Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного актуального конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы

Описание качеств ребенка и его предпочтений занимает важное место в родительском сочинении. Спектр описываемых качеств доста­точно разнообразен и включает физические особенности и внеш­ность ("небольшого роста и с длинными светлыми волосами"), фор­мально-биографические сведения (когда и где родился, сколько лет), перечисление знаний, умений, навыков ("знает буквы", "умеет пла­вать", "занимается танцами"), достижений ребенка, особенности пове­дения и деятельности с конкретными примерами ("очень активный, всегда куда-то лезет"), общения с родными ("ласковый, все замечает"), выполнения требований родителей ("не убирает за собой игрушки"), описание интеллектуальных ("умный", "сообразительный", "очень спо­собный"), морально-волевых ("добрая", "настойчивая", "целеустрем­ленная") и эмоционально-волевых качеств ("чуткая", "заботливая", "взрывается") и, наконец, особенности полоролевой идентичности ("она вся томная и женственная").

ИНОГДА НЕ УДАЕТСЯ УСТАНОВИТЬ ОБЩУЮ ОЦЕНКУ РЕБЕНКА ВСЛЕДСТВИЕ ИНДИФФЕРЕНТНОСТИ ОПИСАНИЯ

Оценка ребенка в родительском сочинении присутствует как в прямой, так и в косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной, амбивалентной, с большей или меньшей степенью дифференцированности. Иногда не удается установить общую оценку ребенка вследствие ин­дифферентности описания. Баланс положительных и отрицатель­ных характеристик позволяет судить об интегральной оценке ре­бенка. "Наклеивание ярлыков", однозначно негативная, уничижительная оценка ясно указывают на неуважение личности ребенка родителем, его отвержение. Анализ того, какие именно качества подвергаются оценке, определяет образ ребенка в глазах родителя и степень его принятия, позволяет делать выводы о реа­лизуемых родителем ценностях воспитания. Сравнительная оцен­ка (по отношению к сиблингам, сверстникам), особенно негатив­ная, отражает недостаточность признания родителем самоценности ребенка и неэффективную практику воспитатель­ных воздействий на его поведение.

Описание особенностей типа семейного воспитания может вклю­чать открытое декларирование ценностей и приоритетности це­лей воспитания ("Хочу, чтобы она выросла хорошим человеком, имела интересную работу, устроила личную жизнь", "Хочу дать ему радость и семейное благополучие", "Хочу, чтобы он стал добрым и честным", "Для меня самое важное - его отношение к людям"). Тем не менее консультант должен постоянно учитывать возможность расхождения и даже прямого противоречия между декларируе­мыми ценностями и реальными целями воспитания, специально отмечая факты подобного расхождения.

Особого внимания заслуживают высказывания, указывающие на явления "делегирования" в детско-родительских отношениях ("У нас постоянно идет борьба из-за музыкальной школы, но я-то по себе знаю, как он будет сожалеть потом, если бросит ее"). Немало сведений можно почерпнуть из родительского сочинения и о методах наказа­ния и поощрения ребенка, практикуемых родителями («не выдержи­ваю, хватаюсь за ремень", "не разговариваю, обижаюсь на него", "хва­лю, покупаю игрушку, какую хочет, разрешаю играть в компьютерные игры"). Следует обратить внимание на высказывания родителей о сходстве или различиях системы воспитания, реализуемой ими по от­ношению к своему ребенку, и тех методов, которые применялись по отношению к ним, когда они были детьми, в их собственной семье. Факты влияния прародительской семьи на воспитательную систему нуклеарной семьи должны быть учтены при разработке программы коррекционной работы.

Наши рекомендации