Вертикальные структуры диспозиций.
Почти все исследователи настойчиво подчеркивают уровневое строение Я-концепции [3, 9,12].
В. В. Столин вертикальное строение самосознания связывает с уровнями активности человека как биологического существа, социального индивида и личности. Механизмы и функции этих уровней напрямую связаны с двумя главными составляющими Я-образа: присоединяющей и дифференцирующей. Последние В. В. Столин определяет следующим образом: «1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с
другими людьми, - присоединяющая образующая «Я-концепции» или система самоидентичности и 2) знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, - дифференцирующая образующая «Я-концепции». Эта последняя образующая придает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости.»[12, c. 250.]
На уровне биологического существа формируется физическое Я (схема тела), а также самочувствие. Самочувствие рассматривается, как аналог самоотношения. Присоединяющая и дифференцирующая составляющие Я-образа на этом уровне не разделены.
Уровень социального индивида связан с самоидентичностью: половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой. Доминирующей на этом уровне является присоединяющая образующая Я-концепции. Вместе с тем формируется основа для дифференцирующей образующей.
Наконец, уровень личности связан с потребностью в самоактуализации и доминирующую роль здесь играет дифференцирующая образующая Я-концепции.
По иному рассматривает уровневое строение Я-образа И. С. Кон: «… нижний этаж его представляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и, наконец, сам этот «образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей»[9, c.72-73.].
В концепции МИСС также подчеркивается уровневое строение Я-концепции. В качестве отправной точки взято теоретическое положение Дж. Келли об иерархической организации системы конструктов. Поскольку диспозиция модальностей Я накрепко привязана к конструкту, иерархичность Я-концепции логически вытекает из положения Дж. Келли об иерархической организации системы конструктов: «Система истолкования может быть многоуровневой системой отношений порядка, где одни конструкты подчиняют себе другие, которые, в свою очередь, подчиняют себе еще какие-то, и т. д. Когда один конструкт включает в себя в качестве видового объекта другой конструкт, его порядковое отношение можно назвать суперординантным, а порядковое отношение другого становится, соответственно, субординантным» [6, с. 79].
Иерархические отношения между конструктами могут быть выявлены методами «лестницы» и «пирамид» [12, 18]. Обычно эти методы применяются для выявления конструктов с целью их включения в репертуарный тест. Эти же методы могут быть применены и для другой цели, а именно – для выявления иерархической структуры субъективных целей и средств.
Наиболее абстрактными конструктами, до которых удается добраться методом лестницы, бывают следующие: «Психологический комфорт – Дискомфорт», «Опасный мир – Безопасный мир», «Интересно – Неинтересно», «Служение Богу – Служение врагу рода человеческого», «Власть – Подчинение» и другие. Это те конструкты, которые подчиняют десятки (а может и больше) других конструктов.
Примеры наиболее конкретизированных конструктов могут быть следующие: «Когда ко мне подходит начальник, у меня по телу как будто бы волна проходит снизу вверх; перестаю думать, что-либо понимать – Спокойное расслабленное состояние»; «Когда обманывают, понимаю, что обманывают, но делаю вид, что верю, и как бы верю на самом деле – Когда понимаю, что обманывают, я не верю» и т. д.
Очевидно, что диспозиции модальностей Я могут проявляться на любых конструктах, вне зависимости от их места в иерархической структуре. Если присмотреться к конструктам самого верхнего и самого нижнего уровней, то можно заметить, что они отличаются не только степенью обобщенности, но и имеют разное функциональное значение.
Положение идеального Я на шкале предельного суперординантного конструкта является индикатором направленности, например, на психологический комфорт, власть, безопасность, аффилиацию. Положение идеального Я на конструктах среднего уровня является указателем локальных целей, которые человек ставит перед собой в стремлении достичь наиболее общей цели. Например, в стремлении к психологической безопасности один и тот же человек может ставить себе такие цели: «хочу стать хитрым», так как им легче живется; «хочу оставаться добрым», - если я добрый, то и ко мне будут относиться так же; «хочу стать оптимистом», - они проще относятся к своим проблемам и т. п. Наконец, идеальное Я на шкале наиболее конкретизированного конструкта указывает на личностный стандарт результата действия (ЛСРД): для того, чтобы быть уверенным в себе, я хочу научиться сдерживать дрожь в голосе [См.19, с.190-211].
Таким образом, структура целей включает в себя направленность – один или несколько наиболее общих мотивов, локальные цели и личностные стандарты результата действия.
Если положение идеального Я указывает на некоторое субъективное средство, которым человек зачастую только намеревается овладеть, то ме-
стоположение актуального Я и Я-воспоминания указывают на диапазон опыта или, другими словами, на те субъективные средства, которыми человек уже владеет. Часто бывает так, что опыт, с точки зрения субъекта, совершенно не содержит средств, которые могли бы помочь ему реализовать направленность.
На рисунке 1.6 показан фрагмент иерархической структуры Я-концепции 18-летней девушки. Видно, что в стремлении к психологическому комфорту она ставит для себя следующие цели: стать красивой, хозяйственной и упорной. Конкретные средства для этого следующие: перестать прятаться от людей, научиться готовить, шить, вязать, избавиться от лени и доводить дела до конца. Опыт противоположный: некрасивая, нехозяйственная, слабохарактерная. В границах приведенного фрагмента весь арсенал ее субъективных средств, который может хоть как-то обеспечивать психологический комфорт – это прятаться от других, избегая дискомфорта.
|
|
Рисунок 1.6. Фрагмент иерархической структуры Я-концепции.
В концепции МИСС линии, связывающие предельные суперординантные диспозиции с предельными субординантными диспозициями называются мотивационно-смысловыми линиями. Они ответственны за выполнение конкретных поступков или действий.
Алгоритм МИСС.
Проблема: как оценить положение элемента на шкале кон структа.
Для обработки репертуарных тестов чаще всего применяют методы многомерного анализа данных. Основой всех этих методов является корреляционный анализ, позволяющий изучать как структуру связей конструктов, так и элементов, но по отдельности. В этом случае в руках у исследователя находятся две проекции некоторой психологической целостности, совместить которые в одной плоскости не так-то просто.
Матрица корреляций конструктов кое- что сообщает об устройстве смысловой сферы субъекта. Матрица корреляций элементов позволяет изучать структуру идентификаций персонажей репертуарного теста. И в первом, и во втором случае, опираясь на статистически значимые коэффициенты корреляции, исследователь имеет возможность реконструировать некоторые суждения, характеризующие сферу индивидуального сознания. Например: «Активные люди – предприимчивые», «Добрые люди – умеют выслушать» (связи конструктов) или «Отец похож на начальника», «Друг не похож на Мать» (связи элементов). Соединяя подобные суждения, можно переходить к анализу логических конструкций и более высокого уровня – умозаключений, но эта возможность ограничена.
Доступными являются умозаключения, составленные из однородных терминов: либо только из конструктов, либо только из элементов*. Например:
Активные люди – предприимчивы.
Люди, обладающие лидерскими качествами – активны.
Следовательно, лидеры предприимчивы.
За реконструкцией совокупности подобных умозаключений, схваченных репертуарным тестом, стоит индивидуальный способ интерпретации мира, в частности – социального окружения. Однако подобные логические конструкции только косвенно характеризуют сферу индивидуального Я. Для того, чтобы осуществить переход к реконструкции подлинного самоописания, представленного силлогизмами типа -
Активные люди – предприимчивы.
Я – активный._________________
Я – предприимчивый (или не предприимчивый)
- необходимо, чтобы в силлогизмах наряду с логическими терминами-конструктами присутствовали термины-элементы, представляющие сферу Я (Я сам, идеальное Я и др.). Для этого нужен какой-либо метод оценки положения элемента на шкале конструкта.
Один из известных способов решения этой проблемы заключается в том, что человек сам оценивает, насколько характерен для него тот или иной полюс конструкта. Этим способом можно пользоваться, но он обладает существенными недостатками. Главный из них связан со стратегией самоподачи. Вольно или не вольно, люди искажают оценки собственных качеств, иногда в сторону социальной желательности, а иногда, наоборот.
Другое известное решение этой проблемы заключается в том, что к перечню выявленных конструктов добавляют конструкты заданные, соотносимые с различными аспектами, представляющими индивидуальное «Я» («Похож на меня – Не похож»; «похож на меня, каким я был 5 лет назад – не похож» и т.п.) [12,18]. Такой способ позволяет выяснить, какие полюса конструктов и в какой мере характеризуют индивидуальное Я, но обладает двумя существенными недостатками.
Первый – это размытость критерия, по которому осуществляется сравнение. На практике это обстоятельство проявляется в том, что некоторые испытуемые задают вопросы такого типа: «Что значит - похож на меня? По интеллекту да! По манере общаться - нет!». При заполнении репертуарного теста подобные случаи возникают довольно часто. Не исключено, что сравнение других персонажей с собой осуществляется по разным основаниям. Если это так, то коэффициенты корреляции оказываются смещенными, причем, в каждом случае непонятно в какую сторону.
Вторым недостатком такого подхода является то, что подобным образом нельзя получить описания всех элементов без того, чтобы размер репертуарного теста не оказался чрезмерно велик.
Еще одним способом, позволяющим рассматривать положение элемента в пространстве конструктов, является факторный анализ. Традиционно этот метод используется для снижения размерности пространства признаков, описывающих ту или иную область. Он позволяет получить оценки элементов, но лишь по нескольким выявленным факторам, а не по всем конструктам [4].
Наконец, есть еще одна возможность. Математический алгоритм оценки положения элементов на шкалах конструктов, заложенный в МИСС, предполагает, что каждый конструкт является самостоятельным фактором. Все другие конструкты образуют структуру фактора. Их коэффициенты корреляции рассматриваются как весовые коэффициенты. Таким образом, каждый конструкт одновременно является и фактором и переменной, входящей в
структуру всех остальных факторов-конструктов. Расчет проекции элемента на шкалу конструкта осуществляется с учетом факторных весов и оценок данного элемента по всем конструктам.
Главное достоинство такого подхода заключается в том, что он позволяет рассмотреть порядок расположения всех элементов на шкалах всех конструктов. Именно такой подход позволяет анализировать любые диспозиции элементов.
Реализация этого алгоритма не отменяет традиционного применения каких либо других методов многомерного анализа данных. В частности, в МИСС наряду с описанным алгоритмом используется кластерный анализ (метод средней связи).