Раздел шестой. Трудности Пути 3 страница

* * *

Я никогда не говорил, что йога или, что эта йога, является безопасным и легким путем. Я говорил только то, что каждый, кто имеет волю пройти, может пройти. Что же касается прочего, если ваша цель высока, то всегда существует опасность крутого падения, если вы неумело управляете своим аэропланом. Но опасность существует только для тех, кто позволяет себе поддерживать двойное существование: преследуя высокое, но также потворствуя своему нижнему мировоззрению и страстным желаниям. Чего же еще вы можете ожидать, когда люди делают это? Вы должны стать чистосердечными и искренними, тогда трудности ума и витала будут преодолены. Иначе, те, кто колеблются между своими высотами и своими безднами, всегда будут в опасности до тех пор, пока они не станут искренними. Это приложимо к "продвинутым" так же, как и к начинающим. Это факты природы; я не могу притворяться ради чьего-либо утешения, что они другие. Но также есть и другой факт, что никому не нужно оставаться в этой опасности. Однонаправленность, самоотдача Божественному, вера, истинная любовь к Божественному, полная искренность в воле, духовное смирение (реальное, а не формальное) - есть так много вещей, которые могут гарантировать от любой случайности возможного падения. Ошибки, промахи, трудности, огорчения имеют все; нельзя застраховаться от этих вещей, но если соблюдают меры предосторожности, то они временны и помогают природе выучить урок и лучше развиваться.

* * *

Да, но это скорее из-за отсутствия однонаправленного устремления, чем от недостатка силы воли - они [некоторые садхаки] бросили из-за того или иного желания, овладевшего ими, которое было несовместимо с устойчивым однонаправленным стремлением к Божественной Реализации.

Если бы Будда имел волю только после тапасьи, то как случилось, что он оставил все без колебаний в поиске Истины и ни разу не оглядывался назад, не сожалея и не имея никакой борьбы. Единственной трудностью было то, как найти Истину; его однонаправленная воля найти ее никогда не спотыкалась; без этой силы воли была бы невозможна сила его тапасьи. Люди, менее сильные чем Будда, могли бы развить ее через усилие. Те, кто не могут сделать это, должны черпать свои силы в уповании на Божественную Мать.

* * *

Искреннее сердце ценнее всех экстраординарных сил в мире.

* * *

Если Х позволяла любое падение в своем сознании и действии, которое сдерживало её садхану и еще не способна полностью преодолеть свою слабость, то это не повод для того, чтобы позволять ее трудности одолеть вашу веру и стремление. Не существует и не должно быть естественной связи между этими двумя [вещами], и именно ваш ум создает её. Каждый садхак имеет свою собственную отдельную садхану, свои собственные трудности, свой собственный способ следования. Его садхана - это дело его и Божественного: больше никто не участвует в нем. Также нет никакой причины почему, даже если один падает или проваливается, другой должен мучить себя по этому поводу, терять свою веру и оставлять свой путь. Борьба Х., какой бы ни была ее природа и ограничения, является ее собственной и касается только ее и Матери. Она не ваша и вовсе не должна затрагивать вас или иметь к вам отношение; если вы позволяете этому затрагивать и поколебать вас, из-за того, что она волею случая оказалась вашей сестрой, то вы вносите дополнительные трудности вдобавок к своим собственным и вредите своему собственному развитию. Придерживайтесь вашего собственного пути, концентрируйтесь на преодолении ваших собственных трудностей. Что до нее, то вы, самое большее, можете молить Божественную Силу помочь ей, и оставьте ее в покое.

* * *

Нет никакой причины иметь смутные сомнения по поводу вашего будущего, основанных на неудаче других. Именно это Х. и У. всегда делают, и это сильно нарушает их собственное развитие. Почему бы вместо этого, если уж судят по другим, не укреплять веру на примере тех, кто удовлетворен и развивается? Однако, верно и то, что они не показывают свой успех, как это делают те, кто терпит поражение. Как бы там ни было, этот уход, поражение приходит в результате весьма определенных ошибок и, главным образом, от отсутствия неизменного и неослабевающего стремления или усилия. Личное усилие, требуемое от садхака, включает стремление, отвержение и самоотдачу. Если эти три [требования] выполняются, то все остальное должно прийти Милостью Матери и в результате работы ее силы в вас. Но из этих трех наиболее важна самоотдача, первой необходимой формой которой является вера, убежденность и терпение во время трудностей. Нет такого правила, что вера и убежденность могут существовать только когда есть стремление. Наоборот, даже когда нет стремления из-за давления инерции, однако, вера, убежденность и терпение могут оставаться. Если вера и убежденность пропадают, когда стремление стихает, то это означает, что садхак полагаться только на свое собственное усилие, это бы означало: "Ох, мое стремление потерпело поражение, поэтому для меня нет надежды. Мое стремление пропало, что тут Мать может сделать?" Наоборот, садхак должен чувствовать: "Не беда, мое стремление снова вернется. Между тем я знаю, что Мать всегда со мной, даже когда я не чувствую ее; она пронесет меня даже через самый темный период". Вот полностью правильная позиция, которую вы должны иметь. С теми, кто имеет ее, депрессия ничего не может сделать; даже если она приходит, то должна вернуться озадаченная. Это не тамасичная самоотдача. Тамасичная самоотдача - это когда говорят: "Я ничего не могу сделать; пусть Мать делает все. В стремлении, отвержении, самоотдаче даже нет необходимости. Пусть она сделает все это во мне". Есть большая разница между этими двумя позициями. Первая - это позиция человека, отлынивающего от работы, того, кто ничего не хочет делать, другая - это позиция садхака, который делает наилучшее, а когда он на время принужден к неподвижности и вещи враждебны, тогда он всегда сохраняет свою веру в силу Матери и в ее присутствие позади всего и этой верой опрокидывает враждебные силы и призывает назад активность садханы.

* * *

Падение Х., после его быстрого развития в течение года, имеет очевидные причины в его характере, которых нет у других. То, что падение возможно, это хорошо известно всем йогам, и Гита не раз говорит об этом. Но почему падение подтверждает то, что духовное переживание не истинно и не подлинно. Падение человека с большой высоты не доказывает того, что он никогда не достигнет большей высоты.

* * *

Человек, который поднялся высоко, может низко упасть, особенно, если его переживания были только в духовном уме, а его витал и физическое остаются какими были. Но было бы абсурдом говорить, что он был обречен так низко пасть.

II

Каждый, кого психическое существо призывает встать на путь духовного развития, имеет способность к этому пути и может достичь цели, если, или как только, он разовьет однонаправленную волю только к этому. Но также каждый садхак сталкивается в себе с двумя элементами: внутреннее существо, которое хочет Божественного и садханы, и внешнее, главным образом витал и физическое существо, которые не хотят этого и остаются привязанными к вещам повседневной, обычной жизни. Умом иногда руководит внутреннее существо, иногда - внешнее. Поэтому одной из самых главных вещей, которую он должен сделать, - это решить фундаментально, в принципе, раздор между этими двумя частями и уговорить или заставить через психическое стремление, через упорство мысли и воли ума, через выбор высшего витала в своем эмоциональном существе, чтобы противостоящие элементы, во-первых, были успокоены, а затем дали свое согласие [на садхану]. До тех пор пока он не сможет этого сделать, его развитие должно быть медленным либо колеблющимся и перемежающимся, поскольку внутреннее стремление не может действовать постоянно и иметь постоянный результат. Кроме того, до тех пор пока это так, похоже, будут происходить периодические восстания витала, недовольство медленным развитием, разочарование, отчаянье, заявление о том, что Адхар не подходит [для йоги]; будут приходить призывы от старой жизни; будут возникать обстоятельства, которые, как кажется, будут оправдывать это; будут приходить внушения от людей и невидимых сил, заставляющих садхака бросить садхану и указывающих назад, на старую жизнь. И все же, в той жизни он, похоже, не получит никакого удовлетворения.

Ваши обстоятельства не отличаются от обстоятельств других людей ни в начале, ни долгое время спустя. Вы ушли от семейной жизни, но что-то в вашем витале все ещё сохраняет привычку ответной реакции, и именно это используется, чтобы оторвать вас от [садханы]. Этому помогает нетерпение витала, поскольку не существует быстрого духовного развития или постоянно хорошего состояния - это вещи, для достижения которых требуется время даже для величайших садхаков. Стечение обстоятельств помогает этому притяжению к [старому] - такие вещи как болезнь Х. или призывы вашего отца, которые он затем смягчил и льстил, умолял и обещал, вместо того, чтобы быть агрессивным, преуспевая в смягчении вас и создавая условие для менее эффективной защиты. И существует витальная природа и ее силы, внушающие то и это, что вы не подходите, что нет стремления, что Мать и Шри Ауробиндо не помогают, что они недовольны, невнимательны и лучшим будет уйти домой.

Через это прошли большинство садхаков и преодолели это, и оставили позади свои старые оковы. Нет причины, почему вы не можете сделать это же. Наша помощь есть всегда, она не дается в одно время и забирается в другое, или дается одним и отказывает другим. Она существует для всех, кто делает усилие и имеет волю к достижению. Но вы должны быть тверды в своей воле и не принимать и не обманываться внушениями со стороны или тем, что приходит в форме ваших собственных враждебных мыслей и депрессий - вы должны сражаться с ними и преодолеть их. Это может занять больше или меньше времени, в соответствии с той энергией, которую вы прилагаете, чтобы сражаться и преодолевать их. Но каждый должен делать это усилие, чтобы овладеть и превзойти старую витальную природу.

Что касается вашего ухода, то вы должны посмотреть на себя и ясно увидеть что [в вас] влечет вас туда. В любом случае, заявление о неспособности делать садхану не имеет значения. Это лишь повод, выдвигаемый вперед противоборствующим элементом в витале и усиленный внушением враждебных сил. Если вы говорите, что ваша привязанность к отцу и сыну или к другим так сильна, что ваша душа и ваше стремление ничего не может с этим поделать, и что дом является истинным местом для вас, тогда, конечно, ваш уход неизбежен, но такое утверждение едва ли может быть принято как истинное в вашем случае. Или, если вы говорите, что тяга еще слишком сильна, и вы думаете, что лучше уйти на время и проверить себя и истощить ее, тогда это может быть правильным только на время, если витал сильно поднимается; и мы бы не сказали нет, как мы не сказали нет, когда вы хотели уйти ухаживать за Х. Но даже в этом случае для вас было бы мудрее рассмотреть это серьезно и не принимать решений под давлением состояния, которое могло бы пройти и по-другому. Письмо вашего отца для нас не имеет значения; он всегда так писал, как только видел какую-либо надежду на ваш уход отсюда; в другое время у него был совсем другой тон.

Я детально разложил перед вами все. Для нас прямым курсом всегда было сохранять свой путь, какими бы ни были трудности, до тех пор пока не достигаешь господства, и путь не станет более гладким. Но по сути, решение должно быть принято самим садхаком - можно подталкивать к правильному выбору, но нельзя приказать, что он должен делать это.

* * *

Обычно в человеческом существе есть две противоположные тенденции в двух частях существа: одна - психическая или ментальная с поддержкой психического, которая ищет более лучшего образа действия и более высоких вещей; другая, чье основное месторасположение находится в витальном существе, наполнена жизненными инстинктами и желаниями жизни, которая привязана или обращена к вещам низшей природы и подчинена страстям, гневу, секу и пр. Если верхняя часть преобладает, тогда нижняя держится под контролем и не доставляет большого беспокойства. Но вторая часть часто поддерживается внешними силами и энергиями низшей Природы во вселенной, и иногда они вторгаются и придают худшей части существа отдельную персональность и свою собственную независимость. Это может быть объяснением того сна с безобразным монстром и сопротивления ему той другой персональности. Если это так, тогда ее следует рассматривать не как часть самого себя, но как чужеродный элемент по отношению к истинному существу. И только в результате постоянного выбора в пользу диктата высшего и упорного отвержения низшего, последнее теряет основу и в конце концов удаляется. Это нужно встречать как можно спокойнее, не позволяя уму беспокоиться по поводу любого падения или неудачи, принимая все со спокойной постоянной бдительностью и твердой волей.

* * *

Нет необходимости задавать так много вопросов и получать на них отдельные ответы. Все ваши десять вопросов разрешаются одним. В каждом человеческом существе есть две части: психическая, состоящая главным образом из думающего ума и высшего (эмоционального, более динамического) витала, которые открыты к психическому и разделяют цели души и допускают высшие переживания и, с другой стороны, нижний витал и физическое, или внешнее существо, (включая внешний ум и витал), которые привязаны к невежественной персональности и природе и не хотят меняться. Именно конфликт этих двух [частей] создает все трудности в садхане. Все трудности, которые вы перечисляете, возникают только от этого и больше ни от чего. Преодолеть их можно только излечившись от этой дуальности. Это происходит, когда способны жить внутри, осознавая свое внутреннее существо, идентифицируясь с ним и рассматривая все остальное не как себя, а как творение невежественной Природы, от которой вы отделяете себя и которая должна исчезнуть, и, во-вторых, когда в результате постоянного открытия себя Божественному Свету и Силе и присутствию Матери динамическое действие садханы сохраняется постоянным, что упорно выталкивает движения невежества и замещает их даже в нижнем витале и физическом существе движениями внутренней в высшей природы. Потом больше не будет борьбы, но автоматический рост божественных элементов и увядание небожественных. Преданность сердца и нарастающая активность психического существа, чему лучше всего помогают преданность и самоотдача, - это самые мощные средства для достижения этого состояния.

* * *

Каждый человек имеет двойственную природу, за исключением тех, кто рожден (в отличие от нерожденных) Асуром, Ракшасом, Пишачем, и даже они имеют психическое существо скрытое где-то добродетелью их скрытой человечности. Но двойственность в существе (или в некотором смысле двойственная природа) есть у тех, кто имеет две резко контрастирующие части в своем существе еще не связанные контролем. Иногда они обе служат высотам, тогда с ними абсолютно все хорошо; иногда обе - безднам, и тогда они потеряны для высот и даже глумятся и ругают их и полностью передают правление низшему человеку. Или же они подменяют небеса дымящейся вершиной вулкана в бездне. Это лишь две крайности, но другие пока не ушли слишком далеко от этого, они являются сейчас одной вещью и сразу же могут стать ее противоположностью. Если они [части существа] трансформируют нижнего приятеля или обнаружат в себе центральное существо, тогда может быть создано истинно гармоничное целое.

* * *

Трудность заключается в том, что в каждом есть две личности (по меньшей мере): одна - во внешнем витале и физическом, цепляющаяся за прошлое я и пытающаяся получить или сохранить согласие ума и внутреннего существа и другая - душа, требующая нового рождения. Та, что говорила в вас и творила молитву - это психическое существо, выражающее себя с помощью ума и высшего витала, и именно она должна всегда подниматься в вас через молитву и через обращение к Матери и давать вам правильную идею и правильный импульс.

Это верно, что, если вы всегда будете отказываться от действия, внушенного старым Адамом, то это будет большой шаг вперед. Тогда борьба переходит на психологический план, где будет гораздо легче довести дело до конца. Я не отрицаю, что какое-то время будут трудности, но если есть контроль за действиями, то контроль за мыслями и чувствами должен прийти. Если же есть уступчивость, мягкотелость, то наоборот, старому я дается свежая санкция.

* * *

Причина этих ваших перемежающихся настроений в том, что в вас есть два элемента. С одной стороны, есть усилие развить в вас психическое существо, которое, когда оно пробуждается, дает вам чувство близости и единства с Матерью и чувство Ананды; с другой - есть ваша старая витальная природа, беспокойная и наполненная желаниями и несчастливая из-за этого беспокойства и желания. Именно эта старая витальная природа, которую вы принимали и удовлетворяли, заставляет вас сбиваться с пути и стоит на пути вашего развития. Только тогда, когда желания и беспокойства витала отвергнуты, психическое в вас выходит вперед и тогда сам витал изменяется и чувствует полноту радости и близости. Когда старое беспокойство и подавленность витала снова поднимаются, вы чувствуете себя непригодным, не находя ни в чем радости. Когда это приходит, вы не должны принимать это, а снова призывать близость Матери и позволять психическому существу расти в вас. Если вы упорно делаете это, отвергая беспокойство и желание, то витальная часть в вас будет изменяться и становиться пригодной для садханы.

* * *

Есть разные части существа, которые имеют эти разные движения. Есть, как вы говорите, нечто в вас, нечто в витале, что имеет "неискренность" или влечение к ложному, спутанному состоянию; но вам не следует это рассматривать как самого себя, но как часть старой природы, которая должна быть трансформирована. Также есть нечто в физическом, что затемнено и несознательно; но и это тоже вы не должны рассматривать как себя, но как нечто сформированное во внешней природе, что должно быть изменено и будет изменено. Истинное ваше я - это внутреннее существо, душа, психическое существо: то, что призывает мир, спокойствие и работу силы.

Спорить с другими, особенно когда они находятся в плохом состоянии [духа] - это всегда ошибка. Очень легко во время вашего разговора их беспокойство передаётся к вам, и вы даже не замечаете этого, только впоследствии вы чувствуете его. Вот почему я говорил вам, чтобы вы игнорировали Х. и то, что он говорит, когда пребывает в плохом расположении духа.

* * *

Существо создано из многих частей. Одна часть может знать, другая - может не любить знание или не любить действовать в соответствии с ним. Все существо должно быть сделано единым в свете, чтобы все части могли действовать гармонично и в соответствии с Истиной.

* * *

Все люди являются смешением не двух, но многих персональностей. Согласование и трансмутация их является йогическим совершенством в этой йоге для того, чтобы "интегрировать" персональность.

* * *

Я не думаю, что можно говорить о том, что вы не имеете персональности. Координация и гармонизация частей отсутствует у многих; это именно та вещь, которая должна быть достигнута или выстроена. Больше того, на определенной стадии садханы почти всегда существует несоответствие или противоречие между частями, которые уже обращены к Истине и способны к переживанию и другие, которые еще не готовы и тянут вниз на нижний уровень. Это противоречие в разных случаях различается по остроте, но в той или иной степени оно почти универсально. Координация и организация может быть удовлетворительно создана только когда это [противоречие] преодолено. До тех пор колебания неизбежны… Но это не является трудностями, которые должны помешать вам смотреть за них на тот наивысший духовный результат, который выходит из этого потока борющихся сил Природы.

* * *

Вы должны помнить, что ваше существо не является одним простым целым, полностью однородным и представляющим единый блок, но это комплекс, сделанный из многих вещей. Существуют внутренние части существа, которые легко осознают Истину и Божественное, когда они выходят вперед, тогда все хорошо. Есть внешнее существо, которое наполнено старым невежеством, недостатками и слабостями, но которое начало изменяться. Оно еще не достаточно изменено или изменено не во всех частях. Когда любая часть, которая только частично изменена, сильно открывается покою и силе, тогда всё остальное становится либо очень тихим или не очень активным, и вы осознаете покой, силу и умиротворенность или же неясно осознаете где-то замешательство и пр. Но когда что-то невежественное поднимается снизу или немного выступает вперед (или же какие-то старые движения сознания, которые были выброшены, возвращаются и затуманивают вас), тогда вы чувствуете покой и силу как нечто чуждое вам или несуществующее, или находящееся вне вас, или на расстоянии. Если вы упорно сохраняете покой, тогда эта нестабильность начнет уменьшаться, Сила Матери будет входить везде и, хотя еще многое нужно будет сделать, но там будет установлен твердый фундамент для того, что должно быть сделано.

* * *

Я объяснял вам, что существует барьер, разделение между вашим внутренним и внешним существом, как и у большинства людей. Ваше внутреннее существо хочет, и всегда жаждало Истины и Божественного - когда чувствуется сила и покой, оно выходит вперед, и вы чувствуете его как самого себя и понимаете вещи и растете в знании, счастье и истинном чувстве. Внешняя природа изменяется под влиянием внутреннего существа, но то, что выталкивается, по старой привычке постоянно возвращается, и тогда вы чувствуете эту старую природу, как если бы она была вами. Эта внешняя природа такова почти во всех человеческих существах, а также и у большинства садхаков здесь: эгоистична и полна желаний и хочет не Истины и Божественного, а только своих собственных желаний. Когда это возвращается подобным образом и закрывает вас, то все эти старые идеи и чувства, которые всегда те же самые, овладевают вами и пытаются вызвать у вас отчаянье, ибо именно враждебная сила втолкнула их обратно в вас. Трудность заключается в том, что ваше физическое сознание еще не знает, как отбросить это, когда оно приходит. Внутренне существо отвергает это, но поскольку физическое сознание позволяет им войти, то внутреннее существо на время отталкивается назад. Вы должны полностью научиться не позволять этой вещи входить, не потакать и не поддерживать ее, когда она приходит. Это ложь и не может быть ни чем иным, а под ложью я имею в виду не только то, что противоречит садхане и Божественной истине, но противоречит истине вашего внутреннего существа и устремлению вашей души, и желанию вашего сердца. Как может такая вещь быть истинной? Она существует, но это не делает ее истиной вашего существа. Именно душа, внутреннее существо - вот истинное я каждого. Вы должны знать, что именно это является вашим я и отвергать другое, как ложь, навязанную вам нижней невежественной Природой.

* * *

Есть две или три вещи, о которых, я полагаю, необходимо вам сказать: о вашей духовной жизни и ваших трудностях.

Первое, я бы хотел, чтобы вы избавились от идеи о том, что, поскольку то, что является причиной трудности составляет такую большую часть вас самих, то истинная внутренняя жизнь для вас невозможна. Если есть присутствие в природе божественной возможности, то внутренняя жизнь возможна всегда, - как бы сильно она ни была скрыта другими вещами, через которую душа может проявить себя и выстроить свою собственную истинную форму в уме и жизни - частицу Божественного. В Вас эта божественная возможность существует в явной и исключительной степени. В Вас есть внутреннее существо спонтанного света, интуитивного видения, гармонии и созидательной красоты, которое безошибочно показывало себя каждый раз, как только могло сбросить завесы, которые накоплены в вашей витальной природе. Именно это Мать всегда пыталась вырастить в вас и вынести на передний план. Когда имеют это в себе, то нет повода для отчаяния, нет обоснованной причины для какого-либо разговора о невозможности. Если бы вы смогли однажды твердо принять это, как ваше истинное я, (чем оно в действительности и является, ибо внутреннее существо - это ваше истинное я, а внешнее существо, которое является причиной всех трудностей, является всегда чем-то приобретенным и непостоянным и может быть изменено) и если бы вы смогли сделать его развитие постоянной и неизменной целью в жизни, тогда путь стал бы чистым, а ваше духовное будущее, а не только его сильная возможность, стало бы несомненным.

Такое случается очень часто, что когда в природе есть подобная исключительная сила, то во внешнем существе обнаруживается некий противоположный элемент, который открывает его к совершенно противоположному влиянию. Именно это делает стремление к духовной жизни часто такой трудной борьбой: но существование подобного рода противоречия, даже в сильной форме, не говорит о том, что духовная жизнь невозможна. Сомнение, борьба, усилие и провалы, падения, чередование счастья и несчастья или хорошего и плохого состояния, состояний света и состояний тьмы - это обычная доля человеческих существ. Они не созданы йогой или усилием к совершенству: в йоге начинают осознавать их движения и их причины вместо того, чтобы чувствовать их слепо, и потом можно выйти из них в более чистое и счастливое сознание. Повседневная жизнь сохраняет последние серии беспокойств и борьбы, но садхак йоги выходит из беспокойства и страдания на почву фундаментальной безмятежности, которую поверхностные беспокойства еще могут затрагивать, но не могут разрушить, и, в конце концов, все беспокойства полностью прекращаются.

Даже переживание, которое так беспокоит вас, те состояния сознания, в которых вы говорите и делаете вещи противоположные вашей истинной воле - это не повод для отчаянья. Это обычный опыт, в той или иной форме, всех, кто старается подняться над своей обычной природой. Не только те, кто практикует йогу, но религиозные люди и даже те, кто ищет лишь морального контроля и самосовершенства, сталкиваются с этой трудностью. Здесь тоже не йога или усилие к совершенству создает это состояние: в человеческой природе, - в человеческой природе, в каждом человеческом существе есть противоположные элементы, используя которые, его заставляют действовать таким образом, который не одобряет его лучшая часть ума. Это происходит с каждым: с самыми обычными людьми в самой обычной жизни. Только это становится заметным и явным для наших умов, когда мы пытаемся подняться над нашими обычными внешними я, поскольку тогда мы можем видеть, что это именно низшие элементы, которые созданы, чтобы сознательно противостоять высшей воле. Тогда кажется, что там периодически возникает разделение в природе, поскольку истинное существо и все, что поддерживает его, стоит позади и отделено от этих низших элементов. В одно время истинное существо занимает поле природы, в другое - низшая природа, используемая некой враждебной Силой, выталкивает его назад и захватывает эту землю - но сейчас мы это видим: в то время как раньше эта вещь происходила, но природа происходящего была не ясна для нас. Если есть твердая воля к развитию, то это разделение преодолевается, и в объединенной природе, объединенной вокруг той воли, могут быть и другие трудности, но подобного рода беспорядок и борьба будут исчезать. Я так подробно остановился на этом потому, что я думаю, что вы получили неверную идею о том, что именно йога создает эту борьбу, а также, что это противоречие или разделение в природе является признаком того, что вы не подходите или не можете пройти до конца. Обе идеи совершенно неправильные и будет легче, если вы полностью выбросите их из своего сознания.

Но верно и то, что, как в вашем случае, так и в других, это противоречие дано специально и с очень устрашающей силой из-за наследственной слабости нервных частей, которые всегда показывали в себе склонность к отчаянью, депрессии, беспокойству и самобичующей темноте и портили для вас вкус жизни. Для вас было бы ошибкой думать, что это нечто такое, к чему вы прикованы и от чего вы не сможете уйти, рок, который делает невозможным ваше духовное изменение. Я видел другие семьи, пораженные этим видом наследственной нервной слабости, очень часто сопровождающейся исключительными дарами интеллекта и артистической способностью или духовными возможностями. Один или двое могли уступить ей, подобно Х, но другие, иногда спустя период острого беспокойства, преодолевали смятения, вызванные этой слабостью; и либо она исчезала, либо принимала какую-то меньшую и безвредную форму, которая не мешала развитию жизни и ее способностей. Зачем же тогда отчаиваться или фиксировать без всякой истинной причины убеждение, что вы не сможете измениться, и что эта вещь всегда будут там? Это отчаянье, это враждебное убеждение, вот реальная опасность для вас; это мешает вам принять спокойное и твердое решение и делать постоянное действенное усилие; из-за него возвращение этого мрачного состояния заставляет вас быстро уступать и позволять враждебной внешней Силе, которая использует этот недостаток, чтобы играть с вами и делать с вами что она захочет. Именно эта ложная идея создает больше половины беспокойств.

Нет истинной причины, почему бы вам не преодолеть этот дефект вашего внешнего существа, как это сделали многие другие. Ведь только часть вашей витальной природы затронута этим, хотя она часто омрачает все остальное; другие части вашего существа могут легко быть сделаны подходящими инструментами божественной возможности, о которой я говорил. Особенно, когда у вас есть ясный и чудесный разум, который, если его правильно использовать, становится готовым инструментом света и может сильно вам помочь в преодолении этой витальной слабости. И эта божественная возможность, эта истина вашего внутреннего существа, если вы примете ее, может несомненно сама создать определенное освобождение в вас и изменение вашей внешней природы.

Наши рекомендации