Группаналитический подход в тренинге руководителей
В работе с группой руководителей мы придерживались групп аналитических теории и практики (Foulkes, 1964; Yalom, 1985). Группа рассматривалась как среда и как инструмент воздействия. Рассмотрение группы как среды подразумевает фокусирование внимания ведущего, а также членов группы на групповой динамике: на возникающих конфликтах, групповых сопротивлениях и т. п. Рассмотрение группы как инструмента воздействия предполагает применение принципа «терапии группы группой» (Fouikes, 1964), который в применении к менеджерам означает тренинг менеджеров с помощью группы.
Использование группаналитического подхода предполагает изменение фокуса воздействия: в фокусе может быть отдельный член
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
группы или группа как целое. Задача ведущего — определить, какую именно интервенцию и по отношению к кому использовать. Важно помнить принцип «горячей точки»: направлять фокус внимания, воздействия именно на нее — будь то отдельный член группы или группа в целом.
Для работы с использованием группаналитического подхода очень важен опыт разрешения групповых и индивидуальных сопротивлений. Важно умение ведущего выполнять основные функции группаналитика (de Mare, 1972; Foulkes, 1964). Таким образом, можно заключить, что обучение в группе будет более эффективным, если ведущий группу тренер обладает знаниями и опытом работы в качестве группаналитика. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются вопросы группового развития и интервенций со стороны тренера.
Рассмотрим эти аспекты групповой работы подробнее.
Стадии развития группы
Групповому развитию посвящено достаточно много исследовательских работ (Хек, 1975; Whitaker, 1985; Lieberman, Yalom & Miles, 1973; de Mare, 1972). Авторы пишут о трех фазах развития психотерапевтической группы. Мы в свое время в диссертационной работе также исследовали этот вопрос и выявили инвертированные U-образные кривые по групповым процессам, которые можно разбить на три фазы в развитии группы.
Кроме того, мы изучали влияние на эффективность групповой психотерапии разных типов интервенций со стороны психотерапевта на группу на разных фазах развития группы (Бакирова, 1983). Выяснилось, что это тесно взаимосвязанные аспекты функционирования группы любого направления. Характер и содержание групповой деятельности имеет второстепенное значение, инвариантой выступает сам процесс взаимодействия членов группы между собой и между формальным лидером и группой. В социальной психологии также выделяют три основные стадии развития группы (Robbins, 1993). Итак, идеи в разных научных сферах смыкаются, что подтверждает универсальность внутренних механизмов развития группы как целого организма. Обычно в социальной психологии выделяют следующие стадии развития группы:
1. Формирование (принадлежности). На этой стадии члены группы решают следующие задачи:
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
П ориентация и знакомство; О формулирование правил;
□ принятие решения об участии в группе.
2. Становление («Бурная», контроля). На этой стадии можно наблюдать:
□ расширение и присвоение ролей индивидуумами;
□ межличностные и внутриличностные конфликты;
□ сопротивление контролю.
Члены группы пытаются ответить на вопросы:
□ Кто руководит? Кто лидер?
□ Насколько я желаю контроля?
3. Нормирование (общности). На этой стадии:
□ разрешаются конфликты;
□ достигаются единство и гармония в группе;
□ устанавливаются роли, нормы; П определяется лидер;
□ повышается сплоченность, идентификация себя с группой; П распределяется ответственность.
4. Исполнение. На этой стадии для членов группы характерно:
□ фокусирование своей деятельности на разрешении проблем; П достижение поставленных перед группой целей.
5. Завершение деятельности. Эту фазу характеризуют: О роспуск группы в связи с достижением цели;
□ высокая сплоченность;
□ удовлетворение от выполненной работы;
□ грусть, переживание в связи с расставанием с членами группы.
Две последние стадии фактически являются стадиями функционирования развитой или зрелой группы, которая, решив все вопросы взаимоотношений между членами группы, может перейти к решению задач, поставленных перед ней.
В группанализе существует модель, в которой развитие группы рассматривается как развитие отдельного человека. В этом случае стадии развития группы сопоставимы со стадиями развития человека: это — включение, контроль, принятие нежности.
1. На стадии включения определяется, насколько другие члены принимают каждого.
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
2. На стадии контроля решаются проблемы статуса, господства. Наблюдается критика группаналитика, игнорирование того, что он говорит.
3. На стадии нежности члены группы начинают доверять друг другу, возникает близость.
Поведение членов группы на разных фазах.
1. Уход членов группы возможен на первой фазе, так как они могут бояться, что их отвергнут.
2. Стремление занять место в иерархии групповых отношений появляется на второй фазе.
3. Возможность почувствовать близость к группе появляется на третьей фазе.
Как видно, первая социально-психологическая и вторая груп-паналитическая модель фактически разными словами описывают одни и те же процессы, задачи, которые на разных стадиях должна решить группа.
О том, какие именно проблемы лежат в основе группового развития, вполне определенно пишет Бион (1961), говоривший о трех допущениях, или, точнее, потребностях, которые относятся к власти и силе. Из-за них группа, собравшаяся для решения задачи, ведет себя не соответствующим задаче образом. В соответствии с этими потребностями группа проходит три стадии в своем развитии.
1. Зависимость. Группа ждет лидера, который должен направить. На этой фазе группа или очень пассивна, или бросается на того, кто проявляет активность. Никто не хочет брать на себя ответственность, члены группы обвиняют друг друга.
2. Борьба или уход. Это две стороны одной модели. Обе предполагают наличие врага. Группа одновременно ведет себя противоречивым образом: с одной стороны, она готова напасть на врага, а с другой — готова от него убежать. Врагом может быть ведущий, член группы, враг может быть вне группы.
3. Образование пар. Здесь следует обратить внимание на наличие сильного сексуального компонента. О стадии образования пар можно судить по чувствам, присутствующим в группе. На этой фазе в паре начинается разговор, а другие — сидят и наблюдают за ними. Образование пар снижает ценность группы.
Данная модель дает возможность глубже посмотреть на групповые процессы, она дополняет другие и ни в коей мере им не противоречит.
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
Таким образом, можно говорить о разных уровнях развития и функционирования группы. Более глубокое рассмотрение групповых процессов, которое дает группанализ, позволяет эффективнее управлять этими процессами и использовать их.
Очень важным аспектом в развитии группы является проявление деструктивных, разрушительных процессов (Nitsun, 1991). Ведущему группы необходимо помнить об этом, контролировать их проявление, возможно, брать под защиту отдельных членов группы.
Интервенции в группе
Интервенции в групповом анализе имеют особенное значение (Кеннард, Роберте, Уинтер, 2002). Intervention — латинское слово, означающее вхождение между, вмешательство в какое-то событие, с целью на него повлиять. Интервенция — намеренное влияние, предпринимаемое группаналитиком.
Патрик де Мара выделял в группанализе три аспекта:
□ структуру,
□ процесс,
D содержание.
Исходя из этого, можно заключить, что группаналитик поддерживает структуру группы, следит за прохождением процесса, выявляет содержание.
1. Работа с поддержкой структуры означает, что группаналитик должен следить за тем, чтобы члены группы выполняли основные условия: приходили вовремя, всегда, регулярно.
2. Группаналитик может использовать интервенции, направленные на бессознательное или сознательное содержание.
3. Вмешательство группаналитика может быть направлено на отдельного человека, на мужчин, на женщин, на части группы, на пару, то есть конфигурация интервенции бывает различной. Можно говорить об объекте интервенции.
В группанализе больше возможностей для интервенции, чем в индивидуальной психотерапии; можно наблюдать взаимоотношения между:
П участниками,
□ группировками,
□ аналитиком и группой,
□ отдельным членом группы и группаналитиком.
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
Конфигурация вмешательства (по отношению к кому адресовано вмешательство):
а) относительно одного конкретного человека,
б) сфокусировано на взаимодействии 2-3 членов группы,
в) направлено на взаимодействие между аналитиком и конкретным человеком или группой.
Постоянно нужно задавать вопрос, кого касается интервенция — одного человека или группы в целом. Это отличительная черта груп-панализа, так как есть форма групповой психотерапии, где фокус сосредоточен только либо только на группе, либо только на индивидууме. Группаналитикже постоянно решает проблему: кто находится в фокусе — отдельный член группы, и в этом случае группа выступает как фон; или фокус внимания направляется на пару, тройку членов группы, а остальные представляют собой фон; или внимание фокусируется на группе как целом. На данный вопрос довольно трудно ответить, часто это вопрос цели группы, цели групп-аналитика, стадии развития группы, личностных особенностей члена группы.
Существует несколько типов интервенций:
□ поддержка,
□ фасилитация,
□ интерпретация, (
□ молчание как сознательное действие,
□ моделирование.
1. Поддержка структуры подразумевает сохранение времени и места встреч неизменными, а также четко сформулированную задачу. Сохранение границ группы предполагает знание всех членов группы и наблюдение за их посещением группы. Нужно встречаться в определенном месте, в определенное время и выполнять определенную задачу. Выполнение перечисленных пунктов является самым большим вкладом ведущего в работе. Ведущий должен строго контролировать соблюдение членами группы определенных правил. Ему следует обращать внимание на все случаи опозданий, несанкционированной деятельности и ухода от поставленной задачи. Проигнорированные нарушения могут стать причиной разрушения группы.
2. Фасилитация подразумевает способствование чему-либо, главное — помочь участникам сказать, что они думают и чувству-
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
ют; помочь привлечь внимание к определенной проблеме и получить определенное значение того, что происходит, но не говоря прямо. К приемам фасилитации относятся:
а) открытая помощь: способствование прогрессу группы. Аналитик не знает, что происходит, но воодушевляет членов группы на разговор;
б) направленная помощь: нет четких рекомендаций, интервенция указывает, что у группаналитика есть гипотеза. Групп-аналитик понимает что-то, но не хочет говорить об этом открыто, хочет, чтобы группа задумалась в этом направлении.
3. Интерпретация: ведущий открыто излагает, что, по его мнению, происходит в группе и как он это понимает. Разница между направленной фасилитацией и интерпретацией такова: при направленной фасилитации ведущий надеется, что группа сама поймет смысл. Интерпретация — выявление бессознательного содержания, которое присутствует в процессе.
4. Молчание как активная позиция. Группаналитик понимает, что происходит в группе, но молчит, ожидая, что группа сама придет к пониманию.
5. Моделирование. Группаналитик делает что-то, словно подавая пример для членов группы. Таким образом, группаналитик представляет собой ролевую модель поведения. Следует учитывать, что группаналитику, как любому другому человеку, трудно скрывать свои мысли и чувства.
Перед тем как использовать ту или иную интервенцию, группаналитик пытаться ответить на ряд вопросов. Предлагаем далеко не полный их перечень:
□ Что не так в состоянии группы, в поведении, эмоциях, структуре, объектных отношениях?
□ Какое состояние я наблюдаю?
□ Чем оно вызвано?
О Конструктивно это, неконструктивно или нейтрально?
□ Возможно ли изменить То или иное состояние?
□ С помощью каких интервенций?
□ Могу ли я это, совместимо ли с это моим стилем?
□ Подходящее ли время для интервенции? и т. п.
Группанализ, на наш взгляд, дает возможность использовать более глубокое понимание происходящих в группе процессов, с тем
Раздел 2. Теоретико-методологические основы...
чтобы тренинг менеджеров протекал более эффективно. В большей степени это касается тренинга межличностных отношений и тренинга личностного роста. В то же время группанализ дает особое видение, которое необходимо даже для тренинга коммуникативных навыков, не говоря о более сложных ситуациях их использования для решения задач управления персоналом.
Роли и функции ведущего (тренера)
На наш взгляд, ведущий группу тренер исполняет следующие роли:
□ администратор, О фасилитатор,
□ модель,
□ группаналитик,
□ наставник/учитель,
□ лидер,
□ игротехник,
□ участник.
Выполнение каждой роли предполагает реализацию соответствующей функции, решение конкретной задачи.
Так, в роли администратора тренер следит за поддержанием границ: сохраняет постоянным место и время тренинга; осуществляет контроль за временем начала и окончания тренинга, перерывов; за присутствием всех участников; за соблюдением основных правил: не есть, не пить, не курить во время тренинга, не использовать физическую силу и слова, унижающие достоинство другого человека. Тренер организует пространство: он отвечает за расстановку стульев или кресел в круг; за удобное размещение видеоаппаратуры; за уровень шума и освещения в помещении.
В качестве фасилитатора тренер проводит групповую дискуссию после выполнения практически каждого упражнения. Задача фасилитатора заключается в стимулировании участников, в обеспечении процесса обсуждения, а не в том, чтобы самому высказывать свое мнение.
Мы уже говорили о том, что тренер служит моделью для участников тренинга, которые наблюдают за поведением тренера и, конечно, подмечают расхождения между тем, чему тренер обучает, и как при этом себя ведет. Тренер несет ответственность за то, чтобы
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
его поведение соответствовало тому, чему он учит менеджеров. Поведение тренера — это дополнительный и очень сильный аргумент в пользу освоения новых приемов и техник общения.
В роли группаналитика тренер наблюдает за групповыми процессами, поведением отдельных членов группы, чтобы использовать свой анализ происходящего для управления группой, поведением отдельных участников. В качестве группаналитика тренер может делать свои замечания, говорить о своих наблюдениях, интерпретировать происходящее.
В роли наставника или учителя тренер обучает менеджеров новому поведению в разных управленческих ситуациях. Для выполнения этой самой главной задачи тренинга тренер должен уметь доходчиво объяснять довольно сложные вещи, процессы и явления. Тренеру необходимо самому уметь хорошо справляться с публичными выступлениями во время введения в новую тему, уметь убеждать, уговаривать участников активно участвовать в упражнениях. Тренер оказывает поддержку тем, кто стесняется, боится что-либо делать в присутствии других людей. Он поощряет, давая позитивную обратную связь менеджерам после выполнения ими упражнений. Тренер корректирует менеджеров, если видит, что их поведение отличается от желаемого, тренируемого, помогает выполнить упражнение по-другому в правильном направлении.
Тренер с самого начала тренинга является формальным лидером для группы, который осуществляет функции управления. Желательно, чтобы постепенно тренер становился истинным лидером в группе. Будучи лидером, лучше придерживаться демократического стиля, предоставляя возможность менеджерам самим принимать решения, если они обладают необходимыми для этого знаниями и способностями. Рекомендуем чаще обращаться к группе с различными вопросами, требующими принятия группового решения. Такой подход дает возможность участникам группы испытать на себе влияние демократического стиля. Менеджеры параллельно, не осознавая, обучаются, рассматривая тренера как модель, управлять персоналом, используя демократический стиль руководства.
Проведение деловых игр предполагает, что тренер должен исполнять роль игротехника, которая заключается в умении проводить деловые игры. Как игротехник, тренер помогает менеджерам перестроиться на игровой лад, представить какие-то новые ситуации в имитационных играх, заражает участников соответствующим
Раздел 2. Теоретико-методологические основы.
настроением. Поведение тренера в роли игротехника достаточно регламентировано. Тренер дает инструкции, ожидает их четкого исполнения, следит за временем и соблюдением правил игры.
В целом с самого начала тренеру нужно стремиться к роли участ -ника тренинга. Как участник, тренер может сам выполнять те или иные упражнения и говорить о своих переживаниях. Это помогает установлению партнерских отношений с участниками тренинга. Роль участника помогает снять некоторые коммуникативные барьеры.
Глава 3