Семинарское занятие № 8. Понятие этикета

1 Визитная карточка, её назначение, функции, виды в деловой жизни. Приёмы вручения. Требования к оформлению визитных карточек.

2 Представление и титулование в деловой сфере.

3 Назначение подарков в современной деловой практике.

4 Имиджделового мужчиныв деловой сфере.

5 Облик деловой женщины в современных условиях.

Задания, отмеченные звездочкой необходимо выполнить как домашнее.

*Задание 1. Изготовьте визитные карточки, используя требования к оформлению в деловой сфере (3 вида обязательно).

*Задание 2.Одежда для первого впечатления.

Цель: анализ своих возможностей, создание имиджа.

Прочитайте предлагаемые рекомендации, продумайте варианты одежды для следующих деловых целей:

- самопрезентация,

- участие в деловом совещании,

- вечерний ужин с деловыми партнерами.

Рекомендации:

1 Самое важное правило – одеться соответственно. Изучите будущую аудиторию. У всех фирм есть свой код в одежде. Сотрудники крупной фирмы, связанной с бухгалтерским учетом и менеджментом, одеваются совсем иначе, чем небольшой компании звукозаписи. Людям нравятся те, кто выглядит похоже на них самих, поэтому приспособьте свой внешний вид к общему стилю своей будущей аудитории.

2 Приспосабливаться к стилю своей аудитории вовсе не значит жертвовать изяществом. Вы оскорбите их, если будете выглядеть неряшливо.

3 Вы можете ободрить аудиторию своим видом. Покажите, что вы уже преодолели все трудности и проблемы и что они тоже могут это сделать.

4 Если вы выступаете перед аудиторией противоположного пола, не перестарайтесь в своем желании уподобиться им. Женщина, одетая в женственный, хорошо сидящий костюм, выступая перед преимущественно мужской аудиторией, достигнет гораздо большего, чем в строгом мужском костюме в узкую полоску.

5 Никогда не позволяйте, чтобы ваша внешность превалировала над вашим выступлением. Аудитория собралась, чтобы услышать, что вы хотите сказать, а не увидеть, во что вы одеты. Если вы хотите показать себя как знатока в своем предмете, то вам скорее поможет одежда сдержанная и солидная, чем небрежная или очень эффектная.

6 Подготовка очень важна. Никогда не оставляйте решения, что же надеть, на последний вечер. Решите это немного раньше, чтобы все было подготовлено, выглажено и проверено заранее.

Поведение порождает поведение

Поведение порождает поведение так же, как ваши манеры порождают ответные манеры. Хотите понравиться своему будущему начальнику, коллегам? В деловом мире манера держаться может определять до 50% от общего впечатления. Рассмотрим, какие жесты и позы наиболее свойственны деловым людям.

Открытые жесты – это такие, когда движения рук направлены от тела, закрытые – когда движения рук направлены к телу. Остановитесь на спокойных жестах одной рукой (допустим, в такт речи), со средним положением ладони.

Жесты уверенности – обязательно прямая спина, развернутые плечи, ровное положение головы, взгляд в глаза. А типичными жестами уверенного в себе человека с чувством превосходства будут либо закладывание рук за спину с захватом запястья (но не в замок!), либо закладывание рук за голову. Этот жест характерен также для «всезнаек». Жесты превосходства бизнес-этикет употреблять не рекомендует. Опущенные плечи, согнутая спина, склоненная голова тоже будут не в вашу пользу.

Жесты согласия – кивание головой, «раскрытые» глаза, легкая улыбка. Поза несогласия, или жесты вытеснения, - взгляд в пол, брови сведены, корпус отвернут от собеседника, пальцы снимают с костюма несуществующие ворсинки. Советуем контролировать степень вашего несогласия.

Жесты готовности завершить встречу, разговор выражаются в подаче корпуса вперед, при этом руки опираются на колени или ручки кресла, а корпус постепенно разворачивается к двери. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, следует либо сменить тему, либо завершить разговор. Жесты неготовности (слушать, говорить, принимать решения) связаны с «расфокусированным» взглядом и общей позой расслабленности. Никогда нельзя допускать позу расслабленности, если вы хотите произвести хорошее впечатление на собеседника.

Анализ своих целей

Наш образ – это наш портрет, который мы показываем окружающим. Он должен работать на нас, а не против нас, должен правдиво отображать лучшие качества и при этом быть простым и искренним.

Преуспевающий человек должен выглядеть как преуспевающий человек. В бизнес-практике особое внимание уделяется такой личностной характеристике, как способность вызывать доверие. Обманчиво первое впечатление или нет, деловой человек должен сделать все, чтобы понравиться своему деловому партнеру с первого раза. Существует ряд приемов установления успешного первого контакта.

Приемы установления контакта:

- улыбка, доброжелательный взгляд;

- приветствие, включающее рукопожатие и слова;

- обращение к собеседнику по имени-отчеству;

- проявление дружеского расположения, использование для этого комплиментов, видимого участия;

- подчеркивание значимости собеседника, фирмы, которую он представляет, проявление уважения к нему, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственной среды;

- открытое признание достоинств вашего собеседника.

Типичные признаки человека, который «закрыт» для других:

- он испытывает страх, нерешителен, ему недостает веры в свои силы;

- он пессимист, отличается недоверчивостью, рассчитывает только на плохое;

- он редко смеется и проявляет свою радость, редко говорит «спасибо»;

- он часто отказывается, чаще говорит «нет», чем «да»;

- о себе он говорит, что работа приводит его в стрессовое состояние, что у него практически нет свободного времени;

- он ругается, брюзжит, выказывает себя умником;

- он слишком много говорит о себе и слишком мало слушает;

- он часто действует суетливо, нервозно, с раздражением;

- он распространяет вокруг себя гнетущую, недружелюбную обстановку, он действует «против».

Человек «открыт», если:

- он уверен в себе, знает свои цели и знает, чего хочет;

- он оптимист, он ищет и видит в других прежде всего хорошее;

- он сначала думает о клиенте, потом о фирме, потом о себе;

- он – жизнерадостный, веселый человек;

- он с пониманием относится к другим, чаще говорит «да», чем «нет»;

- он не предъявляет чрезмерных требований к себе и не позволяет это делать другим, у него хватает времени на все его проекты и замыслы;

- он не брюзжит, внимательно слушает собеседника, старается как можно большему научиться у других людей;

- от него исходит доброта и внутреннее спокойствие.

Используя современные возможности коммуникации (это могут быть презентации, фотографии, видеоролик и т.д.) представьте свой имидж (внешний вид) в деловой сфере, а именно в самопрезентации, участие в деловом совещании, в вечернем ужине с деловыми партнерами.

Задание 3. Тест «Умеете ли Вы дарить подарки?»

1 Если Вам подарили относительно дорогой подарок, то должны ли дарить подарок на такую же сумму?

А) Да, иначе будешь выглядеть жадиной.

Б) Да, и даже на большую сумму.

В) Нет, надо просто найти самый лучший подарок в пределах тех средств, которые имеются в наличии.

2 Вам сделали подарок, но Вы не планировали ничего дарить этому человеку. Обязаны ли Вы делать подарок в ответ?

А) Да, и обязательно надо объяснить, почему у Вас нет ответного подарка в данный момент.

Б) Да, но извиняться и оправдываться не надо.

В) Нет, Достаточно просто выразить свою благодарность.

3 Надо ли сразу разворачивать подарок, в присутствии дарящего?

А) Обязательно.

Б) Ни в коем случае.

В) Желательно, но только в узком кругу близких друзей.

4 Можно ли дарить подарки на Рождество, Пасху, Новый год тем людям, которые эти праздники не празднуют?

А) Нет.

Б) Да, но только подарки не должны носить религиозной окраски.

5. Можно ли дарить подарки начальству на работе?

А) Не стоит, это выглядит как подхалимаж.

Б) Обязательно. Начальство это ожидает.

В) Да, но только если Вы дарите равноценные подарки и всем другим коллегам.

(Правильные ответы: 1- В; 2 - В; 3-В; 4-Б; 5 - В)

Наши рекомендации