Основные требования К контрольной работе

Тему контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой шифра. Рекомендуемая тематика является примерной, поэтому в ней возможны дополнения, изменения и уточнения по согласованию с преподавателем.

Следующий этап - составление библиографии по теме. Важно использовать картотеку Националь­ной библиотеки РБ им. А.З. Валиди и информационно-справочные службы других доступных студенту библиотек. После того, как тема определена, студенту следует, используя учеб­ную литературу, глубже понять ее суть, место и значение в рамках всего курса.

После изучения литературы определяется общая структура, составляется план работы. Обычно он включает в себя три составные части: вводную, основную, т.е. несущую главное содержание, и заключительную.

Во введении обосновывается выбор темы, интерес, который она представляет, характеризуется ее роль и значение для усвоения предмета. Дается краткий обзор использованной литературы и на этой основе выяв­ляется степень изученности рассматриваемого вопроса.

В основной части, состоящей преимущественно из двух-трех разделов (параграфов), излагается содержание темы. Каждый крупный самостоятельный сюжет можно кратко резюмировать. Этот компонент контрольной работы несет главную смысловую нагрузку и должен занимать не менее двух третей ее общего объема.

В заключении принято формулировать основные выводы по всей работе, подводить итоги, вносить предложения, вытекающие из изучения темы.

В конце всего текста помещается список использованной литературы, т.е. той литературы и источников, которые были просмотрены самим авто­ром, изучены и применены при написании работы. При необходимости работа может включать и приложения: схемы, таблицы, иллюстрации и др.

Объем контрольной работы должен составлять 20-25 страниц рукописного текста или 12-15 страниц печатного текста.

Важное значение придается оформлению работы. Она должна иметь стандартный титульный лист; за ним следует план работы с указанием, на каких страницах текста раскры­вается содержание его разделов. В тексте необходимы постраничные сноски на цитируемые издания; список литературы оформляется в соответ­ствии с библиографическими правилами; все листы работы должны быть про­нумерованы; окончательный текст выверяется для устранения погрешностей.

Контрольную работу следует оформить на листах формата А 4 или в тетради с пронумерованными страницами. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена (на компьютере или написана разборчивым почерком). В тетради необходимо оставлять поля. Изложение контрольной работы должно осуществляться своими словами. Необходимо избегать повторений, излишнего многословия и привлечения материалов, не относящихся к данной теме.

Страницы в тетради следует пронумеровать; необходимо оставлять поля для замечаний рецензента; в конце работы привести список использованной литературы, поставить дату и свою подпись.

Содержание контрольной работы

Контрольная работа включает два задания.

Первое задание контрольной работы (темы 1-10) содержит теории изучаемого курса и выполняется на основе самостоятельной работы над литературными источниками, перечисленными в списке рекомендованной литературы.

Второе задание касается терминов, используемых в теории и практике применения делового общения в управлении. Ответ по второму заданию должен содержать две части:

- термины, касающиеся непосредственно темы контрольной работы (задание 1) – не менее 20 терминов

- термины, используемые при изучении данной дисциплины – также не менее 20 терминов. Задача студента - составить кроссворд из этих терминов по произвольной форме и подготовить ответы на них.

2.3. Темы контрольной работы (1 задание)

Тема 1. Предмет курса «Этика деловых отношений»

Сущность и основные принципы этики деловых отношений. Понятие таких терминов как «этика», «мораль», «нравственность» в деловых отношениях. Закономерности межличностных отношений.

Тема 2 Этика деятельности организации (корпоративная этика).

Этика и социальная ответственность организаций. Моральные аспекты взаимодействия людей в их совместной трудовой деятельности. Принципы оптимизации служебных отношений и повышении их этического уровня.

Тема 3. Этика деятельности руководителя.

Понятие этики руководителя и его нормы этичного поведения. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе. Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем. Этика разрешения конфликтов руководителем.

Тема 4. Деловое общение и управление им.

Понятие общения и его структура. Этика коммуникаций в деловом общении. Виды делового общения. Управление деловым общением.

Тема 5. Вербальное общение.

Основы деловой риторики. Этика использования средств выразительности деловой речи. Культура речи и культура дискуссии. Особенности речевого поведения.

Тема 6. Невербальное и дистанционное общение.

Основные элементы невербального общения. Кинесика, паралингвистика, проксемика и визуальный контакт. Культура телефонного разговора и делового письма.

Тема 7.Манипуляции в общении.

Характеристика манипуляций. Правила нейтрализации манипуляций. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

Тема 8.Правила деловых отношений.

Правила подготовки публичного выступления. Правила подготовки и проведения деловой беседы, служебных совещаний. Правила проведения собеседования. Правила конструктивной критики.

Тема 9. Этикет делового человека.

Коммуникативный имидж делового человека. Визитная карточка. Этикет приветствий и представлений. Особенности внешнего облика делового мужчины и деловой женщины.

Тема 10. Этикет деловых отношений.

Поведение в общественных местах. Этикет деловых приемов. Особенности делового общения с иностранными партнерами. Искусство комплимента и правила вручения подарков.

3. Вопросы для подготовки к зачету

Раздел 1

1 Определение понятия этики деловых отношений.

2 Отличительные признаки деловых отношений от обычных отношений.

3 Актуальность этических норм в современном бизнесе.

4 Понятия психологическая безопасность и психологическая самозащита.

5 Причины усиления внимания к этической стороне деловых отношений в современном обществе.

Раздел 2

1 Понятие социальной ответственности организации

2 Сущность важнейших принципов социальной ответственности организации.

3 Основные причины, приводящие к неэтичным действиям организации.

4 Сущность этических норм в деятельности организации.

5 Основные разделы правил этики организации.

6 Цель и содержание этических кодексов организации

Раздел 3

1 Понятие управления и механизмы воздействия в процессе руководства.

2 Авторитет руководителя и факторы, оказывающие влияние на него.

3 Сущность понятий коллектив, личность и индивидуальность.

4 Понятие морально-психологического климата и факторы на него влияющие.

5 Характерные черты «трудного» руководителя и причины их проявления

6 Сущность понятия конфликт. Причины возникновения, профилактика и методы и его преодоления.

Раздел 4

1 Определение общения и его структура (коммуникативная, интерактивная и перцептивная). Виды коммуникативных барьеров.

2 Понятие коммуникативной культуры и его составляющие.

3 Формы делового общения и их особенности.

4 Сущность стиля общения и факторы его определяющие.

5 Управление деловым общением и механизмы воздействия на партнеров.

6 Принципы делового общения и их особенности.

Раздел 5

1 Деловая риторика и используемые в ней принципы речевого воздействия.

2 Правила проведения публичного выступления и ответов на вопросы аудитории

3 Виды дискуссий. Отличие дискуссии от спора. Принципы дискуссии.

4 Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Возможные формы их реализации.

5 Актуальность речевого поведения в деловом общении.

6 Влияние скорости и громкости речи на передаваемую информацию.

Раздел 6

1 Сущность невербального общения и его актуальность в деловом общении.

2 Виды невербального общения.

3 Сущность и особенности кинесики.

4 Паралингвистика и ее роль в деловом общении.

5 Проксемика (пространственная психология), ее сущность.

6 Значение визуального контакта в деловом общении.

7 Этические нормы телефонного разговора.

8 Этические требования к написанию деловых писем.

Раздел 7

1 Понятие манипуляций и основные группы уловок-манипуляций.

2 Манипулятивные приемы, позволяющие повысить психологическую значимость приводимых собственных приемов.

3 Индикаторы наличия манипуляций в отношениях между партнерами.

4 Основные правила нейтрализации манипуляций.

5 Качества, определяющие уровень личного обаяния.

6 Понятие конфликтогенных действий, основные виды.

Раздел 8

1 Структура публичного выступления, понятие хронологического принципа группировки правил подготовки к выступлению

2 Структура информационной подготовки к деловой беседе.

3 Основные этапы и сущность моделирования хода деловой беседы

4 Сущность и цели собеседования

5 Служебные совещания. Сущность, виды и основные требования к определению их целей.

6 Деловые переговоры. Цели, этапы и сущность основных подходов ведения переговоров.

7 Основные правила конструктивной критики.

Раздел 9

1 Сущность и основные характеристики имиджа делового человека.

2 Сущность и виды делового этикета.

3 Визитная карточка. Виды и рекомендации по ее оформлению.

4 Основные правила, определяющие этические нормы приветствия.

5 Общие требования, предъявляемые к внешнему облику делового человека.

6 Основные рекомендации деловой женщине при выборе делового костюма и при выборе аксессуаров к нему.

Раздел 10

1 Основные правила поведения в общественных местах.

2 Виды деловых приемов.

3 Особенности национального этикета при деловых отношениях с иностранными партнерами.

4 Сущность комплимента. Роль, основные правила и особенность скрытых комплиментов.

5 Подарки как средство делового общения. Основные правила и национальные особенности.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

- Егоршин А.П., Распанов В.П., Шашкова Н.В.. Этика деловых отношений., НИМБ-2008г., 402стр.

- Лучко М.Л., Этика бизнес-фактор успеха., Эксмо, 2006г., 320стр..

- Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К., Этика бизнеса, ТК Велби, 2007г., 352стр.

Дополнительная литература

- Линн Бреннен. Библия делового этикета

- Пиз А., Пиз Б., Новый язык телодвижений. Расширенная версия, Эксмо, 2006г., 416стр.

- Кузнецов И.Н., Деловая переписка, Дашков и Ко, 2007г., 404стр.

- Шейнов В.П., Искусство убеждать. Технологии скрытого управления людьми, Харвест, 2007г., 464стр.

Наши рекомендации