Начать сначала, или зарядка для актера 2 страница

Еще до начала упражнений — элементарное задание на внимание к своим мышцам. Какие из них напряжены, какие расслаблены?

12. «ВОЗДУХ - ЖЕЛЕ - КДМЕНЬ»

Просим группу расположиться в форме круга. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде ведущего «ВОЗДУХ!» актеры пытаются сделать свое тело максимально «эфирным», лишенным самого малейшего напряжения, почти парящим. По команде «ЖЕЛЕ!» участники представляют себя в виде находящегося на тарелке желе, оно колышется, вибрирует, в нем присутствует структура. И наконец, последняя команда — «КАМЕНЬ!» — требует от группы и каждого участника тренинга застыть в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело.

Ведущему важно не только время от времени менять команды, но и тщательно контролировать ход упражнения, проверяя степень расслабления — напряжения мышц, поддерживая в актерах интерес к изучению своего тела и групп мышц, задействованных в работе.

13. «МАСЛЕНКА»

Участники располагаются по кругу. Ведущий просит каждого представить тело в виде сложного механизма.

Каждый из вас — машина, много и тяжело работавшая, давно требующая хорошей смазки, буквально «истосковавшаяся» по доброй порции машинного масла. Я тот механик, который, ухаживая за вашим тонким механизмом, вливает через болыцой палец левой руки хорощую порцию масла. Ваша задача — принять драгоценную влагу, струящуюся из масленки в механизм, и прогнать масло через все суставы, которые будут играть в нашем образе роль шестеренок, рычагов, колесиков... Не торопитесь, выполняйте задание медленно и сосредоточенно!

14. «УПОР»

Подойдите, пожалуйста, к стене, упритесь в нее руками! Ноги на ширине плеч. По моей команде все пытаются расширить границы нашей комнаты. Сделать это можно, лишь раздвинув стены. Даже если нам это не удастся, не будем заранее отказываться от самой попытки! Не забываем о правильном дыхании! По свистку сбрасываем мышечное напряжение и мгновенно расслабляемся.

Готовы? Начинаем! Упираемся в стену, пробуем сдвинуть ее хотя бы на миллиметр! <...> Помогаем себе голосом! Раз, два, еще упор! Свисток!!! Расслабились. <...> Восстановите дыхание. А теперь еще раз — упор! <...>

Необходимо сделать 5—7 подходов.

15. «БАГАЖНАЯ ПОЛКА»

Представьте, что мы с вами отправляемся путешествовать на поезде или в самолете. Обратите внимание, что над сиденьем находится достаточно вместительная полка для багажа. Пока путешествие не началось, наша задача — поднять и поставить на багажную полку дорожную сумку (чемодан).

Вначале «увидим» эту сумку перед собой. Представим ее форму, цвет. Ощутим вес: внушительный, но все же нам под силу справиться с задачей. Мы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть багаж наверх. Приготовились. Поставили ноги на ширине плеч! «Взяли» груз! Поднимаем его вверх! <...> Ощущаете напряжение рук? Обратите внимание на работу мышц спины, поясницы! <...> Полка высокая, приходится приподняться на носки, чтобы задвинуть сумку до самой стены. Еще одно усилие, и... сумка на полке! Полностью расслабьтесь, опустившись на стул. Восстановите дыхание. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы, вращайте кистями рук!

Отдохнув, еще раз повторим упражнение. <...> Делаем не менее 3 подходов.

16. «ШТАНГИСТ»

Это упражнение напоминает предыдущее, с той лишь разницей, что вместо дорожной сумки мы будем поднимать штангу. Нам приходится иначе распределить усилия: вместо «точечного» захвата ручки сумки или чемодана схватить руками гриф штанги по всей ее длине. Обратите внимание, изменилось ли положение ног? Так же или иначе мы группируем тело перед рывком? Те же ли группы мышц участвуют в упражнении?

Желательно выполнить 3—4 подхода к «штанге», чередуя мышечное напряжение с полным и частичным расслаблением.

17. «СПАГЕТТИ»

Наверняка каждый из вас хотя бы раз пробовал спагетти. Не удивлюсь, если для кого-то это любимое блюдо.

Представьте себе только что отваренную длинную и тонкую макаронину. Захватим ее двумя пальцами — она висит абсолютно свободно, раскачиваясь из стороны в сторону. Если мы начнем вращать кистью руки, то и наша воображаемая макаронина начнет извиваться наподобие шнурка или веревки,.. А теперь в такую «макаронину» нам предстоит превратиться самим.

Расслабьте руки от предплечья до кончиков пальцев! Размахивайте руками в разные стороны, контролируя их абсолютную свободу. <...> Следующий этап — освобождаем руку от локтя до кончиков пальцев и продолжаем хаотическое вращение. <...>

Держим «закрытым» локтевой сустав, но полностью освобождаем кисть и пальцы. Вращаем ими, ощущая пружинистую вибрацию! Проверьте, что пальцы действительно свободны и струятся, как длинные отваренные спагетти. <.,.>

Выход на сцену неопытного, начинающего актера всегда сопряжен с опасностью потери власти над собственным телом. От смущения мы вдруг зажимаемся, становясь несмазанными куклами-роботами, или теряем мышечный тонус. Тогда тело становится безвольным и расхлябанным.

Утешим себя тем, что подобное явление давно известно всем, кто занимается психологией творчества, 8 истории искусства известны случаи, когда даже великие актеры становились в начале карьеры жертвами собственной неопытности. Великий русский певец и актер Федор Шаляпин — подлинная

звезда оперной сцены прошлого века — оставил в своих воспоминаниях описание подобного казуса. Тогда ему пришлось впервые выйти на сцену, исполняя роль жандарма в пьесе «Жандарм Роже»: «...Я был нелепо, болезненно застенчив...

Нсстал спектакль. Помню только ряд мучительно неприятных ощущений... Помню, отворили дверь в кулисы и вытолкнули меня на сцену. Я отлично понимал, что нужно ходить, говорить, жить. Но я оказался совершенно не способен к этому. Ноги мои вросли в половицы сцены, руки прилипли к бокам, а язык распух, заполнив весь рот, и одеревенел. Я не мог сказать ни слова, не мог пошевелить пальцем. Но я слышал, как в кулисах шипели разные голоса:

— Да говори же, чертов сын, говори что-нибудь!

Сцена качалась. Я ощущал, что исчезаю, умираю. Опустили занавес...»

Ходьба плюс...

«Ходьба плюс...» — это цикл заданий и упражнений, которые особенно хороши на этапе физического разогрева и знакомства с группой. Темп проведения этих упражнений остается постоянно высоким.

В группе незнакомых между собой людей «ходьба плюс» дает возможность снять неизбежные при встрече с новыми людьми в новой обстановке напряжение, стеснение и эмоциональный зажим. Организация множества «блицконтак-тов», спонтанное «перемешивание» участников на площадке помогают психофизической адаптации, а проще сказать, делают каждого частью общего веселого и целенаправленного движения, рушат китайские стены отчуждения.

18. «ВСТРЕЧА»

Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми...

Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка — остановка на зрительный контакт — и вновь движение к следующей встрече. Приостановились — взгляд — движение. <...> Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встрече: радость, удивление, приветливость, безразличие? <...>

Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута!

...Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет ведущий.

— Локоть! — значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, все ли нашли себе пару.

— Плечо! — значит, стоим плечо к плечу...

— Колено... — приставили колено к колену.

Все здесь люди достаточно взрослые, умеющие считать не только до двух, верно? Поэтому когда я назову три части тела, вам придется объединиться в тройки, четыре части тела — четверки участников. Продолжаем ходьбу и пробуем выполнить это задание...

— Спина, голова, колено!.. Посмотрите, в этой группе три человека первыми выстроились в некую абстрактную скульптуру. Первый поднял ногу и уперся коленом в спину второго, а третий «бодает» второго головой. Так что есть требуемые голова, колено, спина. Эта группа нашла иной способ: два человека уперлись друг в друга лбами и соединили один левое, другой правое колени, а третий участник группы прислонился к первому спиной... Отлично, вы оказались очень изобретательными! Давайте попробуем еще несколько конструкций!

— Ладонь, лоб, затылок! <...>

— Попа, попа, колено! <...>

— Спина, колено, локоть, лоб! <...> Правильно сделали те, кто объединился в четверки. Действительно, названы четыре части тела, значит, участвуют четыре человека. Посмотрим, какие конструкции возникли теперь! Успокаиваем дыхание. Расслабляемся. <...>

* * *

Еще раз напомню: все упражнение проходит в быстром темпе. Комментарии ведущего по возможности короткие и очень конкретные. После каждого этапа — проверка и несколько слов поддержки, коррекции, шутки.

19. «ВНУТРЕННЕЕ ЗРЕНИЕ»

Ходьба. По команде «Фриз!» — немедленная остановка. Мы будто «замораживаемся», ведь в переводе с английского «freeze» — «заморозиться, застыть на месте». Закроем глаза. Представим себя сейчас со стороны.

В каком я положении по отношению к другим участникам? К стенам комнаты? К окну? Входной двери?

Увидьте себя как бы «третьим глазом». Пусть это внутреннее зрение подскажет вам, в какой позе застала вас команда «Фриз!» <...> Вновь движение, и снова команда «Фриз!»: остановка — закрыли глаза — внутреннее видение...

20. «ХОДЬБА ПЛЮС»

Быстрая ходьба. По ходу движения ведущий называет разнообразные объекты, цвета, людей... Задание: услышав слова ведущего, как можно быстрее добежать и дотронуться рукой до названного объекта (цвета, человека...).

— Пол! <...> Окно! <...> Черный цвет! <...> (Дотронуться можно до любого предмета черного цвета: собственной одежды, ботинок соседа или ножек стула. Главное — сделать это максимально быстро.)

— Металлический предмет! <...> Блондинка! <...> Парень в клетчатой рубашке! <...>

...Успокоили дыхание. Расслабились!

21. «ЦЕПОЧКА»

Закрываем глаза и начинаем двигаться по комнате в среднем темпе. Выставьте, пожалуйста, руки на^уровне по-

яса ладонями вперед. Так вы сможете определить, свободно ли пространство перед вами. Встретили кого-то? Прекрасно! Не открывая глаз, подайте друг другу руки, пожмите их и продолжите движение в паре, взявшись за руки. Новая встреча? Присоединяем к себе еще одного неведомого партнера (глаза ведь по-прежнему закрыты, ке забыли?) и продолжаем ходьбу. <...>

Упражнение заканчивается по хлопку или свистку тогда, когда все пары и группы соединятся в одну цепь. Все участники стоят, не открывая глаз!

— Встреча за встречей, вы собрали вместе множество разных людей. Все вы сейчас принадлежите одной единой группе. Почувствуйте себя частью живой цепи! Ощутите тепло и надежность рук! <...> А теперь откройте глаза.

Поблагодарите своих соседей слева и справа за сотрудничество!

22. «ВЕЗДЕХОДЫ»

Это упражнение помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно «запускает» спонтанность и творческое мышление.

Группа ходит по комнате в довольно быстром темпе. Важно быть сосредоточенным на голосе ведущего, который время от времени дает задание, меняющее смысл ходьбы и переносящий участников тренинга в самые неожиданные места. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристройка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, БЕЗ РАЗГОВОРОВ И ОБСУЖДЕНИЯ!

— Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке... Крапива больно стегает по голым ногам... Комары заели!!! А все потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно!!! Сумерки сгущаются...

Снежное поле, пронизывающий зимний ветер... И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться?!

В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой... Но очень холодной, градусов восемь—десять от силы!!!

Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков... Паутина липнет к лицу, цепляется в волосах... Ею наполнено пространство... Нет, показалось! Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один... Вдохнем чудо-аромат упругой кожи, возьмем в рот освежающую дольку! Скулы свело от кислоты — ну и лимон!!! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад!

Берег моря, закат, идем по кромке воды... И так далее.

23. «ДЕСЯТЬ СЕКУНД»

Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение десяти секунд.

Каждое из заданий важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом. И если у кого-то в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. В конце концов, абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или их длина отличны от цвета и длины волос других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И именно потому, что мы разные, мир так разнообразен и интересен.

— Надеюсь, задание понятно? Мы начинаем.

— Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! Раз, два, три... десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть на руке часы.,Д в этой груп-32

Круг друзей

оооооооооооооооооо оооооо ооооооооооооооооой

пе все счастливчики, да? Что значит «почему»? Потому что «счастливые часов не наблюдают...».

— Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка).

— По длине волос! (Счет, проверка).

— По тому, сколько братьев и сестер в вашей семье... (Счет, проверка).

— По любимому хобби! <...>

— По цвету брюк и юбок... <...>

— По цвету глаз! <...>

— По настроению, которое вы сейчас испытываете. ■<...>

Стоит обратить внимание на последовательность заданий,Сперва что-то достаточно безличное, а потом, постепенно, — переход к вопросам и качествам более личного свойства: хобби, семья... Упражнение развивается от общего к частному. Постепенно в ходе проверки каждого из заданий, в чередовании быстрых и доброжелательных контактов участников мы подспудно готовим игроков к вторжению в «частное пространство»: что мне нравится или не нравится, моя семья, каков цвет моих глаз (а это уже требует определенного доверия и открытости — всмотреться в лицо и глаза другого человека!). И в конце упражнения почти всегда я даю задание-тест: распределиться на группы в зависимости от настроения, которое участники сейчас испытывают... Если вся группа сбивается в кучу и на вопрос: «Какое же у вас настроение?» весело отвечает: «Кайф!» — цель достигнута. Лед недоверия разрушен, настороженность отступила и сменилась готовностью к сотрудничеству. Что называется:

— Контакт?!

— Есть контакт!

Актерский тренинг

24. «ДОБРАТЬСЯ ДО КЛАДА!»

Сначала вся группа должна собраться в одном из углов комнаты (если игра происходит вне помещения, то отмечаются линия старта и линия финиша). В противоположный угол комнаты ведущий ставит сундук, мешок, чемоданчик, рюкзак — любое вместилище для Клада!

Затем он читает текст:

«Мы войти в пещеру. Она была просторна и полна свежего воздуха. Из-под земли пробивался источник чистейшей воды и втекал в небольшое озерцо, окаймленное густыми папоротниками. Пол был песчаный. Перед пылающим костром лежит капитан Смоллетт. А в дальнем углу тускло сияла груда золотых монет и штабеля слитков. Это были сокровища Флинта — те самые, ради которых погибли семнадцать человек из экипажа "Испаньолы"... Здесь находились монеты самой разнообразной чеканки... Мне очень нравилось сортировать их. Английские, французские, испанские, португальские монеты, гинеи и луидоры, дублоны и двойные гинеи, муадоры и цехины, монеты с изображением всех европейских королей за последние сто лет, странные восточные монеты, на которых изображен не то пучок веревок, не то клок паутины, круглые монеты, квадратные монеты, монеты с дыркой посередине, чтобы их можно было носить на шее, — в этой коллекции были собраны деньги всего мира». (Стивенсон Р. -Л. Остров сокровищ. Киев: Свенас, 1994. С. 227, 229-230.)

— Не правда ли, захватывающая картина! Но в отличие от героев «Острова сокровищ» Стивенсона, вам еще только предстоит добраться до клада. Вся команда должна оказаться в той «пещере», куда я спрятал клад. Сделать это можно любым способом, но существуют жесткие запреты:

• нельзя касаться ногами пола/земли;

* нельзя, чтобы более двух человек использовали один и тот же способ передвижения от места старта до места, гда спрятан клад. (То есть каждый игрок или — максимум! — пара игроков должны искать новый способ передвижения.)

На выполнение задания у вас есть семь минут! Секундомер будет остановлен в ту минуту, когда последний из кладоискателей доберется до мешка с золотом. Начали!!!

У каждого из заданий следующего цикла актерского тренинга — свои цели и задачи. Общее для всех — работа в широком круге, дающем свободу движения и возможность всем видеть всех.

25. «ПЕРЕДАЙ!»

Смысл упражнения в том, что, начиная с ведущего, каждый передает по кругу «нечто». Игроки то принимают, то передают, как эстафетную палочку:

• воображаемый предмет...

Например, своему соседу я передал воображаемое яблоко. Как он догадался, что угощают его именно яблоком, а не стаканом чая? По форме моей кисти, удерживающей «яблоко», по тому, как я надкусил плод и с хрустом жую его... Предположим, тема этой эстафеты определена как «Застолье». Тогда сосед, получив от меня фрукт, во-первых, назовет его, а потом передаст своему соседу слева тоже что-то съедобное: банан, мороженое, конфету, стакан кока-колы... Угощаем друг друга, пока круг не замкнется!

Всякий раз определяем тематику цепочки заранее: «Спортивные принадлежности», «Музыкальные инструменты», «Предметы быта», «Животные», «Магазин одежды»..,

«гримасу-настроение...

Передаем друг другу гримасу. Изображаем мимически настроение и подкрепляем его соответствующими жестами! Договоримся, что, «принимая» от меня гримасу-настроение, сосед пытается назвать эмоцию «по имени». <...>

Продолжаем круг. Это весело и очень полезно: даем мышцам лица поработать, ищем соответствие между настроением и «маской»... • i

Можно выполнить другую разновидность этого задания.

Первый актер из стоящих в круге демонстрирует товарищам позой и абстрактным звуком «образ» настроения, которое он испытывает сейчас. Вся группа вслед за этим повторяет этот настроение-образ как можно точнее. Аплодисменты! Следующий по очереди участник представляет свои эмоции, группа повторяет, аплодирует... Так — до завершения круга.

Упражнения из цикла «Передай!» можно проводить в усложненном варианте: с «накоплением». Тогда каждый следующий участник не просто определяет смысл той «эстафетной палочки», которую он получил, но и должен запомнить все предыдущие передаваемые предметы (имена, мимику, движения...) и отыграть их. «Фотоальбом» — одно из упражнений такого типа.

26. «ФОТОАЛЬБОМ»

Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом.

Рассматривать его будем внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения.

Начнем с ведущего. Я встаю, называю свое имя и делаю любое (желательно не очень сложное) движение. Сосед слева от меня «открывает» первую страницу фотоальбома, а там — моя «фотография». Ему придется сперва повторить мое имя в сочетании с моим же простым движением, а уж потом добавить в альбом собственную «фотографию». Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и выполнить одно несложное движение, какое ему захочется.

Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с «фотографии» ведущего (имя + движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников. <...>

Только от нашей собранности и внимательности зависит, сколько снимков вместит наш альбом!

27. «БЕЛЬГИЙСКИЙ ШОКОЛАД»

К этой игре, которая хороша для снятия напряжения, ломки льда отчуждения и страхов перед малознакомыми еще товарищами по группе, необходимо подготовить минимальный реквизит:

• кубик из картона или плотной бумаги, примерно 20 на 20 сантиметров, — чтобы было видно всем игрокам;

• шарф;

• шляпу;

• тарелку;

• вилку;

• нож;

• плитку шоколада (не подтаявшую, а как можно более твердую!).

Это веселая (и вкусная!!!) игра попала в мой арсенал из Бельгии, которая, как известно, славится своим шоколадом. На самом деле шоколад для этой игры подойдет любой. Важно только, чтобы он был твердый, а не размякший.

Группа рассаживается на полу в круг. В центр круга ставят тарелку. На нее кладут вилку, нож и плитку шоколада.

Участники по очереди бросают кубик — до тех пор, пока у кого-то не выпадет цифра «6». Как только выпадает шестерка, игрок сразу же бежит в центр круга (остальные игроки продолжают бросать и передавать кубик!), надевает шарф, шапку, разворачивает шоколад и пытается съесть как можно больше с помощью ножа и вилки. Он уплетает шоколад до тех пор, пока очередному игроку не выпадет шестерка. Тогда тот сменяет предыдущего сладкоежку в центре круга, а находившийся в центре игрок возвращается на свое место в кругу. Игра идет до последней крошки шоколада.

Приятного аппетита и веселых минут!

28. «КРУГ И Я»

Для этого упражнения мне потребуется один смельчак. Аплодисментами встречаем первого физически и морально закаленного игрока! Группа образует тесный круг; который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. И ему придется использовать все свои умственные и физические силы, чтобы прорвать эту дружескую блокаду.

На вхождение в круг'дается всего лишь три минуты. Нашему герою предстоит силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями...), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов...), хитростью (посулы, обещания, комплименты...), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить Игрока в центр.

Итак, наш герой отходит от Круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесное и сплоченное кольцо, взявшись за руки... Начали! <...>

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали! <...>

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя здесь, а как — в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если есть (нет), то почему?

А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против Круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно несвойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному — сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому — «бить на жалость», а тому, кто привык к ассертивному поведению, — убеждать Круг тихо и абсолютно интеллигентно... Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.

<...> Обсуждаем итоги этого этапа. Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека? Что нового мы открыли в себе, в товарищах?

29. «КИТАЙСКИЙ ОСЕЛ»

Сразу же объяснюсь: название упражнения не обозначает ровным счетом ничего. Придуманная мной несколько лет назад, игра родилась с уже готовым, неизвестно откуда свалившимся названием. За прошедшие годы она стала настолько популярной, что изменить ее имя на что-то нейтральное и не требующее постоянных вводных объяснений не представляется возможным. Так что придется принимать упражнение как оно есть, вместе с уверениями в лояльности и уважении к китайскому народу (и к ослам как легитимным представителям животного мира)...

Упражнение замечательно работает как игра на знакомство, концентрацию внимания, быстроту реакции.

— Встаньте, пожалуйста, в широкий круг! Начинается упражнение с того, что каждый громко и внятно скажет свое имя. Все участники круга попытаются запомнить как можно больше людей по именам. Начали! <...> Спасибо!

Теперь начнем игру. Я хлопаю в ладоши и указываю на человека, стоящего в круге, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на меня или любого другого игрока в круге и произносит его имя... Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры!)'не забыть порядок действий: хлопок — указание на игрока — называние его имени. Важно не забыть и не перепутать имена игроков. Любая потеря темпа, заторможенное «включение» в игру, ошибка в имени приводит к поражению.

Упражнение продолжается до последнего участника, но если их слишком много, то ведущий может остановить игру в любое время. Не забываем приветствовать аплодисментами победителя либо участников, дошедших до промежуточного финала.

Проводить упражнение «Китайский осел» желательно в следующем порядке:

• объяснение правил;

• круг имен — каждый громко и внятно представляет себя, называя имя;

• пробная игра, дающая возможность размяться и проверить понимание игроками правил и позволяющая ведущему уточнить задания и установить приемлемый для упражнения темп;

• непосредственно игра.

30. «ВОПРОС - ОТВЕТ»

Это очень эффективное упражнение на концентрацию внимания.

- Ведущий держит в руках 4—6 различных (абсолютно неважно каких) некрупных предметов.

— Надеюсь, всем знакомы предметы, находящиеся у меня в руках? Ручка, коробок спичек, ключи, монетка, зажигалка... (я взял первый попавшийся набор предметов для примера. Понятно, что каждый волен работать с тем, что находится в данный момент у него под рукой). Давайте представим, что мы впервые видим эти вещи. Сейчас начнем с ними «знакомиться», но делать это будем по кругу особым образом. Я как ведущий начну и буду «знакомить» с моими предметами соседей слева и справа.

Итак, я начинаю с ключа. Передаю его своему соседу со словами: .

— Это ключ!

— Что? — должен спросить меня он.

— Ключ, — повторяю я.

— Что?!? — продолжает изображать удивление мой партнер.

— Ключ! — не сдаюсь я.

— А, ключ... — Наконец мой сосед решает согласиться с моими доводами. Он забирает себе ключ и дальше передает его товарищу, следующему за ним по кругу, и повторяется тот же диалог:

— Это ключ. -Что?

— Ключ.

— Что?!!

— Ключ.

— А, ключ. — И ключ переходит к следующему человеку в круге.

До сих пор все упражнение выглядит до смешного простым, может быть, даже примитивным. Проблемы возникают, когда ведущий начнет вводить в круг дополнительные предметы, пуская их то слева, то справа, то включая в эстафету игроков из середины цепочки. Очень быстро возникнет ситуация, когда игроки должны одновременно (не делая пауз в упражнении!) и принимать предмет с одной стороны, и отдавать другой предмет в противоположном направлении! В этом случае беседа между партнерами будет развиваться приблизительно так:

Первый участник — второму: «Это ключ», Второй участник — первому: «Что?» — и сразу же третьему участнику: «Это спички».

Первый — второму: «Ключ!»

Одновременно третий спрашивает второго: «Что?»

Второй: «Что?» (Обращаясь к первому.)

«Спички!» (Ответ третьему.)

Первый: «Ключ!»

Третий: «Что?»

Второй: «А, ключ» (первому, забирая у него при этом ключ).

«Спички!» (третьему, который после своего ответа: «А, спички!» этот коробок и заберет)...

Итак, чтобы успешно преодолеть все сложности, вам, участникам, предстоит проявить максимальную собранность, несмотря на всю путаницу и смех, естественно сопровождающий весь этот балаган. Успехов!!! <...>

«Запустив» в игру предметы, ведущий входит в центр круга, чтобы лично контролировать все приемы-передачи предметов в парах и тройках (в случае одновременного приема-передачи). Нужно добиваться от каждого участника правильного выполнения задания и точности «канонического текста» даже ценой многократного повторения.

Наши рекомендации