Эгорецепция и экстероцепция неразделимы.

Оптическая информация, задающая наблюдателю его самого вместе с головой, телом, руками и т. п., сопутствует оптической информации, задающей окружающий мир. Они сосуществуют. Градиенты, задающие увеличение расстояния на всем протяжении от носа испытуемого до горизонта, представляет собой переменные, которые действенны во всем этом диапазоне. Самовосприятие и восприятие окружающего мира происходят одновременно.

Что происходит при наклоне головы? Ничего, кроме того, что вы это осознаете. Изменение сетчаточной стимуляции закономерно сопровождается изменениями стимуляции, идущей от мышц, суставов и внутреннего уха, и все эти виды стимуляции задают одну и ту же реальность.

Информация для восприятия расстояния

Если под расстоянием понимать расстояние до объекта в пространстве, то тогда это линия, упирающаяся одним своим концом в глаз и проецирующаяся на сетчатке в одну точку. Расстояние само по себе видеть нельзя. . Оно будет проецироваться в виде градиента уменьшения оптического размера и увеличения оптической плотности деталей на поверхности земли. Гибсон же утверждает, что расстояние не является линией, упирающейся одним своим концом в глаз. Чем ближе объект, тем большим он обладает телесным углом, тем больше будет его диспаратность, параллакс движения тоже у более прибиженных объектов будет большим. Напримернос обладает максимальной диспаратностью и перемещается относительно расположенных за ним поверхностей с наибольшей скоростью. В этой максимальной непарности заключена информация о нулевой удаленности, то есть информация осознания себя в центре компоновки, простирающихся вдаль поверхностей. У горизонта непарность минимальна.

Как задается поворот головы?

Три пары полукружных каналов в вестибулярном аппарате внутреннего уха фиксируют движения головы и задают степень ее поворота. Поворот головы фиксируется еще и зрительно. То, что их задает, я называю скольжением поля зрения в объемлющем строе во время поворотов головы и кручения поля зрения в строе во время наклонов головы. Это скольжение тоже происходит по принципу обратного заслонения. Поле зрения глазницы в каждый отдельный момент времени представляет собой выборку из объемлющего оптического строя, и такие выборки из строя осуществляются непрерывно. Любая выборка представляет собой часть строя, которая частично накладывается на предыдущую и последующую части. Достаточно длинная последовательность таких частей задает всю структуру строя.

Кроме носа существуют проекции и других выступающих частей тела наблюдателя (субъективные объекты). Эти проекции образуют основу зрительного управления. Например, когда мы берем объект в руки и используем его в качестве орудия, он становится чем-то вроде продолжения руки, почти частью тела.

Зрительные кинестезии. Информация для восприятия собственных движений. Примеры.

Кроме носа существуют проекции и других выступающих частей тела наблюдателя (субъективные объекты). Эти проекции образуют основу зрительного управления. Например, когда мы берем объект в руки и используем его в качестве орудия, он становится чем-то вроде продолжения руки, почти частью тела.

Оптическое уменьшение выпрямляющегося силуэта руки задает ее вытягивание, попытку что-нибудь достать, тогда как оптическое увеличение задает сгибание руки, подтягивание чего-нибудь к себе. Эгорецепция очень полезна. Рука, в которой находится орудие, само это орудие, обрабатываемая им поверхность — все это задается в виде изменяющейся компоновки ближайшего окружения, информация о котором содержится в меняющейся структуре оптического строя, доступного обоим глазам.

Как задается локомоция.

Гибсон вводит понятие динамической перспективы. Основной закон для текучей перспективы состоит в том, что для одной половины строя она центробежна, а для другой — центростремительна, однако эти две полусферы не являются инвариантными. За меняющейся перспективной структурой скрывается глубинная инвариантная структура строя, задающая постоянный мир. Паттерн центробежного и центростремительного потока накладывается, так сказать, на неизменные детали строя. Одна из этих неменяющихся деталей — контраст.

Мы управляем локомоцией и направляем ее. Мы устанавливаем местонахождение тех инвариантных деталей строя, которые задают цель движения, ее конечный пункт, каким бы он ни был, а затем направляем на них фокус оптического центробежного потока и удерживаем его в этом положении. Короче говоря, мы увеличиваем форму, задающую цель.

Оптическое течение объемлющего строя никогда не воспринимается как движение; оно просто переживается как кинестезия, то есть эголокомоция. Этот вид изменений не является ни течением, ни преобразованием, потому что некоторые элементы предшествующего строя не отображаются в элементы последующего строя.

Как такой оптический поток связан с классической кинестезией, которая, как полагают, является чувством движения? Действительно, человек, который идет, бежит или едет на велосипеде, получает от мышц и суставов ощущения, задающие движение. Я предлагаю лишь признать, что наряду с мышечно-суставной кинестезией существует зрительная кинестезия. В транспорте мышечно-суставная кинестезия не функционирует. Единственно надежную информацию о смещении дает зрительная кинестезия.

Выводы

Информация о себе самом сопутствует информации об окружающем мире, и эти два вида информации неотделимы друг от друга. Эгорецепция неразрывно связана с экстероцепцией, как связаны две стороны одной медали. У восприятия есть два полюса, субъективный и объективный, и имеется информация, задающая как тот, так и другой. Воспринимая окружающий мир, мы воспринимаем самих себя.

Края поля зрения заслоняют внешнее окружение; когда голова поворачивается и заслонение изменяется, то, что было скрыто, открывается, а то, что было открыто, скрывается. Аналогичные явления происходят при локомоциях, сопровождающихся поворотами головы.

Было выделено три типа движений — повороты головы относительно тела, движение конечностей относительно тела и передвижение относительно окружения, то есть локомоция. Для каждого из них существует свой тип оптической информации, задающей его: в случае поворачивания головы — скольжение поля зрения по объемлющему строю, в случае движения конечностей (особенно при манипуляциях) — вхождение в поле зрения специфических очертаний и в случае локомоции — течение объемлющего строя. Я предлагаю во всех этих случаях извлечение такой информации называть зрительной кинестезией.

Локомоция направляется зрительным восприятием. Однако не только локомоция зависит от восприятия, но и восприятие зависит от локомоции. Таким образом, для того, чтобы двигаться, мы должны уметь воспринимать, и, наоборот, чтобы, воспринимать, мы должны двигаться.

Эволюция локомоции и манипуляций.

Детеныши приматов учаться видеть объекты в взаимосвязи со своими руками. Манипуляция ограничивает восприятие, а восприятие манипуляцию.

Управление локомоцией и манипуляцией

Локомоция и манипуляция не запускаются ни внешними стимулами, ни внутренними командами, то есть командами в мозгу. Многие по-прежнему считают, что мозг является вместилищем разума. Если старое учение облечь в новую форму, тогда мозг животных и человека — это компьютер с заложенной в него программой, которая планирует произвольное действие, а затем отдает команды мышцам.

Никто не отдает никаких команд для осуществления локомоции и манипуляции, их не запускают, ими управляют. И управляет ими не мозг, а информация, то есть видение себя в мире.

Если лишить детенышей приматов возможности видеть свои руки, то оказавшись в нормальных условиях, они вели себя вначале так, будто не могут ни достать, ни ухватить объект, а должны искать его ощупью.

Информация для зрительного управления есть в среде. Различие между активным и пассивным движением особенно важно в случае с локомоцией. Мы можем видеть локомоцию, не вызывая ее и не управляя ею. Мышечное движение обязательно должно управляться зрением.

Чем задается локомоция и покой?

1. Поток объемлющего строя задает локомоцию, а отсутствие потока — покой. Поток как таковой задает локомоцию, а инварианты задают компоновку поверхностей, в рамках которой она происходит.

2. Центробежный поток задает приближение, а центростремительный поток задает удаление.

Во время локомоции наблюдатель всегда от чего-то удаляется и к чему-то приближается.

3. Фокус, или центр, центробежного потока задает направление локомоции в окружающем мире. Зрительный телесный угол в фокусе центробежного потока задает в окружающем мире поверхность, или объект, или отверстие, по направлению к которым движется животное.

4. Смещение фокуса центробежного потока с одного зрительного телесного угла на другой задает изменение направления локомоции, то есть поворот, а удержание этого фокуса в пределах одного и того же телесного угла задает неизменность направления. Поток объемлющего строя может переноситься с одной инвариантной структуры строя на другую, в результате чего всегда можно видеть, куда направляешься.

5. Поток текстурированного объемлющего строя, заслоняемый характерными очертаниями, внедряющимися в поле зрения, задает локомоцию для тех животных, у которых есть ноги.

Что задает преграду и проход?

Преграда представляет собой прикрепленный или изолированный жесткий объект, поверхность с заслоняющими краями. Проход — это отверстие, дыра или брешь в поверхности, у которой также есть заслоняющие края. Преграда таит возможность столкновения. Проход открывает возможность передвижения. Эти случаи различаются тем, что край преграды находится внутри контура, а край прохода — вне контура.

6. Потеря (или приобретение) структуры вне замкнутого контура во время приближения (или удаления) задает преграду. Приобретение (или потеря) структуры внутри замкнутого контура во время приближения (или удаления) задает проход.

Но по мере вашего приближения к препятствию оно скрывает от вас все большую часть перспективного вида позади него, а когда вы подходите к проходу, перспективный вид с каждым шагом открывается вам все больше.

7. Приобретение структуры над горизонтом в объемлющем строе при приближении задает край обрыва опорной поверхности. Край обрыва представляет собой ступеньку или грань выступа. Край обрыва — это глубина, уходящая вниз у заслоняющего края.

8. Разрастание структуры по одну сторону от вертикального контура в объемлющем строе по мере приближения задает. заслоняющий край преграды, и именно эта сторона дает возможность прохода.

Приближение к телесной поверхности задается центробежным потоком текстуры оптического строя. Приближение к объекту задается в строе увеличением замкнутого контура, соответствующего краям объекта. Приближение с постоянной скоростью сопровождается ускорением увеличения. В той точке, где глаз может теоретически коснуться объекта, последний будет занимать зрительный угол в 180°. В самый последний момент перед соприкосновением увеличение будет происходить со скоростью взрыва. Такое ускоряющее расширение... задает неизбежное столкновение

9. Увеличение встроенной структуры, в результате которого в центре постепенно возникают все более тонкие детали, задает приближение наблюдателя к поверхности в окружающем мире. Внутри граней вещественных поверхностей, с которыми может столкнуться наблюдатель, есть более мелкие грани, фасетки.

Для каждой поверхности в зависимости от того, какие возможности она открывает, существует оптимальная для соприкосновения с ней степень увеличения.

10. Информация о возможностях, которые сулит индивидууму столкновение с объектом, заложена в оптическом строе, исходящем от этого объекта, в виде инвариантов и сочетаний инвариантов. Орудия, пища, партнеры и дружелюбные животные отличаются от ядовитых веществ, огня, оружия и враждебно настроенных животных

по своей форме, цвету, текстуре и деформациям.

Наши рекомендации