Психотерапевтические процессы при библиотерапии.
Библиотерапия несколько отличается от других методов психотерапии характером своих терапевтических процессов. Нередко терапевту приходится давать пациентам объяснения об их сути, их воздействии. И поэтому целесообразно на них остановиться. Условно можно их разделить на неспецифические и специфические.
Неспецифические процессы
характеризуются широтой, универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные нарушения преимущественно через всю личность, как, например, в соматической медицине действуют покой, тепло, усиленное питание, гимнастика. Это - успокоение, удовольствия и радость, чувства уверенности в себе, веры в свои возможности, удовлетворения собой, достаточно высокая общая психическая активность, постоянное психическое развитие личности. Нетрудно представить положительное влияние этих процессов на болезненные состояния. Остановимся на их особенностях при библиотерапии.
1. Успокоение - получение специфических, авторитетных знаний из медицинской литературы (например: Фурст Д. Невротик...), убеждающих больного, что его нарушения функциональны, типичны для невроза, не опасны для душевного и физического здоровья (например, сексуальные расстройства временами бывают у многих и обычно самостоятельно проходят).
Больного может успокаивать специально подобранная философская, публицистическая, художественная литература. По нашему опыту, например, пациентам полезно чтение произведения «Былое и думы» А. Герцена, где он описывает «...эти ранние несчастия, не оставившие никакой горечи на душе, пронесшиеся, как вешние грозы, освещая и укрепляя своими ударами молодую жизнь».
2. Удовольствия. Больной обычно чувствует себя отделенным от мира своей болезнью, и ему довольно трудно получить удовлетворение от хорошего романа, юмористического рассказа, детектива. Чаще всего удовольствие такой больной получит, убеждаясь в том, что он так же переживает трудности, как Николенька из «Детства, отрочества, юности» Л. Толстого, а нередко и справляется с ними лучше. Он испытывает радость, когда довольно трудная книга становится понятной и он получает за это достаточно высокую оценку врача.
3. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у пациента часто возникает при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но нелегкой судьбой, например, автобиографических произведений Л. Толстого («Исповедь», «Путь жизни»), Ф. Достоевского («Записки из мертвого дома», «Дневник писателя»), А. Чехова («Письма»), где он видит, что гиганты человеческого духа и мысли так же, как и он, переживали неуверенность и в некоторых областях жизни у него с ними немало общего. Подобным действием обладают публицистические статьи (о недостатках и слабостях людей), философские, драматические произведения.
4. Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические и физиологические процессы, подавляет патологические, способствует исчезновению травмирующих переживаний.
Для примера приведем еще одну цитату из произведения «Былое и думы» А. Герцена (его свидание с Натальей Александровной), где подчеркивается сила и важность настоящего в сравнении с прошлым или будущим, довлеющими над нашими пациентами: «...такая полнота была в душе. Больше, меньше, короче, дольше, еще - все это исчезло перед полнотой настоящего...»
Значение психической активности для выздоровления хорошо может передать пациенту и статья литературного критика Л. Озерова «Вешних чувств половодье» в сборнике «Вершины». «Гроза интересовала Тютчева как обновление жизни, ее взрывчатая сила и как миг выявления сути, озарения смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого единения не было в минуты покоя и тишины. Гроза желанна, в грозу внутренние силы души человеческой находят выход...» «В грозу беспорядок, хаос, разлад обретает в конечном счете порядок, строй, гармонию. И природа здесь подобна душе человеческой, стремящейся от разлада и противоборства прийти к согласованности и единству». Нередко легкие жанры детектива, научной фантастики, юмора лучше активизируют пациента, чем требующая особых усилий от больного серьезная беллетристика. Облегчая работу больного, лучше рекомендовать ему конкретные книги с конкретными заданиями типа автодиагностики и тренажа: «Вы должны сравнить себя с основными героями произведения. В чем он выгодно отличается от Вас? В чем Вы? Что общего в ваших ситуациях?..» «Вы должны из этой книги выбрать мысли, афоризмы, которыми до сих пор пользовались в своей жизни, и те, которыми было бы разумнее руководствоваться, те, которыми руководствуется большинство... Сравните их... Выберите афоризмы, которыми Вы могли бы защищаться в большинстве трудных ситуаций. Научитесь превращать драматическую ситуацию в юмористическую».
5. Общее постоянное психическое развитие личности, стимулируя предыдущие процессы, обладает и своим особым лечебным и профилактическим действием: оно стимулирует целостность личности, тенденции к сложным компенсаторным реакциям, более творческому преодолению трудностей, спонтанности.
Такое развитие стимулируется тенденцией врача к постепенному переходу библиотерапии от научной литературы к биографической, философской, беллетристике. Пациент, таким образом, привыкает «скелет» схемы знания облекать «телом» личностных особенностей: ощущений, эмоций, влечений. Например, знакомя пациента с классификацией личности по П. Ганнушкину или А. Лазурскому, мы затем просим найти подобные типы личностей у И.С. Тургенева, А.П. Чехова.