Индивидуально-психологические факторы
Личностные и характерологические особенности часто играют ведущую роль в формировании суицидального поведения. Однако поиски связей между отдельными чертами личности и готовностью к суицидальному реагированию, как и попытки создания однозначного «психологического портрета» суицидента, не дали результатов. Решающим в плане повышения суицидального риска, вероятно, являются не конкретные характеристики личности, а степень целостности структуры личности, «сбалансированности» ее отдельных черт, а также содержание морально-нравственных установок и представлений. Повышенный риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и их недостаточной выраженностью.
Выявлен ряд предиспонирующих психолого-психиатрических факторов суицидального поведения, к которым относятся следующие:
Ø повышенная напряженность потребностей, стремление к эмоциональной близости, низкая способность к формированию психологических защитных механизмов, неумение ослабить фрустрацию;
Ø импульсивность, эксплозивность и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта;
Ø чувство вины и низкая самооценка;
Ø гипореактивный эмоциональный фон в период конфликтов, затруднение в перестройке ценностных ориентаций.
В подростковом возрасте вероятность аутоагрессивного поведения в значительной мере зависит от типа акцентуации характера. Вероятность аутоагрессивного поведения велика при следующих типах акцентуации характера (Личко, 1997, Юрьева, 1999):
Циклоидный тип. Суицидальные действия обычно совершаются в субдепрессивной фазе на высоте аффекта. Потенцирует суицид публично нанесенная обида, унижение, цепь неудач, что наталкивает подростка на мысли о собственной никчемности, ненужности, неполноценности.
Эмоционально-лабильный тип. Суицидальные действия совершаются в период острых аффективных реакций интрапунтивного типа. Суицидальное поведение аффективно, принятие решения и его исполнение осуществляется быстро, как правило, в тот же день.
Эпилептоидный тип. Суицидальные действия совершаются в период аффективных реакций, которые чаще бывают экстрапунтивными (агрессивными), но могут трансформироваться в демонстративное суицидальное поведение.
Истероидный тип. Для них характерны демонстративные и демонстративно-шантажные суицидальные попытки.
Выделяют также ряд личностных стилей суицидентов:
1. Импульсивный: внезапное принятие драматических решений при возникновении проблем и стрессовых ситуаций, трудности в словесном выражении эмоциональных переживаний.
2. Компульсивный: установка во всем достигать совершенства и успеха часто бывает излишне ригидна и при соотнесении целей и желаний с реальной жизненной ситуацией может привести к суициду.
3. Рискующий: балансирование на грани опасности («игра со смертью») является привлекательным и вызывает приятное возбуждение.
4. Регрессивный: снижение по различным причинам эффективности механизмов психологической адаптации, эмоциональная сфера характеризуется недостаточной зрелостью, инфантильностью или примитивностью.
5. Зависимый: беспомощность, безнадежность, пассивность и постоянный поиск посторонней поддержки.
6. Амбивалентный: наличие одновременного влияния двух побуждений – к жизни и смерти.
7. Отрицающий: преобладание магического мышления, в силу чего отрицается конечность самоубийства и его необратимые последствия, отрицание снижает контроль над волевыми побуждениями, что усугубляет риск.
8. Гневный: затрудняется выразить гнев в отношении значимых лиц, что заставляет испытывать неудовлетворенность собой.
9. Обвиняющий: убежден в том, что в возникающих проблемах непременно есть чья-то или собственная вина.
10. Убегающий: бегство от кризисной ситуации путем самоубийства, стремление избежать психотравмирующей ситуации.
11. Бесчувственный: притупление эмоциональных переживаний.
12. Заброшенный: переживание пустоты вокруг, грусти или глубокой скорби.
13. Творческий: восприятие самоубийства как нового и привлекательного способа выхода из неразрешимой ситуации.
К индивидуальным факторам суицидального риска следует отнести и содержание морально-эстетических норм, которыми личность руководствуется. Высокая частота суицидальных поступков наблюдается в тех социальных группа, где существующие моральные нормы допускают, оправдывают или поощряют самоубийство при определенных обстоятельствах (суицидальное поведение в молодежной субкультуре как доказательство преданности и мужества, среди определенной категории лиц по мотивам защиты чести, самоубийство престарелых лиц и больных с хроническими заболеваниями, эпидемии самоубийства среди религиозных сектантов и т.п.).
МЕДИЦИНСКИЕ ФАКТОРЫ
1. Психическое здоровье. Суициденты представлены следующими диагностическими категориями:
- психически здоровыми;
- лицами с пограничными психическими расстройствами;
- психически больными.
Психическая патология может выражаться в:
- депрессии, особенно опасен затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;
- алкогольной зависимости;
- зависимости от других психоактивных веществ;
- шизофрении;
Расстройстве личности.
Выделяют следующие варианты суицидального поведения у психически больных:
Ситуационный (психогенный), при котором суицидальные тенденции возникают в результате взаимодействия психогенных и личностных факторов, а психическое заболевание выступает в роли патоплпстического фактора.
Психотический (психопатологический), при котором суицидальные проявления обусловлены психопатологическими проявлениями болезни и реакцией на них пациента. Ситуационные факторы носят второстепенный характер и выступают в роли катализатора.
Смешанный, при котором и ситуационный и психопатологический механизмы в равной степени участвуют в формировании аутоагрессивного поведения.
2. Соматическое здоровье – наличие тяжелого хронического прогрессирующего заболевания;
- онкологические и заболевания органов кроветворения;
- сердечно-сосудистые (ИБС);
- заболевание органов дыхания (астма, туберкулез);
- врожденные и приобретенные уродства;
- потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции, бесплодие);
- ВИЧ-инфекция;
- состояние после тяжелых операций;
- состояние после трансплантации донорских органов и тканей.
ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ
В большинстве исследований указывается на увеличение самоубийств весной. По-видимому, данная закономерность не распространяется на лиц, находящихся в условиях изоляции и на лиц с тяжелыми соматическими заболеваниями. Предпринимались попытки установить зависимость частоты самоубийств от дня недели (чаще в понедельник и постепенное снижение к концу недели) и от времени суток (чаще вечером, в начале ночи и ранним утром), но данные в этом отношении противоречивы. Авторы, изучавшие зависимость между географической широтой, фазой Луны, изменением интенсивности земного магнетизма, количеством пятен на Солнце и частотой суицидальных актов, не обнаружили влияние данных фактов на суицидальное поведение.
Ряд авторов при оценке риска суицидальной попытки после парасуицида предлагают учитывать следующие факторы:
Внешние обстоятельства:
Ø Насколько суицидент был изолирован во время попытки;
Ø Насколько вероятным было вмешательство в суицидальное поведение со стороны других людей;
Ø Предпринимал ли суицидент предупреждающие меры против возможного раскрытия суицидальных намерений другими людьми;
Ø Писал ли прощальное письмо или записку;
Ø Искал ли помощи во время попытки или после;
Ø Совершал ли действия, которые, по его предположению, должны были привести к смерти.
Внутренние установки:
Ø Верил ли суицидент в то, что действительно убьет себя;
Ø Говорил ли, что хочет умереть;
Ø Насколько предумышленной была попытка;
Ø Какие чувства испытывал, обнаружив, что попытка не удалась (его спасли) – радость, сожаление, гнев.
Естественно, что суицид всегда индивидуален. Не существует единой причины или группы причин самоубийства. Однако выделяется ряд прогностических критериев, с помощью которых можно строить вероятностный прогноз в отношении суицидального риска. Все факторы разделяются на санкционирующие и лимитирующие суицидальное поведение (см. таблицу 1).
Таблица 1
Прогностические критерии суицидального риска (Юрьева, 1998)