психологическая интерпретация. Первый ввёл в науку понятие личность из философии.
Личность- это второй предмет психологии, который не совпадает с психикой (Д.А.Леонтьев).
1. 1890-1930-ые (психология личность находится в процессе формирования)
2. 1940-1960-ые (расцвет теорий личности)
3. 1960-ые (теории личности закончились. Возникла психология личности. Всякая личность противопоставляет себя всем остальным теориям. Это закончилось.)
С 1970-ого года не появилась ни одна новая теория личности. Прирост знаний стал опираться на интеграцию теорий, много тракторов, которые работают на одном и том же поле.
Хорошесть теорий определяется тем вкладом, который она может внести в решение некоторых общих проблем.
На западе возникли идеи, что возможно теории совсем не нужны. Теория- это объяснение связи между двумя переменными.
Рассматриваем теории личности, как единый процесс, древо с ответвлениями. Любая теория есть ответ на вопросы. Существуют не случайные связи между теми кто создавал теории и особенностями их биографий, любая теория оформляется в определённой социальной среде, имеет определённые контекст.
Франкл- объект, который мы изучаем- это многомерный объект, а теория личности- это проекция этого объекта на двумерную плоскость. В итоге получается много различных проекций и теорий одного многомерного объекта.
Теория личности одного и того же человека со временем изменяются. Не нужно путать пространство и время. Фрейд, Адлер, Маслоу…все их теории изменялись со временем, каждая из них имеет свою внутреннюю динамику.
Линкольну –«5-ть лет назад вы говорили прямо противоположное»!
Линкольн – «Я никогда не давал зарок, что не буду становиться умнее».
Есть теории, которые настолько сложны, что бы их понять нужно быть самому уровне автора теории (например Юнг).
Малди
tl.smysl.ru
Поздний Адлер радикально отличается от раннего, но нам говорят только о раннем.
Любимое занятие всех людей- подгонять реальность под свои схемы. Больше всего от этого страдают оригинальные теории.
Чем отличается научная теория от не научной, от трактата или житейского представления. Любая научная работа основана на том, что есть проблема и над ней работают разные люди и для того, что бы внести вклад в этом направлении нужно внести что-то новое и доказать это. Изобретение велосипеда в науке не проходит. Научная теория входит в диалог с другими теориями, без этого это что угодно, но не теория.
У каждого человека есть своя теория личности и в последнее время наука начала их изучать.
Миф служит основание разделения на то: наш человек или не наш. Если человек живёт по нашему мифу, то он наш, а нет, то чужой.
Наука осознаёт различие теории и реальности. Теория не равна реальности, наука это не осознаёт, а если нет, то она не наука. В этом и есть отличие науки от религии.
Теории в психотерапии (Эрик Берн, Перлз)- это психотехнические метафорические схемы для общения с клиентами и учениками.
Пиаже- теория, но не личности, а познавательного развития.
В чём же отличие между личностью и психикой?
Личность- те психологические механизмы, которые отвечают на вопрос «куда» и «зачем» мы движемся в мире, а психика это те механизмы, которые отвечают на вопрос «как» мы к этому движемся.
Психика- то что позволяет нам как-то идентифицировать мир.
Психотехнические мифы- в качестве самостоятельной теории даются какие-то частные теории развивающие теории Фрейда, это скорее более частные субтеории (Асмолов, Братусь).
Теория- это некое целостное системное знание о личности. Не все психологи успели создать целостные теории (Джемс, Бахтин, Выготцкий). Выготцкий придумал хорошую теорию про психику и хотел переносить свои принципы на личность, но не успел.
А.Ф.Лазурский- первая теория личности в мире.
1975г.-деятельность, сознание, личность.
Уильям Джемс (1842-1910)
Кризис: есть ли свобода? Если невозможно найти доказательства что свобода существует, я буду в неё верить. Вышел из депрессии, начал преподавать психологию, потом философию (создал философию прагматизма).
Джеймс систематизировал психологические знания, строит свою теорию воли, эмоций и сознания.
Джемс «многообразие религиозного опыта» (до сих пор не устарела).
То что человек видит при взгляде в себя- это «я» (self). Self- «я», «личность» и «самость». Когда мы занимаемся интроспекцией наше «я» раздваивается : «я» наблюдающее и «я» познаваемое, эмпирическое, которое можно разглядеть и про него что-то рассказать. Self- общее сумма того, что я могу назвать своим. Значит личность простирается в мир, не тождественна телу и психике. Только сам человек знает, что для него что-то значит.
Личность и «я». Про своё «я» могу сказать только «я», а про мою личность могут что-то сказать и другие.
Личность:
1. Физическая (тело+ наша собственность)
2. Социальная (образы, которые мы строим в общении с другими людьми, наша самопрезентация, отражение нашей личности в других людях)
3. Духовная личность ( интеграция отдельных состояний сознания, духовных способностей и свойств)
Все вместе составляют эмпирическое «эго», которое мы находим в интроспекции.
Вводит понятие иерархии этих компонентов. Мы скорее должны пожертвовать друзьями, страной, чем духовной стороной наши личности.
Две мотивации:
1. Самосохранение (на всех трёх уровнях личности)
2. Самоуважение (позитивная самооценка). Если будет низкий уровень притязаний, тогда будет высокая самооценка.
1970-ые: бум вокруг личностной идентичности.
Джемс предвосхитил экзистенционализм «Воля к вере» и «прагматизм»: Ценность философских идей связаны не с тем верны ли они, а с тем какое влияние они оказывают на реальную жизнь. Дело не в том существует бог или нет. Феномен веры- это самодостаточная вещь. Вера психологически выгодна.
Существует ли бог? Всё зависит от того как изменится твоё поведение от ответа на этот вопрос. Это иллюстрация его веры в свободу. Человек который верит в свободу будет делать определённые вещи, а тот кто не верит не будет этого делать. Но это вообще вопрос о жизни.
Если смысл в жизни? - Если верить в смысл он будет, если нет, то нет (Леонтьев).
Вера работает по механизму само-подкрепляющегося пророчества. Результаты работы связаны с тем верит ли человек в то что от него зависит итог или нет.
Верьте и тогда вы будете правы и спасётесь, сомневайтесь и тогда вы тоже будете правы, потому что погибните.
Но если верить выгодно, тогда почему люди не верят? Многие люди не имеют желаний, поэтому отказ от веры освобождает их от необходимости активности (Леонтьев). А если они не имею веры и из-за этого не имеют желаний(??).
Оптимизм порождает действие, а пессимизм бездействие.
Вера- это готовность действовать ради цели вероятность достижения которой не определенна. Это то качество, которое мы называем мужеством. Мы постоянно ставим на карту нашу личность в нашей общей личностной игре.
Оптимизм- учение согласно которому спасение мира неизбежно.
Пессимизм- учение согласно которому спасение мира невозможно.
В 1970-ые вернулись к Джемсу, считают его предтечей экзистенционализма и гуманистической психологии. Им интересовались Рассел, Гуссерль и Витгенштейн.
В.П.Зинченко: в 20 веке изучали не личность, а индивидуальность (то, что можно было померить, это началось со Штерна). Каждый человек рассматривался как совокупность признаков, измерение этих признаков позволяет строить нормальное распределение и соотносить его с индивидуальными показателями).
Личность это не только индивидуальные различия, но это ещё и внутренний мир и его связь со внешним миром.
Иной подход. Понимающая психология Шпрангера (1910). Попытался выстроить типологию личности на основе принятия человеком тех или иных ценностей.
Первая теория личности- Фрейд, объясняет практически всё в отличии от Джемса.
Психоанализ – метод получения не очевидной скрытой информации. Второе значение как метод психотерапии. Третье- психоанализ, как теория. Теоретические взгляды Фрейда уже не актуальны, но техники ещё да.
Эрих Фромм пытался соединить Фрейда и Маркса.
Научная теория
1. Научное отрытие, не вписывающееся в старую теорию
2. Строится новая теория
3. Экспансия теории из области той проблематики в которой она возникла в близлежащие сферы
4. Теория лопается (потому что по мере экспансии
Чем больше объем понятие (то что в него входит), тем меньше содержание понятия (тех признаков на основе которых мы его выделяем). Если я всех людей начинаю называть фашистами, тогда значение этого слова выветривается. Так же с матом- широкий объём понятий приводит к минимизации содержания понятия.
1895г.- Анализ истерии (начало психоанализа).
1. Вытесненные аффекты из сознания. Согласно имеющейся официальной психологической методологии бессознательного нету (только в философии были такие идеи).
Многие психологические проблемы больных истерией связаны с вытесненной сексуальной проблематикой. Блейлер сам подкинул Фрейду эту теорию, но испугался её продвигать, в то время это было невозможно. Но уже в 1894 году на докладе Фрейда в Венском медицинском сообществе уже многие старые врачи об этом знали. У Фрейда было множество недостатков, но мужество у него было.
Фрейд только сказал, что можно заменить гипноз на метод свободных ассоциаций и
1. Клиническая теория (Фрейд был близок к феноменологии и опираясь на принятые смыслы (желание, смысл). Фрейд объясняет механизмы.
Толкование сновидений, Психопатология обыденной жизни (отклонение поведения от рационального курса). Остроумие и его отношение к бессознательному.
Но именно Фрейд ввёл в психологию принцип интерпретаций, родоначальник Семиотики (Симптом является знаком переживания, который лежит за ним).
Лекция 3-4, 13 апреля
Научная теория- соотносится с другими. Научной теорией психоанализ стал не сразу, только в середине 20 века. Джорд Кели (теория построена совершенно с нуля, но которая была всеми принята).
Фрейд:
1. Клиническая теория (1895-1915) закончена книга «Введение в психоанализ, 1,2 часть».
Есть либидо и есть фазы развития, есть сознание, бессознательное и предсознание, оно, я и сверх-я.
Вначале Фрейд считал, что самое важное – это процессы в ОНО, то к концу жизни он понял, что главное – это «я». Влечения- это некая мифическая вещь и про неё мы мало что можем сказать. Принцип реальности находится в инстанции «я». Супер-Эго есть ничто иное как персональная форма социальных нормативов (Пёрлз ввёл термин Интроект, некое внешнее содержание, которое было загружено в наше сознание, которое затем начинает влиять на наше поведение). Извне по Фрейду ничего хорошего прийти не может кроме запретов, в лучшем случае удаётся выработать компромисс и как-то приспособится. В худшем случае сверх-Я ломает индивида. Для Фрейда нету никакой нравственности кроме загруженных интроектов.
Джейн Лёвинджер- эго-психология развития.
Теория объектных отношений- одним из главных инструментов с помощью которых «я» выполняет свои функции является привязка Энергии либидо к различным объектам в окружающей среде (в какой-то степени это опредмечиванье потребности).
Катексис- фиксация либидо на каком-то объекте.
Развитие потребностей происходит через развитие предмета потребностей.
1. Не всё процессы в нашей психики осознаваемы
2. Энергетической основой всей жизни являются бессознательные влечения (сексуальные, самосохранение, агрессия)
3. Нельзя полностью реализовать свои влечения из-за общества
4. На каждой стадии сексуальной развитии энергия влечений привязана к определённым объектам
Индивидуальная психология (от слова individem, не делимый)
Адлер(1911)- председатель психоаналитического общества.
1907- вышла первая книга Адлера. Сделал открытие феномена компенсации органической неполноценности (ограниченные возможности развития). Люди, которые оказываются в каком-то отношении в невыгодном положении по-отношению к другим людям, они могут скомпенсироваться в каком-то другом направлении. (Люди с ампутированными ногами обладают более сильными руками, низкие люди обладают высоким честолюбием). Все мы находимся в ситуации, которую мы хотим улучшим. Это свело его с Фрейдом.
Разногласия с Фрейдом:
1. Не делимость человека (individum), нету раскола между сознанием и бесознательными, она
плавающая и относительная и работают они не против друг друга, а согласованно, синергетически, они друг другу взаимо-содейтсвуют. Человек сам себе не враг, а друг.
2. Направленность человека на Цель, на будущее. Для Фрейда всё в прошлом, а для Адлера в
будущем. Вам необходимо отвечать на вопрос не почему, а зачем? Иногда есть не осознаваемая, то есть Фиктивная цель (смысл)- то есть мы не знаем к чему мы стремимся, но если посмотреть со стороны, то все наши действия сходятся в одну цель.
Сновидения так же направлены в будущее, а не в прошлое. Адлер сделал Коперниканскую революцию в психологии (принцип телеологизма, целевой детерминации). Адлер- предтеча гуманистической психологии.
Социальный психоанализ- изучает реальные отношения между людьми, а не взаимодействие с интроицированными образами. Первый обратил внимание на то, что отношения между людьми оказываются ключевыми.
Мы приписываем Адлеру стремление к власти- это НЕ ПРАВИЛЬНО! Правильно-
1. 1-ая движущая сила:
стремление к преодалению не благоприятной ситуации, а стремление к силе, преодалению, успеху, независимости, самостоятельности, к СОВЕРШЕНСТВУ (предтеча понятия самореализации). Опирался на идеи Бергсона о творческой эволюции.
2. 2-ая движущая сила
Чувство общности (стремление кооперироваться с другими людьми для достижения общих целей). При различных невротических заболеваниях наблюдается преобладание первой мотивации над второй.
У Фрейда кроме родителей в семье никого нету. Адлер заметил, что в семье есть ещё и другие дети!!! И общение с ними вносит свой вклад в развитие ребёнка. И есть определённые психологические особенности, которыми отличаются старшие и младшие дети.
Единственный ребёнок в семье получает больше внимания, но он получает мало опыта социальных взаимоотношений.
Эдипов комплекс- возникает у избалованных детей, которые не могут удовлетворять свои сексуальные потребности вне семьи (из-за плохой социализации). У социализированных детей Эдипова комплекса не возникает.
Маскулинный протест- поведение, вызываемое социальным неравноправием женщин по-отнощению с мужчинами. Адлер был социал-демократ, общался с Троцким, его клиентами были бедные люди, а не богатые буржуа, как у Фрейда. Адлер первым создал сеть медицинских консультаций, которые служили прообразом социальной работы.
Фрейд работал с буржуазными не работающими дамами у которых действительно не было более важных проблем кроме как нереализованные сексуальные влечения. А Адлер работал уже позже, подули иные ветра, у его клиентов были иные проблемы (трудно пробиться, получить образование,
1937- смерть в Шотландии. Две последние книги посвящены смыслу жизни. Смысл- это то про что лучше всего может сказать внешний наблюдатель, то на что реально направлена деятельность. Уже в 3-5 лет появляется единая направленность ребёнка, целостность, появляется единая структура жизни. Адлер первым ввёл в сферу психологического анализа саму жизнь, проблему смысла жизни и другие проблемы.
Чувство неполноценности вторично, возникает толь
Преодоление не вытекает из неполноценности, может быть и без неё.
Жизненная проблема-
1. Тот факт что мы живём в данных условиях порождает проблему труда и профессионального взаимодействия (труда)
2. Мы живём в социуме (дружба, взаимоотношение между людьми и своими ближними)
3. Разделение полов (отношение между полами, создание семьи)
Методы:
1. Метода анализа ранних воспоминаний. (извлечение из памяти самых ранних воспоминаний в соответствии с нашими актуальными смыслами, автобиографическая память изменяется)
Влияние на другие школы: не столько через себя, а сколько через
Маслоу- никто не повлиял на меня как Адлер. Роджерс тоже. Р.Мей увлёкся психологией слушая Адлера. Вся гуманистическая психология находится под влиянием Адлера. Поэтому на современную теорию личности влияние Адлера не меньше чем у Фреда и Юнга, но он повлиял косвенно
Лекция 4- Г.Юнг-сорвали на Ахутину
Лекция 5-6, 20.04.2013
Жанее «Психологическая эволюция личности»
Психологическое развитие личности. Личностью в психологическом смысле слова мы будем называть совокупность операций, то есть деятельностный подход личности. Личность- это работа, совокупность операция, направленная на изменение. Личность ускользает от современной психологии. Личность- целостность человека, не автоматически возникает, а формируется. Пиаже определяет личность через внутренний мир. К этому же пришёл Бинсвангер введя. Внутренняя жизнь- это начало личности. Личность – это не. Как личность относится с понятием души и дух. Личность – это отражение души. Понятие дух тоже не работает в психологии, хотя какой-то потенциал в нём есть. Личность соответствует телу так же как и душе. Личность- конструкция, произведение искусства, создаваемое людьми с помощью имеющихся у них средств. А душа- это некий метафизический принцип.
Личность- внутренняя работа, направленная на целостности и обособленности сначала с материальной точки зрения. Личность- творение социума.
Личность- то что делает с нами общество и то что мы делаем сами с собой. То есть не только общество, но ещё и мы сами строим личность, себя. Жанне говорит, что ошибка всех философов начиная с Платона заключалась в том, что человек рассматривался как совершившийся факт в неким набором свойств. Только в последнее время стали говорить о незаданной возможности человека.
Бессознательное:
-внутренняя реальность
-неосознаваемые автоматизмы (это было известно давно, первое только с Фрейда)
1. Личность начинается с тела. Это наше первое «я», первые телесные проявления. Тело является неким мерилом по отношению к внешнему миру. Личность- отношение к собственному телу.
2. Уровень чувств- надстраивается над телом. Чувства не являются чем-то материальном. Идея саморегуляции. Чувства как регулятор действий на основе обратных связей от тела. Виннер, целеустремлённость живых систем на основе обратных связей. Бернштейна считают отцом саморегуляции, именно он придумал принцип обратных связей, которые корректируют поведение индивида. Чувства и являются этими обратными связями. Правильное поведениеàположительная обратная связь и эмоция.
Собственность как часть личности. Мы обладаем своей одеждой так же как и своим телом.
Личность создана для того, что бы людям отличаться друг от друга и построить иерархию (идеи социального конструктанизма- идея о том, что все наши социальные понятия не столько отражают то что мы изучаем, а скорее те социальные условия и контексты, в которых они были созданы. Индивид явление социальное. Мы стали индивидами потому что другие называют нас по имени. В традиционных культурах индивид невнятен. Индивид понимается только как часть группы. Необходима огромная работа для того, что бы индивид был понят сам по себе. Жанне обращается к понятию возможность. Возможность определяется социальным контекстом. Намерение- это тоже возможность, формируется в детстве при отношениях с другими людьми.
Жанне вводит понятие персонаж. Персонаж- система персональных возможностей, которыми обладает человек в социуме. Люди начинают остерегаться намерений других людей именно из-за того что личность является. Для себя и для других мы являемся персонажами, играем роли короля, принцессы, мужа, жены, инвалида . В нас есть много персонажей и в зависимости от. Персонаж- это целостная структура, состоящая из множество ролей. Любовь- это подтверждение персонажа, образа себя. Короля играет свита- мой персонаж успешен, если другие это подтверждают. Транзактный анализ Томаса Харриса (я окей- ты окей).
Первобытная личность подвержена сиюминутным желаниям. Эта личность непостоянно, хочет есть и сразу ест. Но обществу нужна постоянность. И тогда возникает рефлексия, обращение сознания на самого себя. Во времена Жанне психологи не обращали на неё внимания. Голодный человек видит еду ему не принадлежащую. Включаются внутренние процессы, которые тормозят желание (если я сейчас возьму еду, то меня посадят в тюрьму). Именно из-за рефлексии человек становится более постоянным и предсказуемым.
Мы организуем наше тело так что бы будущее движение могло учитывать наше прошлое движение. Чувства тоже регуляторы действия, а от чувств идём дальше. Нужно не только начать действие, но и завершить его. Далай Лама- если ты потерпел неудачу- не упусти урок. Появление намерений- очень важный шаг, появление интенционального поведения.
Намерения сложно связаны с действием. Ребёнок знает когда взрослый просто ворчит или готов привести в действие. Инициатива- тип действия, которые связан с внутренней мыслью, особое роль сознания в процессе саморегуляции наших действий. Сознание- это наша соственная добавка в стимуляцию. Понимать что ты делаешь и зачем- это сложно. Прогресс психики происходит черех высшие формы осознания.
Новый момент- это усилия. Внутренняя работа всегда требует усилие. Всё что нас затрагивает предполагает усилие. Когда мы совершаем усилие мы порождаем ощущение свободы. Больные наоборот чувствуют ощущение воздействия. Есть есть усилие нет никаких сомнение. Усилий- обратная связь о моей субъектности. Свобода связана с усилием, гениально точное замечание.
Франкл, Узнадзе и Фромм были первыми психологами, которые поставил проблему свободы в контексте психологии.
Интеллект, приказ и повиновение. Вождь отдаёт приказ, это действие он начианет, но не выполняет. Происходит разделение намерения и исполнения. Если приказ не выполняется вождь огорчается. Действия начинают распределяться между разными людьми. Жанне разделили намерение и контроль с одной стороны (вождь) и операциональную реализацию (племя) с другой стороны. Отсюда появляется внутрення речь и ощущение, что вождь может узнать что я думаю, интериоризация образа вождя.
Личность во времени-Жанне обращается к автобиографии. Сначала мы занимаемся личностью других, а потом и своей собственной. Сначала наша поведение направлено на другого, а потом на нас. Мы всегда создаём о себе историю (Жанне впервые ввёл идею нарратива). Хорошую или плохую мы создаём личную биографию? Не стройную, не связанну. Способность выстроить связную биографию связана с личностью. Нормальный человека- тот кто может создавать точную автобиографию. Нарративная психотерапия- упорядочить и выстроить свою жизни из-за чего их жизнь упорядочиватеся.
Связанность гениальности и индивидуальности. Гению завидуют. Именно гений изобрёл приказ и перевёл его речь.Любая обезьяна решает свои проблемы самостоятельно (?), но человек может заставить это делать другого. Личность это то что от телесное, чувтсвенное, социальное,
Индивидуальность:
1. Тела
2. Чувств
3. Социальная роль
4. автобиографии
Личность-
1. всё усложняющийся регулятор действия
2. личность-внутренняя работе
3. личность развивается в результате социального конструирования, а потом сама
4. личность развивается к большему самосознанию и принятию ответственности.
К.Левин
От него пошло различение внутренней и внешней мотивации, ситуации, групповые методы, групповое давление, психология временной перспективы. Левин не
Гештальтпсихология- Кёллер, Кофка и Вертхаймер
1.Целостности- целое определяет части
2. Всё всегда происходит в настоящем.
3. общие закономерности психической и физической реальности (внутренне и внешнее поле- это единое психологическое поле)
Левин- поведение есть функция взаимодействия личности с ситуацией. Олпорт, Келии, Выготский и Левин всегда понимали, что и зачем они делают. Именно из-за Левина произошёл переход от Аристотелевского к Галилеевскому мышлению.
Аристотель- у всего что существует есть своя внутрення сущность. Всё что мы наблюдаем есть проявление его внутренней сущности. Камень падает, потому что он обладает внутренней сущностью (тяжесть)
Галлилей предложил альтернативу, которая была развита Ньютоном. Галлилей ввёл категорию «взаимодействие». Всё что мы видим- это результат взаимодействия между телами. Вес- это не отдельная сущность ,а результата взаимодействия весов, тела и гравитационного поля земли. Если мы будем взвешивать кирпич в лифте, который падает со скоростью свободного поведения, тогда его вес будет -0. Но почему в психологии всё по старинке? В отличии от бихевиористов Левин использовал понятие действие.
В психологии нам кажется, что мы изучаем один процесс. Человек пришёл по одной причине, остался по второй причине, и вернулся после перерыва по третьей причине. Сначала Левин думал, что можно придумать абсолютно чёткие причинно-следственные связи. Но постепенно Левин понял специфичность психологии. Левин связывает психологию индивидуальных различий и неклассическую психологию, которая отдаёт должное ценностям и смыслам, внутреннему миру.
Левин- поведение есть функция от личности и ситуации. Первым показал что нельзя говорить ни о какой мотивации в отрыве от ситуации. Левин использовал понятие напряжённой системы. Всё происходит в настоящем. Намерение и потребности создают поле. После появления потребности возникает напряжённая система, как сжатая пружина. Когда потребность разряжается пружина разжимается, гомеостаз.
Левин тоже создал психодинамическую модель, конкурирую с Фрейдом, а с другой стороны конкурировал с бихевиоризмом, лучше него объясняют поведение.
Наши действия управляются не столько. Для того что бы действие началось нужно не только потребность, но ещё и беспокойство (прототип напряжённой идеи Левина).
Мысленный эксперимент: я написал письмо другу, иду по улице и ящики, которые я раньше на замечал теперь включены в поле и я их все вижу.
Психическое насыщение: ребёнку говорят ставить крестики, но время не уточняются. Ставь и ставь. Если не поставить цель, то появляется насыщение.
Один ставил крестики 2 часа. Почему вы так долго ставили? Хотел узнать как долго вы выдержите. Бактерии тоже всматриваются в нас с другой стороны микроскопа.
1. Волевое поведение- направлено целью и личностью.
2. Полевое поведение- поддаётся внешним влиянием.
Если у человека нету намерений он обречён на зависимость от поля. Ученик Левина ввёл понятие поле-зависимости и поле-независимости.
Психологическая проблема награды и наказания. Впервые встал вопрос о внешней мотивации (когда ребёнок делает что-то не из-за внутренней мотивации). Левин работал специально с детьми, потому что у них всё выпуклее и проще.
1. Конфликт Буреданова осла (+ и +)
2. Конфликт двух зол (- и -)
3. Конфликт двух противоположных сид (+ и -)
Чем более противное задание тем сильнее должен быть барьер принуждения.
Реакция на фрустрацию (неудовлетворение потребности):
1. Агрессия
2. Апатия
3. Регрессия
4. Суетливая беспорядочная активность
5. Стереотипное повторение каких-то действий.
Обещание награды за выполнение каких-то действий, которые он не хочет делать.
Запрет с наградой за соблюдение (но обычно бывают санкции за нарушение).
Награда и наказание не очень эффективно.
Есть и третий путь- вызвать интерес к этому процессу, изменение побудительности предметов. Как же это сделать? Включение данного действия в другую целостность, придание другого смысла. Перенос действия из области школьные задания в области, имеющую практическую цель. Джентельмены удачи- сегодня завтрак отменяется, сегодня мы летим в космос. Перед полётом необходимо хорошо подкрепиться.
1935- Динамическая теория личности. Вводит формулу поведение опредеялется взаимодействием личности и ситуации. Поведение- результат взаимодейтсвия личности с биологическими и социальными факторами.
Социальный барьер- взрослый структурирует поле, задаёт валентности и поле ребёнка. Изучает социальные поля. Мы сами создаём короля и лидера приписывая ему определенный образ. Если мы перестаём воспринимать лидера.
Если я считаю, что я должен с чем-то считаться- я буду с этим считаться и президент станет в моём поле президентом.
Самодистанцирование, воображение- Франкл вечером в лагере представлял как он в университете выходит на сцену и рассказывает о лагере.
1943, Понятие поля в данный момент времени- Психологическое прошлое, психологическое будущее. И прошлое и будущее поле находятся в настоящем поле. Если их сейчас нет в настоящем, значит они не существует. Будущее и прошлое влияют на наше поведение только в той степени в какой они есть сейчас. (бывает что заключённый совершает побег за 2 месяца до побега. Левин объясняет что в их собственной реальности они уже на свободе, они психологически уже на свободе и возникает невыносимый контраст с тем, что их реально окружает и со своей психологической реальности.
Роль поля воображения наиболее важна в детско-подростковым возрасте.
Левин «теория поля в социальных науках»- проблема межгрупповых отношений. Феноменологические работы посвящённые меньшинствам.
Левин- экспериментатор важный элемент поля, одна из переменных!!!
Испытуемый приходит не на эксперимент, а в кружок где он может поговорить. Нету правил, нету инструкций. От научного представления о эксперименте осталась только наивность испытуемого. Левин выстраивает новый методологический подход- Действенное исследование. Мы одновременно вступаем во взаимодействие с человеком. Нельзя сначала совершить воздействие, а потом его померить.
К концу своей жизни Левин понял, что психологию нельзя строить по образу и подобию естественных наук.
В конце Левин ввёл понятие регрессия. До совершеннолетия ребёнок развивается в Социальной ситуации развития, а далее после ЕГЭ в индивидуальной ситуации развитии. Кто-то пользуется этой возможностью и перестаёт развиваться навсегда.
5 критериев дифференцированного поля:
1. Многообразие поведения
2. Укрупняются единицы действия, увеличивается внутренняя связанность (для взрослого все действия взаимосвязаны). Возникновение внутренней речи, теперь ребёнок может говорит не то, что он думает, ложь, шутки и тайны.
3. Расширение поля, протяжённость мира и интересов.
4. Взаимозависимость разных форм поведения (почти как второй пункт)
5. Реалистичность (чёткое разделение различных уровней реальности, постепенно мы вычленяем объективную реальность). Объективная реальность- нечто существующее для всех.
Ключевое понятие для Левина- это дифференциация внутреннего поля.
Становление психологии личности как отдельной психологической области. Г.Олпорт (архитектор психологии личности).
1957, Олпорт, Личность и его психологическая интерпретация, хорошая систематизация. До этого личность существовала как философская категория. Олпорт считал себя систематизатором, которому интересно не только что он сам делает, но и то что делают другие. Один из самых умных людей, которые занимаются психологией личности. Старался сглаживать крайности, преодалеть диспозиции, диалектик. Эклектик. Гёте- галка, которая тащит в своё гнездо всё что попадётся, а второй эклектизм очень хороший. Олпорт стоял у истоков теории черт, гуманистической психологии, узаконил введение в психологию качественных методов, узаконил психологию религии и самореализации. Олпорт оценил европейских авторов и помог им продвинуться в Америке, поддержал Левина, гештальт-психологию, представил Франкла в Гарварде, поддержал создание ассоциации гуманистической психологии. Олпорт- стремился к изучению того что сложнее, а не того, что проще.
1951- Психология предубеждений.
Олпорт родился вторым мальчиком, а первый брат стал успешным психологом и вроде как по Адлеру он к нему тянулся.
Диссертация- изучение личностных черт. В университете его обучали в духе бихевиоризма. На самом деле мы обнаруживаем маленькое S и маленькое R и очень большое О (личность). Единственное что можно сделать с целостной личностью это подарить цветы.
Личность- динамическая организация психофизиологических систем индивида, которая обуславливает его поведение и приспособление. Личность и характер это одно и тоже, только характер это оценочное понятие. Ввёл различие между номотетическим и идеографическим подходом. Каждый человек- это отдельный закон природы. Мы не должны забывать, что каждая личность уникальность
Общий закон может говорит о том как осуществляется уникальность.
Проактивности личности как противовес реактивности. Большинство его современников рассматривали личность как нечто что просто реагирует на ситуацию. Нет человек сам выбирает напрядение. Стремление к сокращению напряжения- это признак к нездоровью. Человек не стремится к гомеостазу, а к активности и поддержанию напряжения.
Принцип функциональной автономии мотивов- у нас возник перекос в диагностике. Нужно копать вглубь и спрашивать у самого человека о его мотивах. Проективные методы не отражают все мотивы. У здоровых людей наблюдается согласованность между проективными мотивами и сказанными испытуемым осознанно. В процессе развития формируются разные мотивы, отпочковываются друг от друга, полностью отделяются от своих корней и становятся абсолютно автономными, поэтому не важно что было сначала: либидо или стремление к смыслу. Мотивация не выводимо из прошлого, она направлено на будущее. Нет толка копать прошлое, получается что психолог смотрит назад, а клиент в будущее, копаем в разных направлениях.
Лекция 7-8
Олпорт изучал не только черты. Черта задовалась только процедурой измерения. Сейчас с психометрикой тоже самое. Психометрика- это не психология, там только математика и лингвистика (от слов зависит очень много). Оно работает, оно полезно, но до каких-то пределов. Есть ощущение, что эта парадигма исчерпалась. Олпорт не преувеличивал значимость черт, не сводил черты к личности.
За каждой чертой стоит нейропсихологическая система (предрасположенность вести себя определённым образом).
1. Человек проявляет эту особенность в поведении длительное время
2. Она проявляется сходным образом в разных ситуациях
3. Она предполагает определённые разбросы, не все ведут себя одинаковым образом.
Если все прогуливают лекцииàэто не черта. Черта- то что отличается в популяции.
Даже самый вежливый человек может стать грубым если опаздывает на поезд.
На входе: (страх перед коммунистом)
-коммунисты
-либералы
-евреи
-чёрные
-интеллектуалы
На все эти стимулы одна и та же реакция.
На выходе:
-поддержка идея ядерной войны
-критика ООН
-голосование за правых
То есть если у человека есть какие-то установки (на входе), то неизбежны реакция (на выходе). Склонность к коллекционированию этикеток- у кого-то этого вообще нет, не построишь нормальное распределение.
Олпорт критично относится к типологии. Эго-психология начала развиваться с начала 40-ых. Олпорт- эго в современной психологии. Личность активность и целеустремлённость. Когда человек занимается чем-то, что вовлекает его «я» обнаруживается устойчивое проявление черт. А когда ему не интересно- он не проявляет себя.
Проприум- достояние, свер «я», относящееся ко мне, то что я отношу к себе. Разработал периодизацию личностного развития и её личностных структур:
1. Телесная самость (возникает в 1-ый год жизни) когда младеней начинает интегрировать телесные ощущения и на основе их выделять своё тело из мира, отличать своё тело от чужих. Неосознаваемая.
2. Чувство само-идентичности- возникает когда ребёнок начинает говорить о себе «я», после того как он начинает говорить о себе в 3-ем лице.
3. Чувство самоуважение- ощущение гордости из-за правильного выполнения задания. В 3 года
4. Расширение самости (4-6 лет). Что-то внешнее
5. Образ себя (5-6 лет). Ребёнок начинает осознавать как к нему относятся другие. Появляется я хороший и я плохой
6. В 7-12 лет ребёнок понимает, что он может сам решать ситуации, развивается мышление, освоение человеческого опыта и сильный конформизм к семейным ценностям и ценностям сверстникам.
7. Проприотивные стремления (подростковый возраст). Выбор карьеры, планирование будущего
8. Самопознание, интеграция всех 7-и
Личностная зрелость (1937)- Олпорт критикует психоанализ, говоря о том, что психоанализ не рассматривает взрослого человека, как действительного взрослого.
Зрелость:
1. разнообразие и автономность интересов
2. самосознание, самопознание и чувство юмора
3. философия жизни, собственное мировоззрение (перекличка с Юнгом, у развитой личности есть свой закон). В 1950-ых поехал в ЮАР и увидел людей, которые соответствовали трём критериям, но делали зло, расисты. В 1961 добавил ещё 3 критерия:
4. способность к близким интимным отношениям, дружеская интимность, толерантность.
5. само-принятие, спокойное отношение к своим недостаткам и внешним трудностям, выражая свои эмоции думают о том как это отзовётся на других (Саморегуляция)
6. видит вещи такими какие они есть, а не такими какими он хотел бы их видеть.
Леонтьев, Фромм, толерантность- это антоним нарциссизма.
Глубинная психология, психодинамические направления. (Хорни, Эриксон, Фромм)
Хорни (1885-1952).
Её отец был морским капитаном дальнего плавания, убеждённый в превосходстве мужчин над женщинами. Первые работы Хорни были посвящены психологии женщин. Было ощущение внешней непривлекательности и она пошла по пути сверх-компенсации. Поскольку я не смогла стать красавицей, я решила стать умной. Стало первой женщиной в Германии, которая получила возможность изучать медицину. Была спасена мужом при попытке самоубийства. Рассталась с мужом и начала делать упешную карьеру как психиатр, в 1932 переехала в психоанализ, в 1941 у неё отобрали психоаналитическую лицензию. Каждая новая работа всё более и более интересная (такое бывает редко)
Расхождения с Фрейдом:
1. Против фрейдовсого взгляда на женщин, против зависти к пенису. Женщина- как что-то психологически отличающееся от мужчины. Повлияла на развитие феминисткого движения.
Развитие, проблема детства, согласна что детские переживания формируют личности
-потребность в удовлетворении
-потребность в безопасности (главная потребность). Если фрустрированаà базовая невротическая тревога. 10 потребностей, могут стать гипертрофированными:
1. любви и одобрения(невротическаяà не насытное стремление быть любимым, обидчиовсть)
2. руководящем партнёре (чрезмерное зависомость от других, любвоь может
3. в чётких ограниченияхàсплошные ограничения, довольствование
4. власть
5. эксплуатирование других
7. потребность в признании
8. потребность в безупречности и
Невротические потребности – обычные потребности доведённые до абсурда, невротик использует их не гибко. Опирается на одну потребность, хочет решить с помощью неё все проблемы. Невротик с потребностью любви пытается любить жену, начальника, чистильщика обуви.
Группировка потребностей в 3 типа, 3 способа оптимизации межличностных отношений, цель- это уменьшить чувство тревоги:
1. Уступчивый тип (ориентация к людям, на людей), человек угождает, идёт всем на встречу, ему необходимо, что бы им руководили, нуждались в нём, любили его. Ради чувства любви готов пойти на всё. Этими людьми руководит «идеал любви».
2. Отстранённый тип (движение от людей), главное- это защита своих границ, идеал свободы- я сам по себе, а вы сами по себе. Если я отойду в сторону, то я сам встану. Утрачивают истинную заинтересованность к людям, бесстрастно идут по жизни поверхностно её переживая.
3. Враждебный тип (движение против людей), характрено доминирование, навязывание другим людям своих потребностей, целей. Если у меня есть сила меня никто не тронет. Придерживается мнения: все люди агрессивны, все рассматривает с позиции «а что я буду с этого иметь». Способен действовать тактично и дружески ради удовлетворения престижа и личных амбиций. Им необходимо восхищение. Морализаторский враждебный тип- человек стремится навязать другим представления о том, как надо.
У здоровых людей проявляются все типы, в зависимости от ситуации, а невротик использует лишь одну стратегию для совладания.
Хорни «Невроз и развитие личности, невроз и личностный рост». Строит красивую и ясную теорию о том где проходит водораздел между неврозом и нормой. Обратилась к самореализации.
Юнг ввёл идею самореализации, как вектор развития здоровой личности. Хорни подхватила эту идею. Self-realization, селф- образ «я», селф может быть реальным, а может и идеальным. Самореализация- реализация идеального «я».
Невротическое развитие- вместо реального «я» человек начинает реализовывать идеальное «я». Это и есть путь к неврозу, который ведёт к трём типам взаимодействия «к людям:
1. идеал любви, пусть все будет хорошо),
2. от людей (идеал свободы),
3. против людей(идеал совершенства))
Эриксон (1902-.
Эго-идентичность, по жизни были проблемы с тем как его зовут, жил в Германии. Его родители развелись до рождения. Отец был датчанином, а мать еврейка. Мать развелась до рождения сына, вышла за другого и мальчик несколько лет не знал, что это его отчим. В 1937 году получая американский паспорт выбрал фамилию Эриксон. Не получил психологического диплома, изучал психоанализ в Венском институте у А.Фрейд. Его идеи оказались близки эго-психологии, ссыдается на Хартмана, вносит свой вклад в понимание того что же такое «эго».
Детство и общество, 1950, Эпигенетический подход. Как происходит взаимодействие психодинамических механизмов с тем как на ребёнка воздействует воспитание. Каждое общество ставит детям определённые вызовы, задачи, которые ребёнок решает сам в своём развитии.
Переход от одной ступени к другой предрешён. Но развитие определяется и внешними условиями (обществом). Общество устроено так, что развитие социальных возможностей ребёнка оценивается положительно, отсюда возникает эта временная последовтельность.
Понятие эпигенеза заимствовано из эмбриологии (жёсткая пошаговое развитие ребёнка).
Эриксон
6 лет,
Доверие-недоверие (0-1)
самостоятельность-нерешительность (1-2)