Социометрическое исследование

Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Первые представляют всю систему внутригрупповых отношений в целом, вторые – отношения, сложившиеся между отдельными членами группы с остальными. Групповая социограмма, в свою очередь . также имеет две разновидности: масштабная социограмма и социограмма-мишень. На масштабной социограмме члены группы изображаются в виде кружков, соединенных между собой стрелками, направленность которых указывает на характер отношений, а длина свидетельствует о близости этих отношений. Чем ближе друг к другу изображены члены группы на данной социограмме, тем лучше имеющиеся между ними взаимоотношения. Рис. Группа из 11 человек делится две группировки, не связанные между собой определенными отношениями, каждая имеет своего лидера (А и Б).

Социограмма-мишень представляет систему концентрических окружностей, количество которых обычно равно максимальному числу выборов, полученных лидером. Рис.5 выборов, которые указаны стрелками. В концентрических окружностях члены группы размещены в соответствии с числом полученных ими выборов. Вертикальной и горизонтальной линиями, проходящими через центр, вся социограмма делится на 4 сектора, позволяющими делить обследуемых по полу или возрасту.

Для составления выше названных социограмм сначала делается социометрическая матрица. Слева по вертикали и сверху по горизонтали перечислены фамилии членов изучаемого коллектива в одном и том же порядке. Выбор обозначается цифрой списка. Взаимные выборы в кружке.В нижней строке результаты сумма выборов , полученных каждым членом группы, в правом сумма выборов, сделанных каждым членом группы. Кто больше получил выборов, того и можно считать лидером группы

Индекс групповой сплоченности

Ев.в.

С= ---------

Е макс. Где Е в.в.- сумма взамных выборов, деланных членами данной группы; Е макс.- максимально возможное число взаимных выборов, которое в свою очередь, устанавливается по следующей формуле:

п (п-1)

Е макс. =----------

· где п – число членов в изучаемой группе

ЛЕКЦИЯ 7.ОБЩЕНИЕ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

1. Непосредственное и опосредованное управление общением в команде

2. Принципы общения в команде

Управление поведением сводится к предсказанию поведения спортсмена в определённой ситуации и организации этого поведения в нужном направлении. Регуляция коммуникативного поведения спортсменов может осуществляться: 1) через непосредственное управление поведением и общением, исходя из конкретных требований ситуации и задач взаимодействия; 2) опосредованно через такие формы организации совместной деятельности, которые с необходимостью приводили бы к желательным межличностным влияниям.

В рамках этих подходов тренер или психолог сталкивается с задачами трех уровней: 1) внутригрупповому (общение в команде вообще, между многими участниками); 2) межличностному (нормализация общения между двумя конкретными партнёрами или несколькими); 3)собственноличностному, или интрапсихическому.

Непосредственное управление коммуникацией в команде. Первой задачей управления общением в команде является снятие или предупреждение агрессивных реакций по адресу ошибающихся партнёров и установление коммуникативных связей между взаимодействующими игроками по разным причинам не общающихся в игре.

Агрессивная реакция несёт в себе отрицательные последствия. Простое запрещение агрессий не даёт эффекта. Как здесь действовать? В любом отношении к другому человеку выделяется три компонента:

1) познавательный (оценка его компетентности и деловых качеств), 2) эмоциональный (симпатия или антипатия); 3) поведенческий (конкретная программа действия и поведения по отношению к конкретному человеку). Наиболее подвижным и управляемым является поведенческий компонент. Чтобы изменить поведение конкретного человека, необходимо предложить ему определённую (новую) программу действий.

Управление общением в команде предусматривает следующие аспекты: 1) работа с командой в целом; 2) работа с лидерами; 3) работа с ведомыми.

1. Работа с командой в целом. Вначале целесообразно регулировать коммуникативное поведение посредством специальной инструкции, ориентирующей всех спортсменов на желаемое общение с указанием активно обращаться, выражать свои чувства в меру, помогать партнёрам, одобрять других. Необходимо регулировать направленность общения, чтобы связи совпадали с игровыми связями, соответствовали логике и требованиям процесса взаимодействия.

2.Работа с лидерами команды. Нередко лидеры проявляют непонятную пассивность, становятся источником конфликтов, дезорганизации коллективных действий. Причинами такого поведения могут быть:

- личностные особенности этих лидеров (повышенная самооценка, конфликтность, агрессивность, возбудимость и др.);

- отсутствие необходимых навыков общения;

- неблагоприятные деловые или межличностные отношения с определёнными партнёрами;

- своеобразие их прошлого спортивного и эмоционального опыта.

Коррекция их поведения сводится к следующему:

а) провести наблюдение за общением и результативностью лидера, чтобы выяснить в каких именно ситуациях поведение этого спортсмена является нежелательным, а также насколько типично такое поведение, и на кого бывают направлены негативные реакции лидера. На основе наблюдений составляется картина круга общения лидера, его результативность и результативность команды;

б) выяснить внутреннюю психологическую картину этих конфликтных ситуаций в ходе бесед и опросов участников деятельности. Как каждый партнёр воспринимает эти ситуации, каковы его реакции на них;

в) проанализировать поведение лидера с ним самим, пытаясь выяснить, как он понимает и воспринимает своё поведение в ситуациях, какую он роль отводит себе при управлении командой. Знает ли он о том, насколько неблагоприятно действует на состояние и деятельность других.

Далее составляется программа конкретных действий лидера в конфликтных ситуациях с ориентацией спортсмена на контакт с определёнными партнёрами. Необходимо лидера научить навыкам эффективного общения с партнёрами в ситуациях реального взаимодействия, и сформировать у него способность более чутко реагировать на состояние своих партнёров (сопереживать, вставать на их место и т.д.).

Для успешного налаживания коммуникативных связей между лидером и ведомыми необходимо соблюдать следующие принципы:

Принцип контрастности воздействий предполагает:

а) по возможности неожиданность, внезапность организуемых социальных влияний;

б) большой эффект воздействия, если оно исходит от партнёра, с которым игрок находится в холодных, неприязненных отношениях или к которому он испытывает одностороннюю симпатию. Опора только на положительные связи приводит к закреплению существующих взаимоотношений, появлению устойчивых группировок и расколу коллектива.

Принцип авторитетности воздействия подразумевает организацию общения с обязательным учётом статусных отношений между воздействующим и опекаемым. Учёт индивидуально-психологических, социально-психологических и деятельностных факторов при организации желаемых взаимовлияний предполагает прежде всего чёткую ориентацию на особенности конкретных личностей с прогнозированием возможного эффекта планируемых воздействий.

Практически доказана возможность организации желаемых коммуникативных связей в спортивных командах (Ю.Л. Ханин). В результате такой работы достигалось следующее:

1) предотвращались психологические срывы у отдельных спортсменов;

2) формировались желаемые способы коммуникативного поведения у отдельных спортсменов по отношению к партнёрам и снималось излишнее напряжение с воздействующих благодаря переключению их сознания на опеку, поддержку своих товарищей, создание благоприятной атмосферы в команде;

3) создавалось и сохранялось необходимое групповое настроение и предотвращались неизбежные в трудных играх спады настроения и возможные конфликты,

4) укреплялись игровые связи за счёт облегчения коммуникаций между спортсменами и организации оптимальных взаимовлияний.

Такой способ организации общения лидеров возможен не только в игровых видах спорта.

При организации коммуникативных связей встречается две сложности, когда лидеры не могут справиться с поставленной перед ними задачей. Во-первых, если у самого лидера «не пошла игра», или он начинает допускать ошибки. При этом ему довольно сложно поддерживать других. Здесь надо подключать другого лидера к спортсмену. Во-вторых, иногда встречается недостаточная мотивация и даже нежелание общаться с определёнными партнёрами, помогать им. Это чаще встречается в индивидуальных видах спорта.

3. Работа с ведомыми. Активизация межличностных контактов ведомых, чаще всего молодых и только что пришедших в команду спортсменов, имеет не только результативную сторону (повышение эффективности их деятельности), но и социально-психологические аспекты (ускорение адаптации спортсмена, улучшение его эмоционального самочувствия, формирование навыков продуктивного общения и т.д.).

Поведение и общение молодых спортсменов характеризуется следующим:

а) они имеют малую коммуникативную активность по сравнению с другими, у них преобладает пассивный круг общения;

б) в конфликтных ситуациях они чаще других являются объектами агрессии со стороны партнеров;

в) на агрессию со стороны других чаще всего реагируют либо уходом в себя и неблагоприятными эмоциональными переживаниями, либо ответными эмоциональными переживаниями, либо ответными эмоциональными вспышками с попыткой оправдаться, выразить несогласие;

г) они редко являются инициаторами общения, почти никогда не оценивают действия других, в лучшем случае соглашаются с их мнением.

Причинами такого поведения являются:

а) личностные особенности этих спортсменов (заниженная самооценка, высокая личностная и коммуникативная тревожность, повышенная ориентация на мнение других, обидчивость и др.);

б) несформированность коммуникативных навыков;

в) низкий статус, изолированность или отверженность в команде;

г) неблагоприятные установки на межличностные контакты и взаимодействие с другими людьми.

Часть этих причин по мере роста спортивного мастерства спортсмена снимается. Сложнее обстоит дело в случаях, когда недостаточная активность в общении связана с недостаточной потребностью в межличностных контактах вообще, либо с боязнью общения, проявляющейся в повышенной напряжённости в ситуациях непосредственного взаимодействия. Подобное поведение это крайний случай и встречается не так часто.

Тренер и психолог при работе с такими спортсменами должны обучать их навыкам эффективного общения и умению активно противодействовать неблагоприятным воздействиям извне и формировать у них благоприятные установки и отношение к межличностным контактам с другими партнёрами.

На основе наблюдений за ведомыми (так же как и за ведущими) разрабатывается тактика систематических воздействий на них со стороны тренера и психолога. Примером подобного социально-психологического тренинга являются следующие мероприятия:

а) научение социально-психологической ориентировке в ситуациях взаимодействия с партнёрами и пониманию своей роли в межличностных связях;

б) снятие чрезмерной чувствительности к некоторым психотравмирующим и конфликтным ситуациям (приучение к необходимости активно общаться с любыми партнёрами);

в) подбор желательных и нежелательных партнеров и обучение способам активного противодействия неблагоприятным межличностным и микросредовым влияниям.

В ходе обучения умению адаптироваться к средовым неблагоприятным воздействиям, агрессивным реакциям со стороны товарищей по команде или тренера спортсмену предлагается специальная программа определённых действий (способов решения задач деятельности, проявление внимания, старания, самоотверженности и способов общения и реагирования на собственные ошибки и замечания партнёров признание вины, согласие с указанием партнёра и т.д.).

Адекватные формы межличностного реагирования это по существу коммуникативные умения и навыки, позволяющие эффективно взаимодействовать с партнёрами, находить с ними общий язык, активно участвовать в планировании и согласовании совместных действий.

После анализа конфликтных ситуаций и составления программы ролевого поведения спортсмена можно имитировать (проиграть) типичные ситуации, в которых он чувствует затруднение. Подобная игра с психологом позволит спортсмену скорее освоить желательные образцы и формы поведения.

Процесс обучения общению с партнёрами значительно ускоряется, если тренер постоянно учитывает содержание и общий объём коммуникативной активности конкретного спортсмена и вместе с ним анализирует изменения в общении.

Необходимо, чтобы у спортсмена сформировалось положительное отношение к общению со своими партнёрами, а это требует систематических занятий с ним.

Опекаемый низкостатусный спортсмен, получая неожиданную помощь от неприятного ему, но авторитетного спортсмена, чувствует к нему признательность и начинает пересматривать своё отношение к нему, чаще к нему обращается, сопереживает его успеху или неудаче.

Подобного рода работа, как с командой в целом, так и с отдельными её членами выступает как существенный фактор воспитания моральных и волевых качеств у спортсменов, развитию у них навыков коллективной работы, нормализации межличностных отношений, сплочения коллектива, улучшения климата в команде.

Опосредованная (косвенная) регуляция взаимоотношений. Опосредованная регуляция взаимовлияний в команде осуществляется через специальную организацию совместной деятельности. В основе этого подхода лежит представление о деятельности как о некой целостности, заставляющей человека вести себя определённьм образом, а также концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе.

Применительно к спортивной деятельности это означает, что существуют определённые виды упражнений и совместных действий, которые по своей логике требуют от каждого участника чёткого выполнения отдельных элементов процесса взаимодействия, без которых невозможно решить общегрупповую задачу.

По существу, распределение функций между игроками представляет собой пример «расчленения» деятельности с предписанием того, что именно, как и в какой последовательности должен выполнять каждый её участник для успешного решения определённой технико-тактической задачи. Помимо этого, для обеспечения согласованности и слитности совместных действий спортсмены вынуждены эмоционально реагировать друг на друга, общаться между собой.

Деятельность как бы задаёт характер межличностных отношений и общения, вынуждает спортсменов реагировать на происходящее. Желательные или нежелательные взаимовлияния спортсменов во многом зависят от способов организации их совместной деятельности. В основе взаимных влияний и эмоционального реагирования лежат ролевые отношения партнёров, их функциональная взаимосвязь.

Конфликты и неадекватные реакции возникают, как правило, при рассогласованности из-за различного объёма работы партнёров, нечёткого распределения их функций, несоответствия их психофизиологических возможностей с характером выполняемых функций. Различное восприятие ситуаций взаимодействия, различная, ориентация и мотивация могут быть дополнительными факторами, способствующими возникновению нежелательных межличностных влияний и конфликтов.

Рекомендуются два основных направления в практическом применении косвенного способа управления межличностными влияниями в команде через специальную организацию совместной деятельности:

а) специальный анализ уже применяемых средств и методов учебно-тренировочной работы со спортсменами с точки зрения того, какие межличностные контакты и взаимовлияния при этом возникают. При этом особое внимание надо обращать на ситуации вынужденного общения;

б) проектирование и использование педагогически и социально психологически целесообразных форм организации совместной деятельности и ситуаций вынужденного общения и изоляции.

При необходимости формирования положительных межличностных установок между новыми и недостаточно знающими друг друга партнёрами или спортсменами, находящимися в нейтральных и неприязненных личных отношениях, целесообразно применять упражнения, требующие интенсивного вынужденного общения, положительных эмоций и сопереживания. Чему это способствует? Это способствует формированию у спортсменов благоприятного первого впечатления и коррекции существующих отношений, а также нормализует и активизирует рабочую обстановку в команде, создаёт повышенный эмоциональный фон.

Для предупреждения или временного исключения межличностных конфликтов между партнерами можно использовать упражнения требующие минимальных контактов или вообще исключающие взаимодействие .

Управление межличностными влияниями в процессе подготовки команды целесообразно проводить в следующей последовательности:

- групповые упражнения и виды деятельности, исключающие конфликтность, напряжённость, соревнование, ролевую неопределённость;

- групповые упражнения, стимулирующие положительные эмоции, сопереживание, взаимную помощь, поддержку, заинтересованность, а также интенсивное общение участников;

- групповые задания предпочтительно с общей оценкой деятельности группы, линии, пары для формирования общезначимой групповой цели, чувства принадлежности к команде;

- коллективная и индивидуальная работа с «проблемными» игроками после выявления лидеров и сформирования ядра команды;

- организация микросреды через подключение лидеров в активные коммуникативные связи;

- создание «псевдоконфликтных» ситуаций, жёсткого стимулирующего режима общения;

- обучение отдельных спортсменов активной адаптации к средовым и межличностным влияниям;

- создание дискомфортных, напряжённых условий деятельности введением «конфликтогенных» упражнений (разбивка нежелательных группировок, пар).

ЛЕКЦИЯ 8.МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

1.Содержание методики формирования перцептивных умений у студентов.

2. Последовательность формирования перцептивных умений

3.

Содержание методики формирования перцептивных умений у студентов отражает четыре аспекта: Первый аспект - когнитивно-мотивационный - предполагает передачу студентам необходимой информации о психолого-педагогических аспектах межличностного восприятия, значимости перцептивных умений и формирование интереса к их совершенствованию. Второй аспект - учет особенностей профессионального общения в деятельности преподавателя и тренера. Третий аспект - адаптированность методики к процессу профессионального обучения студентов – ее психолого-педагогической подготовке. Четвертый аспект - учет индивидуально-психологических особенностей личности студентов.

При разработке методики формирования перцептивных умений у студентов необходимо опираться на следующие положения: восприятие партнера по общению обусловлено высоким уровнем перцепции; перцептивные умения формируются в моделируемых типичных ситуациях общения тренера со спортсменами, педагога с учащимися; перцептивные умения представляют собой совокупность знаний о внешних проявлениях человека (поза, жесты, взгляд, мимика и др.), на основе которых человек определяет характер психического состояния другого человека; определенный уровень сформированности перцептивных умений обусловлен внутренним самоощущением человека, степенью адекватности его самооценки, характером переживаний, своим психическим состоянием в момент распознавания состояния другого человека; эффективность «считывания» психического состояния другого человека зависит от личностных качеств и способности управлять своим психическим состоянием.

Методика формирования перцептивных умений включает три раздела. Первый - информационный. Второй - практический. Третий - аналитико-интерпретационный. Первый раздел предполагает теоретические занятия со студентами. Второй раздел включает практическую работу студентов по определению психического состояния другого человека. Третий раздел предполагает анализ практической деятельности студентом на педагогической практике и интерпретацию полученных результатов на практике.

Процесс формирования перцептивных умений представляется в следующей последовательности.

Первый этап - мотивационный. На данном этапе решается задача формирования устойчивой мотивации у студентов к занятиям по формированию перцептивных умений.

Второй этап - когнитивный, предусматривающий передачу студентам знаний о перцепции, ее содержании и значимости в профессиональном общении преподавателя, тренера. Студенты знакомятся с основными внешне наблюдаемыми проявлениями того или иного состояния человека.

Третий этап - эмоционально-чувственный. На данном этапе студенты знакомятся с различными эмоциями человека, выражающими то или иное психическое состояние человека. Студенты обучаются распознавать эмоции по иллюстрациям и на реальном субъекте в процессе деловых игр.

Четвертый этап - операционально-технический предусматривает создание самим студентом задаваемого педагогом психического состояния.

Пятый этап - профессионально-ориентированный. На данном этапе студентам предоставляется возможность самостоятельно определить характер психического состояния спортсмена и учащихся на тренировке, соревновании, уроке физической культуры.

Основное содержаниеметодики формирования перцептивных умений:

1. Формирование приемов теоретической основы, опирающихся на знания состояний другого человека. Самоанализ своего и распознавания психического состояния другого человека с помощью следующих заданий: представить себе и описать то или иное свое психическое состояние, возникающее на тренировках, соревнованиях по следующему плану: а) каков я; б) мои чувства и эмоции; в) мои внешние проявления; г) каким я кажусь другим. Это задание преследует цель – совершенствование процесса самовосприятия и рефлексии; диагностика и выявление причин собственного эмоционального состояния и чувств, испытываемых в конкретных ситуациях и состояниях.

2. Формирование у студентов представлений о невербальных проявлениях психических состояний, возникающих у спортсменов, учащихся на тренировках, соревнованиях, учебных занятиях, причинах их возникновения, их влияние на выполняемую деятельность, на отношение к окружающим.

3.Формирование умений распознавания характера психоэмоционального состояния спортсмена на тренировке и соревновании по невербальным проявлениям (по изображениям на фото, или в условиях практической деятельности) и сопоставление своих результатов с оценками своего состояния спортсменами.

4. Совершенствование перцептивных умений с использованием приемов моделирования психоэмоциональных состояний спортсменов на тренировках, соревнованиях. Студентам предлагается представить то, или иное психическое состояние спортсмена и описать внешние проявления, которые, по его мнению, будут соответствовать этому состоянию.

5. Совершенствование перцептивных умений в условиях самостоятельного выполнения заданий. Изучение специальной литературы. Определение характера психоэмоционального состояния другого человека в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Сравнение результатов своих наблюдений с самооценкой ощущений, переживаний наблюдаемого субъекта.

Условия формирования и реализации данной методики: теоретические занятия (лекции), практические занятия (семинары), закрепление пройденного материала в процессе педагогической практики, самостоятельная работа студентов.

При реализации методики в процессе обучения необходимо решать следующие задачи.

Формирование:

- объема теоретических знаний о психолого-педагогических аспектах межличностного восприятия;

- умений активной, последовательной и критической оценки значимости поступающей информации;

- мотивации реализации знаний и умений в условиях профессиональной деятельности;

- способности к интроспекции (самонаблюдение человека при решении разного рода задач);

- умений «считывать» невербальные признаки психоэмоционального состояния спортсмена;

- умений творчески подходить к решению задач и целенаправленно воздействовать;

- умений быть открытым (позволять «считывать» информацию о себе, о своем психическом состоянии).

Методика предусматривает формирование перцептивных умений посредством воздействия на их компоненты. Так как восприятие всегда связано с такими психическими процессами как мышление, память, внимание, творческая активность, интуиция, для целенаправленного развития каждого из этих компонентов перцепции нами был выделен перечень методических приемов совершенствующих данные механизмы восприятия: задания творческого характера, задания по самоанализу своего состояния и невербальных его проявлениях (рефлексия), а также задания на развитие быстроты и точности восприятия ситуации. Основными методами, реализующими содержание методики формирования перцептивных умений являлись: метод самооценки характеризующийся анализом своего типа поведения в различных ситуациях общения (осуществлялся в форме дискуссии, обсуждения, беседы); метод ролевых игр который предполагал исполнение ролей, воссоздающих типичные ситуации в области физической культуры и спорта (интерактивное моделирование, направленное на воспроизведение типичных ситуаций общения специалиста в области физической культуры и спорта). Данный метод позволяет развивать формируемые умения и навыки за счет объединения участников эксперимента для совместной деятельности, обращения к прошлому опыту участников и преломления его в практических ситуациях общения в данный момент; метод ролевых игр предполагает исполнение ролей, воссоздающих типичные ситуации общения в сфере физической культуры и спорта.

Обучение студентов средствами данной методики необходимо осуществлять в течении не менее 80 часов..

Литература

1. Андреева Г.М.. Социальная психология. М.: МГУ, 1980.

2. Бодалев А.А.. Личность и общение. М.: МГУ, 1983.

3. Бодалев А.А. Психология общения. М.: НПО «МОДЭК», 2002.- 320 с.

4.Психология физической культуры / под ред Г.Д..Бабушкина, В.Н.Смоленцевой. – Омск.: СибГУФК,2008.-308 с.

5. Ханин Ю.Д.. Психология общения в спорте. М.: ФиС, 1980.



Наши рекомендации